Главная страница
Навигация по странице:

  • Типология межличностных конфликтов

  • Регрессивность

  • Для

  • психологияобщенияпрактическая3. практ3психообщ. Задание Межличностный конфликт это всегда столкновение нескольких участников каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов и мнений остальных участников события


    Скачать 21.71 Kb.
    НазваниеЗадание Межличностный конфликт это всегда столкновение нескольких участников каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов и мнений остальных участников события
    Анкорпсихологияобщенияпрактическая3
    Дата27.02.2023
    Размер21.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапракт3психообщ.docx
    ТипРешение
    #958528

    Задание 1.

    Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов и мнений остальных участников события. Развиваясь, конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней: возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликта, проявление конфликтного поведения, углубления конфликта, разрешение конфликта.

    Все начинается с причины конфликта. Это его самая первая ступень.

    Типология межличностных конфликтов

    Психолог А. Кармин в качестве критерия классификации межличностных конфликтов выделяет их реальность или истинность ложность:

    - подлинный конфликт: существующий и адекватно воспринимающийся;

    - случайный или условный конфликт: зависит от меняющихся обстоятельств, что не всегда адекватно осознается сторонами;

    - смещенный конфликт: скрывает за собой неявный, но являющийся глубоким конфликт;

    - неверно приписанный конфликт между сторонами ошибочно понимающими и неверно истолковывающими проблемы;

    - латентный конфликт неосознаваемый конфликт, который пока существует в скрытом виде;

    - глубинные конфликты, которые включают в свою орбиту важные для личности ценности, интересы, цели, связанные с образом «Я». Они могут длительно существовать, не обнаруживая себя явно. Возникают они закономерно, так как обусловлены психическим складом личности, историей ее развития и общения. Причины их появления внутренние, определяемые глубинными потребностями и ценностями личности.

    - ситуативные конфликты имеют внешнюю, чаще всего спонтанную причину своего появления и не затрагивают важные жизненные ценности личности. Они носят эмоционально-взрывной характер и начинаются сразу с инцидента. Примерами начала таких конфликтов являются грубость продавца, выговор начальника, невозвращенная вовремя вещь, взятая без разрешения книга и т.д.

    Наиболее распространенной типологией межличностных конфликтов является на основе сферы их проявления:

    - межличностные конфликты в семье;

    - межличностные конфликты в педагогическом поцессе.

    Задание 2.

    1.1.Структура личности в теории З.Фрейда состоит из трех элементов: Ид (Оно, Бессознательное), Эго(«Я», Сознание) и Супер-Эго («Сверх-Я», Надсознание). Единственным врожденным элементом является бессознательное, а два других последовательно надстраиваются на его основе как результат развития личности.

    Как отмечалось в предыдущей главе, бессознательное содержит в себе инстинкты, порождающие определенную психическую энергию, избыток которой воспринимается организмом как дискомфортное состояние, вызывает напряжение, требующее немедленной разрядки. Для достижения таковой бессознательное использует два способа: рефлекторное действие и первичный процесс (см. с. 12). При этом бессознательное не принимает в расчет внешние условия, поскольку ничего не знает о них. Ему не ведомы также такие состояния как страх и тревога.

    Рассмотрим подробнее характеристики инстинкта. В теории личности З.Фрейда их четыре: источник инстинкта, цель, объект и стимул.

    1.Источник инстинкта – некоторая потребность организма и вызванное ей состояние (например, чувство голода или потребность в сексе).

    2.Цель инстинкта – достижение редукции психического напряжения, испытание состояния удовольствия в результате такой редукции, возврат человека к состоянию относительного покоя.

    3.Объект инстинкта – предмет окружающей среды, другой человек или некоторая часть тела индивида, обеспечивающая удовлетворение инстинкта (редукцию напряжения).

    4.Стимул инстинкта – количество энергии, необходимой для его удовлетворения.

    З.Фрейд утверждал, что инстинктам присущи такие свойства как регрессивность, консерватизм и навязчивая повторяемость.

    Регрессивность означает, что инстинкт стремится вернуть личность в то состояние покоя, которое предшествовало возбуждению; консерватизм определяется как стремление сохранить достигнутое состояние покоя посредством разрядки психического напряжения, а навязчивая повторяемость предполагает циклическую сменяемость, постоянное чередование состояний покоя и возбуждения.

    Действия, ведущие к инстинктивному удовольствию, могут быть весьма изменчивы на протяжении жизни человека, а выбор объектов - разнообразен. Выбор объекта удовлетворения и направление на него энергии получило в психоанализе название катексис, а внешние и внутренние препятствия, мешающие немедленному ослаблению действия инстинкта – антикатексис. Взаимодействие между катексисом и антикатексисом, т.е между проявлением инстинкта и его торможением, является ключом к пониманию мотивации поведения человека.

    В том случае, когда по каким-либо причинам объект, соответствующий удовлетворению данного инстинкта недоступен, происходит так называемое смещение активности и энергия инстинкта направляется на другой, заместительный объект (например, известно, что сексуальное одиночество человека часто приводит к заметному повышению его общественной активности).

    Кроме инстинктов и иррациональных образов по мере развития личности в бессознательное (Ид) из сознания (Эго) вытесняются так называемые травматические переживания, агрессивные и сексуальные импульсы. Вытеснение как один из важнейших динамических процессов личности (см. Гл. 4) может впоследствии проявляться в смещении активности.

    Смещением активности, переносом инстинктивной энергии на другие объекты, З.Фрейд объяснял возникновение многих продуктов человеческой цивилизации, в том числе религии, изобразительного искусства, литературы, музыки.

    Сознание (Эго) развивается непосредственно из бессознательного. От бессознательного же оно получает необходимую ему психическую энергию. Генезис сознания с точки зрения классического психоанализа определяется необходимостью взаимодействия организма с окружающей средой. Иными словами, в процессе развития личности возникает необходимость соотнесения потребностей организма с объективной реальностью. Именно в этом и состоит основанная функция Эго. В процессе жизнедеятельности индивида сознание (Эго) управляет процессом удовлетворения потребностей организма, подбирая для этого соответствующие объекты и условия; сознание также сдерживает удовлетворение потребностей организма, в том случае, если соответствующий объект пока не найден, либо условия удовлетворения потребностей не соответствуют социальным нормам и правилам (в старину, например, не полагалось вступать в сексуальные отношения до заключения брака и Эго откладывало удовлетворение сексуальных потребностей, пока не возникали условия, соответствующие требованиям общественной морали).

    Сознание – рациональная часть личности, оно всегда подчиняется принципу реальности. Именно этот принцип определяет, будут ли потребности организма удовлетворены немедленно, либо их удовлетворение будет отложено. Однако сознание не только регулирует процесс удовлетворения потребностей организма, оно активно ищет в реальности объекты и условия, подходящие для реализации инстинкта. С этой целью сознание (Эго) использует так называемый вторичный процесс, т.е. рациональное мышление. Благодаря вторичному процессу возникает «план» удовлетворения той или иной потребности, который подвергается проверке, а затем, если необходимо, корректируется. Если в результате вторичного процесса формируются или обнаруживаются во внешней среде объекты и условия, позволяющие приемлемо удовлетворить потребность, сознание принимает решение о соответствующих действиях и процесс удовлетворения потребности начинается.

    Содержанием Эго являются мысли, осознаваемые перцепции и чувства. При определенных условиях содержание Эго может быть расширено, за счет включения в него определенных элементов бессознательного,- тех, которые могут быть осознанны в процессе психоаналитической терапии или в результате углубленного самопознания личности. От силы сознания, его масштаба и глубины во многом зависит не только способность Эго эффективно управлять процессом удовлетворения потребностей организма, но и психическое здоровье личности в целом. Не случайно З.Фрейд, раскрывая принципы терапевтического процесса в психоанализе, подчеркивал, что успех лечения в решающей степени зависит от способности личности осознавать особенности протекания своих бессознательных психических процессов, рационалистически прорабатывать опыт и причины невротических расстройств.

    Сверх-Я (Супер-Эго) – третий элемент личности, его возникновение завершает процесс формирования личности как таковой. Супер-Эго отражает существующую в обществе систему моральных норм, правил и ценностей. Это – моральный контролер личности. Основными функциями Супер-Эго являются самоконтроль (у зрелой личности) и оценка действий человека с точки зрения их соответствия или несоответствия определенным правилам.

    Осуществляя функцию самоконтроля, Супер-эго может воспрещать удовлетворение инстинктивных потребностей, оказывать давление на Эго с целью заставить его подменить реальные цели поведения моральными, стимулировать личность стремиться к совершенству и др. Подмена реальных целей моральными особенно заметно проявляется в различных аспектах человеческих отношений. Рассмотрим несколько примеров.

    Предположим, что руководитель невзлюбил сотрудника и решил уволить. Однако он не может сделать этого беспричинно и соответственно, находит в работе этого человека ряд просчетов. Преувеличив допущенные сотрудником ошибки, и уволив последнего, руководитель остается весьма доволен собой – ведь он проявил бдительность и заботу о благе всего коллектива. Истинной же причиной такого поведения являются эгоистические агрессивные мотивы.

    А вот пример из педагогической практики: уважаемая и авторитетная пожилая учительница в категоричном тоне делает довольно оскорбительное замечание своей молодой начинающей педагогическую деятельность коллеге. Реальная цель такого поведения – удовлетворение инстинктивной потребности в агрессии. Однако заслуженная дама искренне убеждена в том, что позаботилась об укреплении учебно-воспитательного процесса. Почему бы ей не сделать замечание в таком же тоне молодому директору школы? А потому, что ее сознание указывает: руководитель – не слишком подходящий объект для такого рода действий.

    Другой пример: молодой человек и девушка познакомились и испытывают сильное сексуальное влечение друг к другу. Реальная цель их взаимодействия – удовлетворение сексуальных потребностей. Однако эта цель подменяется моральной: один из них или оба в разговоре с друзьями или родителями заявляют, что он (она) человек очень разносторонний, умный, интеллигентный и поэтому с ним (с ней) очень приятно общаться и проводить свободное время, поэтому собственно, они и встречаются, причем подобные встречи могут продолжаться довольно долго и неизвестно чем закончиться. Важно отметить, что подобные примеры характеризуются одной существенной особенностью: люди совершенно искренне верят в то, чем руководствуются в своих действиях и о чем говорят.

    Подмена реальных целей моральными – классический пример того, как люди сами себе создают проблемы, которые затем решают с невиданным порой упорством и драматизмом. Однако «отменить» этот механизм невозможно, как нельзя отменить общественные нормы и ценности: можно лишь знать о его существовании и принимать это в расчет.

    Следует отметить, что Супер-Эго, в отличие от Эго, не обладает рациональностью и не служит ни принципу реальности, ни тем более принципу удовольствия. В своем слепом стремлении контролировать человеческую природу в угоду социальному совершенству оно направляет личность к «правильным» мыслям и поступкам.

    В то же время, было бы заблуждением утверждать, что роль Сверх-Я в психической жизни человека однозначно отрицательна. Этот элемент личности определяет моральную силу человека. Вера в идеалы, чувство долга, патриотизм – эти проявления человеческого духа, оспаривать которые бессмысленно, являются продуктом Супер-Эго.

    Считается, что Супер-Эго насильственно прививается ребенку в процессе воспитания, главным образом, родителями. Родительский контроль поведения ребенка осуществляется посредством поощрения и наказания. За ненадлежащее поведение ребенка наказывают; за подобающее родительским представлениям он получает положительное подкрепление в виде одобрения или иной награды. Следовательно, ребенок приучается к такому типу поведения, который позволяет избежать наказаний и ведет к поощрениям. Постепенно по мере развития личности на место родительского контроля встает самоконтроль зрелой личности, который, однако основывается на тех же требованиях к поведению, что когда-то предъявляли родители.

    Таким образом, содержанием Супер-Эго является родительская интерпретация социальных норм и ценностей, включенная (инкорпорированная в терминологии психоанализа) в личность человека в процессе ее развития. Механизм формирования Супер-Эго З.Фрейд назвал интроекцией, т.е. переносом внешних требований во внутренний план личности.

    В структуру Супер-Эго входят две подсистемы: совесть и эго-идеал. В содержание совести включается то, за что ребенка наказывали, а в содержание эго-идеала – то, за что поощряли. То, что принято называть «угрызениями совести» мы испытываем тогда, когда совершаем нехороший с точки зрения привитых родителями норм и правил поступок; в психоанализе угрызения совести именуются чувством вины. За достойное деяние мы получаем моральную награду – но уже не от родителей, а от собственного эго-идеала, этой своеобразной и весьма субъективной системы представлений о социальном совершенстве личности.

    Следует отметить, что содержание и деятельность Супер-Эго отличаются значительной индивидуальной вариативностью. В одних и тех же социальных условиях встречаются люди как с весьма либеральным, так и с деспотичным, диктаторским Супер-Эго. В то же время, в разных сферах жизнедеятельности одного и того же человека оно может проявлять себя как демократичное или авторитарное. Причина этого явления – значительная дифференциация детско-родительских отношений и воспитания в различных семьях. От степени авторитарности Супер-Эго во многом зависит склонность личности к переживанию чувства вины, которое, как известно, не лучший советчик в человеческих поступках.

    Все три элемента личности (или системы, как их еще называют в психологической литературе) в реальности тесно взаимосвязаны сложными и разнообразными динамическими отношениями, о которых речь пойдет ниже.

    Краткий анализ структуры личности в классическом психоанализе З.Фрейда позволяет заключить, что наше сознательное Я, или Эго оказывается между двух огней – Ид, с его инстинктивными потребностями и Супер-Эго, с присущим ему моральным догматизмом и стремлением к социальной положительности. Поэтому управление поведением личности, за который ответственно Эго, дается ему с немалым трудом и требует от него высокой степени напряжения. Зрелое, сильное, самостоятельное «Я», как правило, справляется с этой задачей. Слабое и зависимое – терпит неудачу и подвергается невротическим деформациям. В этой связи хочется еще раз подчеркнуть выдающуюся мысль З.Фрейда: единственное, что остается человеку в данной ситуации – это всемерное укрепление и усиление своего сознательного «Я». Решение этой задачи всегда начинается с беспристрастного изучения и понимания человеком собственной психической природы.

    1.2.Основой для существования того и другого качества выступает нервная деятельность. А отличие психики от сознания заключается в том, что именно первое из двух понятий является базовым.

    Психика есть у людей и существ, находящихся на ступеньку ниже по своему развитию, – животных.

    1.3.

    Для практики делового общения архетипические образы коллективного бессознательного представляют интерес не только в смысле постижения особенностей спонтанных проявлений психики партнера, но и в том, что эти проявления помогают обнаружить определенный (свойственный именно данному партнеру) символизм передаваемой им информации.

    Задание 3.

    Главное отличие – это общение и отношение к другим людям:

    Экстраверт имеет много друзей, всегда в центре внимания, принимает участие во всех общественных деяниях, и найдет тему для разговора в любой компании. Он непосредственно контактирует с социумом!

    Интроверт же часто остается на заднем плане. Он впускает в свой внутренний мир только нескольких друзей, проверенных временем. И редко участвует в активных деяниях. За обществом больше наблюдает.

    Главное отличие – это общение и отношение к другим людям:

    Экстраверт имеет много друзей, всегда в центре внимания, принимает участие во всех общественных деяниях, и найдет тему для разговора в любой компании. Он непосредственно контактирует с социумом!

    Интроверт же часто остается на заднем плане. Он впускает в свой внутренний мир только нескольких друзей, проверенных временем. И редко участвует в активных деяниях. За обществом больше наблюдает.


    написать администратору сайта