Главная страница
Навигация по странице:

  • Автор

  • ПРАКТИКА 1 ИСТОРИЯ. Задание анализ оценок историков о влиянии Орды на Русь


    Скачать 18.49 Kb.
    НазваниеЗадание анализ оценок историков о влиянии Орды на Русь
    Дата21.02.2022
    Размер18.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПРАКТИКА 1 ИСТОРИЯ.docx
    ТипДокументы
    #369033

    ЗАДАНИЕ 1. Анализ оценок историков о влиянии Орды на Русь

    Автор

    Оценки влияния в различных сферах

    Экономика

    Политика

    Социальная сфера

    Культура

    Н.М. Карамзин

    Ханы влияли на экономику (

    сбор дани с русских князей)

    «Способствовали их объединению и утверждению в России самодержавия», «изменился и внутренний государственный порядок: «все, что имело вид свободы и древних гражданских прав, стеснилось, исчезало… Следствием этого являлось формирование самодержавия, которое Карамзин рассматривает как спасение для России».

    Считал, что ханы помогали Москве: мешали усилению феодальной раздробленности и в результате привели русские земли к единодержавию(сфера - политик), «Политика ханов, утесняя народ и князей, покровительствовала церковь и ее служителей; изъявляла особенное к ним благоволение; ласкала митрополитов и епископов.

    «Открылся только новый порядок вещей, русские земли оказались в изоляции от Европы как раз в то время, когда она вступала в эпоху Возрождения, в то время как терзаемые монголами земли были вынуждены устремить все силы на то, чтобы не исчезнуть».

    С.М. Соловьева

    Золотая Орда не оказала серьёзного влияния на экономику.

    По его мнению, даже в первое время завоевания Золотая Орда не имела серьезного влияния на внутренний строй завоеванной страны.

    Золотая Орда не оказала серьёзного влияния на социальную сферу.

    Золотая Орда не оказала серьёзного влияния на культуру.

    В.О. Ключевский

    «Иго Золотой Орды не оказало глубокого влияния на ход нашей истории»

    Он утверждал, что ордынские ханы не навязывали Руси каких-либо своих порядков, довольствуясь только данью, даже плохо вникали и не понимали в порядок, действовавший в русских землях.

    «Ордынские ханы не навязывали Руси каких-либо своих порядков, довольствуясь данью, даже плохо вникали в порядок, действовавший в русских землях», «с одной стороны, монголы никоим образом не повлияли на ход российской истории, а с другой – считает, что ханы способствовали объединению раздробленной страны».

    Он оценивал воздействие завоевателей на внутреннюю жизнь древнерусского общества как крайне незначительное, и полагал, что все процессы, шедшие во второй половине ХIII и в XIV веке, либо вытекают из тенденций пред­шест­вующего периода.

    «В общественном сознании было место только инстинктам самосохранения и захвата. Образ Александра Невского несколько прикрывал ужас дикости и братского озлобления, часто прорывавшегося в среде русских князей.

    Л.Н. Гумилев

    Он видел в союзе русских и Орды только положительные стороны: “Таким образом за налог, который Александр Невский обязался выплачивать в Сарай, Русь получила надёжную крепкую армию, которая отстояла не только Новгород с Псковом… Более того, русские княжества, принявшие союз с Ордой, полностью сохранили свою идеологическую независимость и политическую самостоятельность.

    «Великий западный поход Батыя правильнее было бы назвать великим кавалерийским рейдом, а поход на Русь у нас есть все основания называть набегом». «Гарнизонов монголы не оставили, своей постоянной власти и не думали устанавливать»

    В доказательство того, что русские люди не страдали от ордынского ига, Гумилев приводит летописный текст, в котором хан Джанибек назван «добрым» царем. Но более всего удивляет утверждение Гумилева, что «немногочисленны е воины-монголы Батыя только прошли через Русь и вернулись в степь». Приводимые автором слова летописи -- «сей царь Чянибек Азбякович добр зело к Христианству» -- нужно оценивать в контексте эпохи.

    Коренным образом изменилась одежда: от длинных белых рубах, длинных штанов наши предки перешли к кафтанам, шароварам, сапогам. Даже такие привычные «исконно русские» предметы быта, как самовар, валенки - также пришли к нам от татаромонголов. Не обошло своим вниманием монгольское влияние и духовную культуру жителей Руси. Это - величавость русских народных танцев в отличие от танцев Западной Европы.


    написать администратору сайта