Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Рецензия на фильм Бориса Соболева «Бремя цыган»

  • Найти примеры журналистского расследования в произведении А.С. Пушкина «История Пугачева»

  • 4. Найти и выписать 10 заголовков журналистских расследований

  • Отчёт. ЗАДАНИЯПОЖУРНАЛИСТСКОМУ РАССЛЕДОВАНИЮ. Задания по журналистскому расследованию


    Скачать 37.09 Kb.
    НазваниеЗадания по журналистскому расследованию
    АнкорОтчёт
    Дата29.05.2022
    Размер37.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗАДАНИЯПОЖУРНАЛИСТСКОМУ РАССЛЕДОВАНИЮ .docx
    ТипАнализ
    #556039

    ЗАДАНИЯ ПО ЖУРНАЛИСТСКОМУ РАССЛЕДОВАНИЮ
    1. Сравнить два журналистских расследования на одну ту же тему по таким характеристикам, как: 

    - цель расследования;

    - предмет расследования;

    - методы;

    - способ изложения материала;

    - определить тему и написать синопсис вашего журналистского расследования.

    Этапы сравнения

    Сергей Беляк

    «Иркутское СИЗО: Территория пыток»1

    Константин Усов

    «Лукьяновка. Тюрьма №1»2

    Сюжет

    В следственном изоляторе Иркутска практически узаконены всевозможные истязания и пытки с целью принуждения обвиняемых к даче признательных показаний по уголовным делам.

    Герои фильма рассказали о том, что в результате совершаемых практически безнаказанно пыток несколько подследственных погибли.

    В фильме рассказывается об украинской тюрьме и ее заключенных, по мнению, автора самой жестокой, в которой происходит произвол, беспредел.

    Цель расследования

    Смысл этого мероприятия заключался в том, чтобы показать общественности, что творится в иркутском СИЗО №1.

    Обнародовать факты издевательств над заключенными в лукьяновской тюрьме

    Предмет расследования

    Анализ «страшного безобразия» иркутского СИЗО №1.

    Концепция пыток в лукьяновской тюрьме

    Методы

    Скрытое наблюдение, работа с документами, источниками

    Скрытое наблюдение, интервью, работа с документами, источниками

    Способ изложения материала

    Индуктивный метод

    Метод аналогии


    Тема моего журналистского расследования: различные виды пыток мировых в тюрьмах.

    Синопсис: в фильме представлены реальные видеозаписи, записанные камерами наблюдения за тюрьмой и самими сотрудниками исправительных учреждений, в которых раскрываются случаи жестокого обращения с заключенными, часто за незначительные нарушения, с применением электрошокеров, опасных удерживающих устройств, боевых собак, химических спреев и избиений охранниками.

    Эти тревожные сцены дополняются интервью с бывшими заключенными, надзирателем, тюремным врачом, родственниками заключенных, адвокатами и т.д.

    Хотя во многих тюрьмах отказывают в разрешении на съемку в своих помещениях, дают интервью с бывшими сотрудниками исправительных учреждений, которые нарушили кодекс молчания и стали осведомителями. Они свидетельствуют о регулярной практике сокрытия коррупции и насилия, а также о жестокости и мстительности товарищей по охране.

    Я надеюсь, что этот документальный фильм поможет разбудить общественное сознание в отношении скандальной и постыдной ситуации пыток заключенных в тюрьмах.
    2. Рецензия на фильм Бориса Соболева «Бремя цыган»
    Фильм «Бремя цыган»3, вышедший  в эфир на телеканале «Россия - 1» 21 марта 2016 года породил множество противоречий, как со стороны цыган, так и со стороны других народностей.

    Первые мысли, которые приходят на ум, когда мы слышим слово «цыгане» - это мысли о грязи, воровстве, наркотиках, нечистоплотности. Да, цыгане сами приложили свою длинную руку к тому, чтобы их репутация была, мягко говоря, на нуле. Действительно, многие цыгане живут именно так: от ходки до ходки, рожая детей, бросая их, умирая от передозировок.

    Фильм рассказывает о жизни цыган в России (и не только, немного обозревается ситуация в нескольких других странах). Торговля наркотиками, воровство, нежелание работать, незаконные врезки, ранние браки... Всё это давно известно и никого не удивляет, но подача материала конкретно этого автора подкупает.

    Интересны врезки с интервью цыган, относящихся к «творческой интеллигенции». Их взгляд на ситуацию меня удивил.

    Больше всего мне понравилось в этом фильме то, что автор старается раскрыть разные стороны: были и есть среди цыган и достойные люди. Храбро воевали, талантливо выступали, жили правильно, несли ответственность наравне со всеми. Один из посылов фильма для меня в том, что цыгане - это народ запутавшийся, народ, который просто не в состоянии разорвать замкнутый круг традиции.

    Но есть и другие цыгане: ученые, артисты, известные люди, которые своим примером показывают нам, какими людьми надо быть. Им, с одной стороны стыдно, что они из такого балагана родом, а с другой стороны, они прославляют цыганский род, оставляя о нем память на века4.

    Большую и самую интересную часть фильма составляют интервью с реальными людьми - обычными цыганами и представителями крайне немногочисленной цыганской интеллигенции в диапазоне от Николая Сличенко до некоего адвоката. Последние хором твердят, что это не у окружающих проблемы от цыган, а, наоборот, у цыган проблемы от окружающих: их обижают, не дают работать, распространяют про них негативную информацию. После каждого такого заявления Соболев показывает наркоторговок, уже отбывающих срок, или задержание наркоторговцев. В некоторых семьях все взрослые сидят по очереди, причем характерно, что ни возраст, ни уровень развития никак не влияют на приверженность преступному промыслу. Запоминаются немолодой колоритный мужчина богемного типа, актер и певец, снявшийся во многих фильмах про цыган («Возвращение Будулая», «Табор уходит в небо» и т.д.), и тоненькая 17-летняя девушка по кличке Золушка, мать троих детей: оба попались на торговле наркотой5.

    В фильме «Бремя цыган» по воле его автора Бориса Соболева происходит концептуальное смешение социологических фактов с фактами фактами  символической реальности этноса рома и  подмена одних другими. Таким образом, в публичном пространстве конструируется негативный (ущербный) образ этноса рома, что является грубым нарушением принципа журналистской этики о недопустимости дискриминации по этническому признаку. Обывательский стереотип о том, что «там, где цыгане – там криминал»,  является основной идеей фильма.  Без нее фильм, как целостный медиатекст, разваливается.

    Композиционно фильм выстроен таким образом, что основная проблема, какой ее видит автор, сформулирована на второй минуте устами юной цыганки Кристины Лебедевой, которая сидит за распространение наркотиков и у которой Борис Соболев берет интервью. Девушка говорит о том, что ее к этому приобщили еще с детства, когда она ничего не понимала, и что все (все!) цыгане этим занимаются, потому, что «работать у них не принято», и что если она будет протестовать, родственники ее осудят и,  в конечном счете,  выгонят из табора.

    После аргументирующих данное высказывание фактов, взятых из оперативных органов, и других интервью, взятых у пожилых цыганок «бабы Кати» и «бабы Лиды», у которых или дети сидят в тюрьме, или они сами сидели, подается динамичная нарезка с поющей цыганкой,  наручниками, тюремными решетками,  и на экране всплывает заголовок фильма: «Бремя цыган».

    Помимо свидетельств  осужденных цыган и статистических данных оперативных служб другим рядом аргументации концептуальной идеи фильма выступает репортажная сьемка конфликтных столкновений цыган с полицией и жителями населенных пунктов, в которых они проживают.

    В фильме «Бремя цыган» произведена депроблематизация серьезных социальных противоречий, находящихся в пространстве национальной и социальной политики государственной власти всех уровней. Ответственным за неудачи в области социальной политики постсоветского периода (действующие на российской территории наркотрафики с вовлечением в них населения), а также за системные проявления социального неравенства выставлен в глазах всей российской общественности  конкретный этнос.

    Таким образом, автор Борис  Соболев  пренебрегает  журналистским долгом, обязывающим  представлять в публичном пространстве  интересы гражданского  населения и с позиции этого населения (налогоплательщиков) оценивать действия власти6.

    3. Найти примеры журналистского расследования в произведении А.С. Пушкина «История Пугачева».

    Детальное знакомство с работой А.С. Пушкина «История Пугачева» ясно показывает, что она основана на документальных фактах, которые сам писатель тщательно и кропотливо собирал, анализировал, систематизировал. В «Истории» есть достаточно много упоминаний об известных личностях, видных полководцах, мыслителях той эпохи. Как журналист, Пушкин воссоздает события восстания с точностью до минуты, огромное внимание уделяя деталям, историческим портретам. Труд А.С. Пушкина, как истинное журналистское расследование, дает возможность читателям в полной мере представить картину бунта Е. Пугачева, в целом, ту атмосферу, которая тогда царила в общественной жизни.

    Как расследователь, Пушкин собирает те данные, которые на тот момент были доступны и обнародованы, конечно же, приоритетными для Пушкина являются те данные, которые ему самому казались достоверными в большей мере. Пушкин использовал труды иностранных писателей, некоторые рукописи, предания, воспоминания свидетелей тех исторических событий. Дело Пугачева, которое ранее не публиковалось, хранилось в архиве вместе с другими важными бумагами, некогда государственными тайнами, перешедшими затем в разряд исторических материалов. Включенные в это дело документы Пушкиным в первую очередь были использованы в работе. Так, к примеру, он обратился к Манифесту от 15 октября 1773 года, в котором правительством было объявлено о том, что появился самозванец, что российские подданные должны отказаться от преступных заблуждений.

    В своей работе Пушкин приводит донесения об уроне, который войско Пугачева нанесло войскам императрицы Екатерины, а также приказы разных военачальников, в том числе, речь идет о командующем Рейнсдорпе.

    В расследовании Пушкина особое место отводится переписке между военачальниками. Необходимо заметить, что Пушкин продемонстрировал очень профессиональное владение данным историческим материалом. Использование писем известных полководцев дает возможность читателям получить информацию о тактике ведения боя, о перемещениях войск, их расположении, о том, каков был характер того или иного военачальника. Такие детали заметно обогащают расследование.

    А.С. Пушкину также удалось добыть переписку между императрицей Екатериной и Вольтером, в которой идет речь о бунте Е. Пугачева, чем писатель очень сильно гордился.

    В расследовании Пушкина можно увидеть использование народной молвы, сплетен и слухов. Эти данные использованы Пушкиным с целью воссоздания фона, на котором происходили кровавые события пугачевского бунта.

    Известно, что в журналистском расследовании особую важность имеют свидетельства очевидцев, показания, мнения специалистов в рассматриваемой проблеме, вопросе.

    В «Истории Пугачева» очевидцем описывается, как самозванец прибывает в Оренбург:

    «В крепости у станичной избы постланы были ковры и поставлен стол с хлебом и солью. Поп ожидал Пугачева с крестом и с святыми иконами. Когда въехал он в крепость, начали звонить в колокола; народ снял шапки, и когда самозванец стал сходить с лошади... тогда все пали ниц. Он приложился ко кресту, хлеб-соль поцеловал и, сев на уготованный стул, сказал: «вставайте, детушки». Потом все целовали его руку...»7.

    Наконец, особое внимание Пушкин уделяет описанию казни Е.Пугачева 10 января 1775 года. Ту главу, в которой описывается данное событие, можно скорее назвать художественным произведением, чем журналистским расследованием. Пушкину удается поразительно ярко и точно передать ту атмосферу, которая царила на площади. Как расследователь Пушкин приводит описания людей, палачей, тех солдат, которые охраняли самозванца. Чтобы придать документальность своему рассказу, Пушкин опять же прибегает к использованию свидетельств очевидцев. В частности, речь идет о свидетельстве будущего поэта И.И.Дмитриева:

    «Сани остановились против крыльца лобного места. Пугачев и любимец его Перфильев в препровождении духовника и двух чиновников едва взошли на эшафот, раздалось повелительное слово: на «караул», и один из чиновников начал читать манифест...»8.

    Необходимо заметить, что все события Пушкиным не просто регистрируются, а комментируются, оцениваются, анализируются. На основании своего анализа Пушкин приходит к выводу о том, что пугачевское войско представляло собой сборище отъявленных головорезов и разбойников. Ужасающие нравы пугачевского войска, разбойничьи обычаи, наглость, безграничная самоуверенность, разврат, бесчинства, пьянство, которые были свойственны участникам войска Пугачева – все это довольно подробно описывается в труде А.С. Пушкина.

    Достаточно большое внимание А.С. Пушкин уделяет поведению и нравам самого Пугачева, который никогда не отличался благопристойным поведением.

    Оставаясь верным принципу объективности, А.С. Пушкин освещает негативные стороны не только пугачевского войска, но также и сторонников императрицы Екатерины. В частности, он приводит сведения о том, что дисциплина в войске Екатерины имела целый ряд серьезных недостатков. Знаменитых полководцев Пушкин также подверг объективной критике, на основе имеющихся исторических источников. В частности, это касается военачальников, которые во время пугачевского восстания находились в Оренбурге. Они достаточно робко и непрофессионально себя проявили в борьбе с врагом, что и стало основной причиной кровопролитной борьбы за Оренбург.

    4. Найти и выписать 10 заголовков журналистских расследований

    1) «Из России с любовью. Анонимная империя Telegram».

    2) «По сторону нефти».

    3) «Мусорные короли России».

    4) «Американская мечта кума Путина».

    5) «Республика Матрастан»  («Радио Азаттык», «Клооп» (Кыргызстан), Bellingcat (Нидерланды).

    6) «С первой пытки» (о пытках в российских тюрьмах).

    7) «Минск избитый».

    8) «Кремлинович».

    9) Роль ФСБ в отравлении Навального «Новичком».

    10) «Идущие к черту» (фильм Б.Соболева)9.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Бремя цыган. Фильм Бориса Соболева. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com

    2. Выбор редактора: Лучшие журналистские расследования года на русском и украинском. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gijn.org

    3. Документальный фильм «Бремя цыган» (2016). – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.svoboda.org

    4. Жалоба на фильм «Бремя цыган» телеканала «Россия 1» - Мнение эксперта. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://presscouncil.ru

    5. Иркутское СИЗО: Территория пыток. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru

    6. Лукьяновка. Тюрьма №1. Фильм Константина Усова. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://hvylya.net

    7. Отзывы о документальном фильме Бориса Соболева «Бремя цыган». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://otzovik.com

    8. Пушкин А.С. История Пугачева. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rulibrary.ru


    1 Иркутское СИЗО: Территория пыток. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru

    2 Лукьяновка. Тюрьма №1. Фильм Константина Усова. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://hvylya.net

    3 Бремя цыган. Фильм Бориса Соболева. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com

    4 Отзывы о документальном фильме Бориса Соболева «Бремя цыган». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://otzovik.com

    5 Документальный фильм «Бремя цыган» (2016). – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.svoboda.org

    6 Жалоба на фильм «Бремя цыган» телеканала «Россия 1» - Мнение эксперта. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://presscouncil.ru

    7 Пушкин А.С. История Пугачева. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rulibrary.ru

    8 Там же.

    9 Выбор редактора: Лучшие журналистские расследования года на русском и украинском. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gijn.org


    написать администратору сайта