Формационный подход
Цивилизационный подход
3) Теория этногенеза
| Формационный подход делит историю человечества на пять основных общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую.
Эта концепция дает ясную и четкую систему критериев для объяснения исторического процесса. История в рамках формационного подхода становится объективным, закономерным, поступательным процессом, движущие силы и основные этапы которого ясны и легко объяснимы. История России четко вписывается в русло мирового исторического процесса, остается лишь выяснить ее особенности.
Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо. Недостаточное внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что абсолютизируется переход от одной формации к другой через революцию.
Основной структурной единицей исторического процесса является цивилизация (от цивиль – городской, гражданский, государственный). Цивилизационный подход основывается на процессах урбанизации и индустриализации. Эпоха цивилизации сменяет эпоху дикости и варварства. Главные отличительные признаки цивилизации
– появление письменности, религии как социального института общества, социальное расслоение общества, возникновение государства.
Слабой стороной цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития. Наиболее ярким представителем является Л.Н. Гумилев. Он пытался дополнить ею марксистскую теорию смены общественно-экономических формаций, говоря, что социально-экономическое развитие и этногенез параллельны, как пространство и время.
Согласно этой теории, каждый народ имеет начальную дату и конечную
– дату рождения и дату смерти. Развиваясь, он проходит через стадии воинственности, накопительства и
т.д., вплоть до старчества (гомеостаза), чем и объясняются те или иные вехи истории.
Цивилизационные же различия между народами объясняются естественно-географическими условиями их проживания.
Теория этногенеза тоже имеет крупные недостатки. Главный из них – совершенно неясен механизм запуска к жизни нового этноса и причина появления «пассионарного перегрева».
|