Лабораторная работа № 2 Определение содержание дубильных веществ в пищевом сырье. Задача познание основных ценностей культуры и способы формирования на этом мировоззрения человека. Методы
Скачать 144.08 Kb.
|
Культура: основные подходы и определения. Понятие культуры и культурологии. Основные функции культуры. Культурология — это целостная система научных знаний о культуре, ее строении, динамике, закономерностях функционирования и развития. Объект - все виды и формы духовной, и материальной человеческой деятельности. Предмет– содержание, структура, динамика и способы функционирования культуры, причем исследование направлено не столько на описание феноменов культуры, сколько на сравнительный анализ культур, изучение механизмов межкультурной коммуникации. Задача – познание основных ценностей культуры и способы формирования на этом мировоззрения человека. Методы – 1.Генетический - культура изучается с точки зрения ее возникновения и развития. 2. Компаративный - проведение сравнительно-исторический анализ разных культур или каких-то областей культуры в определенное время. При этом обычно сравниваются схожие элементы разных культур, что дает возможность показать специфику этих культур. 3. Семиотический - позволяет изучить знаковую систему или текста, или любого другого культурного объекта. 4. Психологический–изучает субъективные механизмы деятельности индивидуума, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур. Классическим считается определение культуры Э. Тэйлора(1832— 1917) — выдающийся английский этнограф, один из основателей антропологии. Культура — это комплекс знаний, верований, искусство, мораль, законы, обычаи, символы, нормы и артефакты. В культуре выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют ценность для группы или общества. Нематериальную, или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но созданы разумом. Нематериальные объекты существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением. Функции культуры в общественном развитии Важнейшей функцией культуры является адаптивная функция - обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Человек, не только приспосабливается к изменениям окружающей среды, но и изменяет среду обитания в соответствии со своими потребностями, приспосабливая ее к себе. При преобразовании окружающей среды создается новый, искусственный мир – прежде всего мир культуры. Вторая функция культуры – знаковая, т.е. функция присвоения имени. Формирование имен и названий очень важно для человека. Если какой-то предмет или явление не названы, не имеют имени, не обозначены человеком, они для нас не существуют. Дав название предмету или явлению, и оценив его как угрожающий, мы одновременно получаем необходимую информацию, позволяющую нам действовать, чтобы избежать опасности. Ведь при маркировании угрозы мы не просто даем ей имя, но вписываем в иерархию бытия. Третья функция культуры – познавательная. Культура концентрирует в себе опыт и навыки множества поколений людей, накапливает богатые знания о мире и тем самым создает благоприятные возможности для его познания и освоения. Коммуникативная функция культуры. (общение). культура есть условие и результат общения людей. Ни одну сложную задачу человек не может решить без помощи других людей. Длительный отрыв от общества может привести индивида к психической и духовной деградации. Поэтому благодаря усвоению культуры люди становятся социальными существами, членами общества. Интегративная функция культуры - объединяет народы, социальные группы и государства. Основой единства являются: общий язык, единая система ценностей и идеалов. Так возникает деление «свой- чужой». Нормативная - регулировании поведения внутри своей социальной группы. Человек совершает поступки опираясь на нормы, сложившиеся в обществе, и стремясь к идеалам, которые являются системой ценностей культуры. Отбор ценностей происходит в процессе практической деятельности и именно ценности обеспечивают специфичность каждой культуры. Рекреативная – отдых, разрядка. Постоянное исполнение норм и правил утомляют человека. Культура предлагает безопасные способы отдыха - игры, ритуалы, праздники и досуг, освобожденный от непосредственного участия в производстве. К специальным средствам коллективной разрядки относятся произведения массовой культуры – книги и фильмы ужасов, эротика, катастрофы, приключения, детективы и фантастика, восполняющие нехватку острых ощущений у современного человека. Социализация и инкультурация. Социализацией называется процесс усвоения человеческим индивидом определенных знаний, норм и ценностей, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества. Инкультурация – это процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре. Это близкие друг другу процессы, которые возможны только с помощью специально созданных культурой систем воспитания и образования. Вне общества эти процессы невозможны. Дети, по каким-то причинам вырастающие среди животных, сами навсегда остаются животными. 2.«Культура» и «цивилизация»: соотношение понятий. «Культура» и «цивилизация»: соотношение понятий. В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эта традиции, Н. А. Бердяев (1874-1948) писал о цивилизации как «смерти духа культуры». В рамках его концепции культура – символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, «к жизни, к практике, к силе». В западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер (1880-1936). В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и т.п. Однако в культурологии имеется и противоположный подход, по сути дела, отождествляющий культуру и цивилизацию. Эта точка зрения нашла свое отражение в работах голландского историка XX в. Й. Хейзинги (1872-1945). Здесь в понятии «цивилизация» главное – формирование человека как гражданина, подчинение единому правопорядку, возросшее осознание человеком своего достоинства; исключение варварства. Третья точка зрения - между цивилизацией и культурой нет ни абсолютной гармонии, ни полной несовместимости. Цивилизация – это появление определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же – оценка ценностей, норм и правил этого общества на основе духовно-нравственных и мировоззренческих критериев. Типология культур – восточная и западная, традиционная и современная, по П. Сорокину, Г. Маклюэну, Н.Я. Данилевскому. Первая типология- деление на традиционные и современные (модернизированные). Традиционные культуры характеризуются замкнутостью и изолированностью от других культур, которые в силу своей чуждости воспринимаются как враждебные. Отсюда отношения между людьми внутри традиционной культуры строятся на основе принципов солидаризма – благородства, честности, справедливости, уважения к членам своего коллектива. Особенно хорошо это заметно у народов, находящихся на невысокой стадии развития. Важнейшей характеристикой и единицей измерения ценности человека в традиционной культуре выступают ранговые, кастовые, сословные разделения, иерархия которых четко фиксируется в сознании каждого представителя данной культуры. В традиционных культурах интересы индивида подчиняются интересам общества, что порождает низкую степень развития личностного начала в этих культурах. Важнейшим моральным регулятором поведения представителей традиционных культур является чувство стыда, а не вины. Дело в том, что чувство вины служит выражением озабоченности индивида своей внутренней правотой, а стыд – озабоченностью тем, как будут оценены поступки человека другими людьми – членами его общины. Традиционные культуры ориентированы на сохранение традиций как основных регуляторов общественной жизни, что изначально исключает любые нововведения. По этой причине происходит консервация как социокультурных, так и экономических структур, и отношений в обществе, что порождает представление об ограниченности доступных жизненных благ. Модернизированная (современная) культура появляется с началом капиталистических отношений и своего апогея достигла в наши дни. Модернизированная культура вынуждена порвать с традициями, поскольку без постоянного обновления она не может нормально существовать и развиваться. Ориентация на новации ведут к формированию специфических культурных ценностей. Это ориентация на достижение успеха, соперничество капиталов, статусов и т.д., что в итоге порождает еще одну характерную черту – ориентацию на индивидуализм и эгоизм, предполагающий формальное признание прав личности, ее свободы и независимости от общества и государства. Вторая типология- деление на восточный тип и западный. Восточный тип культуры характеризуется интуитивным, эмоциональным, непосредственным восприятием мира. Познание в рамках этого типа представляет собой не только исследование свойств объектов, но и их духовное постижение на уровне, недоступном рациональному исследованию. Под истиной здесь понимается само бытие, и поэтому она не зависит от ума и воли постигающего ее. Человек нуждается в истине, которой он может служить, которой он может подчинить свою жизнь. В основе мироздания находится некая высшая трансцендентальная воля, поэтому призвание человека заключается в том, чтобы научиться распознавать эту волю, «входить» в нее и творить ее как свою собственную. Идеалом признается духовно ориентированное бытие, высшая ценность и высший критерий которого – служение высшей трансцендентальной сущности, высшей воле. Западный тип культуры основан на принципе безграничной познаваемости мира, с целью прагматического использования мат. благ. Истинным признается лишь то, что подвластно уму и воле человека. В центр мироздания данного типа культуры поставлен сам человек, игнорирующий какую-либо иную, трансцендентную волю. Соответственно, формируется идеология антропоцентризма, провозглашающая правомерность подчинения всего сущего интересам человека. Проблема смысла человеческого бытия решается в рамках потребительского мировоззрения, ориентированного на максимально полное удовлетворение своих материальных потребностей. В результате формируется идеал потребительски ориентированного бытия. Третья типология – деление на дописьменные (бесписьменные), письменные (книжные) и экранные (информационные) общества и культуры (Г. Маклюэн). Его взгляды основываются на идее, что средоточием культуры являются средства общения, которые формируют сознание людей и их образ жизни. Смена средств и способов общения меняет взгляд человека на мир и формы деятельности. В дописьменном обществе человек передавал свой жизненный опыт при помощи устной речи, которая доминировала в общении людей, будучи вплетенной в практическую деятельность «племенного человека». Поэтому восприятие мира и все формы общения здесь оказываются основанными на слухе и других органах чувств. В письменном - формируется новый взгляд на мир в виде «линейной перспективы». С этого времени все большее число людей получает возможность приобщаться к любым знаниям, окончательно закрепляет доминирующее положение науки в европейской культуре, следствием чего является развитие техники и промышленной революции. Информационная, или экранная, культура рождается в условиях господства электроники, когда современные средства массовой коммуникации создают принципиально новые формы общения. Информационная культура дает возможность любому человеку, обладающему современными средствами связи, получить любые знания, не выходя из собственного дома. Она намного облегчает контакты между людьми, преодолевая национальные, государственные и культурные границы между ними, активно формируя единую мировую культуру, основанную на глобальных технологиях. Четвертая типология – деление по основным видам восприятия человеком систем ценностей (П.А. Сорокин). В основе концепции П. Сорокина – идея о приоритете сверхорганической системы ценностей, значений, носителями которых являются институты и индивиды. Он выделял три типа культуры: чувственный (преобладает чувственное восприятие), идеациональный (преобладает рациональное познание) и идеалистический (преобладает интуитивное познание). Пятая типология - концепция Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера (1880–1936) и А. Тойнби (1889–1975). Все эти типологии объединяет отрицательное отношение к устойчивому представлению о культуре как о едином всемирно-историческом процессе. Они считали, что не существует единой культурной истории, история есть смена культур, каждая из которых живет своей собственной, отличной и обособленной от других культурной жизнью. Так, например, Н. Я. Данилевский основной критерий своей типологии культур видит в преобладании в той или иной конкретной культуре определенного вида деятельности (у О. Шпенглера критерием типологизации культур выступает внутренний, психологический строй души народа). Модели культурной динамики. Циклическая модель динамики культуры в истории и культуре изменения имеют фиксированную последовательность состояний. Исторически первые представления о динамике культуры в форме временного круга (цикла) возникли еще в Древнем мире, в рамках мифологических моделей мира в Китае, Индии и Древней Греции. Они основаны на идее вечного круговорота событий и вечного возвращения к своим истокам, а также на периодическом повторении явлений в природе и культуре. Первое систематизированное изложение этой модели культурной динамики принадлежит Гесиоду. Согласно его взглядам, вся история человечества разделяется на четыре эпохи – золотой, серебряный, медный и железный века – и представляет собой движение во времени, которое понимается как вечность. Для каждой эпохи характерно свое состояние культуры. Смысл истории – в постоянном повторении, воспроизведении общих законов, не зависящих от особенностей конкретного общества. Чем дальше в своем развитии уходит от золотого века общество, тем сильнее отклонение от исходной идеальной модели-архетипа. Конечным моментом развития становился кризис культуры, связанный обычно с бунтом природы против человека. Кризис нельзя было считать целиком негативным явлением, так как он не приводил к окончательному краху культуры, а возвращал ее к исходной точке, с которой начинался новый цикл развития. В начале ХХ в. эта модель нашла свое отражение в теории О. Шпенглера (1880-1936). По его мнению, длительность жизни каждого культурного типа составляет около тысячи лет. Идею циклического развития культуры развивал и выдающийся русский мыслитель К. Н. Леонтьев (1831-1891). Связывая воедино природу и человека, мир культуры, Леонтьев сформулировал органическую теорию развития, для которой характерны: 1. Аналогия между любой органической системой, то есть естественно - развившейся системой, и организмом как неразложимой целостностью. 2. Представления о закономерных этапах развития подобной системы, составляющих конечный во времени цикл ее бытия. Для мифологического сознания эта противоречивость осмысляется как соперничество двух разнонаправленных начал (день – ночь, жизнь – смерть, добро – зло и т.д.), а их поочередная инверсия означает лишь временную смену состояний. В китайском культурном наследии большее место отводится соотношению двух противоположных жизненных начал – инь и ян, смена их сочетаний определяет все жизненные ситуации. 2. Линеарная модель динамики культуры С возникновением христианства, а затем с осмыслением его идей в рамках теологии связано появление линеарной (эволюционной) модели динамики культуры. Она основана на одной из основополагающих парадигм христианства – стреле времени, размыкающей вечность, разрывающей круг вечного возвращения, циклизма, и вводящей понятия начала и конца истории, которая продолжается от сотворения мира до Страшного суда и конца света. В дальнейшем с отходом от идеи Бога развитие культуры стали связвать с идеей эволюции и научной картины мира. Таким образом, в основе циклической и линеарной модели лежат разные представления о времени вообще, и о социальной времени в частности. Если циклическая модель основана на фиксация циклически повторяющихся событий и явлений как в природе – например, суточный или годовой циклы, – так и в обществе, то линейная модель – на фиксация поступательного хода событий, прогрессивного в целом развития общества. Вариантом линеарной (эволюционной) модели динамики культуры является реверсивная модель, которая представляет собой стрелу времени, обращенную в прошлое. Если классические эволюционные модели основаны на признании того, что будущее лучше, чем прошлое, реверсивные модели утверждают обратное – золотой век был в прошлом, все дальнейшее развитие культуры приводит только к ухудшению положения человека и общества. Таким образом, есть лишь инволюция, деградация культуры. Человек, стремящийся к золотому веку, должен повернуть ход истории вспять, вернуться к идеальному первоначальному состоянию культуры. Примером реверсивной модели динамики культуры является концепция Ж.-Ж. Руссо, для которого развитие культуры, рост материального благосостояния человека несут не счастье, а отчуждение человека от продуктов своего труда, от общества, от других людей. Развитие культуры для него является негативным фактором, разъединяющим людей. 3. Волновая модель динамики культуры Она является сочетанием циклической и линеарной модели динамики культуры. Наиболее полно эта модель была раскрыта в работах выдающегося экономиста Н. Д. Кондратьева. Он предположил, что экономика и другие, тесно связанные с ней, сферы культуры развиваются на основе сочетания малых циклов (3,5 лет) со среднесрочными (7-11 лет) и большими (50 лет) циклами. Фаза подъема связана с внедрением новых средств труда, увеличением числа работающих, что сопровождается оптимистическим настроением в обществе, сбалансированным развитием культуры. Спад вызывает рост безработицы, угнетенное состояние многих отраслей промышленности и, как следствие, пессимистические настроения в обществе, упадок культуры. Кризис духовного мира индустриального общества охватил все его стороны, стал очевидным и общепризнанным в последней четверти XX в. Но одновременно в хаосе краха устоявшихся научных парадигм, культурных школ, системы образования, нравственных норм, капиталистических и социалистических идеалов зарождаются духовные предпосылки нового постиндустриального общества. Предполается что во второй половине XXI в. будет преодоление удушающей силы индустриальной машины, возрождение гуманизма, приоритет духовных ценностей, расцвет творческих сил личности. Виды и уровни культуры (доминантная, суб-,контр-, антикультура, массовая, народная, элитарная культура). Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура (например, живопись Пикассо или музыка Шенберга), трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Крут ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства». Народная культура состоит из двух видов — популярной и фольклорной культуры. Когда компания подвыпивших друзей распевает песни Аллы Пугачевой или «Шумел камыш», то речь идет о популярной культуре, а когда этнографическая экспедиция из глубин России привозит материал о колядных праздниках или русских причитаниях, то говорят о фольклорной культуре. В итоге популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная — его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит, часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторических преданий постоянно пополняется новообразованиями, например современным городским фольклором. Таким образом, в народной культуре, в свою очередь, можно выделить два уровня — высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой. Авторы народных творений (сказов, причитаний, былин) зачастую неизвестны, но это высокохудожественные сочинения. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим творениям народной культуры. Их нельзя отнести к элитарной культуре только потому, что они созданы анонимными народными творцами: «Народная культура возникла в глубокой древности. Ее субъектом является весь народ, а не отдельные профессионалы. Поэтому функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение. В этом плане можно говорить о народном искусстве (народные песни, сказки, легенды), народной медицине (лекарственные травы, заговоры), народной педаго-гике, суть которой часто выражается в пословицах, поговорках»1. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Аудитория народной культуры — всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе. Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура — культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка — высокой, а популярная музыка — массовой, фильмы Феллини — высокой, а боевики — массовой, картины Пикассо — высокой, а лубок — массовой. Однако существуют такие жанры литературы (фантастика, детективы и комиксы), которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства. Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры. Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная — любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая — преимущественно необразованным. Малая по своим размерам и исторически более древняя, этническая культура, как только множество народов сливаются и образуют единую национальную культуру, превращается в народную культуру: «Творцами и потребителями письменной культуры являются те, кто умеет читать и писать, т. е. образованные слои общества, которые на начальной фазе ее становления представляют собой явное меньшинство по сравнению с неграмотным населением. Это образован-ное меньшинство и становится носителем национальной культуры»1. Высокая и национальная культура создаются не этносом или народом, а образованной частью общества — писателями, художниками, философами, учеными. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный, или авангардный, характер. Впервые применяются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями не-профессионалов многие годы спустя. Специалисты называют иногда срок 50 лет. С таким опозданием образцы высшей художественной культуры опережают свое время. Когда большевики пришли в 1917 году к власти, первым делом они постарались сократить культурное запаздывание, призвав всех художников не увлекаться формотворчеством, а говорить на понятном простому народу языке. Они выдвинули лозунг «Искусство должно быть понятно народу», приписав его выдающемуся немецкому марксисту Розе Люксембург. Но, как потом оказалось, Р. Люксембург на самом деле говорила другое: «Искусство должно быть понято народом». Первая формула предполагает, что художник, творец высокой культуры, должен опуститься до уровня примитивного сознания, вторая требует от неграмотного, полуобразованного крестьянства подняться до уровня восприятия мировых шедевров, постоянно учиться и совершенствоваться. Какое-то время высокая культура не только может, но должна оставаться чуждой народу. Подобно хорошему вину, ее необходимо выдержать, а зрителю за это время — творчески созреть. За 50 лет любое авангардное и необычное произведение успевает превратиться чуть ли не в ретроградное, консервативное. С каждым десятилетием дистанция между высокой и народной культурой снижается. Сегодня авангард, особенно в массовой культуре, становится модой чуть ли не на следующий день. Доминирующая культура — совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой. Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна. Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Первобытная культура и религия. первобытная культура. Существует археологическая периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Она включает в себя разделение на: каменный век (40 - 4-е тыс. до н.э.), который в свою очередь подразделяется на: древний — палеолит (40-12 тыс. до н.э.), характеризующийся примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, росписями пещер, рельефами и круглой пластикой; средний — мезолит (12 - 8-е тыс. до н.э.) осуществивший переход к оседлому образу жизни, к разведению домашнего скота, использованию лука и стрел и создавший первые сюжетные живописные произведения; новый — неолит (8 - 4 тыс. до н.э.), утвердивший скотоводство и земледелие, усовершенствовавший технику обработки камня и повсеместно распространивший керамические изделия; - бронзовый век (3 - 2 тыс. до н.э.), отделивший ремесло от земледелия, усложнивший социальную систему и приведший к созданию первых классовых государств; - железный век (1 тыс. до н.э.), динамизировавший неоднородное развитие мировой истории и культуры. Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад. Первобытное искусство возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э.,специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности: ■ каменная скульптура; ■ наскальная живопись; ■ глиняная посуда. Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем. Еще большее развитие культура получает после так называемой неолитической революции. Результаты революции: победой железных орудий над каменными, оседлый образ жизни земледелие патриархат возникновение государства и первых цивилизаций разделением культуры на духовную и материальную появление письменности формирование социально-классового расслоения общества. Религия (латин. religae- связывать) — это система учений, верований и культовых действий, связанных с единением человека со сверхъестественными священным существом, именуемым Богом или Абсолютом, Творцом всего существующего на Земле и управляющего мыслями и поступками людей. Сущностью религии является вера в Бога. вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Она реализует себя: - в культе (почитанием божества системой утвердившихся ритуалов и обрядов); - в объединениях верующих (церковь, религиозная община); - в мировоззрении, мировосприятии верующих людей. - анимизм (латин. anima- душа) - вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений - тотемизм (англ. totemиз языка индейцев означающее «его род») -поклонение рода, племени - животному, растению, предмету или явлению природы, которые они считают своим предком фетишизм (франц. fetiche- амулет) - вера в сверхъестественные свойства особых предметов; - магия (греч. mageia- волшебство) - вера в действенность особых обрядов на окружающую действительность с целью ее изменения (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т.д.). Культура Древневосточных цивилизаций. |