Задача Психологиидеалисты утверждали, что психические явления могут быть познаваемы только при помощи самонаблюдения
Скачать 36 Kb.
|
Задача 2. Одно из направлений американской психологии считает, что при объективном изучении человека не наблюдается ничего такого, что можно было бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей и т. п. Поэтому предметом психологической науки, по мнению представителей этого направления, является «совокупность реакций живых существ на биологические и социальные раздражители, исходящие из среды и из самого организма». Задача 4. Психологи-идеалисты утверждали, что психические явления могут быть познаваемы только при помощи самонаблюдения. Докажите, почему принципиально невозможно познание психических явлений только с помощью самонаблюдения. 3 а д а ч а 2. Какие методы применены в приведенных примерах? А. С целью изучения общительности испытуемого ему был задан ряд вопросов. Вопросы экзаменатора Ответы испытуемого Вы быстро или медленно знакомитесь с новыми Быстро людьми? Непринужденно или натянуто ведете себя в новой Непринужденно компании? Много или мало у вас друзей? Много Разговорчивы или нет в общении с новыми людьми? Разговорчив Б. В возрасте шести с половиной лет Сана Н. хорошо справляется с задачей, в которой требуется сопоставить два предмета, указать как «одинаковое» (общее), так и «разное». При этом, проявляя известную способность к наблюдению за собственными мыслительными операциями, Сана делает любопытное замечание: «Мама, а разное мне легче увидеть, чем одинаковое. Это я давно умею. А находить одинаковое интересно: оно одинаково, но не совсем» (по С. Л. Рубинштейну). В. Изучаются индивидуальные особенности ритмических движении детей. Проводится веселая игра — «Танец кукол». Все идет хорошо, пока группа участвует в общем танце. Дети уверенно двигаются по кругу, делают незамысловатые па. Но вот руководительница предлагает Ларисе В. выйти на середину круга и танцевать там. Девочка отказывается. Таня А., хотя и не отказывается от предложения руководительницы, но, выйдя на середину круга, стоит, растерянно смотрит по сторонам и начинает танцевать лишь с помощью воспитательницы. Только Галя X. (самая бойкая девочка в группе) начинает танцевать сразу, но движения ее неуверенные, чувствуется скованность. Г. Для изучения отвлекаемости внимания испытуемому предлагают для решения арифметические задачи и одновременно включают интересную передачу (отвлекающий раздражитель). Д. Для изучения эмоционального состояния испытуемому предъявляют «страшные» картинки и регистрируют возникающие при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току. Е. Для изучения индивидуальных особенностей памяти испытуемые заучивают 10 иностранных слов. Протоколист записывает, сколько слов запоминает каждый испытуемый после каждого повторения и сколько требуется повторений, чтобы запомнить все 10 слов. Задача 3. Известный лингвист Р. Якобсон считал, что гласные звуки имеют цветовую окраску, в то время как все согласные — черно-белые. «А» — самый яркий по окраске звук, «И» — самый светлый, «У» — самый темный. А. Ахматова вспоминает: «А. Блок прослушал Игоря Северянина, вернулся в артистическую и сказал: «У него жирный адвокатский голос». В рецензии на пение Изабель Обре газета «Смена» от 11.01.86 г. писала: «У нее красивый голос, чистый, как хрусталь, и вместе с тем плотный, как запах поздних осенних цветов...» «У моего друга желтый, рассыпчатый голос»,— заявление мне-мониста Шерешевского. О какой закономерности ощущений свидетельствуют приведенные факты? Задача 7. В энциклопедии, изданной в 1901 г., дано такое определение восприятия: «Восприятие, или перцепция,— психологический термин, означающий соединение ощущений, испытываемых в данный момент, с результатами старого опыта, сохранившегосяв нашей памяти, в результате чего ощущения пополняются, истол ковываются на основании прежнего опыта (представлений) и узна! ется полный образ предмета или события»1. В чем научная несостоятельность данного определения? Из ка. ких философских позиций исходит автор? 2. После встречи со старым знакомым он погрузился в воспоминания о былом, шел, не замечая ни встречных людей, ни домов, мимо которых проходил, и незаметно для себя очутился у ворот своего дома. 5. Для того чтобы учащиеся легче запомнили последовательность смены цветов в спектре, учитель просил их заучить фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Каждое слово этой фразы начинается с той же буквы, что и названия цветов. Что можно сказать о приеме организации памяти, примененном учителем? 8. Раскрывая образ Обломова, один учащийся точно описал обстановку его комнаты, внешний облик героя, воспроизвел распорядок дня. Другой, редко прибегая к конкретным фактам, раскрыл причины, почему Обломов стал таким, высказал суждения общего порядка об образе жизни Обломова. Оба ученика полно раскрыли образ Обломова как героя романа. Какие особенности их памяти проявились в ответе? 9. Разговор двух драматургов: Когда я пишу какую-нибудь сцену, я слышу ее. Я слышу голос каждого действующего лица. А я вижу сцену, герои ходят, действуют. Знаете, где я мысленно нахожусь? В середине партера. О каких типах памяти идет здесь речь? З а д а ч а 8. Способности и возраст имеют различные соотношения. Выше были рассмотрены примеры проявления способностей в раннем возрасте. Эти случаи доказывают, что способности не являются результатом только обученности, что их развитие предполагает соответствующие задатки. Приведем пример яркого проявления способностей в пожилом возрасте. Первая выставка картин Любови Михайловны Майковой состоялась, когда ей было 87 лет, рисовать она начала в 79, а до того работала в колхозе и никуда из села не выезжала. За одну только зиму бабушка Люба нарисовала 200 картин. О ее творчестве болгарским телевидением сделан двухчасовой фильм. «Почему Вы начали рисовать только в 79 лет, почему не раньше?» — Любовь Михайловна не могла ответить на этот вопрос журналистов. Автор статьи ответил так: «Художник рождается и в чреве матери, и на склоне лет своих. И ничто не может этому помешать. Нигде. И ни в какие времена»2. Правильно ли объяснил автор этот случай с проявлением способностей в пожилом возрасте? Какие положения теории способностей можно использовать, чтобы объяснить столь позднее проявление способностей к изобразительной деятельности? |