презентация Мартин Бубер. Я» и «Ты» Мартин Бубер. Я и Ты в философии Мартина Бубера Мартьянова Дарья
Скачать 1.88 Mb.
|
«Я» и «Ты» в философии Мартина Бубера Мартьянова Дарья 1 курс реклама и связь с общественостью Краткая биография философа Мартина Бубера Один из самых известных и значимых философов 20 века Мартин Бубер родился 8 февраля 1878 года в городе Вена, умер 13 июня 1965 года в городе Иерусалим. Жил и работал в Германии, Швейцарии и Израиле, был еврейским экзистенциальным философом, теоретиком сионизма, а также близок к иудейскому религиозному анархизму. Интересный и очень странный факт, что Мартин Бубер был целых 10 раз безуспешно номинирован на Нобилевскую премию мира и 7 раз, все так же безуспешно, на Нобилевскую премию по литературе.
Центральная идея философии Бубера — фундаментальная ситуация сосуществования Я с другой личностью, существования, как «со-бытия» с другими людьми. Развивая идеи «Философии Диалога», восходящей к Марбургской школе неокантианства, Бубер много сделал для популяризации понятия «Диалог» и связанной с ним философской системы, так что он на сегодня является одним из самых известных в мире диалогистом. Основные идеи буберовского диалога изложены в книге «Я и Ты», написанной с пророческим пафосом, возможно, под влиянием Ницше. В работе Бубер противопоставляет отношение «Я — Ты» и «Я — Оно», где первое — любовный «диалог», живое межличностное отношение, а второе — повседневное утилитарное отношение, соответствующее аристотелевской логике. Бубер считал, что Я — Ты отношение возможно не только к человеку, но и, например, к дереву: в этом случае вместо биологических или физических характеристик дерева я буду иметь дело с его ценностной, духовной природой. В этом смысле Бубер сопоставлял Я—Ты отношение с полинезийским термином «мана», введённым в оборот Брониславом Малиновским, который описывал «ману» как дорелигиозное озарение при внезапном ощущении духовной силы, стоящей за тем или иным явлением. Два типа отношения, по концепции Бубера, порождают два противоположных образа мира; человек не может постоянно пребывать в состоянии Я — Ты отношения, но «тот, кто живёт лишь Оно — не человек». В работе «Два образа веры» Бубер противопоставляет греческий рациональный подход к миру, сопряжённый с визуальным восприятием, — библейскому духу, связанному с восприятием звуковым. Первый, с его точки зрения, порождает веру как уверенность в той или иной информации, второй же — веру как доверие, живое отношение. Бубер пытается показать на примере Нового Завета, как в ранней истории христианства произошёл отход от библейской веры-доверия (эмуны) к греческой вере-знанию (пистис). Будучи учеником Дильтея, Бубер со студенческих лет изучал мистические движения в разных религиях. Этот опыт «вживания» в чужой религиозный опыт оказал значительное влияние на его философское наследие. Так, Бубер посвятил много лет собиранию легенд, относящихся к еврейскому религиозному течению хасидизма, итогом чего стала книга «Хасидские предания», первый том которой был дважды переведён на русский язык. По мнению Бубера, в центре хасидизма оказывается совершенно новый литературный жанр — история, которая только и способна передать живое отношение между Я и Ты. Гершом Шолем, основатель академического исследования еврейской мистики, критиковал Бубера за игнорирование философского наследия хасидизма. Книга Мартина Бубера «Я и Ты» Я попытаюсь сделать краткий обзор основных идей книги «Я и Ты». Книга представляет собой философское эссе, состоящее из трех частей и послесловия. Бубер начинает с утверждения, что мир двойствен для человека в силу двойственности его соотнесения с ним. Мы сразу же отмечаем для себя диалектическую предпосылку, из которой исходит Бубер. Двойственность человека по отношению к миру определяется так называемыми двумя основными словами (имеются в виду основные категории мышления), которые он произносит: «Я-Ты» и «Я-Оно». Далее Бубер пишет, что двойственно не только отношение человека к миру, но и само «я» человека. Человек существует только в соотнесенности с любым из этих двух типов отношений – «Я-Ты» и «Я-Оно». 1. Отношения Я-Ты предполагают равенство Я и Ты, оба из которых являются безграничными. 2. Отношения Я-Оно, напротив, являются отношениями субъекта и объекта. Взаимодействие второго типа можно назвать приобретением опыта (или миром опыта). Взаимодействие первого типа – это собственно отношение (или мир отношения). Первый тип отношений противопоставляется второму: отношение противопоставляется опыту. Мир отношения строится в трех сферах: жизнь с природой, жизнь с людьми, жизнь с духовными сущностями. Отношения в каждой сфере обращаются к вечному Ты. В отношении Я-Ты для Я существует только Ты, которое Я не может измерить, изучить или познать. Ты целиком вовлечено в это отношение. Несколько раз в книге встречается понятие «милость» для описания отношений Я-Ты. Бубер утверждает, что Ты «встречает меня по милости», т.е. Ты должно по своему желанию установить отношение. По мнению Бубера, человек способен осознать самого себя, только когда он соотносит себя с Ты; с другой стороны, становясь Я, человек обретает способность говорить другому Ты. Личность выявляет себя, вступая в отношение с другими личностями. В отношении Я-Ты Я осознает себя не как субъект, а как субъективность (не предполагающая объект). Отношения Я-Ты – это отношение равенства. Вечное Ты можно познать только в отношениях Я-Ты («предчувствие вечности»). Слова, при помощи которых Бубер описывает отношение Я-Ты, - это предстояние, действительная жизнь (действительность, настоящее, актуальное), встреча, присутствие, длительность, взаимность, событие (событие-отношение)… Отношение Я-Ты ничем не опосредовано: в таком случае происходит «встреча». Настоящее (действительность) – это то состояние, которое Я и Ты переживают во время встречи. Это состояние в любой момент может стать актуальным. Это настоящее, «природное» единство. Мир Оно (или отношение Я-Оно) Бубер рассматривает как неизбежный и необходимый для человека, но не позволяющий ему стать настоящим Я и видеть в других вечное Ты. Это отношение использования и познания – субъектно-объектные отношение. Субъект этих отношений находится в прошлом (надо понимать, что у Бубера временные понятия имеют другое значение, чем мы привыкли думать). Прошлое – это нечто фиксированное; это мнимая «жизнь». Субъект отношения Я-Оно самообособляется от всего остального. Объект Бубер описывает при помощи следующих слов: остановка, прекращение, оторванность, самооцепенение, отделенность, отсутствие отношения, отсутствие присутствия. Мир Оно мнимый, воображаемый. Любовь возможна только между Я и Ты. Любовь противопоставляется чувствам («их имеют, а любовь приходит»). Тем не менее, отношение Я-Оно необходимо для человека, потому что оно позволяет ему ориентироваться в мире. В мире каждое Ты обречено стать Оно. Невозможно всегда жить в чистом настоящем, поэтому отношения Я-Ты всегда сменяется отношением Я-Оно, когда отношение исчерпывается. Сначала есть отношение Я-Ты, затем происходит обособление Я, а затем появляется отношение Я-Оно. Человек не может жить без Оно, но настоящий человек всегда будет стремиться к Ты. Это происходит потому, что «в начале есть отношение» (аллюзия на Ин. 1:1). Отношения Я-Ты и Я-Оно постоянно чередуются («смена латентности и актуальности»). Эта двойственность неразрешима и присуща человеку. Бубер приводит примеры из примитивной жизни (жизни дикарей). Анализ их речи демонстрирует, что в их мышлении присутствует отношение Я-Ты. Далее автор рассматривает примеры из жизни ребенка, которые демонстрируют его непосредственное отношение ко всему окружающему. Для человека изначально свойственно стремление к отношению. Прежде чем человек осознает себя, он постигает свою связь со всем существующим. Бубер говорит о «врожденном» Ты. Развитие в ребенке потребности в Ты неразрывно связано с развитием его души, с его личностным становлением. Оценка и заключение Вначале хотелось бы отметить положительные стороны работы. Вообще, меня восхитил новаторский подход Бубера к бытию человека - диалогизм. Бубер делает попытку выйти за пределы присущего западному мышлению разделения всего на субъект и объект, а также привычного понимания бытия: у Бубера бытие – это не то, что есть, а то, что происходит. Диалогический подход к бытию человека налагает на него огромную ответственность за этот мир. Человек должен стремиться говорить «Ты» этому миру вместо того, чтобы его эксплуатировать. Философ также уместно критикует «религии погружения» - пантеистическое мировоззрение, не способное выйти за пределы «Я». Тем не менее, при чтении и изучении книги у меня возникает ряд вопросов, которые остаются без ответа: 1) Если Ты встречает Я только по милости, то как тогда возможно обрести отношение Я-Ты? 2) Человек - мера всех вещей. Даже Бог нуждается в человеке, хотя и человек нуждается в нем, чтобы существовать. Тогда можно ли говорить о существовании Бога вообще? 3) Что такое эти «духовные сущности»? Заметьте: Бубер относит сюда не только Бога, но и философские системы, а также «произведения человеческого духа», которые рождаются в человеке и используют его, чтобы найти свое выражение. 4) Под сомнение можно поставить саму исходную предпосылку - двойственность отношения человека к миру, а также противопоставление отношения (Я-Ты) опыту и познанию (Я-Оно). 5) Непонятно, чем отличаются отношения между людьми от других типов отношений (с природой или духовными сущностями)? 6) У меня возникает вопрос: какое философское влияние и в какой степени испытала диалогическая философия Бубера (Кант, экзистенциализм (Кьеркегор) и др.)? В заключение хотелось бы сказать, что, несмотря на колоссальные усилия, приложенные к исследованию этой сложной книги, изучение книги Бубера «Я и Ты» было для меня очень полезным. Оно заставило меня по-другому взглянуть на человека и весь мир, а также задуматься над фундаментальными философскими вопросами, касающимися природы человека и Бога. Также, надеюсь, это поможет мне больше понимать богословие Карла Барта, опирающегося на некоторые ключевые понятия и идеи Бубера. Список литературы
|