Главная страница
Навигация по странице:

  • 2) Как называет Платон людей и почему

  • 3) Что говорится в приведенном ниже отрывке об идеях Какова природа идей: материальная или духовная

  • 4) Почему «узники пещеры» принимают за истину тени проносимых мимо предметов Что, по вашему мнению, хотел сказать этим Платон

  • 5) Каким путем мы можем получать знание об идеях

  • 6) Что в нижеприведенном отрывке олицетворяет солнце

  • 8) Сравните теорию идей Платона с представлениями о первоначале предшествующих философов.

  • Сократ.

  • философия. Философия 26.02 Платон и Аристотель. Задания 1 Что представляет собой мир, в котором мы живем, по Платону


    Скачать 18.19 Kb.
    НазваниеЗадания 1 Что представляет собой мир, в котором мы живем, по Платону
    Анкорфилософия
    Дата14.03.2022
    Размер18.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия 26.02 Платон и Аристотель.docx
    ТипДокументы
    #395897

    Задания:

    1) Что представляет собой мир, в котором мы живем, по Платону?

    Люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков.

    2) Как называет Платон людей и почему?

    Узниками. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная - невысокой стеной.

    3) Что говорится в приведенном ниже отрывке об идеях? Какова природа идей: материальная или духовная?

    Идея по Платону — это причина, источник бытия, образец, взирая на который творят мир вещей, цель, к которой, как к верховному благу стремится все существующее. Идея у Платона резко противопоставляется всем ее чувственным подобиям и отображениям в мире воспринимаемых нами вещей. По Платону реально существует не чувственный предмет, а лишь его умопостижимая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. Учение Платона — объективный идеализм, т.к. идея существует сама по себе, независимо от многочисленных одноименных предметов, существует как общее для всех них.

    4) Почему «узники пещеры» принимают за истину тени проносимых мимо предметов? Что, по вашему мнению, хотел сказать этим Платон?

    «За этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молча. Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх – в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше.

    По Платону пещера олицетворяет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, будто благодаря органам чувств познают истинную реальность.

    Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия. Об истинном мире идей они могут судить только по смутным теням на стене пещеры. Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно ставя вопросы и находя ответы. Однако сделать это знание достоянием всего общества невозможно: толпа не в состоянии оторваться от иллюзий повседневного восприятия. 

    5) Каким путем мы можем получать знание об идеях?

    Идеи существуют безотносительно к миру вещей, они – более ранние мысли, чем мысли о вещах. Идеи – модели вещей, с которыми мы имеем дело. Они вечны, неизменны, беспредельны. Они их сущность. И доступны они лишь понимающему уму. Идеи рождаются из принципов Единого и Диады. Единое – есть Благо в себе.

    6) Что в нижеприведенном отрывке олицетворяет солнце?

    Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, – это подъем души в область умопостигаемого.

    7) О чем, на ваш взгляд, свидетельствует то обстоятельство, что Платон избрал для изложения своих философских взглядов форму мифа? Можно ли назвать рассказ о пещере мифом в точном смысле слова. Аргументируйте положительный или отрицательный ответ.

    Свои мысли Платон излагал через диалоги, в которых участвуют два или более собеседника, один из, которых, как правило Сократ, высказывает авторскую точку зрения по тем или иным вопросам. Необычен и стиль диалогов — философы разговаривают на возвышенном, образном, почти поэтическом языке. Для пояснения наиболее трудных ключевых моментов своего учения Платон прибегал к особому философическому мифотворчеству. Наиболее существенными и важными считаются три платоновских мифа: миф о Пещере, миф о Колеснице и миф об Андрогине.

    В мифе о Пещере Платон раскрывает картину жизни человеческого сознания в материальном мире. Представьте себе, что в некой пещере сидит узник, связанный таким образом, что может видеть лишь ее стену. А перед входом в пещеру пляшут люди с факелами, горят костры. Что видит узник на стене пещеры? Неясные, хаотическим образом движущиеся тени. Он не может знать, что происходит за пределами пещеры, — он видит лишь тени от происходящего. Так и человеку в этом мире кажется, что он видит реальную картину происходящего, а на самом деле — он видит лишь тень реальности, видит лишь отсветы Идей.

    8) Сравните теорию идей Платона с представлениями о первоначале предшествующих философов.

    1. Пифагорейская школа философии

    Пифагор (VI-V вв. до н.э.) – организовал в 532г. до н.э. религиозно-философский союз в Кортоне.

    Пифагор в основу своей философии положил числовые соотношения, понимаемые как универсальные абстрактные закономерности. «Самое мудрое - число». Закономерно, что такой подход способствовал развитию математики из эмпирической практики в настоящую теоретическую науку.

    2. Школа элеатов

    Представители: Ксенофан - основатель, Парменид, Зенон, Мелисс.

    Парменид (540г. до н.э.) – впервые ввел философское понятие – «бытие». Бытие у него и есть субстанция, которая неделима и неподвижна. В центре его внимания были проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления.

    На вопрос о соотношении бытия и небытия Парменид отвечал: бытие есть, а небытия нет. Он впервые применил доказательства для обоснования своего тезиса. То, что есть, можно выразить в мысли: то, чего нет, выразить в мысли нельзя. Небытие невыразимо, непознаваемо, недоступно мысли, поэтому оно и есть небытие.

    Зенон (480-43 гг. до н.э.) – пытается осмыслить проблемы движения, обращает внимание на тот факт, что движение представляет собой сумму состояний покоя.

    3. Афинская школа

    Представители: Сократ (469-399 до н.э.), Платон (427-347 до н.э.).

    Сократ.

    Главное внимание в своих изысканиях уделял проблеме человека. Сократа интересует не просто человек, а человек познающий, нравственный.

    Он полагал, что смысл жизни человека, высшее благо – в достижении счастья. Этика должна помочь человеку построить жизнь в соответствии с этой целью. Счастье – это содержание – благоразумного, добродетельного бытия, т.е. только моральный человек может быть счастливым (или разумным, что, по сути, тоже самое).

    Знание – основа добродетельности (каждая конкретная добродетель есть определенный вид знания), незнание – источник аморальности. Т. е. моральные ценности только тогда имеют регулятивное значение, когда осознанны человеком как истинные. Поэтому столь постоянное внимание он обращает на нравственное воспитание, которое неразрывно с самовоспитанием, причем процесс нравственного совершенствования длится всю сознательную жизнь.

    Диалектический метод Сократа основывается на диалоге, который включает в себя два существенных момента:

    - опровержение

    - майевтика

    Майевтика – поворот души, движение души, открытие нового.

    Сократ прибегает к иронии, которая позволяет ему использовать определенные приемы, хитрости и побудить собеседника обнаружить себя (собственное мнение).

    Основная же часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи являются прообразами вещей, их истоками. Идеи лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить. Мир идей существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это начало всех начал и Творец Вселенной. Идея Блага подобна Солнцу в человеческом измерении.

    Идея любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности. Таковы основы философии Платона, его системы идеализма, которая охватила практически все стороны человеческой жизни и легла в основу огромного количества последующих философских систем.


    написать администратору сайта