шпоры. 1. Этногенез восточных славян
Скачать 0.66 Mb.
|
1.Этногенез восточных славян: Этногенез – это начальный этап возникновения народа и дальнейшее формирование его антропологических, этнографических, лингвистических особенностей. Восточные славяне – русские, украинцы, белорусы. Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна заселяли племена индоевропейцев. Славяне входят в индоевропейскую языковую семью. Эта языковая индоевропейская семья существовала уже примерно в 4-м тысячелетии до н. э. Постоянно шли миграции различных племен. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную. Располагались восточные славяне на территории современной восточной Европы. Споры о происхождении восточных славян идут до сих пор. Восточные славяне состояли из 15 крупный племен (поляне, двевляне, кривичи, словене – наиболее развитые). Каждое племя имело свою внутреннюю организацию, племенных вождей. Киев стал крупным полянским центром. Основные занятия восточных славян: • Лесные промыслы • Земледелие (пашенное) • Животноводство • Ремесла домашние (кузнечное), а также занимались бортничеством, рыболовством и охотой; • Ткачество Основная религия – язычество 2 основных культа – культ природы и культ предков. Славяне отличались любовью к свободе. По мере расселения восточных славян на больших пространствах кровно-родственные связи стали распадаться. В 9-м веке родовая община превращается в соседскую, где единство поддерживается не родственными связями, а хозяйственными. Суровые природные условия обусловили долговременность соседской общины, т. к. часто большие объемы работы нужно было сделать в короткие сроки. 2. Формирование киевской Руси. Главная предпосылка возникновения государства – расслоение общества по имущественному признаку. Следовательно, происходит социальное расслоение. Во 2-й половине 9-го века выделились 2 главных центра государственности восточных славян – Киев (правитель Киева, Аскольд, освободил полян от хазарской зависимости) и Новгород (северные племена славян и их соседи платили дань варягам, в северо-западных землях возникло крупное объединение (княжество), центром которого стал построенный Рюриком (862 г) новый город – Новгород). После смерти Рюрика, другой варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев, государство получило название Русь (882г). 882 год – дата возникновения древнерусского государства. Поскольку это было первое, самое древнее государство восточных славян, то историки называют его Древнерусским государством или Киевской Русью. Норманская теория Опиралась на повесть временных лет XII века. Основоположники – Байер, Миллер, Шлецер. Государственность была привнесена извне варягами. Антинорманская теория Основоположник - Ломоносов Суть теории: государство на Руси складывалось самостоятельно, роль варягов преувеличена. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Первые древнерусские князья – Олег – захватил Византию, она выплачивала дань Киевской Руси; Игорь Рюрикович – племена окончательно объединены возле Киева и вынуждены платить дань; Ольга – была первой, кто принял христианство; Святослав Игоревич – воевал с печенегами и византийцами. К концу 10 в процесс формирования древнерусского государства завершился. Можно выделить основные итоги: Под властью Киева были объединены все основные древнерусские племена, которые платили дань Киеву; Во главе государства стоял князь, который уже был не только военный путеводителем, но и политическим лидером. Князь и дружина (армия) защищали Русь от внешней угрозы (в основном от кочевников), подавляли внутренние междуусобицы; Из зажиточных дружинников князя началось формирование самостоятельной и политической элиты – боярства; Началась христианизация Руси; Русь начала добиваться признания других стран, в первую очередь – Византии. 3. Русь в XI – XII вв. XI – XII вв.— особенно важный период в истории Киевской Руси. В это время активно проходили процессы консолидации древнерусской народности, укрепления феодального строя и государства. Именно две великие личности, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах добились наибольшего подъема страны, признание и высокий авторитет на международной арене, распространению и укреплению христианства, роста и застройки городов. Первая половина XI в. в истории Киевской Руси — ознаменовалось общим подъемом страны, укреплением экономических и культурных связей между ее отдельными частями, расцветом Киева как центра государства. Ярослав Мудрый наиболее важной своей задачей считал сохранение целостности государства. Этому была подчинена его внешняя и внутренняя политика. Больших успехов при княжении Ярослава Мудрого достигли культура и просвещение. Во времена Ярослава был составлен первый памятник русского права — древнейшая “Русская правда”, которая была дана Новгороду в 1016 г. как сборник правовых норм при рассмотрении разных конфликтов среди новгородского населения. Организатором и активным участником борьбы с половцами был Владимир Мономах, заслуживший этим славу и популярность на Руси. Владимир Мономах (1113—1125), став киевским князем после Святополка, понимал, что для успокоения народа необходимы законодательные меры. В результате появился новый закон — “Устав Володимерь Всеволодичя”, или дополнение к юридическому кодексу “Русская правда”. Двенадцатилетнее княжение Мономаха в Киеве ознаменовалось укреплением государственного единства. Успехи объединительной политики Владимира Мономаха положительно отразились на экономическом развитии древнерусских земель. Летописи отмечают рост и застройку таких городов, как Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Переяславль и др. Значительно укрепила Русь в это время свои международные позиции. Прекратились опустошительные вторжения половцев. Улучшились отношения с Византией и другими странами. Защита государственных интересов Киевской Руси вынуждала ее прибегать и к силе оружия: отражать вторжения кочевников или же прокладывать пути к международным рынкам. 4. Древнерусская культура IX-XII вв. Русская культура сложилась на основе культуры славянских племен и находилась в постоянном контакте с культурами Византии, стран Европы и Азии. Толчком в ее развитии стало введение единой общерусской письменности. Она пришла на Русь из Болгарии вместе с принятием христианства. Одновременно с азбукой была перенесена система знаков препинания и умения изготовлять необходимые для письменности материалы: пергамент из кожи животных, краски, чернила. Первоначально на Руси появились два алфавита- глаголица и кириллица, но вскоре из них сохранилась лишь кириллица, знаки которой были более удобны точнее соответствовали звукам древнерусского языка. Письменность привела к интенсивному развитию литературы. Первоначально центрами книжности были преимущественно Киев и Новгород. Главное место среди литературных жанров занимали летописи, на основе которых была основана «повесть временных лет» - первый общерусский летописный свод. Высокого уровня достигла в 11 в. Церковная литература. Прежде всего это «Слово о законе и благодати»( середина 11в.) митрополита Иллариона. В нем соединились элементы церковной торжественной проповеди с политической речью. В тоже время были составлены и произведения Владимира Мономаха, автора «Поучения», он открыто обращается к своим потомкам и дает им назидательные, нравоучительные общегосударственного значения советы. В 12 в. Основными литературными центрами становятся крупные русские города- Владимир, Суздаль, Смоленск. В них составляются летописи и пишутся литературные произведения: повести светского и духовного содержания сборники житий, произведения различных жанров. Самым замечательным памятником русской литературы12 в. «Слово о полку Игореве». Высокое развитие культуры отразилось в памятниках архитектуры: в это время было начато строительство крестовокупольных храмов во Владимире (Успенский собор), в Киеве (храм Софии), в Суздале (церковь Покрова на Нерли). Русские мастера не только пользовались заимствованными образцами, прежде всего византийских зодчих, но и создали собственный тип простого небольшого храма с одним куполом. Церкви подобного типа возведены в разных местах Руси: в Новгороде, Суздале, Ярославле, Рязани. В Пскове складываются школы иконописцев. Впервые на Руси храмы украшаются мозаиками, фресками. Впервые изображение героев традиционной церковной живописи начинают приближаться к портретам обыкновенных людей. Церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки. Христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесение плененных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения. Христианское духовенство было грамотным. При церквах собиралось много книг, работали переписчики, открывались школы. 5. Русь и Золотая Орда. Отношения, в которых пребывали Русь и Золотая Орда, кратко можно назвать враждебными. Монголо-татары были чрезвычайно воинственным народом, они захватили огромные народы. Объединить разрозненные племена и превратить их в самую могущественную по тем временам силу удалось Чингисхану. Первый контакт между монголами и русскими княжествами закончился убийством монгольских послов, которое дало отличный повод начать военные действия не только против половцев, союзников Руси, но и против самих русских княжеств. В 1223 году на реке Калка (современная Донецкая область Украины) армия русских княжеств и половцев попыталась остановить продвижение Золотой Орды, и потерпела поражение. В 1238 году завоевательную деятельность своего отца Джучи-хана (сын Чингисхана) продолжил хан Батый. Княжества, из которых некогда состояла Киевская Русь, погрязли в борьбе друг с другом, поэтому такие города, как Рязань, Владимир, Чернигов и Киев оказались легко взяты. При этом город Углич от захватчиков откупился, а небольшой Козельск продержался семь недель под ударами монголов. После этого монголо-татарское нашествие на Русь, кратко описанное в данном разделе, можно было считать завершившимся. Монголы, обложив русские княжества данью (не пострадали только Галицкая и Новгородская Русь), предприняли попытки вторжения в Польшу и Венгрию, однако Золотая Орда больше не была той необоримой могущественной силой, как раньше, поскольку ее тоже начала раздирать внутренняя борьба, а расширение территории прекратилось. Русские княжества были вынуждены постоянно платить дань, чтобы избежать бессмысленного кровопролития. Со временем начался объединительный процесс, выраженный в захватнической политике Москвы. Одолев Тверь в долгой и кровопролитной борьбе, Москва стала по одному, как это прежде делали монголы, захватывать русские княжества. Кроме того, в Москве сложилась монархическая форма правления, в которой правитель имел гораздо больший вес, чем другие органы власти. Значительного успеха в борьбе против Орды добился Иван Калита, который сумел обманом накопить большое богатство – вся дань с русских княжеств Золотой Орде проходила через его руки. Окончательно освободиться от монгольской власти удалось только в 15 веке, для этого Москва активно пользовалась раздробленностью в самой Орде. Попытка прекратить выплату дани монголам привела к разграблению Москвы в 1382 году, однако в 1480 году монголы окончательно утратили свою власть на Руси. 6. Объединение русских земель вокруг Москвы. Объединение Руси - объединение всех раздробленных земель страны, в полноценное государство. Как написано этот процесс начался в тринадцатом веке от рождества Христова. Все это время Киевская Русь не была единым государством, а состояла из мельчайших государство, которые называли себя княжествами. Эти территории были полностью автономны и не какое из княжеств не зависло от другого. Также сами княжества разделялись еще на меньшие территории. Все княжества вели постоянные войны за землю, а точнее за Киевское княжество. Все эти многочисленные войны и противостояния, наносили значительный ущерб военной мощи и целостности страны. В период раздробленности экономика государства находилась на минимальном уровне, а в некоторых местах ее и вообще не было. На Руси была постоянная борьба за власть, которая сильно помешала объединению, чтобы отразить атаки общего врага. Именно из-за этого монголо-татарское иго сумело взять такую огромную по площади страну. Вдобавок к это господствовать там и собирать дань на протяжении трехсот лет. В то время власть Киева уходила на спад, и появилась нужда в создании нового государственного центра. Причины объединения Руси: Когда власть Киева над Русью полностью угасла, стране требовалось срочное соединения всех земель воедино. Князья приняли важно решения, что только едиными силами можно прогнать врага с русской земли. Вся трудность соединения заключилась в отсутствие сильного центра Руси, и из-за этого вся мощность страны была разбросана по всей территории. К концу века были выдвинуты несколько городов, вокруг которых должно начаться сплочение Руси, это Москва, Тверь, Переяславль. Эти города вобрали все наилучшие качества для того, чтобы стать главным городом страны. Все эти города расположились в глубине страны, что значительно мешала захватить эти города. Через эти города проходили десятки торговых маршрутов, которые могли бы способствовать поднятию экономики государство. Все три города были под управлением одной правящей династии, что значительно упрощала решения государственных проблем. Все данные города имели равную вероятность стать столицей. Москву выбрали не случайно, а точнее будет, ее вообще не выбирали. Москва захватила власть на Руси и плотно закрепилась на этом месте. Основываясь на сложном положении страны, боевых стычек и бунтов не последовало. 7. Образование русского централизованного государства. Для удобства делится на 3 основных этапа. Конец 13 в – начало 16 в. Середина 14 в население Литвы на 80% православным и славянским. I этап (1276-1389). Основное содержание событий. После смерти Александра Невского происходит следующее: Ярлык переходит из выборного в наследственный; Удельное Московское княжество превращается в Московское государство; Борьба княжеств С-В Руси за лидерство (за ярлык за великое княжение Владимирское). В этой борьбе не было правил, на всё была милость хана Золотой Орды. Объективные факторы у этих княжеств были примерно одинаковые. Следовательно, успех борьбы зависит от субъективных факторов, и особенно от личности князей. За эти 100 с лишним лет в процессе борьбы за лидерство – возвышение Москвы. 1276 г – образуется самостоятельное Московское княжество. Основатель московской династии – Даниил. Его княжество было маленьким и бедным. 1389 г – смерть Дмитрия Донского (Москва стала богатым, великим, большим княжеством). Отдельные поступки московских князей постепенно сформировались в «политику»: 1) «собирание земель» (захват, покупка, по наследству); 2) Максимальное соглашательство с Золотой Ордой (больше всего московские князья были верными слугами хана) 1327 – 1328 – восстание в Твери против ханского посла; на подавление пошел Иван Калита (т. е. показал верную службу хану и уничтожил соперника). => Хан дал ярлык на княжение. Со времен Ивана Калиты ярлык на великое княжество не покидал пределы Москвы. С этого времени хан поручил князю собирать дань. 3) Накопление средств, привлечение народа в Москву. Забота о безопасности жизни людей. 4) Опора на РПЦ. Церковь помогала политике, в т. ч. Примирить князей. При Иване Калите(сын Даниила) митрополит из Владимира переехал в Москву => Москва стала религиозным и культурным центром Руси. В середине 14 века в Золотой Орде начинается большая смута, обостряется борьба за власть. За период 20 лет сменилось 25 ханов => ослабление Золотой Орды как государства. В 60-е гг. происходит строительство Московского Кремля. В начале 14 в. Золотая Орда принимает ислам, а те, кто не принимал, тот принимал православие и переходили на службу к русским князьям. В течение 14 в. происходят очень важные перемены. В конце 14 в Литва принимает католичество, т.к. присоединилась к Польше. 1380 г. Куликовская битва (первая победа русского войска над татарским). Дмитрий Донской застал армию Мамая врасплох. Победа имела большое морально-политическое значение: Первая победа над татаро-монголами; Победа укрепила позиции Москвы; Золотая Орда признала первенство Москвы по отношению другим княжествам + признала право московских князей передавать ярлык по наследству. Начало возрождения национального сознания русского народа. 1382 г – монголо-татарское иго восстановлено. II этап (1389-1462) Василий I и Василий II. Монголо-татары стали разжигать споры между московскими князьями. Основные события: - Усиление Москвы как центра сопротивления Золотой Орде и Литве и подчинения себе других княжеств; - В Москве утверждается новый порядок передачи власти от отца к сыну => укрепление стабильности; Дальнейшее ослабление Золотой Орды. Усиление самостоятельности РПЦ. 1453 – турки разгромили Константинополь, крах Византии. Главным в формировании единого централизованного государства стал внешнеполитический фактор. III этап (1462 – 1533). Основное содержание событий: - становление нового типа русской государственности, обретение национальной независимости, завершение объединения земель вокруг Москвы. В это время Московский князь – независим; общепринятый лидер. В 1478 г. – Новгород присоединили к Москве. Иван III – Государь Всея Руси. Иван III отказался платить дань Орде. 1480 – «стояние на реке угре». Простояв на реке месяц, хан ушел собрал свое войско и ушел в Орду. Освобождение от зависимости и господства Золотой Орды. Главная причина свержения ига – фактическая гибель Золотой Орды. 1481 г – Ахмат, последний хан Орды, убит. К концу 15 в есть 1 столица, формируется аппарат управления, единое войско, единая валюта. Также был издан судебник (1497 г) единого закона. Он способствовал централизации и унификации судебно-административной схемы: - введены налоговые нормы; - введен общий порядок следствия и суда; - защита жизни и имущества феодалов; - ограничивал старые «вольности», т. е. ограничение некоторой свободы (свободы передвижных феодалов, ограничение судебного права феодалов, ограничение свободы передвижения крестьян; Введен Юрьев день (право крестьян менять помещиков). => Начало закрепощения крестьян (появляются элементы крепостного права); Феодалы были лишены права иметь войско => исчезли усобицы между феодалами. Все феодалы подчинились московскому князю. Власть на местах осуществляется назначением наместника великим князем. Эта система называется системой кормлений – содержание управленца за счет управляемого населения. От оборонительной политики Иван III переходит к наступательной. Начинает вести войны с Литвой за возврат земель бывшей Киевской Руси. Он оправдывает эту свою деятельность знанием исторических фактов: «это мои земли». При Василии III завершается политико-территориальное объединение земель вокруг Москвы. За время правления Ивана III и Василия III территория Московского государства увеличилась в 6 раз. Итог: решена задача выживания русского народа => возникает самостоятельное государство Россия – византийский вариант наименования Русь. 8. Русская культура XIII - XV вв. Архитектура После нашествия монголо-татар каменное зодчество на Руси пришло в упадок на Юге и Северо-Востоке. Оно сохранилось лишь в не разорённом Новгороде, где были построены церкви Николы на Липне, Фёдора Стратилата, Спаса на Ильине улице. При Иване Калите каменное строительство было начато в московском Кремле. В эпоху Дмитрия Донского был воздвигнут первый каменный Кремль на Северо-Востоке Руси. Позднее каменное зодчество развивалось и в других городах. Появились Успенский Собор в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и др. Во второй половине XV века развернулось облагораживание московского Кремля. Сам детинец стал краснокирпичным. Были разобраны храмы, построенные при Иване Калите и воздвигнуты новые. Для этого Иван III пригласил итальянских мастеров. В то время появились те самые соборы, которые можно наблюдать и по сей день. Был построен Успенский собор под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Псковскими мастерами был воздвигнут Благовещенский храм. Также появилась Грановитая палата (итальянские архитекторы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари). Изобразительное искусство В этот период окончательно сложились иконописные школы отдельных земель. Это время знаменито творчеством Феофана Грека (роспись старого Благовещенского собора Московского Кремля; до Москвы много работал в Новгороде), Андрея Рублёва («Троица», написанная для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря), Дионисия (иконы «Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах», «Распятие», росписи собора Ферапонтова монастыря). 9. Формирование сословно-представительная монархия. Сословно-представительная монархия – форма государственного правления, при которой монарх (царь) управляет государством совместно с выборными сословно-представительными органами. Доцент С. М. Казанцев считает, что сословно-представительная монархия в России не подразумевает отказа от абсолютизма, от неограниченно-монархической формы правления. В период сословно-представительной монархии в России монарх – царь, а сословно-представительные органы – земские соборы. Предпосылки сословного представительства в России. 1. Экономические предпосылки: к XVI в. экономическая обстановка в России значительно изменилась: 1) появились мануфактуры; 2) расширялись торговые отношения с Западом. Однако экономический подъем государства происходил на фоне расширения бюрократического аппарата, а значит, увеличения государственных расходов на его поддержание, возникает потребность в изыскании новых источников финансирования учреждений власти и военных формирований. Царь находит выход в представительстве торговых людей в земских соборах, тем самым обеспечивая себе постоянную денежную поддержку со стороны торгового класса и крупного купечества, поступление необходимых средств при организации ополчения. 2. Политические предпосылки: 1) внешнеполитические – земские соборы как новый высший орган государства, в который входили представители бояр, дворянства, а также городского населения, но только имущие его части появились в связи с возросшей необходимостью поддержания крупных внешнеполитических мероприятий (ведения войны, торговых отношений с иностранными государствами и др.). Посредством представительных органов царь мог проводить собственную политику независимо от мнения Боярской думы; 2) внутригосударственные – восстание горожан в Москве в 1549 г. послужило первым толчком к созыву Земского собора примирения. Царь и его приближенные тем самым рассчитывали на успокоение протестующих, как бы привлекая к управлению в государстве не только боярские и дворянские круги населения, но и представителей иных сословий. Земские соборы включали царя, Боярскую думу, духовенство (Освященный собор), а также представителей от дворянства, верхов посадских людей (купечество). Особенности сословно-представительной монархии в России: 1) непродолжительность этого периода, тогда как в Западной Европе сословно-представительная монархия просуществовала более длительное время; 2) в России сословно-представительная монархия главным образом имела значение перехода от раннефеодальной монархии к абсолютной, а не самостоятельной формы правления; 3) в России не было специального законодательства, регулирующего деятельность земских соборов и его отношений с царем; 4) органы местного самоуправления в период сословно-представительной монархии формировались на основе выборности и представительства от местного населения; 5) в России одновременно с системой сословного представительства присутствовала ярко выраженная деспотия Ивана IV. Немаловажным фактором, выделяющим сословное представительство в России, является также опричнина как особый период правления Ивана Грозного, в течение которого террор против всех слоев населения был наиболее жесток. В период опричнины все учреждения или органы, так или иначе не угодные царю, распускались либо вообще уничтожались. 10. Социально - экономическое развитие страны в XVI веке. Особенности социально-экономического развития Объединение русской территории непосредственно под руководством Москвы проходит непосредственно в обстановке скрытого внутреннего феодального противостояния, включая кровопролитные сражения с соседними странами. В 15 веке наблюдалось стремительное развитие русской территории в качестве основополагающей части мировой цивилизации в целом. Формирование централизованного государства обладало персональной спецификой: Иван 3 принимает решение вернуть земли, расположенные в южной и северо-западном направление, которые находятся под контролем литовцев, венгров и поляков; Централизованное государство формируется небольшими темпами, что обусловлено регулярными набегами Золотой Орды. Как следствие, структура управления находится в подвешенном состоянии, из-за чего наблюдаются повышенные риски распада земель на каждую отдельную территорию; наличие феодального строя во время объединения русских земель. Развитие Руси Сформировавшееся централизованное государство показывало стремительный рост в многочисленных сферах, среди которых: сельскохозяйственная деятельность. Главная сфера, где русские жители показывают отличные знания в рыболовстве и пчеловодстве; населенные пункты. Формирование центральной власти повлекло за собой стремительным развитием городов, в которых сконцентрировалось ремесло и торговля. В суммарном объеме на конец 15 веке русские земли объединяли между собой 220 городов. На первом месте по численности населения считалась Москва – 100 тысяч; ремесленничество. Стремительные темпы развития населенных пунктов сопровождаются освоением ремесла. Как следствие, это повлекло за собой подъем в товарно-денежных отношений на международном уровне. К примеру, Калуга славится качественной посудой, Смоленск – полотном и холстом; торговля. Стремительные показатели развития русских населенных пунктов в 15 веке сопровождается увеличением значения торгового обмена. В качестве одних из наиболее крупных центров считается Москва, Новгород и Нижний Новгород. Существенную роль в торговой сфере оказали феодалы, особенно, если говорить о монастырях. Также находится на подъеме купечество, которое создавалось непосредственно из многочисленных сословий. Из центральной части русской территории непрерывно возили хлеб на север, из Поволжского края – кожаные изделия, Сибири – высококачественную рыбу, а Серпухово – металл и изделия, изготовленные из сплава. 11. Покончив с игом Золотой Орды (при Иване III), Россия почти без паузы перешла в дальнейшее наступление на ханства. Еще при Иване III (подчеркивая преемственность во внешней политике, мы реализуем, выполняем еще одно важное методологическое замечание, касаемое раскрытия вопросов по внешней политике). Состоялся первый успешный поход на Казанское ханство, оно признало сюзеренитет Москвы. Но к началу XVI в. ситуация на внешнеполитической арене изменилась, баланс сил изменился в связи с появлением новой силы – Турецкой империи, вассалом которой с 1475 г. и стало Крымское ханство. Турция и Крымское ханство повели борьбу с Россией за влияние на Казань. Значение Казанского ханства для России определялось не только его плодородными землями и важным стратегическим положением, но и тем, что Казань служила источником опустошительных набегов на русские земли. Борьба с Казанским ханством шла с переменным успехом. Первые походы на Казань (1547 – 1548, 1549 – 1550 гг.), предпринятые при Иване IV, закончились неудачей. Лишь в 1552 г. 150-тысячное русское войско сумело взять Казань. В 1556 г. было присоединено Астраханское ханство, а Ногайская орда (расположенная в Приуралье и Северном Прикаспии) признала вассальную независимость от России. В 1557 г. завершилось присоединение основной части Башкирии, находившейся прежде под властью Ногайской орды, Казанского и Сибирского ханств. Таким образом, в середине XVI в. в состав России вошли Среднее и Нижнее Поволжье и часть Урала. Это открывало дорогу для дальнейшего движения на Восток. В 1582 г. началось покорение Сибири. Отряд казаков и ратных людей уральских купцов Строгановых под руководством Ермака разгромил войско сибирского хана Кучума. В 1586 г. была построена крепость Тюмень, в 1587 г. – Тобольск. В конце XVI в. Сибирское ханство было окончательно разгромлено. Народы Западной Сибири вошли в состав России. Таким образом, формировался многонациональный характер Российского государства. Военно-политическая активность России развивалась и в западном направлении. Со 2-й половины XVI в. Россия постепенно стала налаживать отдельные связи с западными государствами. Стратегической целью московских государей стало присоединение всех восточнославянских земель, некогда входивших в состав Киевской Руси. Здесь на пути России стоял Ливонский орден, который в течение трех столетий угрожал северо-западным русским землям и перекрывал России широкий доступ к Балтийскому морю, т.е. к непосредственным связям с Западной Европой. В результате войн с Литвой с 1487 по 1522 г. России удалось присоединить лишь Смоленскую часть Черниговской земли. Иван III сумел разгромить Ливонский орден, вынудил его признать права России на Юрьев (Тарту) и платить за него дань. К концу 50-х годов после успехов, достигнутых Иваном IV на востоке, западное направление становится важнейшим во внешней политике России. Поводом к войне послужили отказ Ливонского ордена платить дань и заключение им антирусского военного союза с Литвой. В 1558 г. началась Ливонская война. Примерно за два года русские войска разгромили орден, но в борьбу с Россией вступили Литва и Польша (с 1569 г. – Речь Посполитая), а также Швеция. В 1563 г. русские войска взяли Полоцк – один из крупнейших центров Западной Руси. С 1564 г. победы сменились неудачами. Внутри России политика реформ, которая в немалой степени способствовала успехам России на восточном направлении, теперь сменилась кровавым опричным террором. К тому же активизировалась Крымская орда при поддержке Турции. В 1571 г. крымский хан Давлет-Гирей дошел до Москвы и сжег почти весь город. Хотя в 1577 г. русские войска сумели захватить почти всю Прибалтику, силы страны были подорваны бесконечными войнами и опричниной внутри страны. В 1578 г. войска Речи Посполитой под руководством Стефана Батория перешли в наступление. На следующий год возобновила войну Швеция. Лишь героическая пятимесячная оборона Пскова в 1581 г. остановила дальнейшее продвижение неприятеля. В 1582 г. Россия вынуждена была заключить перемирие с Речью Посполитой, а в 1583 г. – со Швецией. В результате 25-летней Ливонской войны Россия не только не продвинула свои границы на Запад, но потеряла все свои приобретения в Прибалтике и Белоруссии. Несмотря на неудачную Ливонскую войну, Российское государство с самого начала своего существования продемонстрировало беспрецедентное по своему масштабу и стремительности расширение границ, которое продолжалось в течение всего XVI века. Территория России за это время практически удвоилась. Ливонская война (1558 - 1583 гг.). В 1554-1557 годах отношения между Иваном IV и Ливонским орденом ухудшились. Основные причины этого были следующие: Вопрос о выплате дани. Орден тянул с ее оплатой. Закладка Иваном IV в 1557 году порта на реке Нарове недалеко от Балтийского моря. Ливония и Ганзейский Союз требовали от европейских купцов торговать с Россией только через свою территорию. Сам орден продолжал слабеть, в том числе и по причине начавшейся в Европе Реформации. Численность его армии едва достигала 10 тыс. человек. Существование самого ордена оказалось под угрозой из-за столкновения в регионе интересов Швеции, России и Великого княжества Литовского. До сих пор у историков нет единого мнения о том, что стало поводом к Ливонской войне. По пунктам расклад выглядит так: Юрьевская дань. Иван IV четко понимал геополитические интересы страны, которой он управлял и стремился разрушить “ливонскую преграду” между Россией и Европой. Противостояние Ивана IV союзу польско-литовской унии и Ливонской конфедерации. Таковым считается Позвольский договор 1557 года. Защита Иваном IV интересов русских купцов на территории Ливонии, а также православного населения этой территории. Итоги Ливонской войны были закреплены Ям-Запольским мирным договором с Речью Посполитой от января 1582 года. Граница между государствами осталась прежней, по линии 1557 года, только город Велиж был передан полякам. Со Швецией в 1583 году удалось заключить Плюсское перемирие. По его условиям было потеряно все восточное побережье Финского залива, кроме устья Невы и крепости Орешек. 12. Культура Московской Руси в XVI веке. В начале XVI века появляются печатные книги. Первая печатная книга «Апостол» отпечатана Иваном Федоровым в 1564 году. В 1574 году издается первый русский букварь. За первое столетие работы книгопечатного станка в России отпечатано до 20 книг, в основном церковных. В литературе этого периода подымается один из основополагающих вопросов существования государства — вопрос происхождения, места и роли в мире. Знаменитое «Сказание о князьях Владимирских» пытается объяснить происхождение русских князей от римского императора Августа и получение Владимиром Мономахом царских регалий из рук самого императора Константина. Псковский старец Филофей выдвигает идею о Москве, как о третьем Риме. Филофей полагал, что Рим, некогда бывший центром христианского мира, утратил свое положение, новым центром стал Константинополь, падение которого позволило стать центром всего православного христианства — Москве. В XVI веке получает новое развитие общественная мысль. Возникают споры по поводу устройства государства, статуса церкви, положения отдельных общественных слоев. Возникает новый жанр в литературе — публицистика. Особый интерес представляет переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Уверенный в божественном происхождении царской власти, Иван Грозный пытается убедить своего оппонента в праве судить не только за дела, но и за мысли. Общий культурный бум затронул и область архитектуры. Красивейшим архитектурным ансамблем этого периода является Московский Кремль, состоящий из трех великолепных храмов: пятиглавого Успенского собора (1475-1479), трехглавого Благовещенского собора (1484-1489), Архангельского собора (1505-1509). 13. Смутное время в России. Смута – это: 1) кризис зарождающего самодержавия (подобие детской болезни – болезнь «роста»); 2) настоящая гражданская война (все слои населения были недовольны своей жизнью). В годы смуты все воевали против всех. 3) реакция народа на накопившиеся противоречия во всех сферах жизни (но это и этап преодоления этих противоречий). Причины смуты: I В сфере экономики:экономический упадок после опричнины Ивана IV, после затяжной Ливонской войны + неурожайные годы + медленное восстановление => массовая гибель людей => больше их эксплуатация государством закрепощения крестьян (1581 г. – введение «заповедных лет», т. е. запрет перехода крестьянина от одного феодала к другому). Крестьяне считали, что Борис Годунов – виновник всех бед. Его считали плохим царем, обманщиком и цареубийцей. 1597 г – введение «урочных лет» (урок = срок) – срок поиска беглых крестьян; изначально 5 лет, затем 10-15-20) IIВ обществе: - Изменение положения крестьян, рост их недовольства (бегство) и их сопротивление; - Изменение в положении феодалов; боярство начинает терять свои привилегии, а дворянство стремится получать новые (вытеснить бояр). + Все феодалы недовольны медленным закрепощением крестьян. Т. е. мы видим, что нет единства правящей элиты. => Рост социальной напряженности. III Внутриполитический кризис: 1)Т. к. при Иване IV наведение порядка и создание новых элементов власти происходило с помощью чрезвычайных мер, то росло недовольство народа произволом власти. 2) Не было чёткости во взаимоотношениях между главными государственными структурами; не были четко определены их права и полномочия. Царь + боярская дума + Земский собор (он был создан для поддержки царской власти). IV Внешнеполитическая обстановка: 1) сложность в обстановке была обусловлена событиями Польши и Швеции (они граничили с русскими государствами); 2) начало развития капитализма в Западной Европе (ранний капитализм был агрессивен и нацелен на захват земель) + ранний капитализм породил развитие наёмных профессиональных армий; 3) Ливонская война (1558-1583) показала слабость России при её богатствах (можно сказать ,что Россия большое, но слабое животное). Поражение от Польши и Швеции. Этапы смуты. I этап. 1598 – 1604 г. Идеологический этап (смута в сознании людей, сомнения). 1600-1603 гг – 3 подряд неурожайных года => голод, гибель людей (+голодные бунты)=> ещё больше сомнения людей (небеса гневаются); 1604 г – появляется Лжедмитрий I (В Польше появляется человек, назвавший себя спасшимся сыном Ивана Грозного. Он пообещал Польше передать часть русских земель.) Вторгся на Русь с целью свержения Бориса Годунова. II этап – после убийства Лжедмитрия Iк власти пришел Василий Шуйский – «боярский царь». 1606-1607 – Крестьянская война (первая крестьянская война; возглавил Болотников; хотели, чтобы к власти пришел добрый царь; участвовали не только крестьяне, но и дворяне). Причина поражения – неорганизованность. 1607 г. – восстание в Туле – неудача восставших. 1607 г. – появляется ЛжедмитрийII. Василий Шуйский правил в Москве, а Лжедмитрий II в Тушино. => двоецарствие. Василий Шуйский объединился со Швецией, чтобы нанести удар Лжедмитрию II.Войска самозванца были разбиты. Русско-Шведский союз послужил военному вмешательству со стороны Польши, которая находилась в состоянии войны со Швецией. 1610 г. – Убили Лжедмитрия. 1610 г. - Василий Шуйский был свергнут. В Москве было образовано временное правительство из семи бояр – «семибоярщина».4 ноября – день народного единства – освобождение от Поляков. III этап. 1610 – отсутствовал царь, не созывались Земские Соборы, фактически не было армии. Шла подготовка к избиранию королем польского королевича. Возникло 1-е народное ополчение (Ляпунов) – война против польских захватчиков; было разбито. 1612 – 2-е народное ополчение (Пожарский)– действовало успешно; разгромило польскую армию и освободило Москву. 1613 г. – Земским Собором избран новый царь Михаил Федорович Романов. (Митрополит Филарет – отец, плавили практически вместе, влиятельный, за него значительная часть казначейства) С 1613 – 1618 г. шла борьба против интервентов (поляков, шведов) – изгнание из России. 1618 – мирные договоры. Итоги смуты: 1) Сохранение государства; 2) Хуже стало геополитическое положение (утрачены смоленские, черниговские земли и часть новгородских земель => отданы Польше.); + выход к Балтийскому морю => отдан Швеции; 3) Крах экономики; обнищание народа, упадок хозяйства. Восстановление шло долго. 4) Временно усилился земский собор, его роль выросла как сословно-представительного учреждения, укреплявшего власть царя; 5) Элементы абсолютизма (самодержавия) и крепостного права окрепли; 6) Усиление позиции дворянства; 7) Воцарение династии Романовых; 8) Не улучшила положение крестьян; 9) Разрушены устаревшие органы власти; 14. Россия при первых Романовых. 1613 – 1645 (32 года)– правление Михаила Романова (деда Петра I). На престол его поставили в 16-летнем возрасте. Естественно, невозможно быть руководителем разрушенной страны так рано. Ему помогал править отец Филарет. Будучи Патриархом Руси и наставником сына, он принес много пользы. Была восстановлена экономика страны. Укрепилось положение дворянства. Часто собирались Боярская Дума и Земские соборы. Пополнилась государственная казна за счет увеличения налогов. Было усилено новое войско. Было увеличено число приказов (прообразов министерств) от 45 до 60. По сравнению со «смутным временем» наступила благодать. 1645 – 1676 (31 год) – правление Алексея Михайловича Романова (отца Петра I). Усилилась власть царя, которая опиралась на силу дворянства (самодержавие). Редко созывалась Боярская Дума. Перестали созывать Земский собор. Областями стали править воеводы, назначенные царем. Первая жена — боярыня Мария Милославская, родила ему 13 детей! Из них только двоих сыновей. 1649 – создано Соборное уложение. Этим документом укрепили власть дворян и царя. Беглых крепостных по закону стали преследовать пожизненно. Создавались полки «нового строя». Пищали стали менять на мушкеты. Приглашали иностранцев обучать солдат военному делу. 1653 – 1656 – церковная реформа. Патриарх Никон хотел исправить в обрядах церкви ошибки, которых накопилось много. Это вызвало массовый протест. Многие «старообрядцы» уходили в леса. Авторитет церкви упал. Но меры были правильными. Необходимо было вернуться к чистоте истоков православной веры. 1654 – воссоединение Украины с Россией. Украинцы просили помочь им в войне. Своих сил и средств им не хватало. Пришлось воевать с Польшей, помогая Украине. 1670 – 1671 – народное восстание под руководством Степана Разина. Волны возмущенного народа пошли от Каспийского моря к Москве. Разин выражал мнение, что воеводы обманывают царя, творят беззаконие. После нескольких сражений был побежден и взят в плен. Казнен в Москве как государственный преступник. Но правительство приняло меры по смягчению положения народа. Проблемы политики и экономики начали решать. Но не было морской выгодной торговли, из-за потери земель. Мануфактуры развивались слабо. Не было энергичных контактов с Европой. Россия продолжала экономически отставать. 15. Городские восстания XVII века. Крестьянская война подпредводительством • Окончательное закрепощение крестьян, которое было вызвано принятием Соборного уложения 1649 года, начало массового сыска беглых крестьян. • Ухудшение положения крестьян и посадских людей в связи с увеличением налогов и повинностей, вызванного войнами с Польшей (1654-1657 гг.) и Швецией ( 1656-1658 гг.), бегство людей на юг. • Скопление бедного казачества и беглого крестьянства на Дону. Ухудшение положения служилых людей, охранявших южные рубежи государства. • Попытки властей ограничить казачью вольницу. 16. Раскол Русской православной церкви. В середине XVII века патриарх Никон провел ряд реформ в русской церкви. Реформы Никона были направлены на изменение древних церковных традиций. В результате случился церковный раскол. Причины Преобразования в русской православной церкви произошло по следующим причинам: Стремление патриарха к власти. Необходимость централизации государства. Необходимость объединения всех церквей после распада в результате политической раздробленности. Предстоящие перемены патриарх обосновывал различиями между греческой и русской православными церквями. Никон назвал русскую церковь не полностью канонической. Суть изменений: Введение крестного знамения тремя перстами. Введение поясных поклонов вместо земных. Иконы допускались только греческого образца. Запрещение шатровых церквей. Имя Иисуса стало писаться с двумя буквами «и». Богослужебные книги тоже подлежали исправлению в соответствии с греческими образцами. Ход событий После того как собор в 1654 году одобрил предложение Никона, патриарх приступил к делу. Изменения шли стремительно. Никон требовал от народа немедленного отказа от старых обычаев и принятия новых. От таких резких перемен народ отказался. Церковный собор В 1667-1668 состоялся Церковный собор. Сам Алексей Михайлович поддержал реформу. В результате было вынесено 2 решения: Патриарх Никон лишился сана. Это произошло из-за его стремления к власти и конфликта с царем. Но реформы Никона все же были приняты. Все несогласные отличались от церкви, предавались анафеме и подвергались репрессиям со стороны власти. Началась настоящая идеологическая война. Самым влиятельным противником нововведений был Аввакум Петров. Последствия Общество разделилось. Сторонников нововведений стали называть никонианами, а тех, кто не принял реформы – раскольниками-старообрядцами. Оставшиеся старообрядцы делали всё, чтобы сохранить традиции. Но они подвергались преследованиям со стороны государства. В 1682 году был заживо сожжен Аввакум. Некоторые из последователей традиций сжигали себя сами в знак протеста. Старообрядцы не сдавались из-за преследований, они проявили удивительную духовную стойкость. После смерти царя Алексея, при царевне Софье, преследования стали еще ожесточеннее. Появления старообрядчества ослабило влияние православной церкви на народ и подорвало внутреннюю силу страны. 17. Культура Московской Руси в XVII веке. В начале XVII века на территории России действуют две школы живописи: Годуновская и Строгановская. Представители Годуновской школы придерживались традиций прошлого, ориентируясь на рублево-дионисиевскую манеру написания картин. Строгановская школа ориентировалась на создание иконных миниатюр с тщательным мелким письмом, замысловатым рисунком и полихромным колоритом, включающим роспись серебром и золотом. Ярким представителем школы является Симон Ушаков, один из живописцев, принимавших участие в росписи Оружейной палаты. В этот период продолжает развиваться фресковая живопись и даже появляются первые трактаты о живописи. Освободившись от внешнего воздействия, культура Московского государства вошла в новое русло. Живописцы, архитекторы и писатели получили большой простор для реализации творческой мысли, чем когда-либо до этого. |