практическая 6. Практическое занятие. Задание Как соотносятся понятия свобода, справедливость, добро
Скачать 34.58 Kb.
|
Практическое занятие №6 Цель занятия: формирование умения ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, ценностей, свободы и смысла жизни в основных философских концепциях современности как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста. Задание 1. Как соотносятся понятия — «свобода», «справедливость», «добро»? На базе данных понятий можно определить следующее соотношение понятий: Все понятия принадлежат к этико-философской категории сознания человека; Все понятия раскрывают морально-этические ценности во взаимоотношениях и взаимодействии людей. Категории соотношений данных понятий: Свобода и необходимость, где необходимость выступает для «справедливости» критерием оценки морально-этических ценностей; для «добра» - предельным статусом этических норм сообщества и внутренним воспитанием (этические нормы человечества) чаловека; Свобода и фатализм, где фатализм определяет для «справедливости» снятие всех ограничений и изменение статуса правильных действий не в лучшую сторону. для «добра» изменение форм восприятия свободы, исключая параметры взаимодействия с другими людьми на уровне культуры (эгоистический статус «добра»); Свобода и отчуждение, где отчуждение переводит «справедливость» в статус человека с низкими параметрами, где справедливостью считается не формирование в личности человека морально-этических ценностей, а принимание навязанных основ, выгодных для определенной группы «управленцев»и только их выгоды; «добро» в ранг иллюзорных оценок, полностью меняя статус данного понятия в сторону разрушения морально-этических (уровень человеческого достоинтсва) норм. Свобода и произвол, где произвол отчуждает «справедливость», и присваивает данному понятию не праведность дел, а содержание беспредела анархического характера; «добро» и переводит это действие-результат в ранг обесценивания всех трех понятий. Что означает формула: «от отчуждения — к свободе» в применении к процессу обновления философского сознания и создания условий для формирования философской культуры мышления в современных условиях? Процесс - от ограничений, навязанных из вне, а именно, обесценивание статуса человека и его свободы выбора в разрезе этических норм и законодательных актов до возможности проявления творческих посылов и самореализации, дающих возможность осознать статус свободного человека. Например, применена данная формула автором, как характеристика жизни человека в нашей стране в период 90-х годов прошлого века: « От отчуждения к свободе. Предшествующая история нашего общества характеризовалась двумя противоположными тенденциями. На официальном уровне всегда и везде неизменно провозглашалась одна и та же идея: все во имя человека, все во благо человека. В реальной же жизни наблюдалось экономическое и моральное принижение человека, ограничение личной свободы, закрепление в сознании индивида расхожих стереотипов мышления и поведения, служащих поддержке авторитарных структур и институтов власти...Валерий Лейбин "Психоаналитические идеи и философские размышления" Источник: https://iknigi.net/avtor-valeriy-leybin/140596-psihoanaliticheskie-idei-i-filosofskie-razmyshleniya-valeriy-leybin/read/page-51.html Объясните нравственный смысл высказывания: «…Свобода производит только свободу. И ничего другого. Ее нельзя показать в виде предмета, и уж тем более — нельзя положить в карман» (М. Л. Мамардашвили). Сначала, достигнем понимания слова Нравственность НРАВСТВЕННОСТЬ один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса; мораль. Заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Добровольность и самодеятельность согласования отличают всякое явление нравственности. Нравственное чувство является, по Канту, «некоторой ощущаемой зависимостью частной воли от общей». Сущность нравственности является предметом этики. Философский энциклопедический словарь. 2010. Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/841/%D0%9D%D0%A0%D0%90%D0%92%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC Отвечу словами того же автора, так как здесь смысл заложен наилучшим образом: «…когда правду или социальную справедливость устанавливают насилием. Это и есть нарушение основного бытийного и онтологического устройства мира, в котором законы достигаются только законами, а не намерениями, сколь бы высокими они ни были.» Мамардашвили Мераб Константинович «Как я понимаю философию» Источник: https://www.rulit.me/books/kak-ya-ponimayu-filosofiyu-read-29298-39.html Задание 2. Дайте определение термина «экзистенциализм». Экзистенциализм (от лат. exsistentia — "существование") — философское течение, а также направление в литературе, возникшие в начале 19 века, которые уделяют внимание существованию человека, его одиночеству и оторванности, поискам его "Я" и смысла жизни, который выражался бы в полной свободе от внешнего окружения и в свободе выбора. Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/ekzistencializm/ Сам термин экзистенциализм был введён в 1929 году немецким философом Фрицем Хайнеманом. Почему это направление философии иррационалистично в своих мировоззренчески-методологических основаниях? Так как данное направление культивирует, что важнейшими эмоциями человека считаются отрицательные эмоции, такие как - страдание, страх, озабоченность и другие. Также, иррационалистично выглядят некоторые основные идеи экзистенциализма. Например: внешняя жизнь человека и окружающая его среда не важны, важно лишь его внутреннее бытиё; пессимистичный способ восприятия мира: жизнь представляется трагичной и бессмысленной; у жизни нет цели, то, что важно, — это само существование, бытиё; отрицание науки. Назовите наиболее известных представителей экзистенциализма в Европе и России. Основоположником экзистенциализма считается датский философ Сёрен Кьеркегор. Датский религиозный философ, психолог и писатель. Основоположник экзистенциализма. Родился: 5 мая 1813 г., Копенгаген, Датско-норвежская уния Умер: 11 ноября 1855 г. (42 года), Копенгаген, Дания Чем известен: Экзистенциализм, экзистенциальный ужас, экзистенциальный кризис, рыцарь веры, бесконечное […] Цитата: У меня нет ничего, но я ни в чем не нуждаюсь. Помимо работ Кьеркегора, экзистенциалисты также черпали вдохновение из трудов таких учёных-философов, как Фридрих Ницше, Немецкий философ, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и получило распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение основополагающие принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений. Будучи изложенными в афористической манере, сочинения Ницше получают неоднозначные интерпретации, вызывая много разногласий. Родился: 15 октября 1844 г., Рёккен, Германский союз Умер: 25 августа 1900 г. (55 лет), Веймар, Саксен-Веймар-Эйзенах, Германская империя Родители: Карл Людвиг Ницше, Франциска Ницше Чем известен: сверхчеловек, «Бог умер», цикличность, перспективистский субъективизм, ресентимент Цитата: „Познавший самого себя — собственный палач.“ Освальд Шпенглер, Немецкий историософ, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления, автор книги «Закат Европы». Родился: 29 мая 1880 г., Бланкенбург, Брауншвейг, Германская империя Умер: 8 мая 1936 г. (55 лет) Цитата: „У "человечества" нет никакой цели, никакой идеи, никакого плана, так же как нет цели у вида бабочек или орхидей. «Человечество»“ и др. Как объясняет экзистенциализм дилемму «свобода и необходимость», «свобода и отчуждение», «свобода и ответственность», «выбор и поиск себя», «смысл жизни и сущность человеческого существования», «счастье и ценность человеческого бытия»? Сёрен Кьеркегор. 1. «Удивительно! С каким страхом цепляется человек за жизнь, одинаково боясь и утратить ее, и удержать за собою. Иногда мне приходит мысль сделать решительный шаг, перед которым все мои прежние эксперименты окажутся детской забавой: хочу пуститься в неведомый путь великих открытий. Кораблю, спускаемому с верфи в море, салютуют выстрелами, так же хотел бы я отсалютовать и себе самому. А между тем… Мужества, что ли, не хватает у меня? Хоть бы кирпич свалился мне на голову и пришиб меня до смерти, — все был бы исход!» Источник: https://ru.citaty.net/avtory/sioren-obiu-kerkegor/ 2. «Что будет? Что принесёт грядущее? Я этого не знаю, я ни о чём не догадываюсь. Когда паук, потеряв точку опоры, срывается в неизвестность последствий, он неизменно видит перед собой пустое пространство, где не за что зацепиться, сколько ни барахтайся. Вот так и со мною; впереди неизменно пустое пространство, а то, что гонит меня вперёд, есть последствие, оставленное позади. Эта жизнь лишена смысла и ужасна, невыносима.» Источник: https://ru.citaty.net/avtory/sioren-obiu-kerkegor/ Задание 3. Произвол - слепое действие, нарушение культурных рамок, неминуемо вызывающее противодействие от «угрызений совести» и кончая уголовной репрессией. Произвол и воля по сути синонимы. На Руси доминировала идея воли, а не свободы. Отсюда интересный феномен. Когда становится невмочь, народ разгибает спину: бьёт, грабит, мстит своим притеснителям – пока сердце не отойдёт. Тогда вчерашний «вор» протягивает руки: возьмите меня. «Так, - пишет Г.Фёдоров, - московский народ раз в столетие справляет свой праздник «дикой воли», после которой возвращается, покорный, в свою тюрьму. Так было после Болотникова, Пугачёва, Ленина». (По Д.Лихачёву). Сделайте вывод о различии и сходстве смысла понятий: свобода, воля, произвол. Сначало дадим определение каждому слову. СВОБОДА – одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами. Культурно-исторически варьирующееся понимание меры независимости субъекта от внешнего воздействия зависит от конкретного социально-политического опыта народа, страны, времени. В живом русском языке слово «свобода» в самом общем смысле означает отсутствие ограничений и принуждения, а в соотнесенности с идеей воли – возможность поступать, как самому хочется. Источник: https://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/%D0%A1%D0%92%D0%9E%D0%91%D0%9E%D0%94%D0%90 ВОЛЯ (лат. voluntas) – специфическая способность или сила. В истории европейской философии понятие воли имело два основных значения: 1) способность разума [РАЗУМ]к самоопределению (в т.ч. моральному) и порождению специфической причинности …; 2) фундаментальное свойство сущего (предшествующее разуму) и основа всех объяснительных моделей … Источник: https://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/%D0%92%D0%9E%D0%9B%D0%AF ПРОИЗВОЛ, произвола, мн. нет, ·муж. 1. Своеволие. «Богатые люди могут откупаться от произвола, от самодурства чиновников и полиции.» Ленин. Подчинить что-нибудь чьему-нибудь произволу. Полицейский произвол. Кровавый произвол фашистской власти. Произвол в поступках. Личный произвол. Решать дела по произволу. «В закон себе вменяя страстей единый произвол.» Пушкин. 2. Деспотизм, самовластье. «Падет произвол и восстанет народ, великий, могучий, свободный.» (из революционного похоронного марша). 3. Произвольность, необоснованность. Произвол в суждениях. Источник: https://gufo.me/dict/ushakov/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BB РАЗЛИЧИЕ: Свобода – понимание, как бытие восприятия мироздания. Воля – сила, имеющая основу осознания бытия. Произвол – действие, вне рамок социальных правил и принципов. СХОДСТВО: Начало любой формы осознания и движения человека в понимании Мира и себя, не обусловленые природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами. Задание 4. Фатум, или судьба, есть, по словам В.Даля,- рок, предопределение; то, что суждено. В художественной форме идея фатума обсуждается в небольшой новелле М.Ю. Лермонтова «Фаталист». Основная идея этой новеллы: признание предопределения ставит человека в положение игрушки в руках всемогущего рока. Попытайтесь ответить на вопрос одного из персонажей новеллы: «Если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? Воля и рассудок - феномен, заложенный только в Человеке и отсутсвует в иных формах Мира. Как в теории, так и в практике – определяющее значение и свойство формирования индивидуального восприятия Мира – как такового –ведущего к определенным действиям, направленным на сформированную цель, получая позиционирование себя в социуме. Почему мы должны отдавать отчёт в наших поступках?» Человек, имея понимание себя и своего места в Мире, осознает результаты своих действий, а также влияние своих действий на окружающий его Мир. Следовательно, результаты наших поступков - сразу отражаются на нашу жизнь и наше состояние, затрагивая жизнь других людей. Например, Человек бросил мусор рядом с остановкой. При осознании последствий данного действия, мы понимаем: 1.Может привести к антисанитарийному состоянию территорию (запах, гниение\инфекция), где лежит этот мусор; 2.Может, кто-либо запнуться, либо подскользнуться, что приведет к травме другого человека; 3.Может создать вид неухоженности данной территории. Если человеку нельзя поставить в вину содеянное, то может ли быть ответственность за неё? Человек может нести ответственность за свои поступки только при наличии вины. О вине же можно говорить только в том случае, если его поступки свободны. Свобода и ответственность – одна из форм проявления человека при взаимодействии с данным Миром. Если человек, не считаясь с культурными нормами, творит произвол, если он, под предлогом того, что его судьба записана на небесах, не желает вступать в борьбу за свои жизненные идеалы или вовсе отказывается от них, если он отказывается от познания и использования объективных тенденций движения природы и общества, если он заменяет знания иллюзиями, то за все наступившие последствия он, по справедливости, несет полную ответственность. Есть ли в этом случае у человека вообще свобода выбора? Свобода и произвол – антонимы свободы выбора в нашем случе – нести ответственность за содеяное, в случае невозможности тебе поставить в вину содеяное, также проявлено, но не как юридическая ответственность(прописаные правила и законы общества, в котором ты живешь), а как твое личное осознание содеянного на базе своих личных моральных ценностях. Как вы понимаете слова: «У свободного человека нет алиби»? Свобода — величайшая ценность состояния человека. Моральные страдания и переживания – это субъективное отношение человека к своим поступкам (мыслям, желаниям). Измерить их невозможно, подтвердить истинность и правдивость нельзя, можно верить в их наличие. Задание 5. Необходимость – это то, что нельзя обойти. В философии есть два подхода к решению этой проблемы. Первый из них получил условное название «каменной стены». Ф.М.Достоевский писал: «Не примиряться ни с одной из … невозможностей и «каменных стен» можно и нужно». В таких же выражениях об этом спустя много лет писал Камю: «Любая стена – это дверь… Так не будем же отыскивать дверь, избегая стены, с которой столкнула нас судьба». Второй подход призывает к познанию: необходимость носит слепой и разрушительный характер до тех пор, пока она не познана. Гегель писал: «Свобода имеет своей предпосылкой необходимость и содержит её в себе как снятую». Например, молния может убить человека и сжечь его дом. Но та же электрическая энергия, будучи познанной, может стать необходимой людям. Сделайте вывод о соотношении и связи необходимости и свободы. Какой подход к решению этой проблемы вы разделяете? Свой выбор обоснуйте. Свобода и необходимость. В обыденном восприятии Мира - это несовместимые противоположности, Однако, имея возможность анализа и оценки любых ситуаций, определенных как необходимость, наилучший подход здесь эфективно и безболезненно использовать тот, который призывает к познанию. Необходимость — это то, что нельзя обойти - в случае недостатка познаний, при наличии знаний и осознания необходимости каких-либо действий, человек с легкостью переводит необходимость в Свободу выбора для себя. И зесь важно произвести не только оценку последствий для себя и для окружающего Мира, но и систематизировать познания конкретной ситуации с разных сторон. Задание 6. Каждый человек планирует свою жизнь, совершает поступки. Ему свойственно всему придавать смысл, вначале хотя бы незначительный, сиюминутный. Чеховский герой видит его в том, чтобы поесть собственного, выращенного своими руками крыжовника. «Маленькие люди» Достоевского находят смысл в том, чтобы поведать друг другу о своих страданиях, гоголевский Акакий Акакиевич – в новой шинели… Нужно ли человеку вообще заниматься поисками смысла жизни? Нужно – это и есть один из элементов саморазвития и эволюции человека Смысл жизни человека состоит из сформированных им ценностей, которые и являются отправной точкой в формировании и осознании своей жизни, это то, ради чего человек ставит жизненные цели и - осуществляя их – видит результат и движение жизни как таковой. Это и есть компонент духовного смысла существования человека, который формируется независимо от общественных ценностей и составляет индивидуальную человеческую ценностную систему. Можно ли прожить без этих поисков? Прожить без поисков нет возможности, так как именно в поиске смысла жизни и заключается виток человеческой эволюции, которую мы видим и прослеживаем при изучении исторической философии. Любой поиск – это открытие ( результат) и наша задача, при получении результата, не останавливаться , продолжать открывать новые познания жизни человека и человеческого общества. Правильно ли такую неосмысленную жизнь называть жизнью в подлинном смысле этого слова, или это – прозябание, недостойное высокого звания Человек? Каждый человек имеет собственное мировозрение, на базе сформированных им самим ценностях. Любая жизнь должна быть осмысленной, и постигая новые вершины знаний превносить в общество новые подходы к осознанию не только смысла жизни, цели жизни, но новые системы подходов к развития как самого человека, так и общества в целом. |