Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Вторая усобица на Руси

  • 3. Правление Ярослава Мудрого

  • 4. Внутреннее устройство Руси при Ярославе

  • 5.Культура Киевской Руси при Ярославе Мудром.

  • 6.Ярослав Мудрый и Ингигерда.

  • 7.«Русская Правда».

  • 8. Заключение

  • 9.Список литературы

  • правлшение ярослава мудрого. "Ярослав Мудрый великий киевский князь "


    Скачать 54.66 Kb.
    Название"Ярослав Мудрый великий киевский князь "
    Анкорправлшение ярослава мудрого
    Дата12.09.2021
    Размер54.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла4_-Pravlenie-Yaroslava-Mudrogo.docx
    ТипРеферат
    #231576

    Майкопский Государственный Технологический Университет

    Лечебный факультет

    Кафедра истории государства и права

    Реферат по учебной дисциплине ”История России”

    на тему: ”Ярослав Мудрый- великий киевский князь ”.

    : Выполнила студентка 1 курса

    Группы ЛД-103

    Агержанокова Алина Анзоровна

    Проверила:

    Чунтыжева Римма Владимировна

    Майкоп 2021 год.

    План:

    1.Введение.

    2.Вторая усобица на Руси.

    3.Правление Ярослава Мудрого.

    4.Внутреннее устройство Руси при Ярославе.

    5. Культура Киевской Руси при Ярославе Мудром.

    6. Ярослав Мудрый и Ингигерда.

    7. «Русская правда».

    8.Заключение.

    9.Список литературы.

    1.Введение

    Восхождение Ярослава Мудрого на великокняжеский престол началось с борьбы за власть с братом – Святополком. В тот момент Ярослав проявил себя как смелый и решительный воевода. Он собрал сорокатысячную армию и двинулся на Киев. Святополк, собрав в Киеве дружину, выступил ему на встречу. Тогда, не далеко от города Любеча, произошло сражение, в котором Ярослав победил. Святополк бежал в Польшу. Но вскоре Святополк вернулся и при поддержке польского войска отвоевал Киев, а Ярослав был вынужден вернуться в Новгород. Решающее сражение между братьями произошло в 1018 году на реке Альта, в результате которого Ярослав одержал победу, а в 1019 году окончательно соединив новгородскую и киевскую земли, стал на долгие годы на русской земле великим князем.

    Фактически Ярослав к власти пришел, будучи язычником. Конечно, в храбрости Ярослава Мудрого никто не сомневается, но именно язычество позволило ему собрать такую многочисленную армию, основой которой были варяги и иметь такой авторитет на новгородской земле. Будь он приверженцем христианства, он бы не смог организовать походы на Киев и взять его.

    Подробнее, о событиях, происходящих во время борьбы за власть после смерти великого князя Владимира I и о расцвете русского государства при Ярославе, описывается в следующих частях моего реферата.

    2. Вторая усобица на Руси

    Очередная борьба за власть на Руси началась с того момента, когда великий князь Владимир серьезно заболел. В это время старший сын Владимира, Ярослав, правивший тогда новгородской землей, отказался платить Киеву ежегодную дань. Такое решение, по всей видимости, он принял после народного собрания в Новгороде, где его поддерживала варяжская дружина и новгородские купцы.

    Узнав о том, что Ярослав отказывается платить дань, Владимир, распорядился организовать военный поход на Новгород. В то же время, на юго-востоке, Русь атаковали печенежские племена, из-за чего, Владимир, принял решение направить, для защиты юго-восточных границ государства, часть своего войска, во главе с Борисом.

    В 1015 г. Владимир Святославич умер и поход на Новгород был прерван. Приемником престола, по традиции, должен был стать старший сын великого князя, Ярослав, но Владимир распорядился о том, чтобы престол унаследовал его младший сын от византийской принцессы, Борис.

    Во время смерти Владимира, рядом с ним находился его приемный сын Святополк, который и привез Владимира в Киев. Таким образом, Святополк, пытался взять правление государством в свои руки, но для этого ему было необходимо устранить Бориса.

    В то время, когда Борис бродил со своим войском по степи в поисках печенегов, его сторонники в Киеве отправили к нему гонцов, чтобы те рассказали о замысле Святополка, который планировал убить Бориса. В итоге гонцы вовремя нашли Бориса вблизи реки Альта и поведали ему намерения Святополка. Окружавшая тогда Бориса, дружина уговаривала его атаковать Киев, но Борис отказался, в результате чего, дружина покинула его, оставив лишь с небольшой охраной. В этот момент к реке Альта уже прибыли наемные убийцы, посланные Святополком. Они напали на Бориса ночью, заколов его копьями через шатер, в котором он спал, наемники думали, что убили Бориса, но в Вышгороде они обнаружили, что он ещё дышал, и добили его. Так, Святополк, расправился со своим основным конкурентом.

    Но оставался ещё один прямой наследник Глеб. Он тоже был рожден в браке, Владимира с византийской принцессой. Святополк пошел на хитрость, он отправил Глебу весть о том, что Владимир, якобы, сильно болен, и тот должен не медленно приехать из Мурома. Глеб поверил ему и сопровожденный небольшой дружиной отправился в Киев. На полпути он узнал, что Владимир уже мертв, а Борис убит наемными убийцами Святополка, тогда он пристал к берегу, для того, чтобы обдумать дальнейший план действий, но в этот момент его застигли убийцы Святополка, которые, не медля не секунды, расправились с Глебом.

    Таким образом, основные претенденты на пост главы государства были устранены. Также, Святополк, расправился и с ещё одним своим братом Святославом, который на тот момент правил древлянами.

    Из-за излишней жестокости Святополк получил прозвище Окаянный. А мученики Борис и Глеб в XI в. были канонизированы православной церковью и стали первыми русскими святыми.

    Теперь, когда Святополк окончательно утвердился на киевском престоле, борьба за власть у него могла возникнуть только с Ярославом, который на тот момент собрал сорокатысячную армию в Новгороде и двигался на Киев. Святополк, в свою очередь, заручившись поддержкой киевской дружины и нанятой им печенежской конницы, двинулся навстречу Ярославу. Важное сражение между ними произошло зимой 1016 г. не далеко от города Любеча на Днепре. Тогда Ярослав одержал полную победу над киевским войском, а Святополк бежал в Польшу.

    Когда Ярослав занял Киев в 1017 г., Святополк Окаянный, вернулся из Польши, но уже не один. Его сопровождал тесть, польский король Болеслав I со своим войском. Тогда состоялось сражение возле реки Буг, в котором, Ярослав, потерпел поражение и бежал в Новгород. Святополк с поляками заняли Киев.

    В дальнейшем, поляки начали издеваться над жителями Киева и грабить их дома, что привело к восстанию местных жителей. Под действием местного населения Болеслав I и его войско вынуждены были покинуть Киев, захватив в плен большое количество местных жителей. В плену оказалась и сестра Ярослава Владимировича, которая неоднократно помогала ему в борьбе за власть.

    В это время, Ярослав, при поддержке новгородской знати собрал новое войско и двигался на Киев. Святополк, в свою очередь, понимая, что жители Киева не поддержат его в борьбе с Ярославом из-за издевательств поляков над местным населением, бежал к печенегам.

    Решающее сражение между Ярославом и Святополком состоялось в 1018 г. на реке Альта. В результате этой битвы, Святополк, потерпел поражение и бежал в Польшу, где и умер.

    Таким образом, закончилась вторая усобица на Руси, а северная и южная её части были вновь воссоединены.

    3. Правление Ярослава Мудрого

    В 1019 г. когда Ярослав объединил Киевскую и Новгородскую земли, Полоцкая земля отказалась подчиниться Ярославу. Полоцкий князь объявил мятеж, который вскоре был подавлен войском государя. Также, Ярославу, отказался подчиниться и Мстислав, который на тот момент находился на Таманском полуострове и правил Тмутараканским княжеством.

    Решающее сражение между Ярославом и Мстиславом произошло вблизи Чернигова в 1024 г., в результате которого Ярослав, потерпев поражение, бежал с поля боя в Новгород. Тмутараканский князь, в свою очередь, не претендовал на Киев, он взял лишь себе Черниговскую землю. А в Киеве правили Ярославские сподвижники. Спустя два года, Ярослав, собрав новое войско в Новгороде, вернулся в Киев. Тогда Мстислав и Ярослав не стали противоборствовать друг другу и заключили мир. Этот мир продлился довольно-таки долго и лишь в 1036 г. после смерти Мстислава, Черниговская и Тмутараканская земли отошли Ярославу. В итоге все русские земли были собраны в единое государство.

    Как и его предшественники Ярослав стремился к укреплению государства, поэтому в наиболее важных регионах посадил править своих сыновей. В Новгороде сначала правил его старший сын Владимир, а после его смерти наместником стал Изяслав. В Чернигове правил Святослав, а в Переяславле Всеволод. Для укрепления авторитета на международной арене сыновья Ярослава взяли в жены дочерей польского короля Мешко II, византийского императора Константина Мономаха и немецкого графа. А дочери Ярослава стали королевами Венгрии, Норвегии и Дании, Франции.

    Также Ярославом осуществлялись и военные походы. В 1036 году русскую землю вновь атаковали печенеги. Государь, собрав рать, дал им отпор, в результате которого печенеги потерпели сильнейшее поражение и с 1036 года их набеги уже не были так сильны, как раньше. В честь этого знаменательного события в 1037 году Ярославом на месте сражения был заложен собор Святой Софии. Этот собор являлся не только религиозным центром Руси, он был ещё и культурным центром. Считается, что в этом году начал создаваться первый летописный свод, а также первый свод законов “Русская правда”, правда на этот счет между исследователями возникает немало споров. Определить точную дату возникновения этих документов не просто, так как очевидно, что они писались и разрабатывались в течение длительного времени.

    При Ярославе Мудром границы Руси были расширены на Прибалтике, тем самым, Великий князь, хотел обеспечить выход к Балтийскому морю, что позволило бы укрепить положение государства на северо-западном направлении.

    В 1043 г., спустя много лет мирного существования Руси и Византии, между ними вновь возник военный конфликт, из-за того, что в столице Византийской империи были убиты русские купцы. Тогда Ярослав поручил своему старшему сыну Владимиру собрать войско и атаковать Константинополь. По пути в Константинополь русский флот попал в бурю. Часть русских кораблей потерпело крушение, остальная часть решила вернуться обратно. По пути домой русские ладьи были атакованы византийским флотом. Русский флот дал решительный отпор византийцам и продолжил свой путь на родину. В то же время, высаженная на берег русская дружина, попала в окружение византийской армии в результате чего, была полностью разбита. В итоге военный поход русской армии провалился. Но в 1046 году между Русью и Византией был заключен мирный договор, который был подкреплен свадьбой между Всеволодом, сыном Ярослава, и византийской принцессой. В этом браке был рожден сын Владимир, которого в дальнейшем народ станет называть Владимиром Мономахом.

    Спустя год, после рождения Владимира, в 1054 году Ярослав на 76-м году жизни скончался, оставшись на долгое время в сердцах простых людей мудрым и талантливым руководителем.

    4. Внутреннее устройство Руси при Ярославе

    Как известно, Ярослав, был очень набожным человеком, это не могло не отразиться на внутреннем устройстве Руси. Он часто имел отношение к строительству церквей, монастырей, православных школ.

    Ярославом был заложен монастырь святых Георгия и Ирины, которые в православной церкви являлись покровителями государя и его жены. Также под Киевом был построен Печерский монастырь. Одним из основателей которого являлся священник Иларион. С этим именем, на Руси, связано очень много различных рукописей, в которых Иларион, как правило, прославлял великих князей Владимира I и Ярослава Мудрого. Также в своих летописных сводах он много писал о значении Руси на мировой арене, часто сравнивая Русь с другими авторитетными государствами такими, как Римская и Византийская империи. Также Иларион принимал участие в написании церковного устава, который способствовал укреплению семейных отношений и государства в целом. В дальнейшем, его последователями стали Иаков Мних и известный по “Повести временных лет” летописец Нестор.

    С ростом авторитета Ярослава росло и его окружение. В то время государственная власть выглядела следующим образом. Во главе государства находился великий князь. Племенные княжения управлялись уже не мужами, а боярами. Бояре входили в старейшую дружину, она являлась наивысшей властью после великого князя. В крупных городах сидели бояре-посадники. Старейшая дружина выполняла, как правило, наиважнейшие поручения государя. В неё входили люди, которые на протяжении многих лет проявляли себя либо как талантливые полководцы, либо как опытные наместники. Также в эту дружину входило много родственников великого князя и представителей духовенства. Существовала также младшая дружина в неё входили люди молодого возраста и с меньшим жизненным опытом, соответственно и поручения они выполняли менее ответственные. У государя были и собственные слуги, которые подчинялись только ему. Все это окружение было похоже уже на слаженный механизм, в котором каждый выполнял свою функцию. Но в тоже время существовали старые порядки, например: в городах при решении важных вопросов по-прежнему собиралось вече. Не существовало также и четкого механизма передачи власти. Но все же управление государством в XI в. осуществлялось не так, как ранее.

    В XI в. основным источником дохода по-прежнему являлась земля. Власть киевского князя в основном опиралась на её верхи, к которым относились: бояре, церковные служители, купцы, воеводы. Для того чтобы не потерять контроль над государством, великому князю приходилось верхушку власти наделять различными привилегиями. Одной из таких привилегий было наделение боярина земельным участком. Тот, в свою очередь, нанимал свободных крестьян, которые трудились на его участке и с продажи натуральных продуктов, полученных в результате использования земли, обогащался. В дальнейшем, у владельцев земли появилась ещё одна привилегия. Они получили право судить на подвластной им территории. В результате чего, на землях представителей верховной власти трудились не только свободные крестьяне. Так как у некоторых свободных крестьян из-за не урожая или по каким-либо другим причинам разорялись хозяйства, им приходилось брать в долг у своего господина или заключать договор о выполнении определенных работ на его земле. Такие люди назывались “рядовичами”, так как заключали с хозяином “ряд” – договор, или “закупами”, так как брали у хозяина “купу” – долг. Если они не отдавали долг, или не выполняли какие-либо условия договора, то они фактически начинали принадлежать своему господину и становились холопами. Холопами в то время становилась все большая и большая часть населения. Основную их часть составляли проворовавшиеся и нарушившие договор “рядовичи” и “закупы”, дети холопов, а также пленники. Холопы по своей сути были чем-то похожи на рабов, но у них в отличие от рабов были хоть какие-то права. Они могли свидетельствовать в суде. Убийство холопа наказывалось правосудием.

    С развитием земледелия, развивались и ремесла, появлялись небольшие производства, соответственно и населенные пункты тоже расширялись. Там, где находились значительные религиозные, административные центры и проходили важные торговые пути, образовывались крупные города. Такие города, как правило, имели важное военно-стратегическое значение. К ним можно отнести Киев, Новгород, Суздаль, Чернигов, Смоленск. В крупные города приезжало очень много купцов и мелких торговцев, которые продавали товары со всего света. В торговле среди купцов важную роль играли армяне и евреи. Они, имея тесные связи с родственниками, проживающими в других странах, активно обменивались товаром, что способствовало получению ими крупной прибыли. На рынках в то время уже в обороте ходили деньги. Это были серебряные гривны и куны, также активно использовалась и иностранная валюта.

    С развитием торговли, развивалась и армия, она уже стала более профессиональной. В её состав входили обученные воины. У каждого князя имелась своя дружина, которая помогала ему поддерживать порядок на его территории. Дружина великого князя насчитывала от 500 до 800 воинов. Она являлась основой всей армии на Руси. Также в случае возникновения опасности государству или всему населению образовывались полки. В их состав входили крестьяне и ремесленники. Полком командовал тысяцкий, а полк делился на сотни и десятки, которыми управляли сотские и десятские. В некоторых случаях нанимались войска из других стран, но в бою, как правило, они первыми покидали место сражения.

    Русь, при Ярославе Мудром, стала поистине великим и могучим государством.
    5.Культура Киевской Руси при Ярославе Мудром.

    Золотым веком древнерусской культуры киевского периода является время княжения Ярослава Мудрого. Именно его стараниями бы возведен на киевскую кафедру митрополит Иларион. Ярослав организовал перевод и переписку книг, создавая тем самым при киевском Софийском соборе первую русскую библиотеку. Большое внимание князь уделял развитию православия на Руси. При нем были канонизированы первые русские святые – князья братья Борис и Глеб, погибшие во время усобицы, разгоревшейся в годы молодости Ярослава, когда шла борьба за княжеский престол (1015 г.). Культ святых Бориса и Глеба активно пропагандировался и имел важное политическое значение для своего времени: по мнению академика Д. С. Лихачева, он призван был укрепить единство Руси. Кроме того, культ способствовал возвеличиванию и самого Ярослава, т. к. он приходился братом «невинно убиенным» князьям и выступал как мститель за них. С подачи и под покровительством Ярослава Мудрого было создано «Сказание о Борисе и Глебе», являющееся, по существу, житием святых князей. В «Сказании» воплотились представления о святости братских уз, о ценности братолюбия, весьма распространенные в общественном сознании Древней Руси. В княжение Ярослава недалеко от Киева возникает Киево-Печерский монастырь, на долгое время ставший одним из главных духовных и культурных центров Русской земли. Замечательным произведением древнерусской литературы является житие св. Феодосия Печерского, одного из первых и самых почитаемых игуменов, составленное в монастыре в конце XI в. Сам Феодосий тоже оставил след в литературе. Им были написаны многочисленные «Слова» богословского содержания: о смирении, о любви и посте, о душевной пользе и т. д. Одна из характерных черт культуры Древней Руси – большой интерес к истории. В исторический контекст так или иначе вписывались сюжеты почти всех литературных произведений. Большой популярностью на Руси пользовались переведенные с греческого исторические сочинения: Хроника Георгия Амартола, Хроника Иоанна Малалы и др., на основании которых в XI в. составляются своды всемирной истории, получившие названия хронографов. Записи исторического характера велись и на Руси. Предположительно самая первая летопись (т. н. Древнейший свод) была создана уже в конце Х – начале XI в. За ней последовало еще несколько летописных сводов: Никоновский свод 1073 г. и Начальный свод 1095, ставший предтечей знаменитой Повести временных лет (1113 г.). Значительная доля исторической информации сохранялась в устных преданиях, часть из которых затем использовалась летописцами, а часть вошла в фольклорную традицию, став основой формирования русского героического эпоса – былин. Бурный расцвет литературы при Ярославе во многом был обусловлен распространением грамотности не только среди верхов, но и в широких массах общества. Начало этому было заложено еще князем Владимиром, который после принятия христианства начал «поимати» детей у «нарочитой чади» (знати) и насильно отдавать «на ученье книжное». Ярослав в 1037 г. специально выделил некоторую сумму из своих доходов для священников с тем чтобы они обучали людей грамоте и письму. О широком распространении грамотности свидетельствуют найденные при археологических раскопках берестяные грамоты, содержащие записи самого разного бытового содержания. Книжное дело, традиции которого были заложены при Ярославе, продолжали развиваться и во II половине XI в. Древнейшей русской рукописью, сохранившейся до наших дней, считается Евангелие, созданное в 1056 г. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира. Настоящим шедевром является Изборник Святослава 1073 г. Это сборник переводных нравоучительных рассуждений, написанный на больших листах пергамента и богато украшенный. Производство книг в те времена было очень трудоемко, книги считались большой ценностью. Больших высот достигла в Х–XI вв. архитектура. Ее развитие также неразрывно связано с распространением христианства. До принятия православия все постройки в древнерусских городах возводились из дерева. Вместе с новой религией на Русь пришла каменная архитектура. Строительство было обусловлено нуждами церкви – строились прежде всего храмы. Самая первая кирпичная церковь Покрова Богородицы (Десятинная) была заложена князем Владимиром сразу после возвращения из Корсуни в 989 г. На Руси получил распространение так называемый крестово-купольный тип храма. Модель эта пришла на Русь из Византии. Крестово-купольными храмы этого типа называли потому, что центральные (поперечный и продольный) своды храма, перекрещиваясь, образовывали крест, увенчанный куполом. Изнутри своды и купол поддерживались четырьмя колоннами. Еще вчера языческая, а ныне соперничающая с самой Византией в вопросах веры Русь остро нуждалась в монументальном подтверждении своего высокого статуса. Архитектурным убранством Киев стремился подражать Константинополю-Царьграду. При Ярославе Мудром по всей Руси разворачивается обширное храмовое и гражданское строительство. Для ведения работ приглашаются лучшие константинопольские мастера. В Киеве возводится величественный Софийский собор (1037 г.). Отличительной чертой храмов, строившихся на Руси, было многоглавие, Софию киевскую венчали 13 куполов. Вслед за Киевом своими соборами обзавелись Новгород и Полоцк. По-видимому, строила эти соборы та же самая артель, которая возвела собор в Киеве: в них много сходных черт. Все три собора освящены в честь св. Софии. Название такое было выбрано не случайно – главный городской храм Константинополя тоже Софийский. В Киеве, помимо храмов, строятся новые городские стены с башнями, одна из которых, носившая название «Золотые ворота» (опять же по примеру Константинополя), служила торжественным въездом в город. Храмы украшались мозаиками и фресками. Византийская живописная традиция так называемого комниновского периода (получившего свое название по правящей в Константинополе династии Комнинов), пришедшая на Русь вместе с христианством и храмовым строительством, отличалась одухотворенностью и строгой каноничностью. Художественная система, созданная в Византии, наиболее четко соответствовала средневековому мировосприятию. Статичные, плоскостные, но при этом чрезвычайно выразительные образы призваны были воплотить идею превосходства духа над плотью. Прекрасные мозаики сохранились в центральных помещениях киевского Софийского собора. Новгородская София была расписана фресками. Считается, что в создании фресок могли принимать участие и русские мастера. В целом, несмотря на большое влияние Византии, русская культура уже с первых шагов своего развития обнаруживает заметные черты своеобразия, это проявилось и двоеверии – причудливом сплаве, который образовало греческое православие и славянское язычество, и в многоглавии первых русских соборов, и в эпосе, и в самом строе повседневной жизни, оставшемся неизменным у подавляющего большинства населения. Глубокие традиции древней славянской культуры, питавшей своими корнями зарождавшуюся культуру русскую, позволяли творчески преобразовывать перенимаемые у соседей достижения, закладывая тем самым основу будущего развития

    Таким образом, можно сделать вывод, что в целом правление Ярослава Мудрого обусловило подъём Киевской Руси. По сути, период его правления был «пиком» её развития, когда Русь стала одним из сильнейших мировых государств, и её «приняли» в Византии, Франции, скандинавских странах, и многих странах Европы. В период правления Ярослава Мудрого на Руси окончательно укрепилось христианство. Великий князь способствовал развитию культуры и образования. Можно было-бы ещё долго перечислять «моменты» правления Ярослава, положительно влиявшие на Киевскую Русь, но тем не менее, через некоторое время, после его кончины, начинается постепенный упадок Киевской Руси. Это связано с постоянными междоусобицами, несовершенством аппарата власти, и многим другим. И всё же, с уверенностью можно сказать, что Ярослав Мудрый был одним из величайших мировых правителей.

    6.Ярослав Мудрый и Ингигерда.

    О браке Ярослава Мудрого и Ингигерд, дочери шведского конунга Олава Эйрикссона (правившего с 995 по 1022 год) и, вероятно, вендки Астрид, говорится в значительном числе древнескандинавских источников конца XII – первой трети XIII века: в «Истории о древних норвежских королях» монаха, в «Обзоре саг о норвежских конунгах», в «Легендарной саге об Олаве Святом», в «Гнилой коже», в «Отдельной саге об Олаве Святом» и в «Круге земном» Снорри Стурлусона, в «Саге о Кнютлингах, в исландских анналах, а также в хронике бременского каноника Адама Бременского. От источника к источнику этот мотив обрастает подробностями. Если монах Теодрик сообщает лишь, что Ярицлав «женился на Ингигерте, к которой … сам [Олав] сватался, но не смог взять в жёны», не раскрывая причин, по которым брак не состоялся, то автор «Обзора» уже достаточно лаконично формулирует ту версию, которая будет позднее пространно изложена Снорри Стурлусоном: Ингигерд «была раньше обещана» Олаву Харальдссону, но «нарушил её отец те обещания по причине гнева». Вопреки заключённому ранее договору, Олав Шведский (Шётконунг) выдал Ингигерд «за Ярицлава, конунга Аустрвега». Наиболее полно история брака Ярослава и Ингигерд излагается Снорри Стурлусоном. Сватовство Ярослава, согласно саге, было начато летом или осенью 1018 года. Следующей весной приехали в Швецию послы конунга Ярицлейва с целью проверить то обещание, которое конунг Олав дал предыдущим летом: отдать Ингигерд, свою дочь, за конунга Ярицлейва. Конунг Олав повёл разговор с Ингигерд и говорит, что таково его желание, чтобы она вышла замуж за конунга Ярицлейва. Она отвечает: «Если я выйду замуж за конунга Ярицлейва, то хочу я в свадебный дар себе Альдейгьюборг (Ладогу) и то ярлство, которое к нему относится». Послы согласились на это от имени своего конунга. Тогда сказала Ингигерд: «Если я поеду на восток в Гардарики, тогда я хочу выбрать в Швеции того человека, который, как мне думается, всего больше подходит для того, чтобы поехать со мной. Я также хочу поставить условием, чтобы он там на востоке имел не ниже титул и ничуть не меньше прав и почёта, чем он имеет здесь». На это согласился конунг, а также и послы. Конунг поклялся в этом своей верой, и послы тоже. Ингигерд выбрала себе в провожатые своего родича ярла Рёгнвальда Ульвссона. Поехали они все вместе летом на восток в Гардарики. Тогда вышла Ингигерд замуж за конунга Ярицлейва. Княгиня Ингигерд дала ярлу Рёгнвальду Альдейгьюборг и то ярлство, которое к нему принадлежало; Рёгнвальд был там ярлом долго, и был он известным человеком. Брак Ярослава и Ингигерд был заключён в 1019 году: эту дату называют исландские анналы («1019. Конунг Олав Святой женился на Астрид, дочери конунга Олава Шведского, а конунг Ярицлейв в Хольмгарде – на Ингигерд»), она же восстанавливается и по хронологии «Круга земного». По поводу сватовства Ярослава к шведской принцессе Ингигерд в научной литературе высказывалось предположение, что одной из причин, побудивших его заключить союз с Олавом Шведским, был военный поход по Восточному пути, совершённый ярлом Свейном Хаконарсоном в 1015 году. Ярослав якобы шёл на этот брак для предотвращения возможных в дальнейшем агрессивных действий, которые, как и раньше (нападение на Ладогу ярла Эйрика Хаконарсона в 997 году), предпринимались если не самим Олавом, то покровительствуемыми им его друзьями и гостями. Отмечая нестабильную обстановку в южном Приладожье на рубеже X-XI веков, отрицательно сказывавшуюся как на состоянии международной торговли, так и на безопасности Новгорода, исследователи также охарактеризовали брак между Ярославом Мудрым и Ингигерд как попытку устранения нестабильности. Ладожское ярлство в результате превратилось в своеобразную буферную зону между Скандинавией и Русью: став владением шведки Ингигерд, эта область оказалась защищённой от нападений шведов, а, будучи передана ярлу Рёгнвальду, другу Олава Норвежского, – и от нападений норвежцев. Мне представляется, что причина здесь гораздо глубже. Период с 1018 по середину 1020-х годов в целом отмечен усилением русско-шведских, равно как и русско-датских, связей, вызванным желанием Ярослава создать антипольскую коалицию в процессе борьбы за киевский стол. Именно как следствие этой политики и стоит рассматривать сватовство Ярослава к дочери Олава Шведского и последующую женитьбу на ней. Передача Ладоги знатному скандинаву в начале XI века не фиксируется никакими другими источниками, кроме «Саги об Олаве Святом» Снорри Стурлусона (во всех её вариантах) и «Пряди об Эймунде». Тем не менее большинство исследователей признаёт достоверность присутствия в Ладоге в означенное время скандинавского правителя. Вероятно, причина такого единодушия кроется в том, что «сведения саг о Ладоге сходятся с нашей летописью в том, что в этом городе с примыкающей к нему территорией нет своего князя, в противоположность Новгороду, Полоцку и другим». В древнерусских источниках сведений о жене Ярослава Владимировича совсем мало. Имя её мы встречаем в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона (1040-е годы), где будущий митрополит обращается к покойному князю Владимиру со словами: «Виждь и благоверную сноху твою Ерину (т.е. Ирину. – Т.Д.)» [Цит. по: Молдован 1984: 98]. Ингигерд иногда отождествляют с Анной, поскольку, согласно поздней новгородской традиции, так звалась жена Ярослава и мать Владимира. Но это мнение ошибочно (подробнее см.: [Назаренко 1993 б: 193-196]). Подтверждением того факта, что жена Ярослава Ингигерд получила на Руси имя Ирина, служит летописное сообщение 1037 года об основании Ярославом Мудрым монастырей св. Георгия и св. Ирины, ибо, как известно, Георгием назывался в крещении сам Ярослав, а Ириной могла стать в православном крещении скандинавская принцесса. Единственное, что ещё известно об Ингигерд – это дата её смерти. В «Повести временных лет» под 1050/1051 годом сообщается: «Преставися жена Ярославля княгини». Дети Ярослава Мудрого и Ингигерд. Как говорит Снорри, «их сыновьями были Вальдамар, Виссивальд, Хольти Смелый». Вальдамар Ярицлейвссон и Виссивальд Ярицлейвссон могут быть отождествлены с сыновьями Ярослава Мудрого – Владимиром (1020-1052 гг., князь новгородский 1036 – 4 окт. 1052 г.) и Всеволодом (1030-1093 гг., великий князь киевский в 1077, 1078-1093 гг.). Впрочем, информация о конунге Вальдамаре в сагах противоречива: с одной стороны, он – сын Ярицлейва, т.е. Владимир Ярославич, но с другой стороны, он – отец Харальда/Мстислава, т.е. Владимир Всеволодович Мономах (р. в 1053 г., великий князь киевский в 1113-1125 гг.). В большинстве своём саги считают Владимира Мономаха сыном Ярослава Мудрого. «Глухое» упоминание в сагах имени Хольти Смелого, сына Ярицлейва, ведёт к множественности толкований его у историков: в нём видели и Илью, и Изяслава, и Святослава; Е.А.Рыдзевская утверждала, что Хольти, «судя по некоторым дан­ным, – тот же Всеволод». Действительно, в редакции «Саги об Олаве Трюггвасоне» монаха Одда о конунге Вальдамаре (Владимире Святославиче) говорится, что «этот Вальдамар был отцом Ярицлейва, отца Хольти, отца Вальдамара, отца Харальда, отца Ингибьёрг, матери Вальдамара, конунга данов». Помимо того, что в этом известии одной из самых ранних саг открывается русское имя Хольти, сына Ярицлейва, ибо им может быть только Всеволод Ярославич, отец Владимира Мономаха, только здесь Владимир Ярославич и Владимир Всеволодович Мономах не слились в одно лицо, как во всех прочих сагах. В приведённой выше схеме контаминированы сведения различных саг, а потому в ней присутствуют и Виссивальд (Всеволод), и Хольти (Всеволод), и Вальдамар, сын Ярицлейва (Владимир Ярославич), и Вальдамар – его внук (Владимир Всеволодович).

    7.«Русская Правда».

    Общая характеристика «Русской Правды». Кроме всего прочего Ярослав Мудрый также знаменит издание своей «Русской Правды». «Русская Правда» - сборник норм древнего права, составленный преимущественно в 11 – 12 вв. Вопрос о её происхождении, а также о времени составления наиболее ранней части «Русской Правды» является спорным. Некоторые историки относят его даже к 7в. Однако большинство исследователей связывают древнейшую часть «Русской Правды» с именем Ярослав Мудрого, и местом её издания называют Новгород. Начальный текст этого документа до нас не дошел. В ходе истории текст «Русской Правды» неоднократно изменялся и дополнялся. Так, например, известно, что сыновья Ярослав, (во второй половине 11в.), дополнили и изменили текст «Русской Правды», назвав её «Правдой Ярославичей». На сегодняшний день известно 106 списков «Русской Правды», составленных в 13 – 17 вв. Преимущественно Русскую Правду принято разделять на три редакции – Краткую, Расширенную, и Сокращенную, отображающие определённые этапы развития общественных отношений в Киевском государстве. Основные положения Русской Правды. Преступление и наказание по «Русской Правде». Современная наука уголовного права под термином «преступление» понимает общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, совершённое виновно (т.е. с умыслом или по неосторожности) лицом вменяемым, достигшим возраста уголовной ответственности. А что же понималось под этим термином в далёкий период создания Русской Правды? С введением на Руси христианства, под влиянием новой морали происходит замена языческих понятий о преступлении и наказании. В сфере уголовного права Древней Руси проявляется частный характер древних христианско-византийских правовых норм, основанных на римском частном праве. Наиболее ясно такая замена выражается в княжеских уставах и в Русской Правде, где любое преступление определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», т.е. причинение материального, физического или морального вреда какому-либо лицу или группе лиц. За эту обиду виновный должен был выплатить определённую компенсацию. Таким образом, уголовное правонарушение не отличалось в законе от гражданско-правового. Виды преступлений и соответствующих им наказаний по «Русской Правде»: 1.Кровная месть. Замена языческих понятий о преступлении и наказании новыми понятиями особенно ясно выражается в законодательстве, определяющем наказание за убийство и в постепенном преобразовании института кровной мести. Так, например, по договору с греками 911 года каждый мог безнаказанно умертвить убийцу на месте преступления. Договор 945 года даёт право жизни убийцы родственникам убитого, независимо от степени родства. «Русская Правда», в свою очередь, ограничивает круг мстителей двумя степенями ближайших родственников убитого (отец, сын, братья, племянники). И, наконец, «Правда Ярославичей» совсем исключает из своего состава кровную месть, запретив убивать убийцу кому бы то ни было, дозволяя родственникам убитого пользоваться определённой денежной компенсацией со стороны убийцы. Таким образом, расширяется право государства на личность и имущество преступника. В литературе возникает много споров о правовом основании кровной мести. Являлась ли она досудебной или же послесудебной расправой? Прямого ответа на этот вопрос Русская Правда не даёт. Исторически кровная месть сложилась как обязанность рода потерпевшего расправиться с преступником. Но процесс феодализации Древнерусского государства, увеличение роли князя и княжеского суда внесли значительные изменения в применение обычая кровной мести. Какое-то время княжеский суд сосуществует с общинным, но постепенно, благодаря усилению феодальных отношений, княжеский суд занимает ведущее положение, оттесняя суд общинный на второй план. Таким образом, становится возможным вмешательство князя в обычай кровной мести, у убийцы появляется возможность выкупать себя при посредничестве князя (хотя, без сомнения, он и раньше мог договориться с родственниками убитого). В это время выделяется особая категория лиц, оторванных от своей общины (купцы, изгои), а также многочисленные княжеские дружинники и слуги (гридни, ябетники, мечники, огнищане и др.), нуждавшиеся в особой княжеской защите, т.к. , по различным причинам порвав с общиной, они лишились в её лице защитника. Теперь их новым защитником должен был стать князь, поэтому они были заинтересованы в укреплении княжеской власти. В свою очередь, сдерживая самосуд общины, князь вводил свою меру наказания - виру, т.е. денежный штраф в размере 40 гривен, уплачиваемый за убийство в княжескую казну. Также Русской Правде известен институт дикой или повальной виры (в размере 80 гривен), налагаемой за убийство княжеских служащих. Например, упоминается штраф в 80 гривен за убийство огнищанина, княжеского тиуна или конюха. Несомненно, древний обычай кровной мести не устраивал ни князя, заинтересованного в ослаблении общинных судов, мешавших централизации власти, ни христианской церкви с её новыми нормами морали и нравственности, но, будучи очень широко распространён, он не мог быть ликвидирован сразу. Поэтому можно предположить, что князь даёт свою санкцию на кровную месть, закрепляя это положение в ст.1 Правды Ярослава. Таким образом, кровная месть в Русской Правде носит ярко выраженный переходный характер от непосредственной расправы рода к наказанию, налагаемому и исполняемому государством. Но следует заметить, что кровная месть применяется только в случае убийства свободного человека свободным человеком. Лишь после смерти Ярослава Мудрого, «снова собравшись, сыновья его Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их Коснячко, Перенег, Никифор отменили кровную месть за убийство, а постановили выкупаться деньгами». 2. Побои и оскорбление. Месть в Русской Правде упоминается не только в статьях, говорящих об убийстве. Так, например в случае избиения человека до крови и синяков, пострадавшему предоставляется альтернатива: либо мстить, либо взять с обидчика 3 гривны за обиду. Причём в этом случае даже не требуется свидетель. «Если же на нём не будет никакого знака, то пусть придёт видок; если же не может, то на том конец». Таким образом, в этой статье мы впервые встречаемся с понятием видока, т.е. непосредственного свидетеля - очевидца происходящего. Кроме видока, Русская Правда знает ещё один вид свидетеля - послух, т.е. лицо, которое может ручаться в невиновности обвиняемого, защищать его доброе имя. В отличие от предшествующих обычаев, здесь уделяется внимание не характеру нанесённых повреждений, а рассматривает орудия, которыми наносятся побои: батог, жердь, ладонь, чаша, рог, тупая сторона острого орудия. Такой перечень говорит о том, что закон не учитывает степени опасности для здоровья потерпевшего того предмета, которым наносятся побои. Важно не причинённое телесное повреждение, а оскорбление непосредственно нанесённое ударом. В этом случае потерпевший имеет право на немедленную месть. Если же обиженный сразу не отомстил обидчику по той или иной причине (не настиг), то последний подвергается денежному взысканию в размере 12 гривен. Также об оскорблении гласят ст.4 (удар мечом, не вынутым из ножен) и ст.8 (вырывание бороды и усов). Обе эти статьи предусматривают наказание за преступление в размере 12 гривен. Ст.9 гласит: «Ежели кто, вынув меч, не ударит, то тот положит гривну». Преступление, описываемое в данной статье, можно характеризовать как покушение, либо как неоконченное преступление (угроза, оскорбление). 3.Членовредительство. Следующий ряд статей (ст.5, 6 и 7) посвящён членовредительству. Выделяются три основных вида членовредительства: травма руки, ноги и пальца. Отнятие руки, а также лишение возможности ею пользоваться в древнерусском праве приравнивалось к смерти, поэтому за данное оскорбление назначалось наказание, приравнивавшееся к наказанию за убийство, т.е. налагался штраф в размере 40 гривен. Также в виде наказания за это преступление могла применяться кровная месть. Но в отличие от других статей, по которым предусматривалась кровная месть как вид наказания, в случае причинения увечья мстить могли близкие потерпевшего, т.к. сам он был не в состоянии. Правовое положение различных слоёв населения. (4.)Убийство. Являясь правовым памятником феодального государства со всеми присущими ему признаками, Русская Правда в своих статьях чётко разграничивает правовой статус различных групп населения. Начиная со ст.19 более чётко выступает классовое деление общества. В законе устанавливаются штрафы за убийство княжеских слуг, за кражу и порчу княжеского имущества. Ст.19 гласит: «Если убьют огнищанина за обиду, то платить за него 80 гривен убийце, а людям не надобно; а за подъездного княжего - 80 гривен». Скорее всего под словами «убийство за обиду» понимается убийство в ответ на действия жертвы (как предполагал А.И.Соболевский). Можно предположить, что речь идёт об убийстве княжеского слуги при исполнении им своих обязанностей. Следующей разновидностью умышленного убийства по Русской Правде было убийство в разбое. В Древней Руси оно рассматривалось как наитягчайшее преступление. В случае убийства огнищанина обязанность розыска преступника возлагалась на вервь (общину), на территории которой было совершено убийство. Если убийца не был пойман, то вервь обязана была выплатить виру в размере 80 гривен. Довольно интересная норма изложена в ст.21, посвящённой убийству огнищанина или княжеского тиуна при защите ими княжеского имущества («у клети, или у коня, или у стада, или при краже коровы»). Эта статья обязывает на месте расправиться с убийцей («убить в пса место»), что говорит об особо опасном характере данного преступления и ещё раз подтверждает факт усиленной защиты княжеских слуг. В ряде последующих статей (ст.22 -27) перечисляются штрафы , взимаемые за убийство княжеских слуг, а также людей, находящихся в зависимости от князя. Ознакомившись с этими статьями, можно представить социальную структуру тогдашнего общества, определить положение тех или иных групп населения на социальной лестнице. Разобраться в этом нам помогают перечисленные в этих статьях штрафы. Так, жизнь княжеского тиуна и старшего конюха оценивается в 80 гривен, жизнь сельского старосты, пашенного, рабы-кормилицы или её ребёнка - в 12 гривен, и ниже всех ценятся жизни рядовников, смердов и холопов - всего по 5 гривен 2.3.4. 5.Кража или порча имущества. Особой защитой пользовались не только княжеские слуги, но и его имущество. Так, ст.28 устанавливает размеры штрафов за похищение или истребление княжеского скота. В этой же статье упоминается и о коне смерда. Сразу же бросается в глаза различная сумма штрафа за кражу коня князя и смерда. По-моему, эта разница вызвана не различным использованием этих коней (т.е. княжеский конь - боевой, а крестьянский - рабочий), а просто закон ставит княжеское имущество под большую охрану по сравнению с имуществом смерда. Целый ряд статей (ст. 29, 31, 32, 35 -37, 39, 40) рассматривают различные случаи кражи. В изучаемом мною памятнике права краже отводится значительное место, достаточно подробно разработана система наказаний за неё, что говорит о широком распространении этого антиобщественного явления и в то далёкое время. Следует заметить, что Русская Правда предусматривает более суровое наказание в случае совершения преступления группой лиц, т.е. уже известно понятие соучастия (ст. 31 и 40). Независимо от количества преступников, каждый из них должен был заплатить повышенный штраф по сравнению со штрафом, назначаемым за кражу, совершённую в одиночку. Интересно появление в ст.ст.35 и 36 термина «продажа» - установленный законом штраф, взыскиваемый в пользу князя в качестве государственного органа, т.е. идущий в казну. Помимо продажи устанавливается взыскание «за обиду» в пользу потерпевшего, которое можно сравнить с существующим в современном законодательстве возмещением причинённого вреда. В ст.38 подтверждается правило, установленное, видимо, обычаем - право убить вора на месте преступления. Но закон ограничивает это право, разрешая убить его только ночью и запрещая убивать связанного вора. В этом прослеживается сходство с существующим ныне понятием превышения пределов необходимой обороны. Данная статья, так же, как и ст.33 (предусматривающая санкции за физическое насилие в отношении смерда, огнищанина, тиуна или мечника без княжеского разрешения), имеет своей целью укрепление княжеской юрисдикции, ограничивая самосуд. Косвенным образом подтверждая существование общинного суда, ст.33 указывает на стремление княжеской власти установить монополию на суд. Говоря о различных группах населения, упомянутых в Русской Правде, следует пояснить, что холоп вовсе не являлся субъектом права, т.е., будучи лично зависимым человеком, он не нёс личной ответственности за свои деяния. За совершённое им преступление должен был отвечать его хозяин. Жизнь холопа ценилась меньше жизни остальных членов общества, и размер штрафа за его увод, т.е. похищение (12 гривен по ст.29), значительно превышал штраф за его убийство (5 гривен по ст.26). Историческое значение Русской правды. По меркам современных исследователей, историческое значение «Русской Правды» трудно переоценить. Она выступает как один из важнейших источников изучения Киевской Руси, её социальной жизни и общественных отношений, а также норм правопорядка и устройства государственной власти. Кроме своего огромного значения для историков Киевской Руси, она выступает также как источник для изучения древних норм и прав человека в сфере преступлений и соответствующих им наказаний, и поэтому является ценным материалом для исследования юридических прав древности, т. е. является ценной для юристов. Если говорить о стиле изложения мысли в «Русской Правде», то можно представить её значение для литературоведов. Да и для своей эпохи «Русская Правда» явилась огромным прорывом вперёд, ведь, по сути, это был первый в истории Киевской Руси сформировавшийся свод законов и общественных норм. Из всего вышесказанного следует, что Ярослав Мудрый проявил себя не только как блестящий дипломат и полководец, но и как законодатель и «устроитель» внутренней жизни государства, ведь не зря история зовёт его Мудрым.

    8. Заключение

    Как известно, править русской землёй Ярослав начал, будучи язычником, а закончил свое правление, будучи очень набожным человеком. При нем было построено много церквей и различных учебных заведений, открывались библиотеки. Он любил читать и вести умные беседы со знающими и грамотными людьми, за что его и называли Ярославом Мудрым. При нем разрабатывалось и совершенствовалось законодательство. Также им был утвержден способ передачи власти на Руси. Власть наследовалась от старшего сына младшему. Перед смертью в Киеве он посадил править своего старшего сына Изяслава, в Чернигове – Святослава, а в Переяславле – Всеволода. Но эта система передачи власти была далека от совершенства, что в дальнейшем привело к очередной междоусобице.

    В целом правление Ярослава Мудрого оказало благоприятное влияние на развитие государства и укрепление позиции Руси на мировой арене. А стремление Ярослава к знаниям способствовало повышению уровня образования населения на Руси.

    9.Список литературы

    1. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 752 с.

    2. История России от древнейших времен до начала XX века: учебное пособие / И. Я. Фроянов. – С-П.: Макет, 1998. – 228с.

    3. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2012. – 768с.

    4. История России с древнейших времен до начала XX века: учебник для студентов гуманит. спец. / Р. А. Арсланов, В. В. Керов, М. Н. Мосейкина, Т. М. Смирнова; под ред. В. В. Керова. – М.: Высш. шк., 2001. – 784с.

    5. История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев; под ред. Н. И. Павленко. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 336 с.: ил., 8 л. цв. вкл.


    написать администратору сайта