Архитектура XX века. Задание 1. Как техническая революция повлияла на строительство и архитектуру? Промышленная революция оказала значительное влияние на развитие архитектуры. Благодаря достижениям научно-технического прогресса в XIX в. намного быстрее возводились крупные административные здания. С середины столетия в строительстве стали применяться новые материалы, особенно железо и сталь. В городах появились новые типы сооружений: вокзалы, стальные мосты, банки, здания выставки и др.
Промышленный переворот 19 века связан с переход от ручного труда к машинному. Он породил потребность в новых типах сооружений, создании фабрик и заводов. Появились новые материалы: чугун, метал, железобетон. Инженеры стали создавать конструкции перекрывающие большие пролеты, что нашло применение в мостостроении и строительстве транспортных сооружений – вокзалов.
Соответственно поиск рационального внедрения фабрик, промышленных предприятий в застройку города, повлияло на отток зажиточного населения в пригороды. Появилась концепция «города-сада» разработанная Э. Говардом. Задание 2.
Стиль в архитектуре
| Особенности
| Представители
| «модерн» в архитектуре
| Для архитектуры модерна характерно: Элегантность, технологичность, комфортность Подчинение одному из мотивов: Историческим или национальным элементам Природным формам Мотивам классического ордера Новейшим технико-конструктивным средствам
Декоративность, орнаментальность «текучесть» форм Использование природных мотивов (растения, раковины, чешуя рыб, потоки воды) Единство с окружающей средой Активное применение цвета
| Виктор Орта
Эктор Гимар
Ч.Р. Макинтош
| Конструктивизм и функционализм
| Конструктивизм чарактеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.
Идей и принципы:
-архитектура должна быть лёгкой и давать ощущение парения;
- архитектура должна подчинить себе огромные потоки света внутри здания и научиться снаружи обыгрывать световые эффекты
- благодаря новым материалам и технологиям архитектура должна научиться оперировать целостными пространствами огромных размеров. В архитектуре XX в. гармонично соединились новые технические возможности и художественное творчество.
Постройки в стиле функционализма пренебрегают всяким декором в пользу утилитарных функций, отчего и их особая специфика.
Геометричные угловатые конструкции – для строительства выбираются максимально простые и правильные формы: куб, прямоугольник. Даже секции цилиндрических форм редкость, так как изогнутую стену сложно использовать с должной этому стилю пользой.
Небольшие окна – в то время как небоскребы интернационализма блистают стеклянными гранями множества панорамных окон, функционализм не расширяет оконные проемы свыше минимума. Ровно столько, чтобы экономить на электричестве в дневное время. Широкие окна если и встречаются, то разбиты на мелкие фрагменты благодаря множеству рам. Визуальное разбиение на сегменты – практически все интернациональные стили стремятся к монолитности и цельности образа, но функционализм несколько выделился из этой группы. Его форма зданий продиктована функцией, в итоге, например, здание музея может быть разбито на несколько секций, экстерьер которых напрямую зависит только от практического предназначения: вроде "врастающих" друг в друга цилиндра и параллелепипеда.
Простые чистые цвета – в отличие от интернационализма, функционализм скупится и на разнообразную отделку. Все материалы, которые используются в здании, продиктованы необходимостью. А отсюда и однородные ровные цвета экстерьера построек.
Небольшие масштабы – еще одна особенность, отличающая функционализм от остальных интернациональных стилей. Те большей частью берут не столько декором, сколько размерами. Но функционализм и тут решил "урезать". Размеры зданий не превышают те, что необходимы для выполнения прямой функции здания.
| Александр,Виктор и Леонид Веснины
Ле Корбузье
И.И. Леонидов В.Гропиус (Bauhaus)
Й. Хоффман, Л. Бауэр К. Мозер
Герман Мутезиус
| Неоклассицизм
| В своей чистой форме это стиль, в основном производный от античной архитектуры, Витрувианских принципов и работ итальянского архитектора Андреа Палладио.
| И.А. Фомин
Клод Леду
Никола де Мезьер
Жак-Дени Антуан
Шарль де Вайи
Карл Фридрих Шинкель
| Органическая архитектура
| Органическая архитектура отражает общую концепцию здания с выявлением в плане и внешнем членении функций внутренних пространств и их характера, созданием среды, отвечающей не только утилитарным функциям, но и развлекательным, воспитательным и социальным. Другими характерными особенностями являются использование природных местных материалов и ручного труда, диалектическая связь между архитектурой, конструктивным решением, а также любой наукой (от социологии до экологии), вместе участвующими в создании среды. Органическая архитектура рассматривает сооружение и внешнюю окружающую среду как единое целое, которые неразрывно связаны. Поэтому ей свойственна асимметричность конструкций, повторяющих плавные линии и элементы природы. Характерной особенностью этого течения также является то, что параметры и назначение постройки не зависят от стиля.
| Ф. Л. Райт
Филип С. Уэбб
Чарлз Ф. Э. Войси
Л. Г. Салливен
| Брутализм
| Для стиля брутализм было характерно внимание к модернистким формам, локальному цвету и выразительным фактурам. Важное значение имели функциональность, сложность композиционных решений, урбанистичность облика зданий, а также комплексный, градостроительный подход к архитектурному заказу. Сооружения имели массивные формы и конструкции.
Поверхность строительных материалов практически не декорировалась ни штукатуркой, ни облицовочными материалами, ни краской. Архитекторы стремились показать их в естественном виде.
| Элисон и Питер Смитсоны
Г. Кальман, М. Мак-Киннель, Э. Ноулс,
Бэзил Спенс
| Интернациональный стиль
| Характерными чертами интернационального стиля стали отказ от всех видов исторического декора и национальных культурных особенностей, использование чистых геометрических форм и линий, гладких и легких поверхностей из металла и стекла. При строительстве зданий в рамках этого архитектурного направления широко использовался железобетон; в интерьерах зданий большое внимание уделялось созданию широких открытых пространств.
| Петер Хопп, Петер Беренс и Вальтер Гропиус, Мисс ванн дер Роэ, Якобус Ауд, Ле Корбюзье.
| |