Главная страница

3. Стилистический анализ текста. Задача Языковые средства Жанры Разговорный Неофициальная


Скачать 30.23 Kb.
НазваниеЗадача Языковые средства Жанры Разговорный Неофициальная
Дата05.01.2023
Размер30.23 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла3. Стилистический анализ текста.docx
ТипЗадача
#873024

Стилистический анализ текста

Стили текста

Стиль

Сфера употребления

Задача

Языковые средства

Жанры

Разговорный

Неофициальная,

непринуждённая обстановка

(в быту).

Общение 

(обмен

мыслями, мнениями,

впечатлениями).

Речь эмоциональная, насыщенная языковыми средствами субъективной оценки, с помощью которых передаются разнообразные чувства, эмоции, настроение (фамильярность, неодобрение, ирония и т. д.).

Лексические средства: разговорные (иногда просторечные) слова и фразеологизмы.

Морфологические средства: междометия, частицы, усиливающие экспрессию, слова с суффиксами эмоциональной оценки, усечённые формы существительных и глаголов (Нин, Вань, хлоп, прыг и др.).

Синтаксические средства: диалог, неполные предложения, обращения, вводные слова и вводн. предложения; побудит., вопросит. и восклицательные предложения, простые бессоюзные предложения.

Диалог, личные письма, записки, разговор, телефонный разговор, беседа, спор, дневник.

Официа

льно-деловой

Деловые отношения между людьми и учреждениями (деловые бумаги, законы, документы и др.)

Точная 

передача деловой информа

ции практиче

ского характера

Экспрессия неуместна. Слова употребляются только в прямом значении.

Лексические средства: слова нейтрального стиля из общественно-политической сферы общения (граждание, общество, выборы и др.) и отглагольные абстрактные сущ. на -ение (применение, выполнениеобеспечение и др.), языковые штампы: мы, нижеподписавшиеся, с целью ознакомления и др.

Морфологические средства: сложные союзы (ввиду того чтоблагодаря тому что; между тем как и др.), отыменные предлоги (в целях, в течение, насчёт, в свете и др), числительные, слова должен, обязан, необходимо, а также глаголы в форме инфинитива.

Синтаксические средства: прямой порядок слов, повествовательные предложения, распространенные, с причастными оборотами и большим количеством однородных членов, выполняющих функцию уточнения.

Законы, указы, постановления, нормативные акты, документы, договоры, уставы, приказы, распоряжения, инструкции, служебные переписки, деловые бумаги, контракты и др.

Научный

Общение в научной сфере (научные труды, учебники, доклады и др.)

Сообщение 

научной информации

Слова в прямом значении, нет эмоциональности, термины, специальные фразеологизмы; сложные синтаксические конструкции, в которых логические мысли выражены с помощью подчинительных союзов и вводных слов; предложения с обобщающими родовыми понятиями; много причастных оборотов.

Диссертация, монография, научная статья, тезисы, лекция, доклад, учебник, реферат, аннотация, документация, справочник, инструкция, рецензия, научный обзор, очерк, научно-популярная книга и др.


Публи

цисти

ческий

Общественно-политическая жизнь (митинги, собрания, статьи в газетах, журналах)

Воздействие на слушателя (читателя) с целью формирования у него определённых мнений к той или иной проблеме.

Экспрессивность, эмоциональность, иногда пафос; в журналистике речь более спокойная.

Лексические средства: торжественная лексика (держава, воздвигнуть), многозначные слова, слова в переносном значении, эпитеты, гиперболы, метафоры, сравнения (вечно живут, величайшее богатство), сочетание книжных и разговорных слов.

Морфологические средства: глаголы в повелительном накл., с их помощью формируется прямое отношение автора к читателям.

Синтаксические средства: обращения, риторические вопросы, восклицательные предложения, вводные слова, обратный порядок слов в предложениях; синтаксический параллелизм предложений; ряды однородных членов, построенных по законам градации (усиления значения), повторы слов и союзов.

Публичное выступление, речь (доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка, фельетон, памфлет, эссе, хроника и др.

Художественный (стиль художествен

ной литера

туры)

Словесно-художествен

ная сфера деятельности.

Воздействие на чувства и мысли читателя путём создания образов, картин жизни.

Все средства выразительности: фонетические (звукопись), словообразовательные (индивидуально-авторские образования, повторы слов с одинаковыми морфемами), лексические и фразеологические (богатство синонимии), морфологические (особенно употребление глагольных форм в обобщённом и переносном значении), синтаксические. Широкое использование тропов: метафор, сравнений, олицетворений, гипербол и др. Использование всех типов речи (повествование, описание, рассуждение) и языковых средств, присущих другим стилям.

Эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, научно-художественный жанр, комедия.

Типы речи

Типы речи

О чём говорится?

Примеры текстов

Приём «фотографирования»

Описание

(какой?)


Об одновременных признаках предмета

Описание внешности, пейзажа, помещения и др.

Достаточно одной «фотографии».

Повествование

(что происходит?)

О последовательно происходящих действиях.

Как я провел лето?

Как я делал … . и др.

Нужно сделать несколько «фотографий».

Рассуждение

(почему?)

О причинах свойств и явлений (мысли).

Кем бы я хотел стать и почему?

Почему человек должен быть интеллигентным?

и др.

Невозможно сделать ни одной «фотографии».

Термины по теме «Лексика»

  1. Однозначные слова – слова, имеющие одно лексическое значение (стол, небо, нога).

  2. Многозначные слова – слова, имеющие несколько лексических значений (швейная игла, опавшие иглы, иглы ежа).

  3. Разговорная лексика – слова, которые употребляются в непринужденном общении (плакса, работяга, ухитриться).

  4. Книжная лексика - слова, которые употребляются в научных изданиях, в журналах и газетах, в официально-деловом общении (гармонировать, грядущий, внимать, множество).

  5. Нейтральная лексика - слова, которые употребляются и в книжной, и в разговорной речи (небо, идти, язык, веселый).

  6. Троп – употребление слова в переносном значении (метафоры, эпитеты, сравнения …).

  7. Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (бьет из земли ключ, дверной ключ).

  8. Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но различаются оттенками лексического значения и употреблением в речи (бежать, мчаться, нестись).

  9. Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (подниматься – спускаться, вверх – вниз, большой – маленький).

  10. Контекстные антонимы, контекстные синонимы – слова, служащие антонимами либо синонимами только в данном контексте, а в других контекстах ими не являющиеся.

Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес. Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко.  

  1. Исконно русские слова – слова, возникшие в русском языке или пришедшие в русский язык из языков-предков - общеславянского и древнерусского (мать, отец, воин, есть, пить, жить, долг, мысль, гнев, зло)

  2. Заимствованные слова – слова, пришедшие в русский язык из других языков (футбол, жалюзи).

  3. Историзмы – устаревшие слова, которые перестали употребляться потому, что исчезли обозначаемые ими предметы или явления действительности (ботфорты, кольчуга, лапти).

  4. Архаизмы – устаревшие слова, которые перестали употребляться потому, что их заменили синонимы (очи, уста, ланиты, дщерь паче).

  5. Неологизмы – это новые слова, вошедшие недавно в русский язык и еще не потерявшие своей новизны, необычности (мессенджер, монитор, апгрейд, аниматор).

  6. Слова общеупотребительные – слова, которые употребляются всеми носителями языка в различных сферах жизни (счастье, жизнь, читать, веселый).

  7. Диалектные слова – слова, которые используются людьми, живущими в какой-либо определенной местности (бураки – свекла, батожья – щавель, кочет – петух, векша - белка).

  8. Профессионализмы – слова, которые используются людьми определенной профессии (скальпель – медицинское, гамма – музыкальное, тюнинг – автомобильное).

  9. Жаргонизмы - слова, которыми пользуются группы людей, близких по профессии или социальному положению (раздевалка – гардероб, укол – инъекция, окно в расписании – отсутствие урока, юзер – активный пользователь компьютера).

  10. Канцеляризмы – это слова, выражения и обороты, свойственные официально-деловому стилю и являющиеся ошибкой во всех остальных: Бригадой рабочих завершен ремонт квартиры. Ты по какому поводу плачешь?

  11. Стилистически нейтральная лексика – лексика, которая употребляется и в книжной, и в разговорной речи.

  12. Стилистически окрашенная лексика – лексика, которая используется преимущественно или в книжной, или в разговорной речи.

  13. Высокая лексика – лексика, которая придает речи возвышенность, торжественность, выражает высокие чувства (свершение, дерзновенный, воздвигнуть, вовеки)

  14. Стилистически сниженная лексика, просторечия – лексика, которая придает речи оттенок сниженности или грубости, выражает различные эмоции (положительные или отрицательные) и оттенки (дрыхнуть, муторный, башка).

  15. Просторечия - слова, сочетания слов, формы словообразования и словоизменения, выходящие за пределы литературной нормы и придающие речи черты упрощенности, сниженности, грубоватости: (давеча, завсегда, тама, здеся, забулдыга, дохлятина, отродясь, улыбаюся, ихнего, не влазиет).

  16. Лексический повтор – повтор слова:

Ветер, ветер -
На всём божьем свете!
(А. Блок)

  1. Индивидуально-авторское словоупотребление - авторский неологизм, слово, придуманное или образованное автором текста: И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая «недообразованность».


Тропы

Сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим (Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью сравнительных союзов как, будто, словно, точно, что)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный. (И.А. Бунин)

Метафора – скрытое сравнение: Пустых небес прозрачное стекло;

Багровый костер заката. (И. Бунин)

Олицетворение – уподобление какого-либо предмета или явления живому существу:

Отговорилароща золотая… (С. Есенин)

Метонимия – замена прямого названия другим, заменяющим это понятие:

Я три тарелки съел (вместо уху) (И.А. Крылов)

Ликует буйный Рим (вместо люди, в нем проживающие) (М.Ю. Лермонтов)

Я прочитал всего Тургенева (вместо произведения Тургенева)

Синекдоха – разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот: Белее парус одинокий (вместо: лодка, корабль) (М.Ю. Лермонотов)

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз (вместо французы) (М.Ю. Лермонтов)

Пуще всего береги копейку (вместо деньги) (Н.В. Гоголь)

Эпитет – определение, придающее выражению образность и эмоциональность:

Сквозь волнистые туманы пробирается луна (А.С. Пушкин)

Гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты описываемого

В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский)

Литота – преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого:

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.С. Грибоедов)

Оксюморон – соединение несоединимых понятий: «Горячий снег», «Живой труп», «Мертвые души»

О, как убийственно мы любим (Ф.И. Тютчев)

Оценочная лексика (эмоционально-оценочные слова) - это слова, выражающие либо положительную, либо отрицательную оценку:

- Я не могу относиться серьезно к тому, что говорит этот белобрысый юнец, – сказал один.
- И напрасно, – возразил другой, – доводы этого белокурого юноши весьма убедительны.

Ирония - использование слов, высказываний с вложением в них противоположного смысла: 

Умный какой! (в значении: глупый, дурак).

Аллегория - иносказание, когда рассматриваемый предмет или понятие не называется прямо, а изображается иносказательно с использованием других явлений действительности. 

Вагоны шли привычной линией,

Вздрагивали и скрипели;

Молчали жёлтые и синие,

В зелёных плакали и пели. (А. Блок)

В начале прошлого века вагоны первого и второго класса были жёлтого и синего цвета, а вагоны третьего класса, в которых ездила беднота, имели зеленый цвет.

Перифраза (перифраз) – замена слова на описательное выражение: голубая планета (Земля), чёрное золото (нефть), второй хлеб (картофель), король грибов (белый гриб), корабль пустыни (верблюд), стальное полотно (железная дорога), канцелярская крыса (чиновник), вечный город (Рим).

Антономазия - троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного:

Мы все глядим в Наполеоны. (А.С. Пушкин)

Фигуры речи (стилистические фигуры, риторические фигуры)

Анафора (единоначатие) - повторение слов или оборотов в начале одного или нескольких предложений:

Август - астры,
Август - звёзды,
Август - грозди
Винограда и рябины. (М. Цветаева)

Эпифора – (общая концовка), повторение слова или словосочетания в конце соседних предложений с целью привлечь к ним особое внимание:

Я всегда это знала, и ты тоже знал, мы оба это знали; Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь)

Антитеза – сопоставление противоположного:

Я глупая, а ты умён,
Живой, а я остолбенелая. (М. Цветаева)

Вопросно-ответная форма изложения – изложение в виде последовательности: вопрос-ответ:

Может быть, он хотел славы? Нет, даже и не думал про это.


Восклицательное предложение – предложение, выражающее экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего. На письме в восклицательных предложениях ставится восклицательный знак: Сколько яблок! Яблок!

Градация – расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества и т.п., усиливающего эффект от перечисления:

Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин).

Инверсия – изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе или слову:

Скоро получишь ответ ты — весточку в несколько строк. (В. Высоцкий)

Назывные предложения - предложения с одним главным членом – подлежащим: Ночь. Улица. Фонарь, аптека. Бессмысленный и тусклый свет. (А. Блок)

Неполные предложения - частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный из контекста.

Мне всё послушноя же – ничему (А.С. Пушкин). Сравни: Я же не послушен ничему.

Парцелляция - деление фразы на части, иногда на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения:

Слова отзвучивают и утекают как вода — без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа.

(А. Солженицын) 

Параллелизм (использование параллельных конструкций) - сходное синтаксическое оформление соседних предложений: 

  Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами. (М. Цветаева)


Риторический вопрос - высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии:

Любите ли вы театр, как люблю его я? (В. Белинский).

Риторическое восклицание– фигура, содержащая в форме восклицания утверждение: 

Погиб поэт! (М. Лермонтов). Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)

Полисиндетон (многосоюзие) – повторение одного и того же союза при однородных членах или частях сложного предложения: 

И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (М. Лермонтов).

Асиндетон (бессоюзие) - отсутствие союзов между однородными членами или частями сложного предложения: 

Швед, русскийколет, рубит, режет. (А. Пушкин).

Ряды однородных членов:

Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
 
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ножкой ножку называть?..    (А. Ахматова)

Цитирование - использование чужого текста в качестве цитаты:

Наш современник поэт А. Решетов, подметил: «Мы все немножко подпираем небосвод»
 


написать администратору сайта