Контрольная работа. Контрольная работа е к зачёту 2022. Задания к зачету для студентов заочного отделения
Скачать 141.9 Kb.
|
ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Задание 1. Определите нравственные качества, на которые указывают следующие цитаты из «сочинений» религий мира
Задание 2. Прочитайте письмо Д. С. Лихачева, выпишите главные мысли автора и ответьте на вопрос, что значит быть интеллигентным, по Лихачеву? Дмитрий Сергеевич Лихачев Письмо 12. ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТЕН Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми? Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро. Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия. Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового. Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка – разговорного и письменного, – вот это и будет интеллигентный человек. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А. тренировка возможна и необходима в любых условиях. Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе – слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями – тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый – тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил. Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым. Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже. Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему). Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, – призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко – как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой – великое счастье. В своем письме Д. С. Лихачев поднимает проблему интеллигентности в человеке. Он размышляет о том, в чем проявляется это качество. По мнению, Лихачева оно не зависит от образования. Если интеллигентного человека лишить знаний, в нем останется потребность в них. Интеллигентный человек остается таким в любых обстоятельствах. Интеллигентность нужна человеку, чтобы быть здоровым и жить долго. Она помогает понимать других людей и относиться к ним доброжелательно. Позиция автора заключается в том, что быть интеллигентным – социальный долг человека. Человеческое общество только выиграет, если интеллигентных людей станет больше. Такие люди двигают общество вперед по пути прогресса. Знания без души пользы не принесут. А интеллигентность – это гармоничное сочетание души и знаний в человеке. Это слово переводится с латинского как «понимающий, разумный». Мало одних знаний, человек должен осознавать себя в мире, видеть свое место, предназначение. Он не должен завидовать тому, что есть у других. У каждого своя судьба, свои достижения. Интеллигентный человек радуется успехам других, потому что все, что происходит в мире, это части одной большой картины. Он самостоятельно делает выбор, определяет свои поступки и никого не винит в своих неудачах. Интеллигентный человек – это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры. Интеллигентный человек может порадоваться за других, сделать что-то во благо другим и для себя. Пользу, которую он принесёт, в последствии будет важна не только для него самого, но и для общества. Задание 3. Выполните контрольную работу Задание 1. Расположите указанные религии по числу их последователей в современном мире: А) буддизм; Б) христианство; В) индуизм; Г) ислам;
Задание 2. Перечислите заповеди Декалога (10 заповедей Библии). Объясните смысл одной из перечисленных вами заповедей (на выбор). Да не будет у тебя других богов пред лицеем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой,Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода,ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец,который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. на второй скрижали заповеди с пятой по десятую были призваны регулировать отношения между людьми (Исх. 20:12-17): Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. Заповедь о зависть. Если она даже в самой лёгкой форме живёт в сердце человека, проблем не избежать. Человек обязательно будет соскальзывать то в один, то в другой грех. В заповеди затронуты все сферы человеческой жизни: 1. дом ближнего твоего (все материальные блага жизни) 2. жена ближнего твоего (все что касается личной жизни) 3. ни раба его, ни рабыни (всё, что приносит материальный достаток. В современном понятии речь идёт тех, кто работает на человека). 4. ни вола его, ни осла его (всё, что помогает человеку работать самому. На волах, например, пахали землю, на ослах ездили. С современной интерпретации это можно понять как машины, как средства передвижения, или какие-то предприятия, частный бизнес, например, и т.д.) 5. ничего, что у ближнего твоего (никакая даже мелочь не должна становиться для тебя предметом желания иметь то же и так же) Человек, свободный от зависти, т.е. не нарушающий десятую заповедь, никогда не только не соверших ничего плохого по отношению к другому человеку, но даже не подумает о плохом. Напротив, он будет готов радоваться с радующимися, плакать с плачущими, бескорыстно и мудро помогать любому, нуждающемуся в помощи. Задание 3. Дайте характеристику христианству как религии Христианство – это –богооткровенная религия, в основе которой —вера в Единого Бога в трех Лицах:Отца,Сына иСвятого Духа, вера в Христа как в вочеловечившегося Сына Божьего,Спасителя, Искупителя, в истинность преподанного через Него учения о спасении, в созданную Им Церковь; 2) (в расширенном смысле) совокупность религиозных течений, чьи представители отождествляют себя с последователями Господа Иисуса Христа. Задание 4. Ответьте на вопрос: почему ислам называют религиозно-правовой системой? Особенно четко взаимосвязь между правом и религией прослеживается в исламе, так как в священной книге мусульман -- Коране, содержатся основы политического и правового законодательства. Основными источниками мусульманского права признаются Коран и сунна, которые закрепляют основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле. Задание 5. А. пять столпов ислама Б. Церковные таинства В. Восьмеричный путь в Буддизме Задание 6. Укажите, какие из перечисленных народов, проживающих на территории России, традиционно исповедуют православие, ислам и буддизм Мордва, буряты, украинцы, башкиры, аварцы, калмыки, карелы, азербайджанцы, грузины, кабардинцы, ингуши. Заполните таблицу.
Задание 7. Кто первым ввел термин «этика»? 1) Гилель 2) Сократ 3) Аристотель 4) Эпикур Задание 8
Задание 9. Раскройте значение понятий Намаз – Молитва в исламе. Обязательная пятикратная молитва - один из столпов ислама, выражение покорности и благодарности Аллаху. Синагога –«собрание»; ивр. בֵּית כְּנֶסֶת [бейт кне́сет] — «дом собрания»; идиш שול [шул] — «школа»), после разрушения Иерусалимского Храма, — основной институт еврейской религии; помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины. Менора –Золотой семирожковый светильник, или подсвечник на семь свечей, который, согласно Библии, находился в скинии собрания во время исхода, а затем и в Иерусалимском Храме, вплоть до разрушения Второго храма. Является одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. Символ меноры широко распространился по Римской империи с I века и, вероятно, символизировал ожидание мессии. Ханукию - ханукальный подсвечник в виде меноры с девятью ветвями, имела каждая еврейская семья, в связи с чем в XVIII-XIX веках они стали предметом массового производства. Евангелие –Евангелие – книги Нового Завета, в которых присутствует описание жизни, учения, смерти и воскресения Иисуса Христа. Евангелие – это четыре книги, названные по именам авторов-составителей – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В числе 27 книг Нового Завета Евангелия считаются законоположительными. Библия –Собрание текстов, являющихся священными в иудаизме и христианстве и составляющих Священное Писание в этих религиях. В иудаизме Священным Писанием является Танах, именуемый также еврейской Библией; в христианстве - Ветхий Завет, состоящий из книг Танаха и дополнительных священных книг, и Новый Завет. Книги Танаха составляют иудейский канон. Книги Танаха и Нового Завета являются каноническими во всех христианских конфессиях. Различия в Библиях различных Церквей и конфессий состоят в наличии дополнительных книг и отрывков в Ветхом Завете и в некотором отличии перевода. В православии эти дополнительные книги и отрывки названы неканоническими или «анагиноскомена»; в католицизме - второканоническими; в протестантизме - апокрифическими. Шариат –Комплекс предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман. Шариатские предписания закреплены прежде всего Кораном и сунной пророка Мухаммеда и выступают источниками конкретных норм, регулирующих практически все сферы повседневной жизни мусульман. Хадж – Ха́дж или Хаджж — паломничество, связанное с посещением Мекки (Мечеть аль-Харам) и её окрестностей (гора Арафат, долины Муздалифа и Мина) в определённое время. Сунна –Мусульманское священное предание, излагающее примеры жизни исламского пророка Мухаммеда как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина. Сунна является вторым после Корана источником исламского права и тесно взаимосвязана с ним, объясняет и дополняет его. Для традиционалистов следование сунне пророка Мухаммада является главным содержанием жизни мусульманина. Немаловажной частью мусульманского религиозного образования является обучение сунне. Ни один исламский правовед не может считаться авторитетом в области исламского права, если у него нет достаточных знаний сунны. Таинства –Священнодействие, в котором, согласно учению исторических церквей, христианам сообщается под видимым образом невидимая благодать Бога. Учение о таинствах основано на вере в то, что искупление верующих, начало которому было положено искупительной жертвой Иисуса Христа, продолжается в Церкви. Протестантизм –Одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций. Происхождение протестантизма связано с Реформацией - широким антикатолическим движением XVI века в Европе. Символ веры –Символом веры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1‑м и 2‑м Вселенских Соборах.Символ веры – не молитва (а исповедание веры). Ибо он не содержит обращений к Богу, Ангелам, Пресвятой Богородице и святым. Задание 10. Ответьте на вопрос: как нравственность связана с религией? Вера или Религия и НравственностьИз понятия о христианской нравственности со всей очевидностью следует, что нравственность: в основе своей имеет веру в Бога или религию и находится в самом тесном союзе с ней. Поэтому Апостол говорит: «без веры невозможно угодить Богу», и «всякому приходящему к Богу подобает, прежде всего, веровать» (Евр. 11:6). Вера или религия служит основанием для нравственности. Только тогда у человека будет твердая уверенность в незыблемости (нерушимости) и значении нравственного закона и необходимости его исполнения, если в основе этого закона будет вера в всесвятого и всеблагого Бога, слова (закон) Которого пребывает во веки и есть истинно и свято (Пс. 118:89; 1Петр. 1:25; Ин. 17:17; Петр. 1:15). Если у человека нет веры в Бога, то что может побудить его к исполнению нравственного закона, даже с признанием этого закона? Тогда человек очень легко может прийти к выводу, что он сам себе – для себя закон, и сам может жить как велит ему его развращенное себялюбивое сердце. Как здание без основания не может быть прочно и надежно, так и нравственная жизнь, не опирающаяся на веру в Бога, не будет иметь для себя надлежащих оснований. Без веры в Бога, слово Которого свято и истинно, не может быть должных побуждений и твердой надежды на достижение цели нравственной жизни. Религия и вера в Бога поддерживает человека в нравственной жизни, дает ему силу в достижении нравственной цели. В нравственной жизни мы встречаем много препятствий и испытываем в себе недостаточность сил. Так например, наша телесная природа, подверженная болезням, страданиям, слабостям, часто является препятствием к достижению нравственного совершенства (примеры: молитва; бодрствование, сон и др.). Еще больше препятствий встречаем мы в духе человеческом, в его воле. Здесь, по слову Апостола, мы ощущаем «ин (другой) закон, противовоюющий закону ума (духа) нашего и пленяющий нас законом греховным», так что мы «еже хощем доброе сие не творим, а еже не хощем (злое), сие содееваем» (Ср. Рим. 7:15–23). В этой борьбе нас поддерживает только вера в Бога, благого и премудрого, Его всеблагой Промысл, вера в Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, совершившего и совершающего силою Святого Духа возрождение, обновление, спасение человека. Только при вере в эту всесильную, благодатную помощь возможны мужество и энергия в стремлении к нравственному совершенствованию, готовность человека ради этого к перенесению всякого рода скорбей, и трудов, и страданий. Связь между религией и нравственностью настолько тесная, что чистота веры непременно отражается на чистоте (качестве) и высоте нравственности. Это понятно. Не имея правильного понятия о Боге, нельзя иметь и правильного понятия о нравственности. Еще при первом грехопадении в раю первый человек поставил свое «я», любовь к себе – выше любви Божией. Находясь в грехе, человек делает себя средоточным пунктом своей жизни и, поэтому, нравственность его извращается себялюбием, эгоизмом или ложной любовью к самому себе. Нравственность его тогда весьма далека от своего идеала, состоящего в самоотверженной деятельности по мотивам искренней любви. С ложной же любовью к себе неизбежно связана и ложная привязанность к миру и рабство миру. Только в христианской религии нравственность может достигнуть высочайшей чистоты. Это потому, что в христианстве мы имеем возвышенное учение о Боге, Который есть высочайшая любовь и общение с Которым есть самый высший и достойнейший предмет человеческих желаний и стремлений. Только здесь, в истинной религии христианства, человек призывается отрешиться от эгоизма, а также от ложной привязанности к миру и унизительного ему служения. Только в христианстве мы имеем учение о Боге как Едином Небесном Отце всех, и потому именно здесь развивается познание, что все люди – братья и сестры. Таким образом, вера в Бога или религия составляет основание нравственности. Религию можно уподобить корню растения, а нравственность – стволу и ветвям. Но отсюда следует также, что и религия не может остаться живой и действенной, если она отрешится от нравственности: тогда она вырождается в ложную мистику. Поэтому апостол Иаков говорит: «вера без дел мертва есть» (Иак. 2:26). Апостол Павел также приписывает полное значение вере, поспешествуемой любовью и свидетельствуемой соблюдением заповедей Божиих. Поэтому истинная вера имеет нравственный характер, и нравственность имеет религиозный характер. Ту же самую истину о тесной связи веры и нравственности выражали и отцы Церкви. Св. Игнатий Богоносец говорит: «Вера есть путеводитель, а любовь – путь к Богу» |