Главная страница

Южнорусские степи в период великого переселения народов - презентация. Южнорусские степи в период великого переселения народов. Южнорусские степи в период великого переселения народов


Скачать 0.69 Mb.
НазваниеЮжнорусские степи в период великого переселения народов
АнкорЮжнорусские степи в период великого переселения народов - презентация
Дата11.01.2020
Размер0.69 Mb.
Формат файлаppt
Имя файлаЮжнорусские степи в период великого переселения народов.ppt
ТипДокументы
#103583

Южнорусские степи в период великого переселения народов

  • Выполнил: студент ИВТ-122 Хусаинов И.Р.
  • Передвижения с одной территории на другую, массовые миграции населения были характерной чертой древности. Особенно это было свойственно азиатским кочевникам, у которых при кочевом скотоводстве, требовавшем значительных пастбищ, любой демографический скачок создавал относительное перенаселение и вынуждал жителей совершать далекие, полные опасностей перемещения.

Гунны

  • Гунны — народ, образовавшийся во II—IV вв., вероятно, путём смешения тюркоязычных хунну и угорских племен Приуралья и Приволжья. Племенная группа алтайского типа (тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские языки), вторгшаяся в 70-х годах IV в. н. э. в Восточную Европу в результате длительного продвижения к западу от границ Китая. В китайских источниках упоминается как народ хунну или сюнну.
  • Начало великого переселения
  • Начало великому переселению народов положили гунны, хлынувшие в конце IV в. за пределы Средней Азии на запад, вытеснив из степей аланов (поздних сарматов). Гуннское нашествие, массированное и опустошительное, по своему размаху сравнимо только с нашествием монголов в XIII в. Стремительно форсировав реки Яик (Урал), Волгу, Дон, они в 375 г. наголову разбили находившихся в приазовских и причерноморских степях остготов. Достигнув Днепра, гунны разбили готов, незадолго до этого переселившихся сюда с южного побережья Балтики.-Скоро гунны заняли Паннонию (территорию современной Венгрии) и основали свою державу во главе с Атиллой.
  • Аттила (среди этимологический версий – «отец», «батюшка»),стал королем-императором в 40-летнем возрасте после смерти дяди Ругилы Под главенством Аттилы в его империи было объединено до 45 — 50 различных народов. В 445—453 гг. под предводительством Аттилы гунны и их союзники завоевали Германию, Францию, Северную Италию, наложили дань на Римскую империю. В окружении Аттилы были заметны славяне (приводились их слова и описывались обряды — хороводы, бани).
  • Новая мощная волна перемещений кочевых племен из заволжских степей на запад приходится на IX столетие. Под давлением печенегов, кочевавших в прикаспийских степях, угорские племена мадьяр в начале этого века уходят из Южного Приуралья за Волгу, в южно-русские степи. Но вскоре под натиском печенегов, появившихся в низовьях Днепра, они движутся дальше на запад и в конце IX в. поселяются на среднем Дунае, на территории современной Венгрии
  • Кочевники-скотоводы, входившие в печенежский союз и называвшиеся «башкорт» (башкиры), в VIII—IX вв. продвинулись на север и заняли бассейн реки Белой. Они постепенно ассимилировали местное финно-угорское население, передав ему свой язык и название. Побывавший в Волжской Булгарии в 922 г. арабский путешественник Ибн-Фадлан в своих записках упомянул страну народа из тюрок, именуемых «башкирд». Но еще в XIII в. в Европе знали о существовании далеко на Востоке «Великой Венгрии», что отразилось в отчетах знаменитых путешественников-монахов Плано Карпини и Гильома Рубрука. Венгров-язычников нашел побывавший здесь венгерский монах Юлиан.
  • Половцы, именуемые западноевропейскими авторами команами, а восточными — кыпчаками, первоначальные кочевья имели на Иртыше, в степях восточного Казахстана. В первой половине XI в. они по уже сложившимся традиционным путям, проложенным в течение многих столетий ордами кочевников, также двинулись на запад. Половцы быстро вытеснили печенегов и торков, и вскоре Киев, которому казалось, что «страшнее печенега зверя нет», столкнулся с еще более опасным врагом — половчанином. Началась долгая борьба Руси с Половецкой степью. Это были годы, полные драматизма и крови, когда успешные походы в степь чередовались с горькими поражениями.
  • Половцы, входившие в Восточный Дешт, оказали заметное влияние на формирование башкирских племен Приуралья. Археологические и письменные источники позволяют воссоздать характерные черты хозяйственного уклада и духовной жизни половцев, а также печенегов, гузов и др., объединенных в археологической науке термином «поздние кочевники».
  • Имея много общего в жизни и быту с ранними кочевниками — скифами и сарматами — поздние кочевники имели и отличительные черты: вошли в употребление конские седла со стременами, вместо длинного сарматского меча стала применяться в бою более легкая и удобная сабля, изменились формы лука и наконечников стрел. Для перевозки семей половцы применяли не телеги, как сарматы, а передвижные разборные юрты, наподобие тех, что будут потом у казахов.
  • При исполнении погребального обряда половцы ставили на могилах или соседних с ней холмах и возвышениях грубо высеченную из камня фигуру человека — «каменную бабу». Такие скульптуры находили и продолжают находить в южнорусских и заволжских/ степях. Немало их затеряно, засыпано землей, разбито, уничтожено. В 1967 г. у села Петропавловка Новосергиевского района Оренбургской области такая фигура человека была случайно обнаружена при распашке поля. В стене школьного сарая в селе Степановка Переволоцкого района была найдена голова «каменной бабы». Эти и другие подобные находки были переданы в областной краеведческий музей
  • Каменные статуи из села Чыраглы (Шемахинский район Азербайджана). III век до н. э.—II век н. э. Музей истории Азербайджана (Баку)


написать администратору сайта