Главная страница
Навигация по странице:

  • Японский язык и письменность.

  • Кинематограф

  • Аниме и манга

  • Традиции, обычаи, этикет

  • Театр и танец

  • Сравнительный анализ: древность и современность

  • Япония. Загадочная Азия Япония История возникновения


    Скачать 23.22 Kb.
    НазваниеЗагадочная Азия Япония История возникновения
    Дата06.11.2022
    Размер23.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЯпония.docx
    ТипДокументы
    #773406

    Загадочная Азия: Япония

    История возникновения

    Несмотря на то, что Японские  острова  начали заселяться  много  тысячелетий  назад, государственность в Японии  начала складываться лишь  в IV-VI веках нашей эры. История возникновения Японии  и её развитие до VI века спорна, так как  до введения  китайского языка у японцев не было письменности и соответственно не сохранились какие-либо достоверные свидетельства.

               Прародителями японской народности  принято   считать  племя Ямато, которое проживало   на территории Японских островов  со  второго века до нашей эры, также есть версия, что в III веке нашей эры, клан  Ямато подчинил себе большинство  племен Японии,   с чего и пошел  отчет зарождения японской народности.

          До VI века основную массу населения Японии составляло крестьянство,  рабы и неполноправные граждане,  к которым относились  иноземцы.   В  VI веке  Япония стала приобретать признаки цивилизации и    начала  развиваться быстрыми  темпами,   сокращая  большую пропасть, существовавшую  между Японией  и  Китаем.

                Динамичное развитие Японии  связано с  невероятной способностью использовать опыт   других цивилизаций и стран, не теряя при этом своей уникальности. Эта особенность японского народа:  впитывать в себя самое передовое и при этом оставаться  самим собой,  привнося в свою историю и культуру только присущие японцам черты, просматривается на всем  пути развития Японии.

    Начиная с  VII  века, японские правители   умело сочетали  опыт Китая и Кореи, путем привлечения к себе в страну ученых, ремесленников, монахов  и параллельно  молодые японцы направлялись   для  получения знаний в Корею и Китай.

                Официальным письменным языком Японии считался китайский язык.  В дальнейшем письменность  постепенно трансформировалась. В VII-VIII  веках в  Японии была  изобретена  оригинальная слоговая  азбука – кана.  Кана  состоит из катаканы  и  хираганы   .  На сегодняшний день  в японском языке  до 40%  слов составляют китайские заимствования.

                Главой государства Японии  являлся тэнно – «Небесный хозяин». На русский  язык «тэнно»   обычно переводится как  император.  Существует легенда, что императоры Японии -  прямые потомки богини солнца   Аматэрасу.  Официальное   упоминание  титула  императора Японии произошло в  608 году в процессе государственных отношений между Японией и Китаем, хотя  в истории  возникновения  Японии  титул императора использовался  и ранее.

                Власть императора на разных временных участках развития страны носила разный характер.      До XI  века  император являлся полновластным сувереном своей страны.  В 1185 году глава рода Ёритомо  основал  альтернативное самурайское правительство – сёгунат.  При сёгунате реальная верховная власть перешла  к сёгунам -  верховным военным правителям. А Император Японии  выполнял  церемониальные действия и властью обладал символически.

                  С XVI  века Япония превратилась в одну из самых закрытых стран. Под страхом смертной казни жителям Японии было запрещено покидать страну.  Иностранцы были выселены из страны, сделали исключение только для голландцев, которым   было разрешено  жить на маленьком острове Дэдзима, недалеко от Нагосаки и с которыми продолжались торговые отношения.      Христианство, которое  стало распространяться на территории Японии благодаря миссионерам-иезуитам, было запрещено.

                Власть сёгуната продолжалась вплоть до 1867—1868 гг., когда  вспыхнувшая гражданская война и массовые недовольства привели к  революции Мэйдзи  «просвещенное правление» и восстановлению императорского правления. Начиная с этого времени,  страна снова стала открытой и стала быстро развиваться во всех сферах.

                На сегодняшний день Япония является конституционной монархией. Главой государства является  Император.  Власть наследуется только по мужской линии. Реальную  власть  осуществляет премьер-министр  Японии. Законодательным органом Японии является двухпалатный парламент, который состоит из палаты представителей и палаты советников.

    Культура

    На культуру и мировосприятие японского населения сильно повлияло расположение страны, климатические особенности и особенности рельефа, и кроме того постоянные природные катаклизмы (землетрясения и цунами), что нашло отражение в особенном почитании японцев окружающей природы как  живого существа. Способность восторгаться мгновенным очарованием природы является характерной чертой восточного менталитета, и отразилась в японском творчестве.

    Японский язык и письменность.

    Японский язык во все времена являлся важной частью культуры Японии. Он представляет собой агглютинативный язык и отличается трудной концепцией письма, которое образовано из трёх разных видов иероглифов — китайские знаки кандзи, азбука слогов катакана и хирагана.

    Литература

    В течение длительного времени литература Японии испытывала воздействие Китайской империи, произведения литературы также были написаны на китайском языке.

    Первыми образцами японской литературы являются сборник японских сказаний и мифов «Кодзики» («Письмена о деяниях старины») и исторические записи «Нихон сёки» («Написанные кистью анналы Японии» или «Нихонги» — «Анналы Японии»), которые были созданы в эпоху Нара (7 — 8 века). В это же время были написаны стихотворные антологии «Манъёсю» ( «Собрание мириад листьев», 759 г) и «Кайфусо». Популярны и за чертой Японии типы поэтических стилей хайку, вака и танка.

    Кинематограф

    Поначалу в стране восходящего солнца кинематограф считался недостойным искусством, имело место пренебрежительное отношение к людям, которые снимали фильмы. Популярным кинематограф стал только в конце 30-х годов 20-го столетия.

    В 50-е, 60-е годы 20 века кинематограф Японии начинает активно развиваться. Этот период называют «золотым веком» японского кино. В 1950 году было произведено 215 фильмов, а в 1960 году — их количество достигло 547. В это же время распространяются жанры политического, исторического кино, фантастика и боевики, Японский кинематограф становится знаменит во всем мире. Знаменитые режиссёры того времени — Акира Куросава, Сёхэй Имамура, Кэндзи Мидзогути. Большую популярность за пределами архипелага приобретает актёр Тосиро Мифунэ, который играл практически во всех фильмах Куросавы.

    В 90-х годах прошлого века по всему миру становится известен режиссёр и актер Такэши Китано.

    Аниме и манга

    Аниме (японская анимация) широко известна по всему миру. От других анимационных жанров аниме отличается большей направленностью на взрослых зрителей. В аниме присутствует вспомогательное деление на жанры для определенной целевой аудитории. Мерой для разделения являются возраст, пол или психологический портрет кинозрителя. Зачастую аниме — это экранизированные японские комиксы манга, которые тоже получили большую известность.

    Основная часть манги рассчитана на взрослую аудиторию. По данным на 2002 год примерно 40 % всего книжного рынка в Японии занимают комиксы с мангой.

    Одежда

    В Японии существует два вида одежды — национальная — вафуку, и обычная европейская, которую носят в повседневной жизни. Кимоно (в переводе «одежда, наряд») — общее название любой одежды в широком смысле, а в узком — форма вафуку.

    Традиции, обычаи, этикет

    Общество этого островного государства характеризуется четко проявленным чувством принадлежности к конкретному социальному классу (семья, рабочий коллектив, студенческая группа), что также проявляется в своеобразных связях внутри сообщества.

    Особую важность имеют представления о «долге» и «обязательстве», именуемые гири. Несмотря на то, что гири это всеобщая общественная норма образа действия японцев, в некоторых ситуациях, в частности в среде молодёжи, к гири относятся не так серьезно.

    В Японии присутствуют некоторые нормы жестикуляции, и чем сдержанней  человек, тем уважительнее к нему относятся, поэтому дружеский хлопок по плечу и дергание за руку в стране восходящего солнца не будут приветствоваться.

    Театр и танец

    Самой первой разновидностью театра стал театр но, сформировавшийся в 14-15 столетии, играя в нем, актёры надевали маски и облачались в шикарные одеяния. В 17 веке был создан один из самых знаменитых типов национального театра Японии — кабуки, на лица актеров был нанесен сложный грим. Особенно ценится мастерство оннагата, актёров, которые играют роль женщины. В 1629 году сегунат Токугава запретил женщинам играть в кабуки, после Второй мировой войны женщины вновь стали появляться на сцене, и даже была создана первая женская труппа.

    Также известен национальный театр кукол бунраку. Определенные драматурги, такие как Тикамацу Мондзаэмон, создавали пьесы для бунраку, которые позже обыгрывались на «большом театре» — в кабуки.

    Религия

    К основным японским религиям относятся синтоизм и буддизм. Ограниченное распространение получило и христианство, число последователей которого составляет менее 1,5 % населения Японии. В настоящее время также появляются так называемые новые религии, представляющие собой синтез разнообразных элементов различных религиозных систем, чаще всего на базе учения определенной буддийской школы. (Конфуцианство, оказавшее огромное влияние на формирование японской государственности и общества, к религиям не относится и воспринимается в качестве этической, но не религиозной системы. Конфуций, в отличие от Будды и Христа, не был обожествлен.)

    Синто

    Быть синтоистом для жителя традиционной Японии и быть японцем — вещи одного порядка. Справедливо и обратное утверждение: нельзя быть синтоистом, не будучи японцем. Слово синто записывается двумя иероглифами, где син значит «божества», а то — «путь». В отличие от буддизма или христианства, которые именуются по-японски «учением»  , у синто нет основателя. К настоящему времени за синтоизмом прочно закрепилось звание исконной японской религии, в основе которой лежит почитание многочисленных божеств ками. Термин «синто» впервые встречается в хронике «Нихон сёки» (720 год), где в записи за 586 год сообщается: «Император верил в учение Будды и почитал путь богов». Однако представления о божествах-ками, обитающих в реках, горах, деревьях, камнях и даже отдельных вещах, появляются значительно раньше. Ко времени составления «Нихон сёки» уже можно говорить о наличии пантеона божеств и тесной связи между синто и государством. Так, чем древнее было божество, от которого вел начало тот или иной аристократический род, тем на более высокую ступень в иерархии он мог претендовать.

    В синтоизме не существует понятия греха, однако считается, что совершение определенных действий может привести к ритуальному загрязнению, именуемому кэгарэ. Для очищения от скверны, охараэ, проводятся ритуалы и совершаются подношения божествам. Для синто нехарактерно разделение божеств на добрых и злых, благих и вредоносных — все они могут принести верующему пользу при отправлении правильных обрядов. Нарушение правил общения с ками способно разгневать божество и привести к татарэ — мести с его стороны. Но и на эти случаи предусмотрены ритуальные действа по его умиротворению. Почитание ками осуществляется синтоистскими священниками в святилищах, именуемых ясиро или дзиндзя. По всей стране действует более 80 тысяч святилищ. Синтоистские религиозные церемонии и связанные с ними празднества называются мацури. Мацури стали неотъемлемой частью повседневной жизни японцев и в значительной степени утратили сакральный смысл.

    Буддизм

    Точная дата знакомства японцев с буддизмом также не поддается вычислению, однако сведения древних хроник позволяют предположить, что на официаль­ном уровне учение Будды получило поддержку в 538 году, когда правитель Пэкче, одного из древних корейских государств, прислал японскому правителю статую Будды для почитания. Между придворными разгорается спор о том, стоит ли почитать Будду. Государь велит сторонникам «бога соседних стран» попробовать почитать его. После отправления буддийских обрядов разразились болезни. Чиновники решили, что в этом виноват Будда, и выбросили статую в канаву. Однако после этого в императорской резиденции случился пожар. Тогда решили, что гневить «новое божество» не стоит, и начали ему поклоняться. Новое воспринимается через знакомое. Вера в Будду на раннем этапе мало отличалась от веры в ками. Высокая степень синкретичности религиозных воззрений и, как следствие, веротерпимость являются постоянными характеристиками японской культуры и социума. Нельзя говорить также о единственном «правильном» варианте буддийского вероучения, представленного в Японии множеством школ, которые отличаются между собой и в доктринальном, и в ритуальном аспектах.

    Несмотря на существенные ритуальные и доктринальные различия, синтоизм и японский буддизм имеют несколько общих черт. К ним относятся: политеизм, отсутствие канонического текста, развитый культ предков, наличие местных культов, тесная связь ритуалов с аграрным циклом, отсутствие доминирующей школы, установка на извлечение «выгоды в этом мире» (гэндзэ рияку). Разумеется, различий между синто и буддизмом куда больше. Так, уже в Средневековье складывается некоторое разделение ритуальных обязанностей между буддийскими монахами и синтоистскими жрецами, сохраняющееся в общих чертах и по настоящее время. Рождение ребенка сопровождается отправлением синтоистских обрядов, тогда как похоронами занимаются буддийские монахи.  

    Сравнительный анализ: древность и современность


    написать администратору сайта