Главная страница

Задача памфлета состоит в том, чтобы осмеять, предать позору определенное явление, определенное лицо. Памфлет, создавая образ разоблачаемого деятеля, стремится представить его как определенную индивидуальность бичует его в его политической жизни,


Скачать 56.38 Kb.
НазваниеЗадача памфлета состоит в том, чтобы осмеять, предать позору определенное явление, определенное лицо. Памфлет, создавая образ разоблачаемого деятеля, стремится представить его как определенную индивидуальность бичует его в его политической жизни,
Дата26.01.2023
Размер56.38 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаsvift.docx
ТипЗадача
#907291

Памфле́т (от англ. pamphlet) — разновидность художественно-публицистического произведения, обычно направленного против политического строя, против той или иной общественной группы, партии, правительства ,зачастую через разоблачение отдельных их представителей.

Задача памфлета состоит в том, чтобы осмеять, предать позору определенное явление, определенное лицо. Памфлет, создавая образ разоблачаемого деятеля, стремится представить его как определенную индивидуальность — бичует его в его политической жизни, быту, индивидуальных особенностях, для того чтобысделать ещё сильнее удар по политической линии, им представляемой. 

Самые яркие, блестящие  представители английской памфлетной журналистики были среди противников  монархии. Особого внимания заслуживают  Д. Мильтон, Д. Лильберн, Джерард Уинстенли , а так же Джонатан Свифт . Памфлет был излюбленным жанром Свифта. Он страстно ненавидел феодализм, однако был исключительно прозорлив и в оценке новых буржуазных отношений, которые считал враждебными человеческой природе.  Памфлет "Битва книг" жестокое осмеяние поборников идейной и культурной новизны самоутверждавшейся буржуазной цивилизации.

Памфлет "Сказка бочки" антирелигиозная сатира. Носит нарочито сниженный, бытовой характер. Объектом сатиры Свифта являются "нелепости фанатизма и суеверия".

Главная тема «Сказки бочки» — резкая сатира на религию и на все три наиболее распространенные в Англии религиозные направления: англиканскую, католическую и протестантскую церкви. Свифт изображает соперничество этих церквей в образах трех братьев: Мартина (англиканская церковь), Петра (католицизм) и Джека (протестантизм), которые получили в наследство от своего отца (христианская религия) по кафтану. Отец в своем завещании строго-настрого запретил сыновьям производить какие-либо переделки в этих кафтанах. Но спустя короткое время, когда кафтаны вышли из моды, братья начали их переделывать на новый лад: нашивать галуны, украшать лентами и аксельбантами, удлинять или укорачивать и т. д. Сначала они пытались оправдать свои действия, перетолковывая текст завещания, а затем, когда дело зашло уже чересчур далеко, братья заперли отцовское завещание в «долгий ящик» и начали между собой ссориться. Петр оказался самым хитрым и ловким. етр оказался самым хитрым и ловким. Он научился надувать легковерных людей, разбогател и так раздулся от спеси, что вскоре рехнулся и напялил на себя сразу три шляпы, одну поверх другой (намек на тиару — тройная корона папы римского). 

Свифт хочет доказать этой сатирой, что любая религия изменяется со временем, подобно тому, как меняется мода на платье. Поэтому не следует придавать значения религиозным обрядам и церковным догматам: они кажутся людям правильными лишь в определенный период, а затем устаревают и заменяются новыми. «Сказка бочки» после своего появления произвела настоящую сенсацию и за один год выдержала три издания. 

Книгу покупали нарасхват и старались угадать, кто из известных писателей может быть ее автором? В конце концов Свифт признался, что и «Сказку бочки» и ряд других, ранее изданных анонимных памфлетов написал он. После этого Свифт вошел на правах равного в узкий круг виднейших литераторов, художников и государственных деятелей Англии и заслужил славу самого талантливого писателя и самого остроумного человека своего времени. 





СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - направление в европейской литературе и искусстве второй половины 18 в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Раньше всего в Англии сентиментализм заявил о себе в лирике. Поэт Джеймс Томсон сделал объектом изображения английскую природу. Развитие лирики идет по пути усиления пессимистических мотивов, уже звучащих у Д.Томсона. Тема призрачности и тщеты земного существования торжествует у Эдварда Юнга, основателя «кладбищенской поэзии». Поэзия последователей Э. Юнга - шотландского пастора Роберта Блэра (1699-1746), автора мрачно-дидактической поэмы Могила (1743), и Томаса Грея, создателя Элегии, написанной на сельском кладбище (1749), - пронизана идеей равенства всех перед смертью.

С наибольшей полнотой сентиментализм выразил себя в жанре романа. В 1750-х сентиментализм стал главным направлением английской просветительской литературы. Творчество Лоуренса Стерна, которого многие исследователи считают «отцом сентиментализма». (Сатирический роман Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена (1760-1767) и роман Сентиментальное путешествие по Франции и Италии мистера Йорика (1768), от которого пошло название художественного течения). Критический английский сентиментализм достигает своего пика в творчестве Оливера Голдсмита.
Английский Романтизм охватывает период с конца XVIII в. примерно до 1830-х гг., это направление отразило настроения, сомнения, противоречия различных слоев населения. Самым ранним из романтиков был У. Блейк. Первый период развития английского романтизма (с середины 90-х годов XVIII века до 1810 г.) связан с именами поэтов «Озерной школы», или «лейкистов»: Уильяма Вордсворта, Сэмюэля Тейлора Колриджа и Роберта Саути.

Второй период (1811–1832 гг.) связан со вступлением в литературу Байрона и Шелли, поэтов, которые отличались активным неприятием современности, что выражалось в сатирическом изображении окружающей действительности, в создании стихов на политические темы, а у Шелли и в стремлении противопоставить ей некий социальный идеал. Особое место в английском Романтизме занимают Ч.Р. Мэтьюрин, автор философского романа «Мельмот Скиталец», и М. Шелли, которая в романе «Франкенштейн» обращается к фантастике для передачи современных конфликтов.

месте с тем английскому Романтизму присущи индивидуальные черты и видоизмененные общеромантические идеи и формы. Не случайно ученые высказывают мысль о том, что новое направление в искусстве зародилось раньше всего в Англии, еще в XVIII в. Тема страдающей, уединившейся от мира личности присутствует в сочинениях Э. Юнга, Т. Грейя, внимание к природе характерно для Д. Томсона, ирония и разрушение канонических форм повествования появились в литературе сентиментализма (Л. Стерн), который часто называют предромантизмом. Значение истории для романтиков подтверждается тем, что множество романов этого времени основаны на исторических событиях, имеют своей целью погрузить читателя в ту или иную эпоху через проникновение в глубь личности романтического героя, олицетворяющего ту или иную эпоху. Яркой иллюстрацией данной черты английских романтических произведений служат романы Вальтера Скотта, М. Эджуорт.


Содержание



Введение…………………………………………………………………………..3

1.Памфлет, его история и жанровая специфика………………………………..4

2.Джонатан Свифт: личность и творчество…………........................................7

3.Ранние памфлеты Д. Свифта: «Битва книг», «Сказка бочки»………………10

4.Политические памфлеты ирландского периода: «Предложение о всеобщем

употреблении ирландской мануфактуры», «Письма суконщика»…………..15

5.Памфлет «Скромное предложение о детях бедняков»……………………...18

6.Заключение……………………………………………………………………..20

7.Список использованной литературы…………………………………………21


Введение Темой данной работы является сатирическая памфлетная публицистика Джонатана Свифта (1667–1745). Вопрос содержания и художественного своеобразия сатиры Д.Свифта давно привлекает внимание отечественных исследователей. Из числа наиболее значительных работ, посвященных его решению, можно назвать: статью А.А. Елистратовой «Свифт и другие сатирики» в «Истории всемирной литературы», главу «Свифт» З.Т.Гражданской в «Истории зарубежной литературы XVIIIXVIII в.в.» (1967), монографию В.С.Муравьева «Джонатан Свифт» (1968), работы И. А.Дубашинского «Памфлеты Свифта» (1968) и «Рождение свифтовской сатиры » (1966), статью А.Ингер «Джонатан Свифт» (1967), книгу А.Штейна «Свифт и человечество» (1988), работу В.В.Папсуева «Три великих английских романиста эпохи Просвещения: Дефо, Свифт, Фильдинг» (2001). К этим научным источникам мы обращались при написании работы. Сатира Д. Свифта стала одним из самых ярких явлений английской памфлетной журналистики и в целом английской литературы эпохи Просвещения. Свифт – один из создателей жанра европейского памфлета XVIII века. Но сатирический памфлет Д. Свифта не теряет своего значения и сегодня, так как дает образцы бескомпромиссно резкой, беспощадно-правдивой социально-политической публицистики, которой так недостает в условиях современности. По словам А.Елистратовой, «Свифт жив, поскольку живы все те людские слабости и пороки, против которых он направлен». Сатирические приемы, разработанные Свифтом: гротекст, сарказм, пародия, язвительная ирония, прием маски – вошли в сокровищницу мировой сатиры и применяются на протяжении веков, не теряя своей действенной силы. Весь этот арсенал художественных средств подчинен самому важному в сатире этого необычного писателя, философа, политика – его действенному и страстному гуманизму. Он разрушает сатирой пороки общества и человека не только для того, чтобы заставить посмеяться над ними, но и для того, чтобы их искоренить. Насколько ему это удалось в рамках его сложного нелегкого времени, мы покажем в содержании реферата.
При написании работы были использованы следующие принципы научного исследования: историко- биографический (раздел «Свифт: личность и творчество»), проблемно-теоретический (раздел «Памфлет. Его история и жанровая специфика»), аналитический (разделы «Ранняя сатира», «Политические памфлеты ирландского периода: « Письма суконщика», «Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры», «Скромное предложение о детях бедняков»).
  1. Памфлет, его история и жанровая специфика


В теории современной журналистики памфлет относится к художественно-публицистической группе жанров. В теории литературы это один из сатирических жанров. Но возник этот жанр не сегодня. Уже в античные времена политическое красноречие Демосфена, Цицерона, сатиры Ювенала, Плутарха, Лукиана– содержат экспрессивность и непримиримость памфлета. Термин «памфлет» впервые употреблен английским церковным деятелем и публицистом Ричардом де Бёри в 1344 году. Время становления этого жанра – эпоха Возрождения, когда появляются такие сатирические произведения, как «Похвальное слово глупости» Э. Роттердамского, «Письма темных людей» Ульриха фон Гуттена, «Корабль дураков» С. Брандта. По мере исторической трансформации этого жанра памфлет становится все более политически заостренным. Великие просветители XVIII века: Д. Свифт, Д. Дефо, Жан-Мари Аруэ (Вольтер), Д. Дидро– сделали этот жанр основным оружием политической сатиры. Словарь литературоведческих терминов дает следующее определение жанра памфлета:

«От английского «pamphlet»–листок, который держат в руке)– произведение преимущественно остро сатирического характера, высмеивающее в резкой, обличительной форме политический строй в целом, общественное явление, программу и деятельность той или иной партии, группы и т.д. Памфлет разоблачает конкретных представителей–лидеров, идеологов, определенные индивидуальности, носителей типических черт и качеств данного явления»[3;258] .Однако есть и другие версии трактовки этимологии названия этого жанра, наиболее известная связывает его с греческими словами «пам» – «все» и «флего» – «испепеляю», то есть «всесожигающий». Среди современных теоретиков существует мнение, что такая этимология связана с античной мифологией: «Это понятие имеет под собой мифологическую основу и связано с представлением о гневе олимпийских богов, прежде всего – их главы Зевса-громовержца, поражавшего своими молниями врагов».1

Бесспорно другое: памфлет – это разновидность сатирической фельетонистики. Отличие памфлета от фельетона на политические темы состоит в крупномасштабности политического содержания. В отличие от фельетона, в памфлете разоблачаются не какие-то отдельные стороны общественного явления или политического лидера, а само явление, сама опасная идеология, крупные государственные или общественные деятели. Наступательная позиция памфлета выражается в самой острой форме сатирического обличения – сарказме. Именно сарказм, как высший уровень иронии, отличает памфлет от политического фельетона. Важной содержательной спецификой памфлета является его социальная глобальность. Излюбленный прием сатирического обличения в памфлете–сарказм. «Сарказм – это вид комического, который предполагает едкую, язвительную насмешку над изображаемым. Памфлет строится на едкой, язвительной, уничтожающей насмешке. Для сарказма, в отличие от иронии, характерны особые взаимоотношения изображаемого и подразумеваемого. Сарказм более дидактичен, его оценки более откровенны и назидательны». [9;189]

Памфлет – это гневная критика, проявления непримиримого и крайнего неудовольствия, когда объект изображения находится в диаметрально противоположной позиции и требует своего развенчания и уничтожения. Недаром выдающийся французский публицист, автор знаменитого «Памфлета о памфлетах» Поль-Луи Курье (1772–1825) называл памфлет «сочинением, полным яда». Важной отличительной чертой памфлета является также использование гротеска, в отличие от фельетона, который преимущественно пользуется гиперболой. И если фельетонист высмеивает лишь некоторые черты героя, то объектом памфлетиста, как правило, становится человек, социальный тип в целом. На речевом уровне нужно отметить большую экспрессивность речи памфлета, которая связана с открытостью авторской позиции. Среди речевых средств комического в памфлете преобладает парадокс, доведенный до абсурда. Тематическое многообразие заставляет некоторых исследователей делить памфлеты по тематическому принципу – литературный, исторический, философский, политический, но такое подразделение относится только к тематике памфлета. Памфлет может использовать разные жанровые формы: письма, прокламации, пародии, рецензии. Выделяют памфлеты портретные и проблемные. Портрет-памфлет посвящен созданию сатирического портрета политического деятеля. Он может быть адресным – т.е. посвящен конкретному деятелю, а может содержать намеренное обобщение. Проблемный памфлет посвящен какому-либо социальному явлению, политическому конфликту. Все сказанное о памфлете имеет прямое отношение к сатире Д.Свифта. Памфлетистика Д. Свифта имела огромное политическое значение для своего времени, впоследствии она вошла и в арсенал мировой сатиры, выделяясь такими основными качества, как резкость критики, отказ от общественных авторитетов и запретных тем, безудержное буйство фантазии, рождающее гротескные, фантастические образы, и при всем этом –глубочайшая гуманность. Все суровое и резкое творчество Свифта преследует целью защиту человека и человечества от произвола, тирании и лжи. Таким образом, желчная сатира Свифта неотделима от гуманистического пафоса его творчества, развивавшегося в русле английского  Просвещения XVIII века, утверждавшего необходимость искоренения частных и общественных пороков. Традиции свифтовской сатиры — в ряду самых плодотворных в мировой литературе. В отечественной литературе традиция Свифта ощущается в сокрушительной беспощадности и гротескных образах сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина.
  1. Джонатан Свифт: личность и творчество


Джонатан Свифт (анг.Jonathan Swift; 30 ноября 1667 –19 октября 1745)– писатель –сатирик, публицист, общественный деятель, философ англо-ирландского происхождения. Основной источник сведений о происхождении и ранних годах Джонатана Свифта– его автобиография («Автобиографический фрагмент»), написанная в 1731 году, которая охватывает события его жизни до 1700 года. Дед писателя переселился с семьей из Кентербери (Англия) в Ирландию в годы гражданской войны. Свифт родился в Дублине. Его отец, которого также звали Джонатан Свифт, был мелким судейским чиновником. Он умер за два месяца до рождения сына. Мать Свифта осталась с детьми без средств к существованию, и это заставило ее отдать ребенка на воспитание в состоятельную семью брата мужа– Годвина Свифта. Разлука с матерью стала психологической травмой, повлиявшей на формирование достаточно тяжелого характера писателя. Кроме того, ребенок с детства страдал тяжелым заболевание – болезнью Меньера, что и обусловило в конце жизни почти полную потерю слуха и когнитивных способностей.

Дядя позаботился о его воспитании и образовании. Свифт проходит обучение в гимназии в Дублине (1674-1682), в 14 лет поступает в Тринити-колледж Дублинского университета. В 1686 году он получил степень бакалавра по гуманитарным наукам и продолжил обучение для получения степени магистра. Гражданская война в Ирландии и «Славная революция» 1688 года побудила Свифта уехать в Англию, где он пробыл два года. Его мать помогла устроиться на должность секретаря у известного английского государственного деятеля, сэра Уильяма Темпла. На протяжении 10 лет Свифт работал в Мур-парке в Лондоне в качестве помощника Темпла, выполняя его поручения, связанные с политикой, а также редактируя его эссе и мемуары.

Здесь написаны его первые памфлеты «Битва книг» и «Сказка бочки». Темпл был поражен способностями Свифта, их отношения приняли дружеский и доверительный характер. Темпль– один из немногих, о ком Свифт всегда отзывался положительно. Десять лет жизни в его доме она называл «счастливейшим временем своей жизни». Он дает уроки восьмилетней воспитаннице Темпля, Эстер Джонсон (Стелла), которая станет его другом на всю жизнь и впоследствии переедет к нему в Ирландию. Их могилы – рядом в центральном нефе Дублинского собора. Вильям Темпль первым оценил литературное дарование Свифта, оказал ему помощь и поддержку в получении хорошего образования. В 1692 году он получает звание магистра в Оксфордском университете и принимает духовный сан англиканской церкви. Он получает место священника в глуши, в Ирландии, но вскоре опять возвращается на службу к Темплю и остается в его имении до смерти хозяина в 1699 году. Свифт заканчивает редактирование и публикацию его мемуаров, а затем находит должность секретаря и капеллана графа Беркли. Но не успевает занять это место. В 1702 году Свифт получает степень доктора богословия в Тринити-колледже. В эти годы он близок к партии вигов, которые завоевали в 1705 году большинство мест в английском парламенте. Однако вскоре разочаровывается в их политике. Когда через пять лет к власти приходят тори, писатель выступает в их поддержку. Завязываются дружеские отношения с Болингброком, известным политиком и писателем. С его помощью Свифт получает возможность публиковать свои памфлеты на страницах еженедельника The Examiner. Работает в течение 10 лет в маленькой общине, находящейся за 20 миль от Дублина, в качестве проповедника. Часто приезжает в Лондон. Возвращается к литературному творчеству. Его первый политический памфлет назывался «Рассуждения о спорах и разногласиях между Афинами и Римом» (1701).

На протяжении 1713-1724-х годов Свифт занимает должность декана Дублинского сбора. Активно включается в политическую жизнь Ирландии и продолжает памфлетную журналистику в Англии.

В 1720 году палата лордов ирландского парламента передала все законодательные функции британской короне. Начинается борьба Свифта за автономию Ирландии.

1724 год– анонимно распространяются «Письма суконщика» Свифта. Добивается отмены денег Вуда. Период славы Свифта.

Последние годы (1727–1745) были сложными. В 1726 году выходят две первые книги «Путешествия Гулливера» которая переиздана три раза, переведена на все европейские языки. Пик славы Свифта. Становится почетным гражданином Ирландии. При жизни выходят два издания собрания сочинений.

1728 год–смерть Стеллы. Болезнь и психическое расстройство писателя. Признан недееспособности. В 1745 году умирает. Эпитафию себе на могилу сочинил заранее: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого обора… Ступай, путник и подражай, если можешь тому, кто мужественно боролся за дело свободы. Свое состояние завещал на создание лечебницы для душевнобольных, которая существует и сегодня (Госпиталь Святого Патрика). [10]

Основные произведения Д.Свифта:


1697 — Битва книг, Сказка бочки.

1708 — Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства в Англии

1710-1714 — Дневник для Стеллы.

1712 — Предложение об исправлении, улучшении и закреплении английского языка.

1724-1725 — Письма суконщика.

1726 — Путешествия Гулливера

1729 — Скромное предложение.

3.Ранние памфлеты Д. Свифта: «Битва книг», «Сказка бочки».

Литературная деятельность Д.Свифта началась в Мур-Парке, в имении лорда Темпля, где была отличная библиотека. Первый период творчества Д. Свифта сразу же обогатил английскую литературу подлинным шедевром – памфлетом «Сказка бочки». К этому произведению примыкали два других: «Битва книг» и «Рассуждения о механическом действии духа». Все три вещи были опубликованы в 1704 году в книге с единым названием. Лишь в пятом издании 1710 года появился окончательный вариант текстов. Уже после создания первых памфлетов явственно определился характер его писательского дарования: выступив на стороне Темпла в литературной полемике о сравнительных достоинствах античной и современной словесности с памфлетом «Битва книг», Свифт показал себя сокрушительным полемистом, мастером пародийного слога и убийственной иронии.
Памфлет «Битва книг» имеет исторический контекст, в котором становится понятен его скрытый смысл. Во Французской академии к 1680-м годам сформировались два лагеря, занимавших противоположные позиции по отношению к древней и современной литературе. Идеологом так называемых «новых» был Шарль Перро, известный французский сказочник , который развил свои идеи в цикле диалогов «Параллели между древними и новыми авторами». Единомышленниками Перро были брат драматурга  Пьера Корнеля, Тома Корнель, и его племянник Фонтенель. Оппонентом Ш. Перро и его единомышленников в Академии был теоретик классицизма Н. Буало, Полемика по этим вопросам была продолжена и в Англии, после того как в 1690 году Уильям Темпл  опубликовал ответ Фонтенелю в своем эссе «О древнем и современном обучении». Темпл употребил две метафоры, использованные впоследствии другими авторами в полемике о древнем и новом искусстве слова. Во-первых, он отметил, что современный человек — это карлик, который «стоит на плечах гигантов », во-вторых, что древние учёные и писатели имели более чёткое представление о природе, чем люди современные. На эссе У. Темпла ответили критикой с позиций «новых» богослов Ричард Бентли и критик Уильям Уоттон. В свою очередь, сторонники Темпла во главе с епископом Фрэнсисом Эттербери  развернули полемику против «новых» (в частности, Уоттона). Дебаты «о древних и новых» в Англии продлились несколько лет. Джонатан Свифт не был в числе участников этой полемики, хотя он работал в то время в качестве секретаря Темпла. Но полемика дала пищу воображению Свифта и способствовала появлению его памфлета «Битва книг». Автор придумал необычный и эффектный способ литературной полемики, заставив сами книги принять в ней участие. В памфлете ярко и остроумно изображена фантастическая «война» книг, хранящихся в Королевской библиотеке Великобритании, располагавшейся в то время в Сент-Джеймском дворце. Книги оживают и вступают сначала в полемику о древних и новых», которая затем переходит «в вооруженное столкновение». «Род войск» и «оружие » выбираются в зависимости от содержания и характера того или иного произведения, что делает памфлет убийственно смешным и остроумным. При этом сам Свифт не отдает предпочтения ни одной из сторон, а представляет рукопись повреждённой в нескольких местах, предоставляя читателю самому догадаться об исходе «битвы». Предмет спора не представлялся Свифту по-настоящему серьезным, поэтому в ночной «битве» книг в библиотеке нет победителей. Среди участников сражения выступают не только древние авторы, но и современные Свифту писатели и критики. По художественной форме памфлет представляет собой пародию на сцену боя из ироикомической поэмы Сэмюэла Батлера «Гудибрас». [4;39]

Ход повествования в памфлете прерывается аллегорической притчей о пауке и пчеле. Паук живёт, как владелец замка, на чердаке, а движимая любопытством пчела залетает снаружи и попадает в паутину. Между пауком и пчелой разгорается спор: паук говорит, что паутина — это его дом, знатное поместье, в то время как пчела бродяжничает, порхая с места на место, не заботясь о репутации. Пчела возражает, что она действует по законам природы, помогая полям, в то время как замок паука представляет собой лишь продукты его собственного тела, «лавку грязи и яда». Это аллегория иллюстрирует основную идею памфлета. Пчела подобна древним авторам: она живёт в гармонии с природой и поёт свои песни в полях. Паук похож на сторонников «новых» и критиков: он убивает слабых и затем крутится в своей паутине (книгах критиков), переваривая проглоченное.

Битва книг» Д.Свифта перекликается с поэмой Н.Буало «Налой» (1674—1680). Появлялись и другие произведения с подобным сюжетом, в частности, «Битва поэтов» Эдварда Кука (1729), который использовал этот приём для нападок на поэта Александра Поупа. Памфлет «Битва книг» часто расценивается лишь как введение ко второму памфлету Свифта «Сказка бочки», сделавшему его знаменитым, хотя он и был опубликован анонимно, как большинство произведений писателя. Оба они напечатаны в 1704 году. Но первый памфлет также имеет большое значение для начинающего писателя и вполне самостоятельное содержание.

В это время Свифт, молодой священник, окончивший богословский факультет, очень ревностно относится к религии, не признает никаких компромиссов в служении Богу. Такая позиция сказалась в его памфлете «Сказка бочки». По словам автора, цель его памфлета– обличить «множество грубых извращений в религии и учености». Однако по сути дела памфлет, в котором истинной не признается ни одно из направлений в религии, является атеистическим произведением. Очень метко замечает по этому поводу Вольтер: «розги Свифта настолько длинны, что он задевает отца, когда сечет сыновей». Название является непереводимым английским идиоматическим выражением: «сказка бочки» подразумевает неразбериху и путаницу, часто смешного свойства. Этот смысл заглавия отразился в композиции памфлета, который включает много авторских отступлений, не имеет последовательного и четкого сюжета. Такая композиция сближает сатиру Свифта с писательской манерой Лоренса Стерна. Второй, подлинный смысл заглавия памфлета объясняет сам автор в предисловии, напоминая старинный обычай моряков-китобоев выбрасывать в море связку пустых бочек, чтобы отвлечь внимание морского чудовища и сохранить свою жизнь. К такому же приему прибегает и английское правительство, когда при кризисе в стране отвлекает внимание народа спорами на религиозные темы. Свифт не первый прибегает к такой аллегории: английский философ-материалист XVII века Гоббс также сравнивал в своей книге «Левиафан» религию с пустой бочкой. Канва сюжета восходит к очень известной притче о трех кольцах, которая включена в сборник «Декамерон» поэта итальянского Возрождения Боккаччо. В обоих случаях речь идет о наследстве, оставленном отцом своим трем сыновьям. Аллегорический смысл сюжета более очевиден у Свифта: Отец– это Бог, а три его сына– три направления в христианской религии в Европе. Петр (католицизм), Мартин (умеренное протестантство, введенное Мартином Лютером) и Джек (кальвинизм, в Англии – пуританство)– получают к наследство три кафтана, которых хватило бы им на всю жизнь, если бы они выполнили условия завещания. Отец завещал им жить дружно, беречь наследство и никогда не переделывать и не украшать кафтаны. Под Заветом Отца подразумевается Новый Завет, а кафтаны символизируют истинное направление в религии. Первые семь лет, означающие семь первых веков христианства до разделения церквей, братья соблюдают Завет и живут дружно, но честолюбивое желание войти в избранное общество заставляет его забыть. Они начинают украшать кафтаны бантами, серебряной бахромой и позументами и перекраивают их по моде. Наибольшему сатирическому обличению подвергается старший брат Петр (католицизм), ханжа, лицемер и лгун, который сначала искажает отцовское завещание, а потом прячет его и не разрешает никому читать, постоянно обманывая братьев. Имя старшего брата содержит намек на апостола Петра, главу католической церкви. Свифт фактически создает сатирический образ римского папы. В поведении старшего брата в сатирической форме критикуются атрибуты папства: тройная корона-тиара, целование туфли папы. Ключи от дома, которые он присваивает, символизируют ключи от рая, которыми католическая церковь отворяет вход. По указке старшего брата двое других погрязают в разврате и пороках. Они выгоняют своих жен (намек на обет безбрачия), в доме устраиваются оргии (намек на развращенность католического духовенства). В конце концов младшие братья выкрадывают завещание и узнают о подделках и обмане старшего. После чего умеренный и благоразумный Мартин осторожно спарывает украшения с кафтана, а неистовый Джек пытается его вновь перекроить и в ярости разрывает в клочья. Петр продолжает свое шарлатанство и мошенничество, в ходе чего Свифт не оставляет незатронутым ни одного таинства англиканской церкви, ни одного ее злоупотребления, подвергая их беспощадному осмеянию. Таким образом, памфлет «Сказка бочки»– это убийственная сатира на папство. Но сатирически показано и пуританство в лице среднего брата Джека, законченного лицемера. Собираясь совершить очередную мерзость, он обязательно прилюдно падает на колени и возносит молитву.

«С особой силой Свифт бичует своеобразное сочетание религиозного ханжества и жажды наживы, составлявшие самую сущность пуританской английской буржуазии. Свифт подчеркивает сходство Джека с Петром –пуританский фанатизм мало отличается от фанатизма католического и прикрывает те же низменные материальные расчеты» [2;345].

Основное повествование перемежается обширными авторскими отступлениями, в которых сокрушаются все устои государственного устройства. Уже в этом памфлете писатель обнаруживает полный отказ от каких-либо запретов в критике. Так, он создает образ «трех деревянных сооружений», помогающих честолюбивому человеку в английском обществе возвыситься и стать известным: кафедра проповедника, виселица и подмостки балагана. Соединение в едином образе таких очень далеко отстоящих вещей было дерзким выпадом сатирика [6;276]. Мастером оригинальных «скромных предложений» Свифт предстает уже в этом памфлете, когда предлагает в последней главе выпустить из Бедлама всех умалишенных и поручить им все государственные должности. Он уверяет, что никто не заметит подмены лиц: буйный помешанный будет вести войны и губить армию, сумасшедший с манией величия станет тщеславным и важным сановником. Свифт ненавидит агрессию и насилие в государственных масштабах и рисует в финале сатирический образ короля, который « в течение свыше тридцати лет забавлялся тем, что брал города, выгонял государей из их владений, пугал детей так, что они роняли из рук бутерброды, жег, опустошал, грабил, избивал своих подданных и чужеземцев»[8; 145 ] .

4. Политические памфлеты ирландского периода: «Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры» и «Письма суконщика»


После прихода к власти королевы Анны Свифт попадает в немилость. Ханжески набожная, королева после прочтения его «Сказки о бочке» удалила автора из Англии. По протекции друзей он получает место декана (настоятеля ) собора святого Патрика в Дублине. В конце 1713 года Свифт покидает Лондон и приезжает на свою родину, в Ирландию. Свифт воспринимает свой отъезд именно как ссылку и комментирует: «Мне остается умереть в бешенстве, как отравленной крысе в норе». Однако в Ирландии к нему приходит настоящая слава и почет, как к национальному герою. Именно здесь социальная сатира Свифта превратилась в подлинное разящее оружие. В защиту Ирландии Свифт создает свои самые сильные политические памфлеты. Сначала в 1720 году анонимно появляется «Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры»– первое разоблачение английской политики уничтожения шерстяной промышленности страны. Свифт прибегает к мифологическому сравнению: подобно тому, как богиня Афина-Паллада превратила Арахнэ в паука, вытягивающего нить паутины из собственного тела, поступает Англия по отношении к Ирландии. При этом в Ирландии запрещают развитие ткацкой промышленности, стараясь выкачать за бесценок великолепное сырье. Писатель призывает объявить бойкот английским товарам. Саркастически он утверждает, что Ирландия никогда не сможет обрести счастье, если не будет издан закон о сожжении всего, что привозится сюда из Англии, «за исключением самих англичан и английского угля».

Сатира Свифта обрушилась с новой силой на принятый английским парламентом , без согласия ирландского, подряд на чеканку так называемых «монет Вуда», которые были неполновесны и имели хождение только на территории Ирландии. Авантюрист Вуд намеревался сделать на этом состояние, ему оказывала поддержку любовница английского короля. Такова предыстория появления знаменитых «Писем суконщика» (1724). Автор вновь прибегает к приему литературной маски: «Письма» написаны от лица простого ирландского суконщика, простым народным слогом, очень доходчиво и ясно. Памфлетист призывает бойкотировать неполноценные деньги, разоблачает авантюру, которая могла родиться только при поддержке английского двора. Всего писем четыре.

Первый памфлет: «Письмо торговцам, лавочникам , фермерам и простым людям Ирландии о медных полупенсах, которые чеканит мистер Вуд» .

Второй памфлет «Письмо мистеру Гарлину, типографщику». Свифт вступает в полемику с известным ученым , Ньютоном, который в качестве директора монетного двора возглавил комиссию по проверке полноценности монет Вуда и подписал положительную экспертизу. От лица простого ирландского крестьянина автор письма с убийственной логикой доказывает, что комиссии были представлены подлинные деньги, а хождение имели – деньги фальшивые. Памфлетист не только обличает, но и предлагает правильный выход из ситуации обмана: не использовать фальшивые деньги, а вернуться к практике натурального обмена между ирландскими торговцами. Свифт показывает себя прекрасным экономистом, делая прогноз итога денежной реформы Вуда:

«Фермерам придется грабить, просить милостыню или покинуть свою родину. Лавочникам в нашем городе и во всех остальных городах придется закрыть торговлю и умирать с голоду: ведь благосостояние и купца, и лавочника, и ремесленника зависит от землевладельца…» [8;144].

Третий памфлет ставит вопрос о свободе и независимости Ирландии как суверенного государства. Полемическая заостренность вопроса делает его всем понятным и волнующим каждого ирландца:

«Если я свободный человек в Англии, то разве я становлюсь рабом за шесть часов, нужных, чтобы переплыть канал ?»[8;140]

Формально Ирландия не находилась в зависимости от Англии, но ее права были незаконным путем попраны. Эта ситуация с иронией обыгрывается в письме, где Суконщик говорит о «праве насилия»:

«одиннадцать вооруженных людей, несомненно, справятся с одним человеком в рубашке…. Состояние тех, которыми управляют без их согласия на то, есть не что иное, как состояние рабства!» [8;138]

Четвертый памфлет «Письмо всему народу Ирландии» наиболее политически смел и силен. Свифт открыто выражает недовольство политикой Англии по отношению к Ирландии, заявляя, что король не имеет права порабощать свободное государство и делать рабами его подданных. Письмо заканчивается открытым призывом к неповиновению, даже к восстанию: «Я должен напомнить вам, что по закону Божескому вы являетесь и должны быть таким же свободным народом, как ваши братья в Англии » [8:143].

Власти Англии, конечно, знали, кто скрывается за маской Суконщика. Объявленная награда в 300 фунтов не помогла найти автора, хотя он был всем известен. Свифт дал понять, что не остановится перед открытым скандалом, не допустит осуждения печатника, опубликовавшего памфлеты и сам снимет свою маску-псевдоним. Открытое столкновение с человеком такого ума и такой силы слова не было выгодно властям. Дело печатника Хардинга дважды разбиралось в суде, был изменен состав присяжных заседателей, и все-таки обвинительный приговор не был вынесен. Новый состав присяжных постановил обратиться к властям с протестом протии введения монеты Вуда. В итоге патент Вуда был аннулирован. Это была громкая победа дублинского декана и вершина его славы. Возникла даже легенда о том, что Свифт – потомок древних ирландских королей, и поэтому он так яростно защищает народ Ирландии. Однако Англия не оставила своих намерений превратить Ирландию в сырьевую колонию. Через несколько лет в стране была введена английская денежная система, и все с этим смирились. Только декан Дублинского собора приказал поднять над собором черный флаг. Но Свифт был уже стар и болен, можно было не обращать внимание на его «странности». В 1728 году Свифт пишет о своем разочаровании А.Поупу:

«Я не хочу, поскольку это от меня зависит, чтобы даже тело мое лежало в этой стране рабов»[6; 234].

5.Памфлет «Скромное предложение о детях бедняков»

В свете таких настроений сатирика яснее становится содержание его необычного памфлета «Скромное предложение». К концу жизни накал страстей и редкий ум все еще присутствуют в сатирах Свифта, но фантазия его принимает слишком мрачный, гротескный характер. Возможно, это связано с личной трагедией (умирает Стелла) и ухудшением здоровья (болезнь Меньера), что приведет в финале жизни великого сатирика к беспомощному состоянию, почти полной утрате рассудка. Свифт , наблюдая голод и нищету населения Ирландии, делает свое чудовищное «скромное предложение»: употреблять детей грудного возраста в пищу. Он развертывает эту идею очень подробно, почти сладострастно описывая подробности «откорма и утилизации мяса», конкретизируя картину, что и заставляет заподозрить в этом произведении отчасти проявления болезни писателя, ибо он пишет, например, следующее:
«Лучше покупать детей живыми и приготовлять их мясо еще теплым, из-под ножа, как приготовляют поросенка». Сатирик делает подробные экономические выкладки, точно определяя выгоду своего «скромного предложения». Резко критиковали Свифта именно за этот памфлет Уильям Теккерей, Ипполит Тэн. Однако если вспомнить некоторые трагические эпизоды из истории Ирландии, то становится понятен скрытый смысл памфлета: население страны неоднократно переживало и голод и истребление. В 1729 году, во время английскому буржуазной революции по приказу Оливера Кромвеля в Ирландии была устроена резня, погибли две трети населения, включая детей. Аллегория мрачной сатиры Свифта становится понятна: если можно резать, почему нельзя и съесть. Это не кровожадность не совсем здорового человека, а отчаяние страстного борца за свободу и справедливость, убедившегося в тщетности своих усилий. В своих «Стихах на смерть доктора Свифта» писатель так сказал о характере своей сатиры:

Согласен я , декана ум

Сатиры полон и угрюм;

Но не искал я нежной лиры:

Наш век достоин лишь сатиры [4;40].


Заключение


Имя Д. Свифта навсегда вошло в золотой фонд мировой сатирической литературы. Природа одарила этого удивительного человека огромными способностями и редким умом. Сатирическая памфлетная публицистика стала основой формой его литературной и политической деятельности. Памфлет он сумел сделать именно разящим оружием слова. Начиная от первых памфлетов до последнего горького сатирического слова, он обрушивается не на своих личных врагов, а на врагов человечества: религиозное ханжество, тщеславие и гордыню, алчность и политический авантюризм, хищническое истребление живой жизни ради утверждения власти немногих избранных. Враги эти существуют и сегодня, значит, сатира Свифта продолжает оставаться оружием их истребления.

В честь Свифта названы: кратер на Луне; кратер на одном из угаданных им спутников Марса; площадь и улица в Дублине, а также улицы в нескольких других городах. В Дублине установлены два бюста Свифта: в Тринити-колледже и в соборе св. Патрика.

Список использованной литературы


  1. Англия в памфлете: Англ. публицист. проза нач.18 века: Пер. с англ. / Сост., авт. предисл. и коммент. И.О. Шайтанов. – М.: Прогресс, 1987. – 528 с.

  2. Гражданская З.Т. Д. Свифт / История зарубежной литературы XVII–XVIII. М., Просвещение, 1967.– С.341–364.

  3. Гуральник У. Памфлет // Словарь литературоведческих терминов/ Ред-составители Л.И. Тимофеев, С.В.Тураев.– М., Просвещение, 1974.–С.258.

  4. Елистратова А.А. Свифт и другие сатирики / История всемирной литературы.–Т.5 М., 1988.–С.38–46.

  5. Ингер А. Джонатан Свифт / Д. Свифт. Сказка бочки. Путешествия Гулливера. – М., Худ. лит, 1976.–С.5–26.

  6. Муравьев В.С. Джонатан Свифт.–М., Просвещение, 1968.–304 с.

  7. Папсуев В.В. Три великих английских романиста эпохи Просвещения: Дефо, Свифт, Филдинг. Из истории европейской литературы 17-18 веков. - М.: Полярная Звезда, 2001. –256с.

  8. Свифт Д. / Д. Свифт. Сказка бочки. Путешествия Гулливера. – М., Худ. лит, 1976.–430с..

  9. Тепляшина А.Н. Сатирические жанры современной публицистики. Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп.- СПб.: СПбГУ, 2004. – 210 с.


Ресурсы интернета


  1. http : // www.zarubezh_svift.shtml [Дата обращения: 23.01. 17]

  2. https:// www.livelib.ru/author/199412-dzhonatan-svift [Дата обращения: 25.01. 17]










1




написать администратору сайта