Главная страница
Навигация по странице:

  • Меженная

  • юзабилити тестирование. Юзабилититестирование программного обеспечения


    Скачать 3.74 Mb.
    НазваниеЮзабилититестирование программного обеспечения
    Анкорюзабилити тестирование
    Дата19.03.2022
    Размер3.74 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаюзабилити тестирование.pdf
    ТипДокументы
    #404690
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5
    Лабораторная работа №7
    Тестирование юзабилити
    Цель: изучить и реализовать на практике экспертный и пользовательский подходы юзабилити-тестирования.
    План занятия:
    1. Изучить теоретические сведения.
    2. Выполнить практическое задание по лабораторной работе.
    3. Оформить отчет и ответить на контрольные вопросы.
    Теоретические сведения
    Юзабилитистепень, с которой продукт может быть использован опреде- ленными пользователями при определенном контексте для достижения опреде- ленных целей с должной эффективностью, результативностью и удовлетворенно- стью. Юзабилити отражает степень удобства использования программного про- дукта конечными пользователями. Так как взаимодействие пользователя и про- граммного обеспечения осуществляется посредством пользовательских интерфей- сов, то понятие юзабилити прежде всего относится к процессу разработки пользо- вательских интерфейсов.
    Юзабилити-тестирование позволяет сделать программный продукт более простым и удобным в использовании, тем самым не только повышая эффектив- ность работы конечных пользователей и бизнес-процессов в целом, но и улучшая впечатление от взаимодействия с программным обеспечением.
    Для выявления проблем удобства использования, в том числе на ранних эта- пах планирования и разработки программных продуктов, используются два ос- новных подхода:
    1. Проверка соответствия принципам обеспечения удобства пользования и корректного визуального представления в контексте функциональных требований посредством экспертной оценки (экспертный подход).
    2. Изучение опыта взаимодействия пользователя с приложением через имита- цию поведения пользователей (пользовательский подход).
    Для юзабилити-тестирования одного программного обеспечения могут при- меняться оба подхода (методика двойной проверки).
    Далее рассмотрим вышеуказанные техники юзабилити-тестирования более подробно.

    63
    Экспертный подход юзабилити-тестирования
    При экспертном подходе в качестве пользователей выступают два и более экспертов (оптимальное количество для больших проектов 5–6 человек). Экспер- ты проходят основные сценарии поведения пользователей и анализируют их с точки зрения:

    стандартов юзабилити для конкретного типа программного продукта
    (например, Android Material Design для мобильных приложений на платформе An- droid);

    общих принципов юзабилити (эвристики Якоба Нильсена);

    здравого смысла и опыта.
    По результатам прохождения пользовательских сценариев составляется отчет о дефектах.
    Преимущества экспертного подхода:

    быстрый в применении;

    эксперты гарантировано понимают общие задачи программного продукта.
    Недостаток данного подхода – субъективизм (эксперты не являются реаль- ными пользователями).
    Ниже приведены основные принципы юзабилити, сформулированные Якобом
    Нильсеном:
    1. Информированность о состоянии системы. Пользователь всегда должен ориентироваться и четко понимать, что происходит в системе. Взаимодействие между пользователем и системой должно быть как можно более логичным и быстрым. Для этого целесообразно реализовать обратную связь в виде сообщений подтверждения успешности выполнения действий, запросов на подтверждение удаления, сообщений об ошибках и др.
    2. Схожесть системы с реальным миром. Система должна общаться с пользо- вателем на понятном ему языке. Использование инфографики, слов, фраз и поня- тий, знакомых пользователю в реальном мире, намного предпочтительнее, чем ис- пользование специализированных терминов.
    3. Свобода действий. Необходимо предоставить пользователям возможность отмены действий, а также возврата к ранее осуществленным действиям.
    4. Единообразие и стандарты. Не следует вводить в заблуждение пользовате- ля, описывая одни и те же вещи разными словами и терминами.
    5. Предотвращение ошибок. Важно свести к минимуму количество условий, в которых могут быть допущены ошибки. Например, можно давать пользователям подсказки, поясняющие, какую информацию надо вводить в текстовые поля.
    6. На виду, а не в памяти. Не следует вынуждать пользователя запоминать большое количество объектов, действий и опций. Вся необходимая информация должна быть размещена в пределах доступности для пользователя.

    64 7. Гибкость и эффективность. Не следует нагружать пользователей лишней информацией – предоставьте им возможность совершать часто повторяющиеся действия как можно быстрее и проще.
    8. Эстетичный и минималистичный дизайн. Тексты не должны содержать бесполезной или устаревшей информации. Каждое лишнее слово делает восприя- тие все более трудным и лишает посетителя возможности достичь цели.
    9. Понимание проблем и их решение. Сообщения об ошибках должны быть выражены на понятном пользователю языке, как можно более точно описывать проблему и предоставлять возможные варианты ее решения.
    10. Справочные материалы и документация. Даже если система может ис- пользоваться без документации, в процессе работы с ней все же может потребо- ваться справочная информация. Подобные документы должны составляться таким образом, чтобы в них легко было найти необходимое.
    Пользовательский подход
    Пользователям (3–5 человек из каждого сегмента целевой аудитории), согла- сившимся участвовать в тестировании, предлагают пройти наиболее распростра- ненные и наиболее проблемные сценарии. Эксперт протоколирует действия поль- зователя, фиксирует все в видеоформате, чтобы отследить реакцию (эмоции) пользователя, но никак не влияет на действия пользователя.
    Преимущества пользовательского подхода:

    объективные результаты (участвуют реальные пользователи);

    процесс легко измерим.
    Возможные измерения при юзабилити-тестировании:

    время выполнения задачи;

    успешность выполнения задачи;

    эффект первого впечатления (например, сколько раз улыбнулся).
    Недостатки пользовательского подхода:

    длительный по времени;

    дорогой (если пользователей привлекают на платной основе);

    большое внимание следует уделить подбору пользователей.
    Для реализации пользовательского подхода юзабилити-тестирования необхо- димо провести предварительную работу, которая включает следующие этапы:
    1. Определение цели пользователя, цели бизнеса.
    2. Исследование целевой аудитории: составление ее общего портрета, сегмен- тация на группы, описание персонажей как ярких представителей каждой группы.
    3. Выявление контекста – ситуаций, при которых пользователь обращается к программному продукту.
    4. Составление пользовательских сценариев.
    Рассмотрим особенности перечисленных этапов.

    65
    Цели пользователя и цели бизнеса выясняют посредством общения с заказчи- ком и потенциальными потребителями, анализа спецификации, исследования су- ществующих аналогов.
    Исследование целевой аудитории необходимо для проектирования взаимо- действия в целом и корректировки элементов интерфейса.
    Целевая аудитория – группа пользователей, на которую ориентировано со- держание программного продукта. При исследовании целевой аудитории на пер- вом этапе необходимо составить ее общий портрет, указав следующие характери- стики:
    1. Социально-демографические характеристики: пол, возраст, образование, уровень дохода, сфера деятельности, семейное положение.
    2. Психографические характеристики: стиль жизни, особенности личности, черты характера, жизненная позиция, система ценностей. Это более ценная ин- формация для проектирования, чем первая группа критериев. Например, если из- вестно, что целевая аудитория больше всего ценит время, можно спроектировать простой интерфейс и дать возможность получать не весь контент, а самое ценное для конкретной целевой группы, или предоставить инструменты персонализации каждого человека.
    3. Поведенческие характеристики: повод для регистрации, искомые выгоды, частота посещаемости конкурентов, степень готовности к переходу на другой продукт, отношение к проекту (если он не новый) и т. д. Поведенческие характе- ристики целевой аудитории помогают понять привычки, мотивацию, круг интере- сов, проблемы, надежды и ожидания пользователя (как именно человек делает вы- бор, что влияет на решение купить продукт или отказаться от покупки, какой па- раметр является главным: качество товара, известная марка, стоимость, мнение друзей). Собирать эти данные очень сложно. Эта информация может быть у заказ- чика или конкурента, если проектируется новая версия уже существующего про- екта, либо ее нужно будет собирать через опросы целевой аудитории или состав- ление карт эмпатии.
    4. Географические характеристики: страна, город, район. Если стоит задача по проектированию национальных продуктов или продуктов с геолокацией, то важность этих характеристик резко возрастает.
    Для получения данных, составляющих общий портрет целевой аудитории, используют различные способы сбора информации:
    1. Статистика запросов поисковых систем: позволяет оценить величину целе- вой аудитории по числу поисковых запросов.
    2. Анализ данных из социальных сетей и других публичных источников.
    3. Опросы аудитории (анкетирование пользователей, использование опросной формы или регистрации на уже функционирующем сайте).

    66 4. Данные счетчика посещений: для уже функционирующих web-ресурсов позволяют изучить все действия пользователей и конкретизировать распределение аудитории по регионам, времени и др.
    5. Составление карты эмпатии (рисунок 7.1).
    Рисунок 7.1 – Карта эмпатии
    Эмпатия – это психологический термин, который отражает способность пони- мать чувства и настроения других людей, умение поставить себя на место другого.
    Карта эмпатии – это метод исследования целевой аудитории, направленный на составление подробного портрета типичного пользователя для конкретного программного продукта. Карта эмпатии представляет собой диаграмму профиля пользователя. Блоки «что видит» и «что слышит покупатель» выявляют опти- мальные каналы распространения информации о разрабатываемой системе. Осо- бое внимание следует уделять последним двум блокам карты эмпатии: итоговый программный продукт должен развеять все сомнения и тревоги, заключенные в блоке «боль», и максимально подчеркивать способность помочь в реализации це- лей из блока «достижения». Важно уделить внимание возможному конфликту

    67
    между тем, что человек «говорит и делает» на публике, и тем, как он «думает и чувствует» на самом деле.
    После общего описания целевой аудитории выполняется ее детализация (ес- ли она неоднородна) посредством сегментации на группы с общими параметрами.
    Визуализация каждой группы производится с помощью составления конкрет- ных «персонажей» (персон) как типичных представителей различных групп целе- вой аудитории. Персонаж – это реалистичный собирательный образ пользователя, представляющий один сегмент целевой аудитории. Портрет персонажа включает: фотографию, имя, возраст, пол, образование, профессию, семейное положение, личностные характеристики, которые могут повлиять на взаимодействие с про- граммным обеспечением, взгляды и интересы. При взаимодействии персонажа с информационной системой он преследует конкретные цели, которые необходимо выявить и отразить в портрете персонажа. Описание особенностей взаимодей- ствия персонажа с программным продуктом целесообразно построить в виде отве- тов на вопросы: в какой обстановке персонаж будет использовать разрабатывае- мый продукт; как часто он будет обращаться к данному продукту; был ли опыт использования подобных информационных систем; каковы ожидаемые результаты от взаимодействия? После описания персонажей необходимо проверить их на полноту и избыточность описания.
    Среди сформированных персонажей важно отличать ключевых (именно для них будет происходить проектирование информационной системы) и второсте- пенных (их потребности необходимо учитывать, но реализация этих потребностей не должна мешать ключевым персонажам реализовывать свои цели).
    Завершающим подготовительным этапом пользовательского подхода юзаби- лити-тестирования является разработка карты сценариев. Сценарий поведения – это ситуация взаимодействия персонажа с продуктом. Описание сценария включа- ет название, шаги, входную/выходную информацию, пожелания/предложения, эмоции, комментарии. Сценарий нужно описать полностью (от начала до логиче- ского завершения) и максимально правдоподобно.
    После выполнения вышеописанных этапов для каждого сегмента целевой аудитории подбирают 3–5 представителей в соответствии с составленными персо- нажами и приступают собственно к тестированию: пользователи проходят распро- страненные и наиболее проблемные сценарии под наблюдением эксперта, кото- рый фиксирует время и успешность выполнения сценария, эмоциональные впе- чатления. По результатам тестирования представляется отчет.

    68
    Практическое задание:
    1. Выбрать программное обеспечение для проведения юзабилити- тестирования.
    2. Провести юзабилити-тестирование на основе экспертного подхода, руко- водствуясь эвристиками Якоба Нильсена.
    3. По результатам юзабилити-тестирования на основе экспертного подхода составить отчет о дефектах.
    4. Провести юзабилити-тестирование на основе пользовательского подхода.
    5. В рамках пользовательского подхода определить цель заказчика, цель пользователя.
    6. Составить общую характеристику целевой аудитории.
    7. Разработать карту эмпатии для типичного представителя целевой аудито- рии в соответствии с рисунком 7.1.
    8. Сегментировать целевую аудиторию в зависимости от параметров, наибо- лее влияющих на исследуемую информационную систему (пол, возраст, род заня- тий и др.).
    9. Для каждого сегмента целевой аудитории в соответствии с таблицей 7.1 составить портрет персонажа – наиболее типичного представителя данной группы.
    Таблица 7.1 – Профиль персонажа
    <Категория целевой аудитории>
    <Роль персоны>
    Фотография
    Описание
    <В описании указываются следующие характеристики: ФИО, пол, возраст, род занятий, семейное положение, образование, увлечения, социальный статус, место работы>
    Личные характеристики
    Цели:
    <Перечень целей, которые пользователь стремится достичь во время использо- вания системы>
    Взаимодействие с продуктом
    <Рабочий процесс и контекст (окружение)>
    Неудовлетворенности и ожидания
    <Описание исключительных ситуаций и вытекающих из них проблем, допол- нительных возможностей программного продукта>

    69 10. Разработать типичные сценарии взаимодействия ключевого персонажа с программным продуктом в соответствии с таблицей 7.2.
    Таблица 7.2 – Описание сценария
    Шаг
    <название шага 1>
    Вопросы
    <перечислить все вопросы, которые могут возникнуть у пер-
    сонажа при работе с продуктом на данном шаге>
    Пожелания
    <перечислить пожелания, которые могут возникнуть у персо-
    нажа при работе с продуктом на данном шаге >
    Эмоции
    <какие эмоции возникнут у персонажа от взаимодействия с
    продуктом>
    Комментарии <описание окружения, исходных данных>
    11. Отобрать по одному представителю от каждой выделенной группы целе- вой аудитории в соответствии с составленными персонажами.
    12. Пронаблюдать за тем, как потенциальные пользователи выполняют ти- пичные сценарии взаимодействия с программным обеспечением.
    13. По результатам наблюдений составить отчет с указанием времени и успешности выполнения сценариев, эмоциональных впечатлений пользователей.
    14. Оформить отчет и защитить лабораторную работу.
    Содержание отчета:
    1. Цель работы.
    2. Отчет о дефектах по результатам юзабилити-тестирования на основе экс- пертного подхода.
    3. Результаты подготовки к юзабилити-тестированию на основе пользова- тельского подхода: общее описание целевой аудитории, карта эмпатии типичного представителя целевой аудитории, сегментирование целевой аудитории, портреты персонажей каждого сегмента, типичные сценарии взаимодействия пользователей с программным обеспечением.
    4. Отчет о результатах юзабилити-тестирования на основе пользовательского подхода.
    5. Выводы по работе.
    Контрольные вопросы:
    1. Что такое юзабилити?
    2. Какие существуют подходы к юзабилити-тестированию?
    3. Охарактеризуйте экспертный подход юзабилити-тестирования.

    70 4. Перечислите и дайте характеристику принципам юзабилити Якоба Нильсена.
    5. Охарактеризуйте пользовательский подход юзабилити-тестирования.
    6. Что такое целевая аудитория?
    7. Для чего необходимо изучать целевую аудиторию?
    8. Какие существуют способы сбора информации о целевой аудитории?
    9. Что такое эмпатия? Что такое карта эмпатии?
    10. Из каких характеристик состоит профиль персонажа?
    11. Какой персонаж называют ключевым, а какой второстепенным?
    12. Что такое сценарий?

    71
    Литература
    1. Справочные материалы компании A1QA [Электронный ресурс]. – 2016. –
    1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
    2. Куликов, С. C. Тестирование программного обеспечения. Базовый курс : практ. пособие / С. С. Куликов. – Минск : Четыре четверти, 2015. – 294 с.
    3. Савин, Р. Тестирование Дот Ком, или Пособие по жестокому обраще- нию с багами в интернет-стартапах / Р. Савин. – М. : Дело, 2007. – 312 с.
    4. ISTQB. Стандартный глоссарий терминов, используемых в тестировании программного обеспечения. – 2014. – 73 с.
    5. Вигерс, К. Разработка требований к программному обеспечению / К. Ви- герс. – 3-е изд., доп. ; пер. с англ. – М. : Русская редакция ; СПб. : БХВ-Петербург,
    2014. – 736 с.
    6. Блэк, Р. Ключевые процессы тестирования / Р. Блэк. – М. : BHV, 2008.
    7. Тамрэ, Л. Введение в тестирование программного обеспечения /
    Л. Тамрэ. – М. : Вильямс, 2005.
    8. Бек, К. Экстремальное программирование: разработка через тестирование /
    К. Бек. – СПб. : Питер, 2005.
    9. Бейзер, Б. Тестирование черного ящика. Технологии функционального те- стирования ПО / Б. Бейзер. – СПб. : Питер, 2006.
    10. Стотлемайер, Д. Тестирование web-приложений / Д. Стотлемайер. – М. :
    Кудиц-образ, 2003.
    11. Copeland, L. A Practitioner's Guide to Software Test Design / L. Copeland. –
    London : Artech House Publishers, 2004. – 274 p.

    72
    Св. план 2016, поз. 20
    Учебное издание
    Меженная Марина Михайловна
    Гордейчук Татьяна Валерьевна
    Борисик Марина Михайловна и др.
    ЮЗАБИЛИТИ-ТЕСТИРОВАНИЕ
    ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
    ПОСОБИЕ
    Редактор Е. И. Герман
    Корректор Е. Н. Батурчик
    Компьютерная правка, оригинал-макет М. В. Касабуцкий
    Подписано в печать 01.11.2017. Формат 60×84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс».
    Отпечатано на ризографе. Усл. печ. л. 4,3. Уч-изд. л. 4,5. Тираж 100 экз. Заказ 414.
    Издатель и полиграфическое исполнение: учреждение образования
    «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники».
    Свидетельство о государственной регистрации издателя, изготовителя, распространителя печатных изданий №1/238 от 24.03.2014,
    №2/113 от 07.04.2014, №3/615 от 07.04.2014.
    ЛП №02330/264 от 14.04.2014.
    220013, Минск, П. Бровки, 6
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта