547 д 1 часть. Задачи исследования
Скачать 53.94 Kb.
|
Введение Во всем мире сегодня растет интерес к использованию методов арт-терапии в образовании, психологии, социальных сферах и прочих областях. Арт-терапия – достаточно молодой метод психотерапии, который развивается с 40-х годов прошлого века. В рамках психоанализа культурная активность является одним из первичных структур психики человека, творчество - это аспект сублимации (по 3. Фрейду),; последующее развитие арт-терапии связывают с символообразованием прогрессивные и творческие проявления психической активности (М. Милнер, Э. Крис, А. Эренцвейг, Д. Винникотт, М. Клейн и др.). Еще К.Г. Юнг заявлял, что искусство является одной из главных потребностей человека. Подростковый возраст считается как самый сложный, критический. В качестве основных особенностей данного периода отмечаются частая перемена настроений, общая эмоциональная неустойчивость Для коррекции возникающих в этот период эмоциональных нарушений у подростков в последние годы применяется арт-терапия как метод невербальной изобразительной экспрессии. Предмет исследования: коррекция и формирование межличностных отношений в подростковой среде методами арт-терапии. Гипотеза исследования: использование арт-терапии возможно при коррекции и формировании отношений у подростков. Цель работы: изучить эффективность арт-терапии при коррекции и формировании отношений у подростков. Задачи исследования: 1) раскрыть суть арт-терапии; 2) конкретизировать специфику работы с подростками; 3) выделить основные особенности арт-терапии; 4) выявить возможные нарушения при вормировании отношений среди подростков; 5) провести опытно-экспериментальную практическую работу с применением арт-терапии; 6) проанализировать результаты проведенной практической опытно-экспериментальной работы. Методы исследования, которые применяются при проведении исследования: теоретический анализ литературы по данной проблеме (…источников), ознакомление с опытом ведущих психологов в данной области (Фамилии из списка литературы), наблюдение и анализ практической опытно-экспериментальной работы. 1. Теоретические основы коррекции и формирования межличностных отношений в подростковой среде методами арт-терапии 1.1 Теоретический анализ проблем формирования межличностных отношений в подростковой среде Максимальные возможности для определения механизмов становления подростка как личности предоставляет науке изучение онтогенеза. Переход от периода детства к взрослению протекает, как правило, проблемно и очень часто драматично, в данном периоде жизни наиболее остро переплетены основные тенденции социального развития общества. Д.И. Фельдштейн отмечает в своих работах: «С одной стороны, для данного периода жизни показательны в основном негативные направления, резкое изменение интересов ребенка. С другой стороны, подростковой период отличается и огромным количеством положительных характеристик - увеличивается самостоятельность личности, более содержательными становятся личные отношения с другими людьми, значительно расширяется и изменяется сфера деятельности человека, развивается ответственное отношение и т.д.». Главная характеристика подросткового периода – его противоречивость. Противоречивость обуславливает ряд острых проблем. Одна из них - является ли данный период стабильным или критическим. Ш.Бюлер, Л.И.Божович рассматривают подростковый период как непрерывный кризис личности. Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон рассматривают подростковый период как абсолютно стабильный, разграниченный несколькими кризисами от других возрастов. Вторая проблема, связанная с противоречивостью подросткового периода, - различия в определении его временных границ. Ш.Бюлер [23] определила подростковый период по критерию пубертатности ( или полового созревания человека). Психологические симптомы данного периода, по ее мнению, проявляются уже в возрасте 11-12 лет, после следует пубертатный период (12-17 лет) и уже позднее юность (18-23 года). По мнению другого ученого, Е.Н.Каменской [22, с.151], «подростковый период - это период пытливого ума, жадного познания окружающего, бурной деятельности, инициативности, энтузиазма, стремления к героическим поступкам, опасности». Определенное развитие в подростковом периоде приобретают волевые качества - настойчивость, упорство в достижении поставленных целей, преодоление препятствий и трудностей на пути к успеху в делах. Человек к данному возрасту уже сам ставит перед собой четкие цели и задачи, сам планирует действия по их осуществлению. Вместе с этим подростковый период характеризуется постоянной импульсивностью, возбудимостью, запальчивостью, неуравновешенностью. Отрицательные эмоциональные проявления в данном возрасте не компенсируются соответствующими нервными центрами торможения. Очень часто подросток сначала что-то делает, а уже после осознает, что в данной ситуации следовало бы поступать наоборот. Основополагающее значение приобретает в этом периоде жизни стремление найти свое место в современном обществе. Подросток постоянно стремится определить, «чего он может добиться». Из данной проблемы вытекает противопоставление себя другим людям, очень часто резко негативное. В результате подросток оскорбляет окружающих только потому, что хочет показать окружающим собственную независимость. Но упрямство, желание настоять на своем есть не что иное, как упражнения для понимания своих возможностей и границ поведения в обществе. Каждый случай успеха или поражения становится накопительным капиталом его самосознания. Постоянным сравнением себя с другими людьми, примериванием каких-то их особенностей и личных качеств на себя, он формирует свое новое «я». Отмечается рост жестокости, цинизма, грубости, агрессивности. За этими внешними проявлениями ухудшения характера кроются глубокие переживания растущих людей - страха, неуверенности, тревожности, боязни одиночества. Сегодня это углубившееся чувство внутреннего одиночества преломляется в особой позиции большинства детей по отношению к взрослым людям. Следствием данной ситуации является потеря подростками чувства ответственности, эгоизм, некоторый инфантилизм, духовная опустошенность. Именно данные отрицательные приобретения личности, ведущие к деформации мотивационно-потребностной сферы подростка, вызывает реакция эмансипации. Реакция эмансипации - это «стремление всех подростков освободиться от контроля, опеки, покровительства старшего поколения - учителей, наставников, родных» отмечает Личко А.Е. [26, с.114]. В подростковом периоде у молодых людей формируется новое самосознание, вырабатывается личная независимая система определенных эталонов поведения, самооценивания и самоотношения, все ярче развиваются особенности проникновения в свой личный мир и личное пространство. Столяренко Л.Д. [30] выделяет следующие виды самоотношения среднестатистического подростка: 1.«Самооценка» подростка является прямым воспроизводством оценки его действий матерью. Подростки отмечают в себе, в первую очередь те качества, которые наиболее часто подчёркиваются его родителями. «Если ребенку внушается негативный образ, у него формируется ярко выраженное негативное отношение к себе с преобладанием уверенного чувства неполноценности». 2. Смешанная самооценка, в которой смешаны самые противоречивые компоненты личности: один - это формирующийся у человека образ собственного «Я», второй - отголосок видения ребёнка его родителями. Образ «Я» становится противоречивым. «Тем не менее, человеку со временем удаётся разрешить данный личный конфликт: успешность взаимодействия человека вне его семьи позволяет ему испытывать чувство самоуважения, а, принимая требования родителей, он сохраняет аутосимпатию и чувство единения со своими родителями». 3. Подросток воспроизводит мнение своих родителей на себя, но при этом даёт ей другую оценку. Поскольку для любого подростка по-прежнему очень важны одобрение и поддержка родных, то ради сохранения ощущения «Мы» им воспроизводится негативная оценка личного поведения. Но при этом послушание означает отказ от собственного «Я». «Переживания данного личностного конфликта как невозможности адекватного ответа требованиям своих родителей и сохранения своего личного «Я» приводят к тому, что подросток оценивает себя как плохого человека». В данный период начинается отделение подростка от семьи, противостояние ей. В отношениях с окружающим миром подросток поставлен в очень сложные условия: он занимается формированием собственной личности и налаживает свои связи с окружающим его обществом. В отличие от взрослого человека у подростка, чаще всего, отсутствует устойчивая сформировавшаяся самооценка. Поэтому он ориентируется на оценки своих поступков со стороны разнообразных авторитетных для него лиц: сверстников, старших ребят и т.д. При изменениях внешних оценок он старается сохранить самоуважение как прочную опору для дальнейшего поддержания удовлетворяющего его общения с ровесниками, добиваясь того, чтобы они в дальнейшем воспринимали его таким, каким он хочет выглядеть в их глазах. Чувство самоуважения - инструмент достаточно точный, но очень хрупкий при этом. И если окружающие по неосторожности или же намеренно разрушают у подрастающего человека чувство самоуважения, то они лишают его дальнейшей возможности противостоять дурным социальным факторам, делают невосприимчивым к положительным примерам. Как бы ни был плох подросток, но если у него сохраняется самоуважение, то это позволяет научить его уважать и окружающих, общество, в котором он живет. Нельзя описывать процессы общения подростка всегда и при любых обстоятельствах легко протекающими и лишенными каких-либо внутренних противоречий. В определенных ситуациях обнаруживается явный антагонизм жизненных позиций, отражающий наличие у подростка взаимоисключающих жизненных ценностей, задач и целей, что очень часто оборачивается взаимной враждебностью в подростковой среде - возникает межличностный конфликт подростков. Социальная значимость данного межличностного конфликта различна и зависит от жизненных ценностей, которые лежат в основе данных отношений. Конфликтными становятся, например, отношения двух подруг старшеклассниц, оказавшихся явными соперницами, претендующими на внимание одного юноши. Или столкновение двух друзей, один из которых совершил отрицательный поступок. Естественно, что общественная оценка двух конкретных конфликтов будет различаться. В процессе общения у подростков в качестве причин для конфликтов могут быть определены два типа детерминант: предметные разногласия и разность личностных интересов. В том случае, когда во взаимодействии подростков, осуществляющих какую-либо совместную деятельность, преобладают предметные противоречия, конфликт, чаще всего, не приводит к разрыву отношений и не сопровождается какой-либо эмоциональной напряженностью и враждебностью. При возникновении противоречий в сфере личных интересов, конфликты легко переходят в открытую неприязнь и вражду. Отсутствие общности целей ставит подростков, преследующих узкоэгоистические интересы, в ситуацию острой конкуренции, где выигрыш одного подростка означает стопроцентный проигрыш другого. Все это в общей картине не может не обострять сложные межличностные отношения. Бывают и такие ситуации, когда расхождения в личностных интересах прикрываются предметными разногласиями или же обратная ситуация, когда длительные предметные конфликты приводят к личностным разногласиям. Причиной возникновения различных конфликтов в подростковой среде являются разнообразные смысловые барьеры в повседневном общении, препятствующие налаживанию спокойного взаимодействия. Смысловой барьер в общении подростков - это несовпадение смыслов обсуждаемых событий для участников. Преодоление различных смысловых барьеров оказывается возможным, если один из участников конфликта со временем принимает во внимание психологию второго участника, учитывает его личные интересы и убеждения, особенности, опыт, считается с трудностями. 1.2 Психологические особенности развития межличностных отношений в подростковом возрасте Главная проблема, решение которой обязательно для налаживания взаимопонимания подростков, может быть определена следующим образом: научить подростков пользоваться языком взрослых людей и объяснять обоснованно свою точку зрения, выслушивая мнение оппонента. Здесь имеется в виду не развитие речи подростка, не расширение его словарного запаса, а правильность выражения своих чувств, эмоций. Использование и развитие речи не определяется только формированием определенных значений. Помимо общеизвестной системы значений, слова, как и прочие факты сознания личности, имеют и другой смысл, особую значимость, которая индивидуально для каждого человека. Одно и то же слово, обстоятельство может иметь совершенно разный смысл. У взрослых есть все основания добиваться того, чтобы подросток овладевал не только общеизвестными значениями произносимых им слов, но и системой некоторых личностных смыслов, которые ориентированы на определенные нравственные и мировоззренческие общепринятые ценности. Данное желание оправдывается задачей найти общий язык с подростками, без чего трудно о чем-либо договориться и избежать в дальнейшем возникновения конфликтных ситуаций. Не теряя из виду данную цель, следует пытаться проникнуть в глубины личностных переживаний подростка. Важнейшую роль при этом играет умение поставить себя на место того, с кем проходит общение, идентифицироваться с данным человеком. Неумение и нежелание подростка проникать в систему личностных смыслов своего окружения - возможное основание межличностных конфликтов в подростковой среде. Факт присутствия наряду с общением основного типа (обменом основной информацией, установлением коммуникации), общения второго типа (как "трансляции" окружающему миру своей индивидуальности) привлекает пристальное внимание к влиянию, которое один подросток оказывает на другого. Данное влияние может осознаваться подростком, а может и не осознаваться при этом, как тем, на кого оказывается влияние, так и тем, кто оказывает влияние. Проблема социального влияния среди подростков приобретает особо важное значение при рассмотрении основных психологических аспектов обучения и воспитания подростков. Обучение каждого человека - это прежде всего информационный процесс. Старшее поколение передает знания (дает информацию) подростку и в порядке обратной связи получает от него информацию, дающую педагогу представление о том, как усвоены подростком сообщенные ранее знания. Взаимодействие в данном случае осуществляется на уровне определенных значений. Влияние, которое в процессе обучения оказывает педагог на подростков, осуществляя определенные задачи воспитательного процесса, предполагает трансформацию значений того, что видят, слышат и пересказывают в дальнейшем подростки. Разные педагоги в различной мере оказывают на них весьма разноплановое влияние. За разными эффектами влияния каждого педагога лежат особенности его характера, способность, хотя и по-разному, информационно продолжить себя, передать свои личностные смыслы подросткам. Особую форму общения подростков представляет собой понятие дружбы, как индивидуально-избирательной системы взаимоотношений и взаимодействий, характеризующейся взаимной привязанностью подростков, большой степенью удовлетворенности от общения друг с другом, ожиданиями ответных дружеских чувств и предпочтений. Развитие дружбы в подростковой среде предполагает следование ее определенному неписанному кодексу, утверждающему обязательное взаимопонимание, откровенность и открытость друг другу, доверительность в общении, активную взаимопомощь в сложных ситуациях, взаимный интерес к проблемам и успехам другого, искренность и бескорыстие проявлений. Серьезные нарушения данного кодекса дружбы ведут либо к ее прерыванию одним из лиц, либо к сведению дружбы к приятельским отношениям, либо даже в свою полную противоположность - вражду. Острая проблема поиска общения и близкого по духу друга является невероятно актуальной в подростковом периоде. Об этом свидетельствуют множественные наблюдения педагогов, личные дневники подростков, явный интерес, который они проявляют к общению на темы "о дружбе и любви". В то же время, нет никаких оснований утверждать, что эти поиски всегда являются успешными, так как большинство подростков сталкиваются с определенными трудностями, возникающими в процессе сопоставления реального характера их взаимоотношений с явно завышенными стандартами кодекса дружбы. Часто разочарования при проявлениях несоответствия зарождающихся дружеских отношений с идеалом порождают многочисленные ссоры между подростками. Причем это более свойственно дружбе девочек друг с другом [34, c. 60-63]. Для подросткового периода, безусловно, является характерной потребность иметь близкого по интересам, духу, характеру друга. У каждого подростка, чаще всего, складывается ясное представление об эталоне дружеского поведения, однако достаточно типичным явлением данного возрастного периода является не просто парная дружба, к которой подросток стремится, сколько все-таки товарищество, предполагающее более массовое общение со сверстниками из одной подростковой среды. Товарищеские отношения в среде подростков позволяют разворачивать общение, в котором каждый подросток получает возможность продолжить себя важными для него качествами во многих своих сверстниках: с одним ему достаточно интересно обсуждать книги, с другим - играть в компьютерные или настольные игры, с третьим – заниматься в спортивных секциях. Это подростковое товарищество не должно отождествляться с приятельскими отношениями, так как подросток, как субъект товарищеского общения, прежде всего, стремится быть представленным в жизнедеятельности подростковой среды значимыми для него сторонами своей личности. Идеал парного дружеского общения современные подростки чаще всего обретают в только зарождающихся интимных отношениях между полами, в своих первых проявлениях ранней юношеской привязанности к противоположному полу. 1.3 Теоретические аспекты использования арт-терапии при коррекции межличностных отношений подростков Как известно, рисование и изображение связано у большинства людей с радостью, именно поэтому известный психолог Шоттенлоэр Г. рекомендует использовать методы современной арт-терапии при психокоррекционной работе с подростками, в большинстве своем имеющими душевные раны, многочисленные неразрешенные внутренние конфликты. Арт-терапия полагает, что радость от искусства повышает уверенность подростка в своих силах, формирует его более позитивное отношение к жизни, а это именно те качества в развитии которых особо нуждается каждый подросток, страдающий огромным количеством страхов и переживаний. Изображение каких-либо предметов, животных, людей заставляет подростка концентрироваться на своих личностных переживаниях, осознавать проблему и стремиться к ее оптимальному для него решению. При рисовании возможно глубокое переосмысление подростком событий, формирования личной независимости, которая все более будет развиваться с процессом взросления. Искусство, являясь важнейшим фактором художественного развития личности, оказывает неоценимое психотерапевтическое воздействие, огромное влияние на эмоциональную сферу подростка, при этом выполняя 1) коммуникативную, 2) регулятивную, 3) катарсистическую функции. Коррекционно-развивающее и психотерапевтическое ввоздействие искусства связано с предоставлением подростку практически неограниченных возможностей для личностного самовыражения и самореализации как в процессе изобразительного или прикладного творчества, так и в его результатах, утверждением и познанием личного «Я». Создание подростком продуктов художественной деятельности значительно упрощает процесс коммуникации, установления близких приятельских отношений со сверстниками на различных этапах развития личности. Регулятивная функция арт-терапии заключена в снятии нервно-психического напряжения у подростка, регуляции психосоматических процессов у неуравновешенной личности и моделировании положительного психоэмоционального фона. О катарсистическом воздействии изобразительного искусства известно уже довольно давно. Понятием «катарсис» пользовались еще древнегреческие философы, подразумевая под данным понятием психологическое очищение, которое испытывает каждый человек после общения с искусством. В качестве психотерапевтического воздействия на эмоциональную сферу подростка в современной психологии была выбрана именно арт-терапия как наиболее простая и эффективная, соответствующая всем возрастным особенностям подростков и не требующая больших финансовых затрат. Помимо этого существуют и прочие преимущества арт-терапии в системе психокоррекции нервных состояний у подростков: в арт-терапии, как в активной деятельности подростка, учитывающей его индивидуальную самооценку, уровень его личностных притязаний и прочие индивидуальные особенности, прослеживается явная психотерапевтическая направленность. Данный эффект достигается благодаря самовыражению подростка в творческих видах активной деятельности, которые способствуют расслаблению подростка, снятию состояния напряженности, снижению его агрессивности, резкому повышению самооценки и возникновению большого количества положительных эмоций, развивает у подростка чувство внутреннего контроля и гармонии. 2) арт-терапия абсолютно соответствует все возрастающей сегодня потребности подростка в мягком, ненавязчивом подходе к его индивидуальным психологическим и соматическим проблемам, дает подростку возможность увидеть человека и весь окружающий мир в целом, а не только какую-то его часть. 3) арт-терапия ориентируется на присущий каждому подростку внутренний потенциал заложенного природой здоровья и силы, естественное проявление человеческих мыслей, чувств и перемены настроений в изобразительном творчестве, принятие подростком себя таким, каков он есть, вместе со всеми свойственными ему проблемами и недостатками. Арт-терапия не навязывает подростку «внешних», «механических» средств коррекции или решения его проблем, а мягко и ненавязчиво «запускает» внутренние ресурсы его организма. Кроме того, проведение занятий арт-терапии с подростками способствует обеспечению личности каждого социально приемлемым способом выхода накопившейся внутренней агрессии и прочих негативных состояний, развитию у подростка чувства полного внутреннего контроля и воображения, улучшению самооценки, что явно положительно влияет на процесс коррекции. Таким образом, использование методов арт-терапии в качестве одного из основных компонентов коррекционных мероприятий может выполнять, с одной стороны, диагностическую функцию, а с другой — коррекционную, дающую толчок к психической гармонизации личности подростка в целом. Занятия изобразительным творчеством способствуют сенсорному развитию подростков, формируют мотивационно-потребностную часть их личности, способствует дифференциации восприятия действительности, развивают мелкую моторику, что в свою очередь, положительно влияет на умственное развитие подростка. Раскрывая психологический аспект катарсиса в своей научной работе «Психология искусства», психолог Л.С.Выготский отмечал: «Искусство несет в себе что-то, преодолевающее обыкновенное чувство. Страх и волнение, когда они вызваны искусством, несут в себе большее, нежели обыкновенные страх и волнение. Переработка внутренних переживаний чувств в изобразительном искусстве заключается в превращении их в яркую противоположность, т.е. положительные эмоции, которые несет в себе изобразительное искусство». Катарсис вплотную связан с художественным восприятием подростка, которое представляет собой слаженную работу мыслей, чувств, воображения, воспринимающего искусство. Поэтому подростки, особенно с проблемами в психологическом аспекте, не всегда открыты и готовы к данной работе. Необходимо обучить проблемных подростков приемам общего восприятия произведения искусства, т.к. восприятие подростков имеет свои ярко выраженные особенности, обусловленные природой и характером естественных изменений. Общение с искусством помогает подростку на время уйти от личностных переживаний, эмоционального отвержения окружающей социальной средой, чувства одиночества, страхов и тревожности в целом или от конфликтных межличностных и коллективных отношений. В последние годы выделяется несколько основных направлений коррекционной деятельности средствами искусства: психотерапевтическое - воздействие на когнитивную и эмоциональную часть; психофизиологическое - коррекция психосоматических отклонений; психологическое - регулятивная, катарсистическая, коммуникативная функции; социально-педагогическое - развитие эстетических потребностей. Практическая реализация этих направлений работы осуществляется в рамках психокоррекционных методик современной психологии. Впервые термин «арт-терапия» был применен психологом Адрианом Хиллом в 1938 г. при описании лечения больного туберкулезом и уже через несколько лет получил широкое распространение во всем мире. В настоящее время данным термином обозначают все виды искусства, которые используются в специализированных клиниках и центрах психического развития, хотя многие психологи считают данное определение слишком общим и неточным. Эффективность использования искусства в контексте психокоррекции поведения подростка основывается на том, что данный метод позволяет свободно экспериментировать с личными чувствами, исследовать и выражать их на доступном каждому символическом уровне. Простейшее символическое искусство восходит к распространенным во всем мире пещерным рисункам первобытных людей. Они использовали символику для понимания и принятия своего места в окружающем мире и поисков смысла существования на земле человека. Искусство напрямую отражает культуру и социальные показатели того общества, в рамках которого оно прогрессирует. Прообраз современной арт-терапии сохранился в основных архаических формах прикладного искусства – в народном творчестве. Склонный к символизации, человек тогда абсолютно бессознательно преобразовывал в определенные символы известные ему предметы и формы окружающей действительности и использовал данные символы, как в повседневной жизни, так и в изобразительном искусстве. С точки зрения представителей школы классического психоанализа, главным механизмом коррекционного действия в арт-терапии считается механизм сублимации. К. Юнг утверждал, что искусство, в том числе легенды и мифы и арт-терапия, использующая изобразительное искусство, в большой степени облегчают сложнейший процесс индивидуализации саморазвития личности подростка на основе установления баланса между бессознательным и сознательным "Я". В двадцатые годы психолог Принцхорн провел большое классическое исследование изобразительного творчества своих пациентов с психическими отклонениями от нормы и пришел к выводу, что их изобразительное творчество прямо отражает наиболее интенсивные личностные конфликты. В Америке одной из первых начала практиковать арт-терапию психолог Маргарет Наумбург. Она обследовала подростков, имеющих явно выраженные поведенческие проблемы, в крупнейшем психиатрическом институте штата Нью-Йорк и позднее разработала несколько специальных обучающих программ по арт-терапии. В своей практической работе Наумбург опиралась на идею Зигмунда Фрейда о том, что первичные реакции и переживания, возникающие в подсознании человека, чаще всего находят выражение в форме определенных образов и символов, а не вербально. С точки зрения представителей гуманистического направления психологии, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением подростку практически неограниченных возможностей для его полного самовыражения и самореализации в результатах творчества. В 1960 г. в Америке была открыта Американская арт-терапевтическая ассоциация психологов. Данные ассоциации возникли позднее в Англии, Японии и Голландии. Арт-терапия как наука представляет собой совокупность всех психокоррекционных методик, которые имеют определенные различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному типу искусства, так и своей узкой направленностью, технологией психокоррекционного воздействия. Поскольку арт-терапия как наука обеспечивается психокоррекционным воздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются на специфике применяемых видов искусства (изобразительное искусство – изотерапия; литература, книга – библиотерапия, музыка – музыкотерапия; театр, образ – имаготерапия; танец, движение – кинезитерапия). Музыкотерапия — это подвид арт-терапии, где мелодии используются в лечебных или психокоррекционных мероприятиях. В настоящее время музыкотерапия считается отдельным психокоррекционным направлением (в современной медицине и психологии), имеющим в основе два основных аспекта воздействия на личность: психосоматическое и психотерапевтическое. Во многих исследованиях по современной музыкотерапии (С. С. Корсаков, Г. П. Шипулин, Л. С. Брусиловский, И. Р. Тарханов, Б. В. Асафьев, И. М. Догель, А. Н. Борисов, В. М. Бехтерев, Л. А. Батурина, И. В. Темкин, С. И. Консторум, Л. А. Мадель, Г. Н. Кехаушвили, В. И. Петрушин, В. С. Шушарджан) в качестве проявлений явно выраженного лечебного и психокоррекционного воздействия данного вида арт-терапии выделяются следующие: — облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения; — катарсис, регуляция психоэмоционального фона; — регулирование психовегетативных процессов, — повышение социальной активности; — активизация творческих проявлений [4,22]. Кинезитерапия. Явный положительный эффект от применения танцетерапии, ритмических упражнений под приятную музыку в коррекции психоэмоциональных состояний у подростков и прочих нарушений подтверждается рядом авторитетных авторов (В. А. Гиляровский, В. А. Гринер, Д. С. Озерецкий, В. М. Бехтерев, А. М. Бернштейн, Г. А. Волкова и пр.). В основе использования танцетерапии лежит снятие через танцы мышечного тонуса, появившегося в результате длительного стрессового состояния. Использование ритмичных движений в коррекции психоэмоциональных состояний подростков основывается на принципе взаимосвязи психоэмоциональных переживаний и телесного напряжения. Музыкоцветотерапия — это подвид музыкотерапии, который способствует полному восстановлению первоначального свойственного человеку энергетического равновесия, которое нарушается болезненным состоянием подростка, с помощью синтеза мелодии и цвета. В последние годы психологами и психотерапевтами все больше изучается явная связь между психическими и физиологическими процессами в организме подростка, что приводит к грандиозным открытиям, говорящим о явных положительных изменениях в организме под воздействием определенных мелодий и цветов, смеха, положительных эмоций. Имаготерапия (от лат. imago — образ) занимает одно из важнейших мест среди типов современной арт-терапии. Ее основой принято считать театрализацию психотерапевтического процесса. Имаготерапия опирается на многочисленные теоретические положения об образе, а также об определенном единстве личности и образа. В соответствии с данными определениями задачами имаготерапии считаются: — возможность адекватно реагировать на возникновение стрессовых ситуаций; — укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов; — развитие способности к воспроизведению «лечебного» образа подростком, что приобретает огромное значение в психоэмоциональном оздоровлении личности; — создание в процессе имаготерапии явно выраженного творческого интереса у подростка, обогащающего его жизнь новым содержанием. Одним из наиболее популярных сегодня и распространенных во всем мире видов арт-терапии по праву считается изотерапия (рисунок, лепка) — психокоррекционное, лечебное воздействие искусства, коррекция психических расстройств посредством изобразительной деятельности. Изотерапия по форме проведения может быть как индивидуальной так и групповой. В современной мировой изотерапии выделяют основные направления данного метода: — использование существующих мировых произведений изобразительного искусства путем их глубокого анализа и интерпретации подростками; — побуждение подростков к самостоятельным творческим изысканиям в изобразительном искусстве. Изотерапия широко применяется в психокоррекционной практике как в различных областях медицины: терапии, психиатрии, так и в специальной психологии. Использование изотерапии в современной медицине обусловлено лечебно-реабилитационными целями, а в психологии —коррекционно-профилактическими. Изотерапия дает явно выраженные положительные результаты в работе с подростками с различными психологическими проблемами — агрессией, трудностями в общении и т.д.. Во многих случаях изобразительная терапия выполняет психотерапевтическую роль, помогая подростку справиться со своими многочисленными психологическими проблемами. Различные типы арт-терапии предоставляют широкие возможности для самовыражения, самопознания и позволяют подростку подняться на более высокую ступень своего психоэмоцианального развития. |