Главная страница
Навигация по странице:

  • Культура Византии.

  • 1. Мировоззренческие принципы средневековья. Особенности художественной культуры Средневековья. 2. Романское искусство 3. Готическое искусство.

  • Культура эпохи Возрождения. Гуманизм культуры Возрождения. Живопись, архитектура эпохи Возрождения. Литература эпохи Возрождения.

  • Лабораторная работа № 2 Определение содержание дубильных веществ в пищевом сырье. Задача познание основных ценностей культуры и способы формирования на этом мировоззрения человека. Методы


    Скачать 144.08 Kb.
    НазваниеЗадача познание основных ценностей культуры и способы формирования на этом мировоззрения человека. Методы
    АнкорЛабораторная работа № 2 Определение содержание дубильных веществ в пищевом сырье.docx
    Дата23.05.2022
    Размер144.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаkollokvium.docx
    ТипЗадача
    #545273
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Культура Древнего Рима. Принципы. Памятники архитектуры, литературы, скульптуры.

    На формирование древнеримской культуры повлияли художественные ценности и традиции двух великих культур античного мира: этрусков и греков. По этрусскому образцу строились круглые римские храмы. Латинский алфавит также создан на основе этрусского. Влияние греков началось с III века до н. э. после завоевания греческих колоний в Южной Италии. Перевод на латынь «Одиссеи» обусловило развитие римской поэзии, но источником вдохновения для поэтов служил собственный народный фольклор.

    Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:

    — царский (VIII — начало VI века до н. э.);

    — республиканский (510/509 — 30/27 гг. до н. э.);

    — период империи (30/27 гг. до н. э.— 476 г. н. э.).

    Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т. д.

    Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства — города Рима, который в I—III вв. до н. э. насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.

    Форумом (лат. forum — площадь, место суда, арена в цирке) в Древнем Риме называли площадь и рынок, являвшиеся, как в Древней Греции агора, центром культурной жизни. В наши дни этим словом называют какое-либо массовое собрание, съезд. Главным форумом Рима был форум Романум. Часто на форумах возводили базилику (от греч. basilike — царский дом) — прямоугольное сооружение, внутреннее пространство которого разделялось рядами колонн на три или пять нефов. В них происходили судебные заседания, собирались граждане, вели свои дела торговцы и менялы. Здесь же могли располагаться и органы власти. В императорских дворцах базилики служили тронными залами. Позже базилика стала одним из главных типов христианского храма.

    Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий. Строительство триумфальных арок и колонн имело прежде всего политическое значение. 30-метровую колонну Траяна украшал спиралевидный фриз длиной в 200 м с изображением военных подвигов Траяна и венчала статуя императора, в основание которой была замурована урна с его прахом.

    Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон (от греч. Pantheion — место, посвященное всем богам). Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки.

    Наиболее характерными памятниками римского зодчества являются акведуки, мосты, театры, термы (общественные бани), городские и загородные резиденции императоров и знати, здания государственных учреждений. Амфитеатры и цирки, в которых стравливали животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, — особенность культурной жизни Рима. Питательной почвой для этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоеванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счет грабительских войн.

    Амфитеатр (от греч. amphitheatron) выполнял функцию сооружения для зрелищ (чаще всего гладиаторских боев), имел овальную арену, вокруг которой уступами располагались места для зрителей. Самым знаменитым являлся Колизей (от лат. colosseus — громадный), амфитеатр Флавиев в Риме, воздвигнутый в 75—80 гг. н. э., вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане Колизей представляет собой эллипс окружностью 524 м и высотой 57 м, над которым на 240 мачтах натягивали тент. Амфитеатр был разделен на четыре огромных яруса. Под ареной находились клетки для зверей и кладовые для реквизита. На высоте 3,5 м над уровнем арены (78x46 м) размещалась императорская ложа.

    Театральная публика, строго соблюдая социальные различия, рассаживалась по рядам, высеченным из мощных каменных блоков. Удобные места предназначены для местных начальников, а сами воины отправлялись дальше, на каменные сиденья, где выгравировано название их сословия. Ступенью выше начала представления ожидали священники и торговцы. Нищие и проститутки в римском театре довольствовались дешевыми последними рядами. Еще Овидий рассматривал античный театр как место, исключительно подходящее для завязывания интриг, в частности любовных.

    Трехъярусный амфитеатр в Оранже, расположенный уступами на холме, до сих пор сохранил прекрасную акустику. Сегодня в нем 10 000 человек ежегодно

    наслаждаются оперными представлениями. В 28 году до н. э. император Август построил в Галлии амфитеатр — монументальное каменное строение на бетонном фундаменте, имевшее 124 выхода и 192 лестницы, которые позволяли свободно входить и выходить 24 000 зрителям, располагавшимся в 34 рядах на трех ярусах. В Колизее, центре проведения всех 45 римских общественных праздников, устраивались жертвоприношения и проводились гладиаторские бои. Первоначально бои устраивали в честь богов, но затем они стали любимым развлечением римлян.

    В Риме строились великолепные здания общественных купален (терм) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Во многих городах возводились дома в 3—6 этажей. Римские термы, т. е. бани, играли важную роль в обыденной жизни. Они представляли собой огромные здания со сводчатыми потолками, ставшие своеобразными культурными и общественными центрами. Самые роскошные из 1700 римских терм, Термы Каракаллы, постро-енные в III веке, вмещали до 1800 человек. Под их бетонными сводами находился бассейн с проточной водой величиной с небольшое озеро и огромный зал для занятий гимнастикой. В здании терм находились библиотека на греческом и латинском языках, кулуары для отдыха, галереи для дружеских бесед. Термы Каракаллы были украшены огромным количеством скульптурных произведений.

    В период империи значительно улучшилась планировка римских городов, в которых было много красивых площадей и удобных домов. В эпоху правления Нерона в Риме разразился пожар, уничтоживший 10 из 14 районов, в которых деревянные постройки располагались вдоль узких улочек. После случившегося император решил отстроить Рим по новому плану — с широкими улицами, каменными домами и роскошным императорским дворцом. Чтобы изыскивать средства на строительство, Нерон обвинял богатых сенаторов в заговоре, казнил их и конфисковывал их имущество.

    В отличие от греков, складывавших свои здания из великолепно отесанных каменных плит, римляне возводили здания преимущественно из бетона: каменная

    или кирпичная оболочка заливались смесью извести и щебня. Затвердевая, эта масса превращала здание в огромный монолит. Бетон, принадлежащий к числу важнейших открытий римлян в области инженерной техники, использовался при сооружении не только целых зданий, но и их фрагментов, например арочных сводов, ставших одним из основополагающих элементов архитектуры.

    Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. Римские водопроводы, мосты и дороги исправно служат людям и по сей день. Для связи с основными центрами в империи римляне построили 372 мощенные камнем дороги общей протяженностью около 80 тыс. км.

    Просвещение и наука

    Просвещение и наука. Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трех ступеней: начального, школы грамматики и школы риторики. Императоры ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики. В начальной школе учили читать, писать, считать. В средней школе учителя-грамматики преподавали греческий язык и семь свободных искусств — грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и астрономию, а также архитектуру и медицину. Последняя ступень представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия и философии. Владение риторикой было необходимым условием политической карьеры.

    В римской системе образования, позаимствовавшей образцы у греков, математика тем не менее отошла на второй план, а на первый выдвинулись право, языки, литература и история. Уроки музыки и гимнастики заменялись верховой ездой и фехтованием. На высшей ступени особое внимание, в отличие от Греции, уделялось не философии, а риторике. На завершающем этапе нередко предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры, особенно в Афины.

    Центрами научной деятельности были Рим, Александрия, Афины, Карфаген. Большое значение придавалось в Риме в I — II веках географическим знаниям, медицине и истории. Появляются трактаты Страбона (64/63 до н. э. — 23/24 н. э.), Птолемея (после 83 — после 161). «Естественную историю», являвшуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал Плиний Старший (23/24— 79). Больших успехов добилась медицина: врач Гален (129—199) проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, дал первое анатомическое описание организма. В этот период были созданы школы для подготовки врачей.

    Особенно большой вклад в развитие историографии знания внесли Тацит (ок. 58 — ок. 117) и Тит Ливий (59 до н. э. — 17 н. э.). К сожалению, из 142 книг по истории Рима Тита Ливия сохранилось только 35. Крупный римский историк Тацит — автор работ «Анналы», «История», «Германия», где освещается не только история Рима, но также общественное устройство и быт древних германцев.

    К этому времени относится деятельность греческого писателя и философа Плутарха (ок. 45 — ок. 127). Главное сочинение — «Сравнительные жизнеописания» выдающихся греков и римлян (50 биографий) — и сегодня входит в культурный арсенал европейцев.

    Греческие ученые приглашались наставниками и воспитателями в богатые римские семьи, а их научными открытиями восхищались римские ученые мужи, использовавшие свои аналитические способности в более практических целях, например, в земледелии или управлении государством. В области науки и философии достижения римлян были скромными. В эпоху Римской империи основными центрами научной деятельности оставались города эллинистического Востока: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и Карфаген.

    Для римлян была характерна любовь к прикладным наукам, особую роль среди которых играла юриспруденция — наука о праве. Уже с III веке до н. э. можно было получить консультацию профессионального юриста, во II веке до н. э. появляются первые правоведческие исследования, а в I веке до н. э. уже существовала обширная юридическая литература, представленная трудами таких авторов, как Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, которые занимались и практической деятельностью, выступая на судебных процессах.

    Центром изучения философии в Римской империи (как и в классической Греции, и в эпоху эллинизма) оставались Афины. В I—II веках н. э. среди знати особенно популярен был стоицизм, основными представителями которого в это время были Сенека (ок. 4 г. до н. э.— 65 н. э.) и император Марк Аврелий (121 —180 н. э.). Низшие слои общества особенно почитали бродячих философов-киников.

    Литература

    Литература. В III веке до н. э. под греческим влиянием возникла римская литература. Почтенные историки составляли римские анналы (летописи) на греческом языке. В I веке до н. э. жил прославивший римскую литературу Цицерон (106—43 до н. э.) — величайший оратор, писатель, знаток греческой философии. Его публицистические произведения относят к лучшим образцам римской прозы. Сохранилось более 50 речей Цицерона и сочинений по теории риторики. Цицерон был не только замечательным писателем и выдающимся оратором, но и видным государственным деятелем, юристом, знатоком философии. Его творчество открыло в римской литературе эпоху «золотой латыни», считавшейся образцом прозы.

    Больших успехов достигла римская поэзия в I веке до н. э. Современниками Цицерона были великие римские поэты Лукреций (ок. 96—55 до н. э.) и Катулл (87/84 — ок. 54 до н. э.). Лукрецию принадлежит замечательная философская поэма «О природе вещей», представляющая мир комбинацией атомов и дающая понятие теории эволюции. Большую известность из лирических поэтов получил Гораций (65—8 до н. э.), в сатирах, лирических «одах» и посланиях которого до нас дошло множество философских рассуждений и житейских наставлений, написанных в духе эпикуреизма и стоицизма. Его трактат «Наука поэзии» стал теоретической основой классицизма. Не менее прославленным поэтом являлся Овидий (43 до н. э.— ок. 18 н. э.). Его перу принадлежат любовные элегии и послания, проникнутые юмором и иронией дидактические поэмы «Наука любви», «Средства от любви». Мифологический эпос «Метаморфозы» (о «превращениях» людей и богов в животных, созвездия и проч.) и «Фасты» (о римских религиозных праздниках) выступают памятниками европейского значения. Овидий оказал большое влияние на литературу средневековья и Возрождения.

    Правление императора Августа (63 до н. э.— 14 н. э.) названо «золотым веком» римской поэзии. Он вошел в историю как правитель, во времена которого жили великие поэты и писатели. Вокруг его друга — богача и покровителя искусств Гая Мецената (?—8 до н. э.), чье имя стало нарицательным, — сложился кружок литераторов, возвеличивавших римскую старину. Самый знаменитый из них — Вергилий. «Энеида» была написана по заказу Августа и воспевала историю римского народа и прародителей рода Августа. Задушевным другом Мецената был и величайший римский лирический поэт Гораций. Он предсказал бессмертие своим стихам в оде «Памятник».

    Поэт Вергилий (70—19 до н. э.) прославился как автор «Энеиды» в 12 книгах, ставшей римским национальным эпосом.

    Римская литература представлена целым созвездием выдающихся имен: писатели Апулей (II в.), автор авантюрно-аллегорического романа «Метаморфозы, или Золотой осел», Плутарх (ок. 46 — ок. 119), сатирики Ювенал (ок. 60 — ок. 127), Петроний (?—66), Лукиан (ок. 120 — ок. 190). Выдающимся писателем был Варрон (116—27 до н. э.). Главное произведение Варрона «Древности дел божеских и человеческих» — своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Его перу принадлежит 500 грамматических, историко-литературных произведений, биографий выдающихся граждан, философских произведений. Уже при жизни его авторитет считался неоспоримым.

    Крупнейшими римскими комедиографами были Плавт (250—184 до н. э.), Теренций (190—159 до н. э.). В заимствованные у греков сюжеты и ситуации они внесли колорит римской жизни. Ими были созданы комедии нравов, в которых отражена повседневная жизнь и основные типажи римского общества. Плавту приписывали создание 130 комедий, из которых до нас дошли 20. Изображая в комедиях скупых отцов, воинов-наемников, богемных юношей, хитрых, находчивых рабов, автор исподволь противопоставлял испорченность греков непорочности римлян. Комедии Плавта были первыми пьесами с ярким римским юмором и сочным латинским языком. Комедии Теренция отличаются точной характеристикой персонажей, тщательной мотивацией поступков и искусной драматургией. Раскрывая основные темы комедий (проблемы семьи, любви и человечности), он избегал вульгарности и грубого юмора Плавта. Его произведения отличались изяществом языка и были рассчитаны на образован-ных читателей.

    Римское театральное искусство в основном шло по пути подражания греческим бытовым комедиям, но было построено на материале из жизни римского общества. Жанр высокой трагедии, берущий начало из античной классики с ее идеями трагической вины и неизбежного рока, у римлян не получил развития. Он не нашел и не мог найти эмоционального отклика у людей, живших по четким нормам права и рассудочным принципам.

    Скульптура

    Скульптура. Наиболее значительным было влияние греческих традиций в области скульптуры. Римляне охотно копировали образцы. В большинстве случаев именно эти римские копии, а не греческие подлинники, дошли до наших дней. Однако римскими многие из них также могут быть названы лишь условно: в скульптурных мастерских Рима работали преимущественно греческие мастера.

    Только в одном римские художники оказались оригинальными — в создании индивидуальных скульптурных портретов, точно передающих внутренний мир человека. Тяга к отражению личности, эмоций конкретного человека вполне проявилась уже в период эллинизма. Однако именно в эпоху империи скульптурный индивидуальный портрет достиг совершенства.

    Римское искусство скульптуры достигло удивительного реализма: если греки стремились изобразить идеал, то римляне — наиболее точно передать черты оригинала. Глаза многих статуй для достижения натуралистичности изготовлены из цветной эмали. Римский портрет — это история Рима, рассказанная в лицах реально существовавших людей. До нас дошел великолепный скульптурный портрет юного Августа, сохранились многочисленные бюсты политических деятелей.

    Живопись

    Живопись. Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя достижения всех завоеванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также пейзажные зарисовки. В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица. Многие произведения скульптуры представляли прекрасно выполненные копии классических греческих и эллинистических произведений искусства. Особенно распространенным видом искусства была мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы.

    В живописи, где римляне также выказали себя усердными учениками греков, они проявили больше оригинальности, чем в скульптуре. К сожалению, живопись менее долговечна, нежели скульптура, поэтому образцов первой сохранилось меньше, чем примеров второй. Исключением следует считать настенные фрески, обнаруженные археологами в домах Помпей, Геркуланума и Рима. Их выделяют приятные цвета, живые краски, свобода живописной манеры, свиде-тельствующие об огромном таланте римских художников. Рим отличался портретным искусством, там в избытке можно было встретить уличных художников, за несколько центов тут же создающих портреты горожан.

    Римская живопись, отталкиваясь непосредственно от греческих образцов, использовала различные возможности для пластического изображения: цветовая и воздушная перспектива, свет и тени создавали иллюзию пространства. Художники часто изображали сцены из повседневной жизни и натюрморты.

    О живописи эпохи Римской империи мы можем судить прежде всего по фрескам, покрывавшим стены домов знати. Само по себе искусство декорирования восходит к греческой традиции расписывания стен и обустройства внутренних двориков скульптурами. Орнаментальная живопись интерьеров в течение I века до н. э. вытеснилась имитацией архитектурного декора и свелась в итоге к живописи и скульптуре «тромлей», что отражало тяготение к пышности.

    Неплохо сохранились фрески нескольких вилл города Помпеи, засыпанных пеплом в результате извержения вулкана Везувия. Они показывают, что художники свободно владели всеми живописными средствами (богатой палитрой, игрой света и тени, точным рисунком и т. п.). Станковая живопись не сохранилась, но из письменных источников известно, что ведущим жанром был портрет. Наряду с жилищем римляне расписывали домашнюю мебель и посуду.

    В отличие от Египта и Греции, искусство использовалось римлянами не для выражения возвышенных чувств и идей, а больше для демонстрации богатства, престижа, статуса.

    Меценаты и завоеватели

    Меценаты и завоеватели. По отношению к классическому греческому искусству римляне выступали одновременно в роли завоевателей и филантропов. Во II веке до н. э. римские военачальники перешли к систематическому грабежу греческих городов, демонстрируя трофеи во время триумфальных шествий. О масштабах грабежа говорит тот факт, что лишь один из римских полководцев привез в Рим после своего похода 285 бронзовых и 230 мраморных греческих скульптур.

    Римские патриции, разбогатевшие на доходы от колоний, могли позволить себе выступить в роли спонсоров. Они покровительствовали обедневшим греческим художникам и скульпторам, которые в огромном количестве стекались в Рим. Даже римские императоры покровительствовали изобразительным искусствам и архитектуре.

    Религия

    Религия. Римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями. Римский мир религиозных образов представлен несколькими формами и прошел в своем развитии несколько стадий.

    Вначале римляне были язычниками, поклонялись греческим и в меньшей степени этрусским богам. Позже мифологический период сменился увлечением языческими культами. Наконец, в завершение эволюции победу одержало христианство, которое в IV веке, после разделения Римской империи на Западную и Восточную, приняло конкретные очертания католицизма.

    Древнейшие религиозные представления римлян были связаны с земледельческими культами обожествления природы, культом предков и другими магическими ритуалами, исполняемыми главой семейства. Затем государство, взяв на себя организацию и проведение ритуалов, создало официальную религию, которая изменила прежние представления о богах.

    Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Mapс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства, и их святилища на Капитолии стали центрами государственного культа. В богах римляне персонифицировали природные и общественные явления, а также абстрактные понятия, например Фортуна Удача, Виктория Победа и т. п.

    Как и у других народов мира, в Риме почитались души предков. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «do, ut des» — «я даю, чтобы ты дал мне».

    Между богами и людьми устанавливались почти такие же отношения, как между клиентами и товаропроизводителями. Несмотря на это, римской религии присуща сложная обрядовость, которая потребовала многочисленных специалистов, отсюда — развитие жречества. Жрецы, которых выбирали из числа граждан, были организованы в религиозные коллегии, важнейшими из которых были коллегии понтификов и авгуров, насчитывавшие по 16 членов. Римское жречество было более многочисленно, дифференцированно и авторитетно, чем греческое. Жреческие коллегии, обладавшие огромной властью, пытались вести себя наподобие политических партий, активно участвуя в борьбе за влияние на государственные дела.

    Культура Византии.

    § 1. Византийская культура

    Одним из важнейших центров средневекового искусства была Византия — государство, образовавшееся в 395 году на месте Восточной Римской империи и просуществовавшее до 1453 г. Византийское искусство — важная ступень в развитии средневековой мировой и европейской художественной культуры. Варварские нашествия не затронули Византию в такой степени, как Западную Европу. Здесь сохранились античные формы быта и хозяйственного уклада, уже исчезнувшие на Западе.

    Константинополь, Александрия, Антиохия, Эфес по своему облику оставались эллинистическими городами. До VII века существовал народный античный театр. Античная традиция ярко проявляла себя и в искусстве: в центре внимания византийского художника, как и в античности, стоял человек, воплощенный в образе христианского бога и святых. В его изображении сохранялись правильные пропорции фигуры, тонкая пластика форм, точный рисунок.

    Содержание византийского искусства отражало религиозно-философские воззрения формирующегося средневекового общества. Пассивная созерцательность, которая, согласно философии восточного христианства, открывала путь к познанию Бога и заключала в себе наивысшую гармонию, выражалась в неподвижной сосредоточенности образов. Унаследованные от античности проницательность и поэтическое восприятие проявлялись в раскрытии тончайших оттенков человеческих чувств.

    В Византии, где император совмещал светскую и религиозную власть, искусство, обращающееся ко всем подданным, играло важную роль в создании этических идеалов, объединяющих религиозные, государственные и личные начала.

    Первый подъем византийского искусства приходится на VI век. Оно достигает блестящего расцвета при Юстиниане I (527—565). Главным художественным центром становится Константинополь. Здесь находился императорский двор, пребывали патриарх и высшее духовенство, сосредоточились земельная аристократия и высшее чиновничество; в столицу стягивались научные и художественные силы империи, вырабатывались новые формы искусства.

    В Константинополе, названном современниками «вторым Римом», развивалось крупное монументальное строительство. Его украшали многочисленные храмы, дворцы с обширными купольными залами, ипподромы, акведуки, термы, арки, триумфальные колонны.

    Распространение христианства сделало необратимым развитие культуры, связанной с римской цивилизацией. Искусство и архитектура начинают искать новые формы, образы, сюжеты. По мере укрепления христианства как официальной религии государства претерпевал изменения и образ Христа. Он перестал быть покровителем бедняков и все больше становился

    небесным властителем, подобно тому, как Константин был императором на земле. Новые представления о Христе требовали пышного оформления его власти. Простой обеденный стол, за которым собирались ранние христиане на свои священные трапезы, заменили роскошно украшенным алтарем, ставшим центром литургического обряда жертвоприношения. Духовная власть Церкви и светская власть императора были строго разделены.

    Первые христиане создали литургию, но не создали храмов для своих обрядов. Константин отказался от использования классической модели культового храма языческого происхождения и взял за образец базилику — здание, где по традиции вершился гражданский суд именем императора, усилив тем самым связь между Церковью и государством. Самой большой церковью, построенной в Риме Константином, был собор Св. Петра. Он был воздвигнут на том месте, где по преданию был похоронен первый Папа Римский. Характерная конструкция базилики послужила моделью для христианского храма последующих эпох. Входом в нее служил атрий с портиком, характерным для римских общественных зданий. Интерьер также следовал традиционным схемам с тяжелым антаблементом на колоннах из разноцветного мрамора с их классическими капителями.

    Богатство внутреннего убранства контрастировало с простотой внешнего вида. Это объясняется тем, что христианские службы чаще всего происходили внутри храма, а не снаружи, как у язычников. Здание отражало иерархический характер церкви: арки нефов и хоров символизировали императорскую власть, а украшения из драгоценных металлов свидетельствовали о богатстве Церкви.

    В архитектуре византийского крестово-купольного храма отражено представление о цикличности времени, а не о развитии его от начала до конца, как в романской и готической сакральной архитектуре. В крестово-купольном храме церковный канон выделил три зоны: обычно в куполе храма находилось изображение Христа Пантократора, реже «Вознесение» или «Сошествие Св. Духа на апостолов». В церковной абсиде, символизирующей собой место рождения Христа (Вифлеемскую пещеру), изображали Богоматерь. В верхних частях стен храма художники развертывали эпизоды из жизни Христа, своего рода монументальный календарь, включавший изображения двенадцати праздников. В третьей зоне, самой нижней, представлены обычно отдельно стоящие фигуры святых, апостолов, святителей, пророков. Их располагали в хронологическом порядке, соответственно дням памяти каждого персонажа.

    С IX века утверждается новый тип крестово-купольного храма. Динамичный ритм построек VI века уступает место застывшей массе пластически выразительных объемов, ажурность стен — их торжественной глади. Нарастание форм к центру усиливает собранность пирамидальной композиции храма. Типичным памятником крестово-купольного храма является Католикон в монастыре Хосиас Лукас в Фокиде (первая половина XI в.). Рациональность конструктивной системы, законченность композиции способствовали распространению этого типа храма за пределами Византии.

    В V—VI веках культ объединил все виды искусств: архитектуру, живопись (мозаики, росписи, иконы), прикладное искусство (драгоценную утварь, богатое облачение священников, зрелищность церковного церемониала), многоголосые хоры — в единый грандиозный художественный ансамбль, гениально воплощенный в храме Св. Софии Константинопольской (532—537). Строители храма, используя опыт Пантеона, воплотили идею могущества христианства, представление людей того времени о необъятности мироздания, его всеобъемлющей цельности и гармоничности.

    В церковном интерьере формируются новые принципы синтеза искусств, разрабатывается иконография Священного Писания — сюжеты, композиция, типы фигур, лиц, атрибуты святых, которые легко воспринимались и запоминались зрителем. Постепенно иконографические типы и композиции превратились в утвержденные Церковью каноны.

    Излюбленной техникой стенной живописи была мозаика. Византийцы впервые воспроизводят форму цветом, ставшим выразителем эмоционального начала. Золотые фоны придают изображениям праздничность и отрешенность от реальной жизни. Мозаичные панно были дороже живописных и свидетельствовали о богатстве владельца. Цветные смальты в сочетании с золотым фоном позволяли достигнуть глубины изображения, звучности и мерцания тонов, что создавало дополнительный таинственный, почти мистический эффект, к которому стремилось христианское искусство.

    Пять с половиной столетий, с середины VII до начала XIII века, составляют центральный период византийской истории, эпоху расцвета империи и последовавшего затем ее упадка. В это время позднерабовладельческая Восточная Римская империя, какой она была к концу VI века, стала феодальной средневековой монархией. Именно в это время культура Византии обрела свои наиболее характерные, ярко выраженные черты, особую систему духовных ценностей. Став патриархом в 858 году, Фотий объявил во всеуслышание об особой важности искусства. Он приказал покрыть мозаиками с изображениями святых Золотой зал дворца, Палатинскую (дворцовую) часовню, начать воссоздавать мозаичные композиции в соборе Св. Софии.

    В эти годы константинопольских художников приглашают оформлять мозаиками храмы Венеции и Сицилии. На Русь после принятия князем Владимиром христианства (в 988 г.) приезжают архитекторы, мастера по фрескам и мозайке из разных городов империи. В Киевское, а затем и во Владимиро-Суздальское княжества привозят иконы и рукописи из Византии.

    50-летнее правление императора Василия II (976—1025) — эпоха наивысшего могущества средневековой Византии. Ее границы раздвинулись почти до пределов ранней Восточной Римской империи (1 млн кв. км). Население империи к началу XI века достигало 20—24 млн человек. Восточная Римская империя оставалась и самой «городской» страной Европы. В ее почти 400 городах проживали 1,5 млн человек. Самый блистательный и многолюдный город Европы средневековья был Константинополь — крупнейший центр мировой торговли.

    В IX—XII веках, в эпоху Македонской династии (867—1057) и династии Комнинов (1057—1185) византииская художественная культура переживает новый расцвет. В искусстве усиливаются спиритуалистические тенденции, оно подчиняется строгим догматическим правилам. Стиль XI—XII вв. называют «комниновским». Тесная связь монументальной живописи и архитектуры, ритм композиций, благородство колорита, величие образов святых в одинаковой степени присущи всем произведениям этого периода. Начинает господствовать тип лица с восточными чертами. Объем лица и рук передается легкой светотенью, трактовка одежд, покрытых геометрическими орнаментами, отличается плоскостностью. Элементы пейзажа и архитектуры сведены к минимуму. Особое значение сцены часто подчеркивается с помощью золотого или голубого фона.

    При Комнинах утверждается торжественный византийский стиль. Фронтально стоящие фигуры утрачивают материальность, лица приобретают аскетический характер, пространственная среда схематизируется, колорит становится плотным, условным, главное внимание сосредоточивается на тонкой разработке духовной стороны образа. Неподвижность, состояние созерцательного покоя становится воплощением наивысшей религиозности.

    Последний расцвет византийское искусство переживает в XIII—XIV веках, в период правления династии Палеологов. Возрождается интерес к античной традиции, в которой писатели и художники видели основу национальной культуры. Новое направление наиболее ярко проявилось в живописи и мозаике. Фигуры становятся легкими, изящными, полными порывистых движений, они располагаются в несколько планов. Чувства раскрываются в действиях, в мимике выразительных лиц и жестах. Вводятся отдельные жизненные детали, динамичный архитектурный пейзаж.

    Однако при всем блеске искусство Палеологов означало закат большой культуры. В XV веке искусство утрачивает монументальный размах и значительность. В 1453 году, с завоеванием Византии Турцией, закончилось тысячелетнее существование великой культуры, передавшей последующим векам дух античной традиции, завоеваний культуры эллинизированного Переднего Востока и собственных открытий. Богатство византийского искусства оказало огромное влияние на христианских государей Западной Европы, пытавшихся при своих дворах имитировать пышный византийский стиль.

    1. Мировоззренческие принципы средневековья. Особенности художественной культуры Средневековья.

    2. Романское искусство

    3. Готическое искусство.

    § 3. Классическое средневековье

    Классическое средневековье охватывает период XII—XIV веков. Центрами европейской культуры в это время являлись Франция, Англия, Германия.

    Господствующим направлением средневековой философии стала схоластика («школьное богословие»), получившая название от монастырских школ, в которых преподавали философию и теологию. Схоласты стремились дать рациональное истолкование догматов христианской веры с учетом достижений современной науки. В связи с этим важнейшей проблемой схоластики был вопрос о соотношении реальных предметов и общих понятий, или идей (универсалий).

    Ранняя схоластика (XI—XII вв.: Ансельм Кентерберийский, Иоанн Скот Эриугена) ставила идеи выше вещей. При этом высшей идеей был Бог, и схоласты пытались рационально аргументировать его существование.

    Зрелая схоластика (XII—XIII вв.: Фома Аквинский, Альберт Великий, Абеляр) под влиянием учения Аристотеля о форме, заложенной в материи, искала источник идей непосредственно в предметах.

    Поздняя схоластика (XIII—XIV вв.: Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам) видела в идеях лишь символы, подчиненные вещам. Отказавшись от рационального объяснения христианских дог-матов, схоластика вернулась в итоге к формуле веры раннехристианского писателя Тертуллиана — credo, quid absurdum (верую, ибо это непостижимо).

    В ряду наиболее выдающихся представителей средневековой схоластической философии стояли Альберт Великий (ок. 1193—1280) и Фома Аквинский (1225— 1274). Альберт Великий начал перестройку и энциклопедическую систематизацию христианского богословия с опорой на учение Аристотеля. В то время энциклопедии не просто предоставляли читателю сумму знаний, а должны были доказывать единство мира как создания Творца. В них содержались сведения по различным отраслям знаний. Закончил реформирование богословия Фома Аквинский, основное сочинение которого «Сумма теологии» обобщало основы средневе-кового мировоззрения. Утверждая, что природа завершается в благодати, а разум — в вере, он различал истины разума и недоступные разуму истины откровения. Им же были сформулированы пять доказательств существования Бога.

    Появление университетов

    Появление университетов. Средневековая философия занимала видное место в университетском образовании. В XI—XII веках в Европе открываются первые университеты (от лат. universitas — объединение, общность). Студенты и профессора объединялись в университеты для того, чтобы добиться независимости от города, иметь право самоуправления. В 1088 году на основе Болонской юридической школы был открыт первый университет. В XII—XIII веках возникают университеты в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), вторым — университет в Кембридже (1209). Первый университет Франции был основан в Париже (1160). Преподавание велось на латинском языке, поэтому здесь могли обучаться студенты со всей Европы. В Парижском университете имелось четыре факультета: об-щеобразовательный (младший, подготовительный, где преподавались семь свободных искусств), богословский, медицинский, юридический (старшие факультеты, куда принимались студенты, окончившие общеобразовательный факультет).

    Университет делился на «землячества» — объединения студентов из той или иной страны и факультеты (от лат. facultas — возможность), где они овладевали теми или иными знаниями. Существовала и специализация университетов: крупным центром изучения риторики и канонического права являлся Болонский университет. Сорбоннский университет был признанном центром теологии. В средневековых университетах студенты изучали теологию, право, медицину и философию.

    С XII по XV век в Европе возникло 46 университетов, они приняли эстафету у монастырских школ предшествующего периода и подняли культуру образования на еще большую высоту.

    Романский стиль

    Романский стиль. В западноевропейском искусстве раннего средневековья господствовал романский стиль (X—XII вв). Его принято считать первым архитектурным каноном европейского средневековья. Он впитал в себя принципы древнеримского и византийского искусства, но представлял уже нечто новое. Зародившись в Ломбардии благодаря работам мастеров каменного дела из города Комо, он вскоре распространился по всей Италии. Термин «романский», как и многие другие научные понятия, описывающие прошлое человеческой культуры, был введен французскими археологами только в XIX веке. Ученые увидели сходство тогдашних построек с древнеримской архитектурой (в латинском языке romanus — римский), с ее полукруглыми арками, элементами украшений и т. д. Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен, так как они выполняли функции фортификационных сооружений. Массивные романские строения символизировали не только по-литическую и культурную преемственность от Древнего Рима, но и свидетельствовали о неограниченной власти новых правителей Европы, о всемогуществе христианского Бога. Поэтому романские церкви называют «замками Бога». Характерные особенности романской архитектуры — полуциркульные арки, купольные конструкции и массивные западные порталы.

    Наполовину храм Божий, наполовину крепость для обороны — так назвал Вальтер Скотт романские соборы Англии. Часто крепость-дворец выполняла функцию резиденции архиепископа или монастыря. В эпоху раннего средневековья монахам приходилось быть не только духовными учителями, но и воинами, в совершенстве владевшими искусством обороны. История романского собора в Дареме (Англия) начинается в 995 году, когда монахи, жившие на острове Линдисфарне в Северном море, из страха перед грозными викингами начали искать надежное укрытие для мощей св. Кутберта. Наконец эти смельчаки по чудесному знамению нашли подходящее место у излучины реки и в начале XI века построили там церковь, а потом крепость. Дарем стал епископской резиденцией с обширными земельными угодьями (что и полагалось духовному центру).

    Тяжеловесность массивных стен подчеркивалась узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами. Высокие башни — главный элемент архитектурной композиции. Монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, становятся ведущим видом храмового декора. Таковы соборы в Шпейере, Майнце, Вормсе (Германия), в Клюни (Бургундия), в Каене (Нормандия), во Флоренции, Пизе и Милане (Италия).

    Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи — фрески, а снаружи — ярко раскрашенные рельефы. Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь — основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. Центральное место в живописи и скульптуре занимают темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе. Для романской пластики типичны монументальная обобщенность форм, отклонения от реальных пропорций. При этом сохраняется напряженная духовная выразительность.

    В эпоху романского стиля расцветает книжная миниатюра, а также декоративно-прикладное искусство: литье, чеканка, резьба по кости, художественное ткачество, ювелирное искусство. Важную роль во всех видах романского искусства играет орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны.

    Готика. На смену романской архитектуре пришла готическая. Она символизирует смещение культурного центра из уединенных монастырей в шумные кварталы средневекового города, духовным центром которого становится собор. Городской собор так же, как и монастырь, выполнявший прежде всего религиозные функции, превращается в носителя новой архитектуры. На смену культуре монастырей приходит культура соборов.

    Эпоха готики, расцвет которой относится к ХIII—XV векам, совпала со временем становления и развития городских центров в период классического средневековья. Первые храмовые постройки готического стиля характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами и непременной «розой» над входом в храм. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста. Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью, подчеркивавшими наиболее характерную черту готики — устремленность ввысь. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе (Франция).

    Сам термин «готика» (от ит. gotico — готский, по названию германского племени готов) возник только в эпоху Возрождения, причем в негативном значении. Но оно не имеет никакого отношения к германскому племени готов, которого к тому времени давно не существовало. Этот типично северный стиль родился во Франции. Собор Парижской Богоматери, строительство которого началось еще в XII столетии, является одним из самых известных в мире готических сооружений. Мировыми центрами готической архитектуры признаны Франция и Германия. Готические здания здесь — это вознесенные к небу соборы.

    Новая строительная техника позволяла прорубать в стенах более широкие окна, ибо здание отныне поддерживали не стены, а конструкции. И если вначале для витражей отводилось ограниченное пространство, то впоследствии оно непрерывно расширялось. Готические соборы, в сравнении с романскими, стали более высокими. Высота среднего нефа Шартрского собора составляет 36,5 м, а собора в Амьене — 42,3 м. Величина новых соборов, в которых могло разместиться население целого города, символизировала влияние Церкви на жизнь городской общины.

    Рисунку здания придается вертикальный порыв, отражающий мироощущение, характерное для новой городской культуры. Средневековый человек придавал свету особый, символический смысл. Образ Христа как «светоча мира» очень часто встречается в живописи и

    литературе той эпохи. Лишь в готическом храме витражи, «прозрачная мозаика» стали необходимым элементом церковной архитектуры. Ранние витражи готических соборов отличались яркими, интенсивными цветами, чаще всего красным и синим, которые фиксировались на схеме с помощью обжига. К середине XIII века краски становятся менее интенсивными, появляется эффект ажурности и рисунок наносится прямо на стекло. Витражи несли не только материальную и художественную ценность, но и глубокий духовный смысл.

    Скульптурное убранство готического собора несопоставимо с аскетической строгостью монастырей романского стиля. Роскошные порталы отражали возросшее благосостояние городов, по сравнению с монастырями. В украшении портала основного фасада все чаще появляется изображение Богоматери.

    Если романская скульптура сосредоточилась на воплощении идеи неизбежности Страшного Суда, то готическая отражает новую роль светской власти, являя призыв к уважению и послушанию.

    Каждый элемент собора был наделен символическим значением: двенадцать опор хоров в церкви символизировали двенадцать апостолов. Пилястры означали епископов и Отцов Церкви. Вместе взятые, они складывались в единую систему, преображая собор в символ Царства Небесного.

    Зрелая, или поздняя, готика (XIII—XIV вв.) — время великих европейских монархий. Соборы становятся королевскими усыпальницами. Пример подал французский король Людовик IX (1226—1270). Собор как культовое сооружение призван был продемонстрировать прямую связь между престолом земным и престолом небесным, духовное единство двух форм власти. Людовик IX прославился не только как покровитель христианства, но и как крупный меценат, превратив-ший Париж в культурную столицу Северной Европы.

    После того как Латеранский собор (1215) постановил, что Священное Писание должны знать все, а не только монахи и причт, религиозная грамотность начинает проникать во все слои населения. Важным результатом этого нововведения стало изготовление псалтырей, молитвенников и вообще благочестивых книг для широкой мирской публики. Людовик IX заказывал многочисленные манускрипты для собственной библиотеки. Ему подражало французское дворянство. Париж стал одним из самых крупных центров изготовления манускриптов. В миниатюре утвердился элегантный, изысканный стиль, соответствующий идеалам жизни при дворе.

    Людовик IX явился образцом подражания для всех европейских монархов. Французы диктовали моду в архитектуре, одежде, дворцовом этикете. Стиль, утвердившийся при французском дворе, нашел подражателей по всей Европе. Готика придала новый облик средневековой Европе. Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство, одежда — все отмечено печатью стилистического единства. Даже в моде той эпохи господствуют удлиненные формы. Дамы, носившие изящные шляпки конусообразной формы с длинной ниспадающей вуалью, напоминали сказочных фей.

    Готика стала вторым после романского стиля архитектурным каноном средневековья. В строительстве готических храмов появляются архитектурные новшества: стрельчатые арки, крестовые перекрытия, система внешних опор. Увеличивается высота центрального нефа, верхняя часть которого освещается с помощью больших окон, тогда как нижняя тонет в полумраке. Все это призвано было пробудить у паствы стремление ввысь, противопоставить сияющие небеса греховной земной жизни. Рост самосознания горожан отразился в строительстве готических ратуш и цеховых помещений, которое основывалось на тех же архитектурных принципах, что и храмовое зодчество.

    Придворная литература. Важным элементом художественной культуры средневековья было литературное творчество. Высокого развития достигает устная поэзия. Лучшими образцами являются произведения героического эпоса Англии и Скандинавии. Крупнейшее произведение героического эпоса Англии — «Поэма о Беовульфе», повествующая о ратных подвигах мужественного, справедливого и бесстрашного витязя Беовульфа. Из мифологического сказания героический эпос в классическом средневековье превращается в историческое предание. Таковы по своему содержанию скандинавские и древнеирландские саги (V—VIII вв.) и возникший на их основе рыцарский роман (XI—XIII вв.), который положил начало куртуазной (придворной) литературе.

    Одним из зачинателей рыцарской литературы, которая, зародившись во Франции, распространилась в XII—XIII вв. по всей Западной Европе, был Вальтер фон дер Фогельвейде (1172—1230)— выдающийся представитель немецкой средневековой поэзии.

    Среди наиболее прославленных поэтов, работавших в жанре рыцарской эпопеи, числится Кретьен де Труа (1150—1190). Его романы посвящены кельтскому королю Артуру и его вассалам — рыцарям Круглого стола. В Германии этот литературный стиль отразила записанная около 1200 года «Песнь о Нибелунгах» — стихотворный эпос по мотивам германских сказаний о гибели королевства бургундов (436 г.), а также целая серия стихотворных рыцарских романов, создававшихся зачастую на чужие сюжеты, таких, как «Тристан и Изольда» Готфрида Страсбургского (1220), «Парсифаль» Вольфрама фон Эшенбаха (1170—1220) и др. Среди них выделяется роман «Бедный Генрих» Гартмана фон Ауэ (1170—1210), в котором условному рыцарскому идеалу противопоставляется земная любовь крестьянской девушки.

    Придворная литература

    Придворная литература — составной элемент рыцарской культуры, которая складывалась при дворах владетельных государей и вельмож. Ее основой выступал культ воинской доблести в сочетании с христианской нравственностью и соответствующими времени эстетическими нормами. Эталон рыцаря сформировался в XII — начале XIII века в замках французских ари-стократов и из Франции распространился по всей Западной Европе. Воспитание рыцаря начиналось с детства. В семь лет будущий рыцарь становился пажом и до 21 года обучался верховой езде, фехтованию, другим основам боевого искусства, плаванию, музыке, пению, танцам и придворному этикету. Обучение завершалось символическим посвящением в рыцари. Придворное воспитание, в отличие от монастырского, носило светский характер. Особое распространение и ценность оно приобрело в период крестовых походов, когда европейские рыцари под знаменами католической Церкви отправились в дальние страны защищать христианские идеалы. С тех пор рыцарская поэзия стала воспевать не только «мужские» ценности — честь, достоинство, мужество, но также и «женские» — верность даме сердца, ради которой рыцари подвергали себя всевозможным испытаниям с риском для жизни. После окончания крестовых походов, где проповедуемые рыцарями ценности проверялись в боевых условиях, появились их ритуализированные двойники — рыцарские турниры, в более позднее время превратившиеся в дворянские дуэли.

    Немалое влияние на придворную жизнь оказывали «певцы любви» — трубадуры, труверы, миннезингеры. Поэты-певцы, прославлявшие в своих песнях рыцарскую любовь, в Германии назывались миннезингерами (певцы высокой любви), на юге Франции — трубадурами, а на севере страны — труверами.

    Помимо песен, баллад и мотетов они сочиняли сатирические поэмы и лирические пьесы светского характера.

    Важным элементом в литературном процессе средневековой Европы (XII—XIII вв.) были ваганты (от лат. vagantes — бродячие) (голиарды). Их родиной считается Франция. То были бродячие нищие студенты, низшие клирики, школяры — исполнители пародийных, любовных, застольных песен. За вольнодумство, антиаскетический образ жизни они преследовались официальной Церковью. По существу, речь идет о возникновении одной из самых ранних форм молодежной субкультуры, а возможно и контркультуры, выразившейся в поэтическом творчестве учащихся школ, направленном против ценностей доминирующей культуры.

    С развитием городской культуры связано творчество жонглеров (Франция) и шпильманов (Германия), которые выступали в XI—XII веках на площадях городов как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Среди шпильманов (spilman — букв. игрец) можно было встретить и небогатого рыцаря, и школяра, и подмастерья. Церковь, как и светская власть, издавна преследовала шпильманов. Например, по судебнику («Саксонское зерцало», VIII—IX вв.) шпильманы, как преступники, стоят вне закона. Тот же, кто против воли отца становился шпильманом, по судебнику лишался наследства. Однако, когда в XII веке среди шпильманов стали появляться странствующие клирики, отношение к игрецам стало меняться. Известно достаточно много случаев, когда знатные особы не только принимали их на службу, но и доверяли шпильманам посольские поручения в силу специфики их образа жизни и достаточно высокого образовательного уровня. В целом для эпического искусства шпильманов была характерна анонимность.

    Культура эпохи Возрождения. Гуманизм культуры Возрождения.

    Живопись, архитектура эпохи Возрождения.

    Литература эпохи Возрождения.

    Северное Возрождение. Особенности и представители.

    Стили маньеризм, барокко. Выражение стилей в искусстве.

    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта