Главная страница
Навигация по странице:

  • Название теории Авторы Содержание теории

  • Культурология. Культурология задания. Задание 1 Заполните таблицу Основные культурологические школы. Таблица Основные культурологические школы


    Скачать 22.44 Kb.
    НазваниеЗадание 1 Заполните таблицу Основные культурологические школы. Таблица Основные культурологические школы
    АнкорКультурология
    Дата15.12.2021
    Размер22.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурология задания.docx
    ТипДокументы
    #304356

    Задание 1

    8. Заполните таблицу «Основные культурологические школы».

    Таблица «Основные культурологические школы»

    Название теории

    Авторы

    Содержание теории

    Общественно-историческая (циклическая) школа

    Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби

    Общественно-историческая (циклическая) школа имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов.

    В этой школе появились макроисторические концепции культуры.

    Идея существования в истории параллельных, замкнутых культурных типов, разрушающая ставшую привычной картину однолинейного прогресса в истории человечества, впервые была сформулирована немецким профессором Г. Рюккертом в его сочинении «Учебник по мировой истории в органическом изложении».

    Это произведение стало известно в России благодаря книге Н. Я. Данилевского «Россия и Европа»

    Это теория множественности и разнокачественности человеческих культур (или цивилизаций), что противоречит европоцентрической и однолинейной концепции мировой культуры.

    Натуралистическая или психологическая

    З.Фрейд, К.Юнг

    Главная черта натуралистической (психологической) школы – стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры.

    Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов, биологов и зоологов, которые пытаются объяснить культуру исходя из психобиологической природы человека.

    По их мнению, культура – такое же приспособление к окружающей среде, как и приспособление в животном мире. Но они недооценивают различия, отличающие животного от человека.

    В рамках натуралистической школы выделились два направления, две науки – фрейдизм и этология.


    Социологическая или философско-социологическая

    М.Вебер

    Социологическая, или философско-социологическая, школа объединяет ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры не в истории или самопроизвольном «божественном» развитии человеческого духа, не в психике и не в биологической предыстории человечества, а в его общественной природе и организации.

    В центре их культурологического внимания находится само общество, его структура и социальные институты.

    Эта школа изучает количественные характеристики культурных процессов, социально значимые проявления культуры.

    Структурно-функциональный подход

    Б. Малиновский

    Формирование этого направления в социальной антропологии было определено влиянием позитивистской мировоззренческой позиции, согласно которой наука может и должна стать реальной силой в утверждении оптимальных принципов общественного устройства.

    Не случайно, что научная деятельность ученых функционалистов в историческом контексте оказалась связана со стремлением правящих кругов Британской империи создать наиболее эффективную систему колониального правления.

    Вместе с тем необходимо отметить, что развитие этого научного направления коренным образом повлияло на развитие социологии и этнографии, а экспедиционная деятельность функционалистов позволила ввести в научный оборот широкий фактический материал о культуре народов Африки, Австралии и Океании. Важно подчеркнуть, что это был материал, полученный в ходе изучения живых культур, который позволял в известной мере избегнуть схематизма и неоправданных обобщений.

    Социологическая школа

    П. Сорокин

    Основная методологическая посылка П. Сорокина сводится к тому, что культура в своем становлении и развитии создает религиозные, правовые, эстетические и другие системы.

    В своей совокупности они образуют сверхсистему со свойственным ей особым типом мышления.

    Внутреннее единство культуры и составляющих ее частей заключается в том, что все многообразие культурного творчества в конечном итоге выражает одну, главную ценность.

    В этом подходе обнаруживается несомненное родство концепции с идеями М. Вебера.

    В центре научных интересов Сорокина находились личность, общество и человек. Личность в его концепции является субъектом взаимодействия.

    В соответствии с этим общество выступает как совокупность индивидов с их социокультурными отношениями.

    Культура соответственно выступает как совокупность значений, норм, ценностей и одновременно как совокупность ее носителей, в деятельности которых раскрываются значения и ценности.

    Формы культуры, о которых писал ученый, были для него основными рабочими понятиями, с помощью которых все многообразие фактов истории культуры и вся сложность культурных процессов могли быть упорядочены для строгого анализа. Идеациональная культура строится исходя из признания сверхчувственности и сверхразумности Бога. Именно он выступает как единственная и реальная ценность.

    В связи с этим и идеациональное искусство выражает основную посылку этой формы культуры – основная реальность-ценность есть Бог.

    Социологическая школа

    Т. Парсонс

    Объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе и организации.

     Т. Парсонс – один из создателей структурно-функционального подхода, основанного на теории о том, что все духовные и материальные достижения человеческого общества, объединяемые понятием «культура», являются результатом функционирования двух систем – социальной и собственно культурной.

    Согласно данной теории основным и важнейшим регулятором общества является именно культура.


    Символическая или семиотико-структуралистическая

    Э. Кассирер, К. Леви-Стросс

    Символическая, или семиотико-структуралистическая, школа изучает культуру как знаковую систему символов и их значение. С позиций символического, или семиотического, подхода культура рассматривается как синтез разнообразных символов, некая система знаков.

    Человек творит искусственный мир, обозначая реальность определенными символами.

    Язык, миф, религия, искусство, письменность, наука, – это все символический язык образов, определенным образом закодированная система символов и знаков, которыми оперируют люди.

    Такой подход получил широкое распространение в культурологии.

    Это самая молодая и одна из самых влиятельных школ, сложившаяся в результате мощного развития средств массовой информации. Она объединяет лингвистов, специалистов по семиотике и информатике, искусствоведов. Культура понимается ими как некая знаковая система, созданная человеком, так как только человек способен к символизации, а через нее – и к взаимной информации.


    Задание 2

    6. Знаменитые слова Аристотеля известны всему миру: «Платон мне друг, но истина дороже». Дайте свои комментарии.

    На сегодняшний день изречение Сократа стало идеологией и принципом жизни для многих людей и используется во всех ситуациях, когда перед человеком встает нравственный выбор: занять сторону дружбы или же не отходить от истинной точки зрения.

    Данное высказывание помогает взвесить все «за» и «против» прежде чем сделать выбор. Только избавившись от субъективности суждений и симпатии к своему оппоненту и основываясь на сухих фактах и цифрах, можно говорить о правильности выбора.
    Истина и точное знание – вот те высшие и абсолютные ценности, которыми должны руководствоваться люди. Авторитет человека и личные отношения не могут являться аргументом при принятии решения. Однако многие зачастую совершают неправильный выбор, ставя на чашу весов веру именно в эти вещи.

    В жизни существует масса примеров, когда перед человеком встает нравственный выбор между дружбой и истиной. Нравственные дилеммы, как правило, являются самыми сложными, потому что на кон может быть поставлено слишком много: теплые отношения и моральные ценности и принципы, в которые верит человек.

    Кто-то при этом совершенно точно решает для себя, что истина важнее любого человеческого общения. Кто-то, наоборот, желает сохранить положительные эмоции, связывающие его с оппонентом, жертвуя при этом своими убеждениями.
    Поиски истины – сложный процесс, который занимал тысячи умов во все времена. Однако еще сложнее не просто найти истину, но и не поддаться искушению прикрыть глаза на правду, поддавшись дружескому порыву.

    Фраза «Платон мне друг, но истина дороже», пройдя через несколько тысячелетий, не потеряла своей ценности и актуальности, став при этом девизом многих. Как только она станет жизненным принципом для каждого человека, мы сможем говорить о создании честного и высокоморального общества.

    Задание 3

    2. Дайте определение культуры и покажите уровень ее зависимости от власти.

    Классическим является определение культуры Э. Тайлора (в 1871): культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также другие способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

    Культура – совокупность символов, верований, ценностей, норм, артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества (нации, группы), благодаря чему каждое общество обладает именно своей культурой.

    Культура – тонкая и подвижная материя, надо понимать, что мы не в состоянии отменить политическим указом постмодерн. Нельзя отменить нынешнюю доступность, мобильность культурного производства. Нельзя не замечать слепого варварства, захватывающего символические и медийные пространства.
    Поэтому так важно предотвратить разрушение культурной ткани, дать культуре современное определение, выработать адекватные методы исследования, предложить стратегии развития. Необходимы качественно новые подходы к культурной политике, к критериям оценки ее эффективности на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. И здесь многое зависит от экспертного сообщества.
    Реализация культурной политики опирается на несколько типов ресурсов. К ним можно отнести: финансовые, символические, творческие, предпринимательские и другие.


    Роль государства

    Вот роли, в которых может выступать государство:

    Посредник: в этом случае государство не финансирует культуру напрямую, но заботится о создании условий – главным образом через систему налоговых льгот, обеспечивающих такое финансирование из негосударственных источников; наиболее ярким примером является система финансирования культуры, существующая в США.

    Покровитель: продолжая аристократическую традицию поддержки творческих профессионалов, государство финансирует профессиональную культуру и искусство – обычно через специально созданную систему экспертизы и профессиональной оценки качества; такая система существовала до начала 1990-х годов в странах Северной Европы, а также в Великобритании, Канаде и Австралии.

    Архитектор: государство считает развитие сферы культуры важной частью национальной политики и финансирует ее напрямую, как правило, через министерство культуры, избавляя учреждения культуры от необходимости самостоятельно искать средства к существованию; до начала 1990-х годов такая политика была характерна для Франции и ряда других западноевропейских стран.

    Инженер: государство осуществляет максимальный контроль в сфере культуры, которую оно считает важнейшей сферой политического и идеологического воспитания; в этом случае средства и продукты культурного производства принадлежат государству.

    В современном мире национальная культурная политика строится чаще всего по смешанному типу, хотя в ней и может доминировать какой-то из этих подходов. Чтобы глубже понять возможности различных моделей культурной политики, нужно посмотреть, как они складывались исторически на фоне общественно-политических изменений и какие факторы влияли на этот процесс.


    написать администратору сайта