Главная страница

контрольная. Литература задания 4 5 6. Задание 6 10 Список литературы 14


Скачать 81.5 Kb.
НазваниеЗадание 6 10 Список литературы 14
Анкорконтрольная
Дата03.03.2023
Размер81.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛитература задания 4 5 6.doc
ТипРеферат
#966314



Содержание


Задание 4 2

Задание 5 5

Задание 6 10

Список литературы 14


Задание 4



4.Подберите стихотворный текст, проанализируйте фонетические, лексические и синтаксические средства выразительности.

Определите стихотворный размер, опишите рифму.

Рассмотрите целостность текста с точки зрения функции художественной речи. (см. Введение в литературоведение. Под ред Поспеловаы 14-18)

Ответы

1.Подберите стихотворный текст,

Ответ

Стихотворение Ф.И. Тютчева: «Как океан объемлет шар земной…»,
2.проанализируйте фонетические средства выразительности.

Ответ

Шум океана воспроизводится при помощи аллитерации «с», «ч»: «настанет ночь – и звучными волнами стихия бьет о берег свой»

Стихотворный размер – пятистопный ямб, в первой строфе рифмовка кольцевая АВВА, во второй и третьей – перекрестная АВАВ.
3.проанализируйте лексические средства выразительности.

Ответ

Метафоры – «земная жизнь кругом объята снами», «прилив растет и быстро нас уносит в неизмеримость темных волн», «мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены».

Эпитеты – «звучные волны», «волшебный челн», «темные волны», «слава звездная».

Сравнение – «как океан объемлет шар земной, земная жизнь кругом объята снами».


4.проанализируйте синтаксические средства выразительности.

Ответ

Формально стихотворение состоит из трёх строф.
5.Определите стихотворный размер, опишите рифму.

Ответ

Стихотворный размер – пятистопный ямб, в первой строфе рифмовка кольцевая АВВА, во второй и третьей – перекрестная АВАВ.
6.Рассмотрите целостность текста с точки зрения функции художественной речи.

Ответ

Композиция – По смыслу стихотворение не делится на части, представляя целостное размышление автора о снах человека. Формально стихотворение состоит из трёх строф.


Задание 5


5.Подберите небольшое эпическое произведение (повесть, рассказ), определите его тему (формулировка основной темы; характер тематики: конкретно-историческая, вечная или сочетание обоих аспектов; что находится в центре изображения: характеры (опишите их социальные и психологические черты), ситуации (взаимодействие характеров друг с другом, обществом, природой) и т.п.); проблему; охарактеризуйте идейный мир (основные авторские оценки, авторский идеал, художественная идея произведения). (см. Учебное пособие: Л.Б. Есин. Принципы и приемы анализа дитературного произведения, с. 22-41.)

Опишите композицию и ее роль в идейно - художественном содержании произведения. (Л.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения Учебное пособие. С 84-94)

Ответ

Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
1.История создания произведения.

Ответ

Рассказ написан в 1883 г и относится к раннему периоду.

Известно, что в черновом варианте, толстый был прямым начальником тонкого и случайно провинился перед ним. В окончательном варианте бывшие друзья детства не связаны служебными отношениями, однако тонкий лебезит перед толстым “по привычке”, а не из необходимости. Критики восприняли рассказ позитивно, он был благосклонно принят и отмечен, как достойное “художественное отражение пороков общества”.
2.Жанр.

Ответ

Короткий юмористический рассказ.
3.Сведения об авторе.

Ответ

Антон Павлович Чехов (1860 — 1904) — русский писатель, прозаик, драматург.

Классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности . Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира.

За 25 лет творчества Чехов создал более 500 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы.
4.Проблема описываемая в произведении.

Ответ

Всё произведение построено на противопоставлении, причём не только образов главных героев. Если в начале автор рассказывает о вкусном завтраке Толстого, то в конце сухо комментирует состояние персонажа (от выражения лица тонкого его стошнило). Произведение построено на диалоге двух товарищей с вкраплениями описания мимики персонажей. Изредка фигурируют образы жены и сына Тонкого, которые меняют своё поведение в соответствии с новыми фактами, всплывающими в процессе разговора.
5. Социальные и психологические черты героев

Ответ

На вокзале сталкиваются два чиновника: Михаил («толстый») и Порфирий («тонкий») со своей семьёй. Внезапно чиновники узнают друг в друге своих школьных приятелей. Между ними разгорается тёплый разговор о прошлом.

Однако в какой-то момент речь заходит о службе, и тут же выясняется, что «толстый» в чиновничьей иерархии находится несоизмеримо выше «тонкого». Как по волшебству, «тонкий» преображается, переходит с «ты» на «вы» и начинает беззастенчиво подлизываться к своему другу, с которым он недавно вёл себя так естественно и непринуждённо. «Толстый» испытывает отвращение и спешит удалиться.

6.Описываемая ситуация и сюжет произведения.

Ответ

Действие начинается с встречи двух приятелей на вокзале. Один из них толстый – Михаил (тайный советник), другой тонкий — Порфирий. Уже в начале Чехов противопоставляет двух героев.

Тонкий сразу же начинает расписывать, какой он прекрасный, какая у него жена Луиза, какой сын Нафанаил. Толстый восторженно смотрит на друга, в то время как Порфирий, узнав, что Михаил — тайный советник, вдруг побледнел и окаменел. Сюжет рассказа «Толстый и тонкий» наполовину состоит из демонстрации перемены в обращении героя-неудачника к товарищу детства. Автор очень детально описывает, как меняется персонаж и его семья: «Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…  Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…». Ведь сын сначала тоже оценивал друга отца, стоит ли с тем здороваться, и в итоге спрятался за спину  Порфирия. Тот же стал сразу любезничать перед старым другом, обращаться  к нему «на вы», называть «ваше превосходительство», а сам все больше съеживался. Михаил пытался объяснить, что между друзьями не может быть чинопочитания, но все было тщетно. И от всего этого «благоговения, сладости и почтительной кислоты, тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку».

7. Язык произведения.

Ответ

Произведение написано разговорным языком, почти просторечием.
8.Идейный мир.

Ответ

Автор условно обозначает общество “тонких” и “толстых”. “Тонкие” раболепствуют перед высокими чинами, это их привычная система отношений с миром, они не представляют другого взаимодействия с людьми. Суть их жизни – делить людей на высших и низших.

“Толстые” привыкли жить просто и легко, не оглядываясь на других, не замечая чинов и должностей, они видят людей. Жизнь была слишком благосклонна к ним и взрастила здоровые отношения с обществом. Чехов подчёркивает, что когда-то оба главных героя были детьми, жили беззаботно и были равны друг другу. Они проказничали, веселились и имели одинаковые возможности в обществе.

Основная мысль – вызвать отвращение к раболепствованию и угодничеству как к самой низкой идеологии в мире. Напрашивается закономерный вывод: все люди разные, но самоуважение – это основа личности.
9.Авторский идеал и художественная идея.

Ответ

Тематика рассказа «Толстый и Тонкий» по-настоящему интересна и актуальна во все времена:

Дружба – Чехов изобразил, как в обществе, где главенствуют чинопочитание, карьеризм, деньги и связи, остаётся всё меньше места для простых человеческих взаимоотношений, вроде дружбы. Взрослые люди, становясь рабами своих должностей, уже не могут общаться, как в былые времена. Поэтому на вокзале Толстый теряет своего друга.

Маленький человек – «Толстый и тонкий» — это не первое произведение, которое делает объектом изучения простого человека, незначительного винтика в государственной машине. Однако по сравнению с другими авторами, у Чехова восприятие маленького человека перешло на новый уровень. Писатель критически смотрит на своего героя, Порфирия, обнажая все недостатки его увечного рабского мышления, его почти инстинктивного желания унижаться перед теми, кто выше него, даже в том случае, если это не необходимо.

Семья — жена и сын Тонкого механически повторяют его повадки, они готовы унижаться вместе с ним, лишь бы приобрести выгоду. Так, семья не только поддерживает человека и делает его лучше, но и тянет на дно, если разделяет его заблуждения.

Задание 6



6.Литературные направления. Заполните таблицу: укажите литературные направления, их основные черты, одного автора — «представителя» этого направления и его произведение. Кратко сформулируйте тему и идею каждого произведения. (ИО Волков. Теория литературы. с. 186-253)


Литературное направление

Характерные черты

Автор

Художественное произведение

Тема

Идея

1
















2.



































Ответ

Литературное направление

Характерные черты

Автор

Художественное произведение

Тема

Идея

1.классицизм

отражающей естественное стремление человека к красоте, целостности, простоте и ясности содержания и формы. Чаще эти идеалы находили в искусстве античной классики,

Д.И.Фонвизин

«Недоросль»

Недостатки дворянского воспитания

Пропаганда идей просвещения

2.романтизм

утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека.

К.Ф. Рылеев

«Думы»

Бунт. Борьба, революция

Борьба за свободу

3.реализм

Стремление к правдивому воспроизведению действительности в её типичных чертах.

Л.Н. Толстой

«Анна Каренина»

Критическое изображение русского дворянства

Нако

пившие в русском поре

форменном обществе социальные проблемы

4.сенти

ментализм

делают особый акцент на чувственность, возникающую при их прочтении.

Н.М. Карамзин

«Бедная Лиза»

культ чувств, чувст

вительности, сострадания:

Сострадание

5.Символизм

использование символики, недосказанности, намёков, таинственных и загадочных образов

В.Я .Брюсов

«Огненный ангел»

Любовь, мистика

История любви

6.Натурализм

стремление к внешнему правдоподобию деталей, к изображению единичных явлений — без обобщений и типизации[

И.Бунин

«Деревня»

Жизни русской деревни

Социальные проблемы русской деревни

7.Акмеизм

провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.

Н. Гумилев

Сборник «Жемчуга»

Одиночество героя, романтика скитаний

Одиночество человека

8.Футуризм

стремление «отразить в своих картинах ускорение темпа жизни и индустриализацию среды как приметы новой эры»

В.В. Маяковский

«Облако в штанах»

Бунт против существующего общества

Бунт и разрушение

9.Магический реализм

Стремление магические (мистические) элементы включить в реалистическую картину мира

М.А. Булгаков

«Мастер и Маргарита»

Единство реального и потустороннего мира

Наличие высшей справедливости в жизни

10.Имажинизм

заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.

А. Мавриенгоф

«Циники»

Жизнь героев в сложной обстановке

Насмешка над трудностями жизни


Список литературы





  1. Алексеев, В.Г. История русской литературы : учебник / В.Г. Алексеев. - М.: Новая экономика, 2015. - 429 c.

  2. Беляев, А.П. Т Отечественная литература: Учебное пособие / А.П. Беляев. - М.: Вузовский учебник, ИНТЕР-А, 2013. - 208 c.

  3. Белоглазов, С.А. Русская литература: Учебник / С.А. Белоглазов, О.В. Москалев. - М.: Красный проспект, 2015. - 408 c.

  4. Бардина, А.А. Русская литература / А.А. Бардина. - М.: МАДИ, 2014. - 296 c.

  5. Варенцева, Н.И. Русская литература: Учебник / О.И. Лаврин, Н.И. Варенцева; Под ред. О.И. Лаврина. - М.: АлРус, 2013. - 800 c.

  6. Горшков, Р.С. Отечественная литература. Интегрированное учебное пособие / Р.С. Горшков. - М.: Дайджет, 2014. - 260

  7. Житков, Е.В. Русская литература: Учебник / Е.В. Житков. - М: Юристъ, 2015. - 591 c.

  8. Иванцов, Т.Ю. Русская литература. е / Т.Ю. Иванцов. - М.: АлРус, 2012. - 304 c.

  9. Каблуков, Н.И. Русская литература. Общий курс / Н.И. Каблуков. - М.: АлРус, 2012. - 352 c.

  10. Кириленко, В.Л. История русской литературы: Учебник / В.Л. Кириленко, О.Л. Коровин. - М.: АлРус, 2012. - 240 c.

  11. Костина, Т.М. Русская литература: Учебник / Т.М. Костина. - М.: Интекст, 2013. - 332 c.







написать администратору сайта