Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Этические аспекты А.Ф. Кони

  • 2. Этические аспекты в деятельности адвоката

  • Список использованных источников

  • А.Ф. Кони об этических аспектах в деятельности адвоката.Реферат.. Задачи работы


    Скачать 39.43 Kb.
    НазваниеЗадачи работы
    АнкорА.Ф.Кони
    Дата11.06.2021
    Размер39.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаА.Ф. Кони об этических аспектах в деятельности адвоката.Реферат..docx
    ТипДокументы
    #216792


    Введение
    В 1864 году в России была проведена судебная реформа, которая имела огромное значение для демократизации всей судебной системы России. Суд был отделен от администрации, стал бессословным, уголовный процесс стал строиться на принципах гласности, устности, непосредственности, состязательности, свободной оценки доказательств. Был введен институт присяжных заседателей, который А. Ф. Кони оценивал очень высоко. Он считал, что данный институт имеет право на долгое и прочное существование, а также придавал ему огромное нравственное значение в рамках уголовного судопроизводства.

    А. Ф. Кони, будучи ярым сторонником этических основ права, придавал огромное значение именно отысканию истины в деле, а не доказыванию вины подсудимого во что бы то ни стало. В выполнении данной задачи немаловажную роль играли личные качества участников уголовного процесса. А. Ф. Кони считал немаловажным нравственные установки прокурора, судьи, присяжных заседателей, ибо суд не является механизмом, в котором отдельные шестеренки выполняют поставленную перед ними задачу. Суд — живой организм, судья должен не только вникнуть в юридическую сторону дела, но и попытаться рассмотреть «житейскую правду дела».

    Следует отметить, что проблема нравственного воспитания участников уголовного процесса, да и в целом юристов и по сей день остается достаточно актуальной. В литературе отмечается, что, как правило, на юриста идут учиться не из интереса к профессии и уж тем более не по призванию, а по иным, скажем так, корыстным мотивам. Всё это приводит к появлению в среде юристов «случайных» людей, не отвечающих морально-нравственным и этическим требованиям, предъявляемым им обществом.

    Целью данной работы является рассмотрение этических аспектов в деятельности адвоката А.Ф. Кони.

    Задачи работы:

    1. ознакомиться с биографией Анатолия Федоровича Кони;

    2. рассмотреть этические аспекты А.Ф. Кони в судебном производстве;

    3. изучить этические аспекты в деятельности адвоката.

    1. Этические аспекты А.Ф. Кони
    Юридические услуги востребованы уже не одну сотню лет. Актуальны они и сегодня. Получить юридическую помощь можно на сайте адвоката. За время существования юриспруденции мир увидел много талантливых юристов, судей и адвокатов, которые внесли существенный вклад в науку о праве и государстве, оставив ценное историческое наследие для последующих поколений.

    Блестящий оратор, юрист, судья Анатолий Фёдорович Кони в начале своей карьеры обратил на себя внимание судебными речами, затем прославился выступлениями и общего свойства. Он не боялся оставаться в меньшинстве при обсуждении острых социальных проблем. Именно Кони впервые ввёл понятие судебной этики.

    Известный русский юрист Анатолий Федорович Кони (1844 – 1927 гг.) оставил большое наследие, которое поныне имеет выдающееся значение для истории российского судопроизводства в целом, для прокурорской и адвокатской практики, но, кроме того, представляет немалую литературную и языковую ценность. Все им созданное объединяют твердая моральная позиция автора, обостренный интерес к проблемам совести, мысль об осуществлении в России основанного на законе и справедливости «совестливого» суда. По А. Ф. Кони, право и нравственность не противоположные понятия, а родственные, имеющие общий источник - нравственные идеалы русского народа, обеспечивающие разумное развитие общества, где судья должен быть слуга, но не лакей правосудия [6].

    А.Ф. Кони отмечает, что судебная этика – это учение о приложении общих понятий о нравственности к той или другой отрасли специальной судебной деятельности. Нужно сказать, что в это время уже начинают публиковаться специальные работы отечественных адвокатов по адвокатской этике и много было переводов. Термин же судейская этика был неизвестен. Примерно более 100 лет назад в России появился термин этика нотариуса.

    Понятие судебная этика Кони употребляет как родовое понятие к другим видам профессиональной деятельности и профессиональной этике юриста.

    Кони ставит задачу осветить те разнородные вопросы, возникающие в каждой стадии процесса, которые подлежат разрешению, согласно существенным требованиям нравственного закона. Складывается три возможных подхода к судебной этике:

    1. Изучение через стадии судебного процесса.

    2. Рассмотрение через этику процессуальных лиц (судья, обвинитель, адвокат и т.д.)

    3. Рассмотрение через специфические нравственные проблемы, возникающие как применительно к следствию, так и к судопроизводству.

    А. Ф. Кони настолько высоко ценил нравственные качества участников уголовного процесса, что сам решил читать в Петербургском университете курс «О судейской нравственности», чтобы приучить, путем своих выстраданных воспоминаний и опыта, своих слушателей видеть в подсудимом человека [2].

    Большое внимание А. Ф. Кони уделял умению говорить, ораторскому искусству. Прокурору надлежит живым словом пытаться донести до суда свою позицию, а не произносить сухую, заранее заготовленную речь. На мой взгляд, это намного повышало требования к ораторским умениям прокурора, поскольку необходимо было уметь грамотно строить свою речь. Также нужно было следить за тем, чтобы не допустить в своей речи неосторожных речевых оборотов, как-то: «вина подсудимого настолько ясна, что ее нет смысла доказывать». Ведь отсутствие заранее заготовленной речи, записанной на листке бумаги отнюдь не означало, что не нужно было готовиться внутренне к произнесению речи [4].

    Говоря о таком институте как адвокатура, стоит заметить, что она является одним из институтов формирования гражданского общества. Не секрет, что адвокатура способствует повышению юридический культуры каждого гражданина. Важнейшие принципы демократического государства - законность, справедливость, гуманизм, уважение прав и свобод человека и гражданина также реализуются при помощи данного института. Невозможно претворить в жизнь законы, пытаться сформировать нормальное правосудие, если отсутствует адвокатские сообщество. Направленность адвокатуры предопределяет её деятельность - служить интересам граждан, отстаивающих свои законные права.

    Адвокатуру, в то же время, можно рассматривать как своеобразный жанр творчества и искусства, относя к ней определённые его элементы. К ним М. А. Жадяева, например, относит и ораторские искусство, и теоретическую подготовку адвоката, и практический опыт, умение вести себя сообразно принципам профессиональной этики адвоката. Ораторские искусство, как правило, стоит на первом месте в системе составляющих адвокатского искусства.

    А. Ф. Кони отмечал, что для достижения умения говорить публично необходимо выполнение трёх требований: «Нужно знать предмет, о котором говоришь; нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами; нужно не лгать, ложь отнимает у публичной речи её силу и убедительность» [2].

    К требованиям, предъявляемым к судебной речи адвоката, должно отнести убедительность, уважительность, выразительность, ясность, логическую сложенность, уместность, но и в то же время простоту, доступность, аргументированность, содержательность. Все эти качества речи действительно воздействуют на аудиторию только в системе. Только их совместное применение обеспечивает убеждающее значение речи адвоката. Когда адвокат применяет общеупотребительные термины, такая речь понятна для большинства слушателей. Речь защитника должна быть понятна любому присутствующему в судебном заседании.

    В рассматриваемый период происходило формирование новой российской адвокатуры. И именно ей А. Ф. Кони уделял огромную роль в реализации надлежащего правосудия. Судебная адвокатура в России с первых лет своего существования проявила себя как корпорация профессионалов с высокими гражданскими и нравственными установками [5].

    Неоднократно А. Ф. Кони в своих научных трудах и публичных лекциях подчёркивал, что каждый должен осознавать себя личностью. По его убеждению, необходимое условие политического развития России - активная созидательная личность. Для личности, которая будет стремиться к свободе, и самораскрепощению, будет повышаться эффективность и ответственность политической власти. В итоге это повлечёт за собой создание государства, способного предоставить людям свободу для развития своих способностей и потенциальных возможностей. Осознание себя личностью должно быть жизненной нормой. Такая норма, в свою очередь, является необходимым условием для существования права. Он говорит о праве, каким оно должно быть, по существу. С позиции А. Ф. Кони, право относится не только к сфере причинно-обусловленных явлений. Это еще и духовный продукт, который связан с деятельностью человека, подчиненной нормам логики и этики. В связи с чем право признается им многосторонним феноменом.

    Современная российская правозащита изучает и использует те принципы судопроизводства, в формирование которых существенный вклад внесли русские адвокаты. Они же продвигали идеи гуманизма и справедливости в русском правосудии. Принцип гуманизма благодаря адвокатам «первого призыва» становится одним из принципов российского правосудия. Многие из них были выдающимися писателями, публицистами, поэтами, музыкантами, деятелями культуры. И вся профессиональная, творческая и общественная деятельность лучших адвокатов XIX в. пронизана идеями гуманизма. Исходя из здравого понимания того факта, что нельзя признать справедливым незаконное решение суда, русские адвокаты отстаивали идею справедливости при осуществлении правосудия. Наконец, русская правозащита XIX в. не уступала в профессионализме западным адвокатам. Кроме того, воплощала в себе идею жертвенности. Указанные ориентиры были взяты за основу и самим А. Ф. Кони. Своим примером он доказал, что можно служить государственной охране правовых интересов, не забывая при этом личности подсудимого и не превращая его в простой объект исследования [5, 6].

    Все вышесказанное становится еще более актуальным в свете того, что видные адвокаты того времени (XIX век) обладали высоким уровнем ораторского мастерства. Однако, как указывает А. Ф. Кони, прокуроры того времени не уступали адвокатам в умении владеть словом.

    2. Этические аспекты в деятельности адвоката
    Большое значение по А.Ф. Кони имеют этические устои деятельности для адвокатуры по уголовным делам, ибо уголовная защита представляет больше поводов для предъявления требований, почерпнутых из области нравственной, чем деятельность обвинительная, ввиду сложных и многоразличных отношений защитника к своему клиенту-подсудимому и к обществу. Целый ряд общих и частных вопросов возникает при изучении осуществления и обстановки уголовной защиты, и каждый из них вызывает на практике разнообразные, нередко диаметрально противоположные решения [3].

    Защита есть общественное служение, говорят одни. Уголовный защитник должен быть vir bonus, dicendi peritus (Муж добрый, опытный в речи), вооруженный знанием и глубокой честностью, умеренный в приемах, бескорыстный в материальном отношении, независимый в убеждениях, стойкий в своей солидарности с товарищами. Он должен являться лишь правозаступником и действовать только на суде или на предварительном следствии, там, где это допускается. Он не слуга своего клиента и не пособник ему в стремлении уйти от заслуженной кары правосудия. Он друг, он советник человека, который, по его искреннему убеждению, невиновен вовсе или вовсе не так и не в том виновен, как и в чем его обвиняют. Не будучи слугой клиента, он, однако, в своем общественном служении - слуга государства и может быть назначен на защиту такого обвиняемого, в помощь которому по собственному желанию он бы не пришел. И в этом случае его роль почтенна, ибо нет такого падшего или преступного человека, в котором безвозвратно. был бы затемнен человеческий образ и по отношению к которому не было бы места слову снисхождения. Говоря, при наличности доказанного преступления, о снисхождении, защитник исполняет свою обязанность, свою завидную обязанность, - вызывать наряду со строгим голосом правосудия, карающего преступное дело, кроткие звуки милости к человеку, иногда глубоко несчастному [2].

    Уголовный защитник, говорят другие, есть производитель труда, составляющего известную ценность, оплачиваемую эквивалентом в зависимости от тяжести работы и способности работника. Как для врача в его практической деятельности не может быть дурных и хороших людей, заслуженных и незаслуженных болезней, а есть лишь больные и страдания, которые надо облегчить, - так и для защитника нет чистых и грязных, правых и неправых дел, а. есть лишь даваемый обвинением повод противопоставить доводам прокурора всю силу и тонкость своей диалектики, служа ближайшим интересам клиента и не заглядывая на далекий горизонт общественного блага.

    Отсюда видно, насколько уместно и желательно изучение возникающих в адвокатуре вопросов и отношений с точки зрения требований основных начал нравственности. Особенно это важно у нас, где еще уголовная защита не вылилась в окончательно сложившиеся формы. Учреждение присяжной адвокатуры, пришедшей на смену старинных ходатаев, крючкотворцев и челобитчиков "с заднего крыльца", было встречено горячим общественным сочувствием. Привлекая к себе выдающиеся силы, эта адвокатура стала сильным конкурентом магистратуры на почве личного состава. Но, к сожалению, она не поставлена в благоприятные для своего развития условия. Это постепенно отразилось и на взгляде значительной части общества на уголовного защитника, причем, по вольному или невольному заблуждению, в глазах хулителей слились воедино и присяжные поверенные, и частные ходатаи и, наконец, совершенно посторонние адвокатуре лица, имеющие право быть представителями обвиняемых в уголовном суде без всякого нравственного или образовательного ценза [2].

    Но, независимо от неправильности такого слияния, не надо забывать, что несовершенство человеческих учреждений дает основание и для проявлений несовершенства человеческой природы, а возможное совершенство достигается не поспешными и огульными обвинениями, а беспристрастной и спокойной работой улучшения. Историк первых тридцати семи лет деятельности русской адвокатуры поступил бы несправедливо и близоруко, если бы забыл те достойные глубокого уважения имена, которые оставили и оставят свой нравственный след в рядах присяжной адвокатуры, и не отметил той постоянной и вполне бескорыстной работы, которую нередко с большим напряжением сил приходилось и приходится нести членам этой адвокатуры, защищая подсудимых по назначению от суда в огромном числе дел. Значительные шаги в выработке этических начал и правил адвокатской деятельности уже сделаны совокупными трудами видных ее преставителей, но благотворная работа эта еще не окончена [2].

    Адвокат по А.Ф. Кони не слуга своего клиента и не пособник ему в стремлении уйти от заслуженной кары правосудия. Он друг, он советник человека, который, по его искреннему убеждению, невиновен вовсе или вовсе не так и не в том виновен, как и в чем его обвиняют.

    Как для врача в его практической деятельности не может быть дурных и хороших людей, заслуженных и незаслуженных болезней, а есть лишь больные и страдания, которые надо облегчить, так и для защитника нет чистых и грязных, правых и неправых дел, а есть лишь даваемый обвинением повод противопоставить доводам прокурора всю силу и тонкость своей диалектики, служа ближайшим интересам клиента и не заглядывая на далекий горизонт общественного блага.

    По А.Ф. Кони адвокат может быть назначен на защиту такого обвиняемого, в помощь которому по собственному желанию он бы не пришел. И в этом случае роль его почтенна, ибо нет такого падшего и преступного человека, в котором безвозвратно был бы затемнен человеческий образ и по отношению, к которому, не было бы места слову снисхождения [4].

    Надо идти к приведению нравственного чувства лучшей части общества в гармонию с задачами и приемами уголовной защиты. Эта гармония нарушается и может обращаться в справедливую тревогу, при виде, в некоторых отдельных и к счастью редких случаях, того, как защита преступника обращается в оправдание преступления, причем потерпевшего и виновного, искусно извращая нравственную перспективу дела, заставляя поменяться ролями, – или как широко оплаченная ораторская помощь отдается в пользование притеснителю слабых, развратителю невинных или расхитителю чужих трудовых сбережений [5].

    Есть основания для такой тревоги и в тех случаях, когда действительные интересы обвиняемого и ограждение присяжных заседателей от могущих отразиться на достоинстве их приговора увлечений, приносятся в жертву эгоистическому желанию возбудить шумное внимание к своему имени – и человека, а иногда и целое учреждение делается попытка обратить в средство для личных целей, осуждаемое нравственным законом.

    Заключение
    В данной работе была рассмотрена биография Анатолия Федоровича Кони, этические аспекты А.Ф. Кони в судебном производстве, а также изучены этические аспекты в деятельности адвоката.

    В ходе проделанной работы можно сделать следующие выводы:

    1. Русские адвокаты внесли существенный вклад в формирование принципов профессионального судопроизводства, которые изучает и использует современная российская правозащита, утвердили идеи гуманизма и справедливости в русском правосудии. Благодаря адвокатам "первого призыва" одним из принципов российского правосудия становится принцип гуманизма: вся профессиональная, творческая и общественная деятельность лучших адвокатов XIX века пронизана идеями гуманизма - многие из них были выдающимися писателями, публицистами, поэтами, музыкантами, деятелями культуры. Отстаивая идею справедливости при осуществлении правосудия, русские адвокаты исходили из здравого понимания того факта, что незаконное решение суда в принципе нельзя признавать справедливым. Наконец, русская правозащита XIX века, не уступая в профессионализме западным адвокатам, кроме того, воплощала в себе идею жертвенности. Указанные ориентиры были взяты за основу и самим А.Ф. Кони, который доказал своим примером, что можно служить государственной охране правовых интересов, не забывая личности подсудимого и не превращая его в простой объект исследования

    2. Итак, А. Ф. Кони с полным основанием считается родоначальником судебной этики в России, отводя видное место нравственным аспектам правосудия. Его многогранный опыт убеждал, что рядом с изощрениями техники в уголовном процессе достойное место займет истинное и широкое человеколюбие, удаленное от обезличивания, от затертых профессиональных приемов, от инертности, казенности в защите общественного правопорядка. Центр тяжести переместится с течения процесса на этическую и общественно-правовую деятельность судьи во всем ее разнообразии.

    3. Огромную роль в реализации надлежащего правосудия А.Ф. Кони уделял новой российской адвокатуре, формирование которой также проходило в тот период времени. Тот факт, что судебная адвокатура в России с первых лет своего существования проявила себя как корпорация профессионалов с высокими гражданскими и нравственными установками, свидетельствует о непреходящем значении русской мысли первой половины XIX века, воплощенной в таком либеральном институте государственной власти, как правосудие. Кстати, сам А.Ф. Кони считал, что он тоже «был создан» для адвокатуры, и в 1884 г. подумывал уйти в присяжные поверенные, но «не без внутренней борьбы» остался на государственной службе.

    4. В заключение хочется подчеркнуть, что нравственные и морально-этические качества участников уголовного процесса имеют очень важное значение, поскольку судебный процесс связан с защитой прав, свобод и законных интересов личности.

    Список использованных источников


    1. Баишева З. В. Анализ доказательств в судебной речи (на материалах обвинительных речей А. Ф. Кони) / З. В. Баишева // Правовое государство: теория и практика. — 2014. — № 2 (36). — С. 58–62.

    2. Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. Избранные работы / А. Ф. Кони. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 152 с.

    3. Марьина, Е. В. Этические и нравственные проблемы, возникающие на стадии возбуждения уголовного дела / Е. В. Марьина // Судебная власть и уголовный процесс. — 2019. — № 3. — С. 28–33.

    4. Сушкова, А. А. Ораторское мастерство А. Ф. Кони [Электронный ресурс] / А. А. Сушкова, А. А. Шевченко // Бюллетень медицинских интернетконференций. — 2017. — Т. 7. — № 6.

    5. Сынков В.В. А.Ф. Кони о нравственных качествах участников уголовного процесса / В. В. Сынков // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 302-305.

    6. Трунов И.Л. Адвокатская деятельность и адвокатура в России в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / И. Л. Трунов [и др.]; под редакцией И. Л. Трунова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 218 с.


    написать администратору сайта