Философия. Закон единства и борьбы противоположностей (закон диалектического противоречия)
Скачать 40.24 Kb.
|
Основные законы диалектики Универсальный характер развития представлен тремя основными законами диалектики. Диалектические закономерности раскрываются системой категорий материалистической диалектики; в них выражаются всеобщие связи и отношения в конкретных формах взаимодействия и в конкретных структурах. Поэтому диалектические закономерности – это прежде всего закономерности структурных изменений, построения и функционирования. Законы диалектики отражают различные стороны развития, вместе с тем это и законы преобразования. Закон единства и борьбы противоположностей (закон диалектического противоречия) Сущностная характеристика данного закона состоит в том, что он раскрывает источник и движущие силы всякого развития. Этот закон составляет ядро материалистической диалектики как теории развития. Источник всякого развития связан с возникновением и разрешением противоречий между диалектическими противоположностями, заключенными в самой сущности предметов и процессов. На этом строится и принцип познания: раздвоение единого и познание противоречивых частей его (как суть диалектики). Ключевые понятия, выражающие содержание и структуру закона диалектического противоречия: диалектические противоположности, единство противоположностей, диалектическое противоречие (борьба противоположностей); признаки диалектических противоположностей и противоречий; стадии развития диалектических противоположностей и противоречий, способы (методы) их разрешения (а не «преодоления», в отличие от логических противоречий); условия разрешения диалектических противоречий. Изменение элементов системы под воздействием внутренних и внешних факторов ведет к возникновению и росту внутрисистемных противоречий. Гегель полагал, что «нет вообще абсолютно ничего, в чем мы не могли бы и не были бы вынуждены обнаружить противоречие, то есть противоположные определения…»1. Содержание закона единства и борьбы противоположностей выявляется через исследование диалектических противоположностей. Характеристика диалектических противоположностей не ограничивается признаками: взаимообусловленность, взаимопредполагаемость, взаимоисключаемость. Имеет место сложная динамика взаимодействия диалектических противоположностей: взаимопроникновение и взаимопереходы; взаимодополнение; взаимоуравновешивание; коррелятивность; неразрывная связь; сущностная связь; компромиссность и др.1 Диалектические противоположности – это диаметральные стороны одного и того же объекта, одновременно взаимопредполагающие, взаимообусловливающие и взаимоисключающие друг друга. Это такие стороны объекта, которые принадлежат к одной системе (тождественны), но имеют существенные различия. Отношения между диалектическими противоположностями могут иметь разную степень напряженности (тождество, равновесие, преобладание, вытеснение). Важен учет диалектики развития той или иной диалектической противоположности в рамках данного единства, целостности, системы. Имеет процесс совершенствования диалектических противоположностей при их взаимодействии. К тому же не должно быть переоценки или недооценки ни одной из диалектических противоположностей в рамках целого: отрицать позитивную роль одних и раздувать «преимущества» других; каждая из них выступает специфическим единством положительного и отрицательного, и в то же время они взаимодополняемы в своих функциях. Диалектические противоположности взаимоопосредствуют друг друга в их значении. Имеют место стадии не только в развитии диалектических противоречий, но и в эволюции единства диалектических противоположностей. Постижение любой системы как целого, как органического единства предполагает анализ и синтез ее противоположностей и противоречий. Любые их абсолютизации ведут к искажению природы системы, к непониманию ее функционирования. Пагубно абсолютизировать роль борьбы, но и суждения о «преодолении», «устранении», «ограничении» противоречий свидетельствуют о метафизическом типе мышления и субъективистском подходе. Противоречия сами по себе не служат источником развития. Они им являются, когда своевременно разрешаются. В силу этого особое значение приобретает обсуждение вопроса о факторах и механизмах разрешения диалектических противоречий. Разрешение диалектических противоречий вовсе не обязательно предполагает уничтожение одной из противоположностей. Диалектические противоречия выражают связи развития и функционирования систем как единства диалектических противоположностей. Они действуют как противоречия процесса взаимодействия, результатом которого может быть переход к новой системе или более эффективное ее построение. Принципиальное значение приобретает проблема двух типов разрешения диалектических противоречий: а) этапное разрешение в рамках системы как изменение ее состояния с накоплением нового содержания, совершенствованием структур для овладения существенно новыми процессами (например, НТР); б) разрешение системных диалектических противоречий как процесс перехода к иной системе различными способами и в разных условиях функционирования системы. Типологизация противоречий зависит и от характера отношений между противоположностями. Выделяют внутренние и внешние, основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические противоречия. При этом необходимо иметь в виду, что эти различия изменяются в процессе развития противоречий в зависимости от конкретных условий и обстоятельств их функционирования. Механизмы действия закона диалектического противоречия (единства и борьбы противоположностей) представляют собой процессы разрешения противоречий, что ведет к качественному преобразованию объекта, то есть появлению иного объекта с новыми, присущими ему, противоречиями. Лейтмотив диалектики – рассмотрение развивающихся объектов и процессов как единства диалектических противоположностей и доказательство того, что их разрыв, противопоставление и абсолютизация ведут к разрушению, а не к развитию (в противоположность метафизике). Диалектические противоречия между противоположностями должны разрешаться адекватными методами и в условиях, благоприятствующих развитию системы. Иначе развиваются вредные и опасные тенденции. Любая система с характерными для нее диалектическими противоположностями и противоречиями функционирует в определенных и меняющихся условиях развития. Применение методов разрешения противоречий, неадекватных природе системы или условиям, опосредствующим ее функционирование, ведет к разрушительным последствиям. Поэтому важно находить соответствующие типам противоречий механизмы их разрешения, а при ситуации неизбежного конфликта уметь выходить из него достойно. Закон взаимопревращения количественных и качественных изменений При обсуждении сущности и содержания данного закона важно достичь понимания особого значения в современных условиях проблемы качества развития всех сфер жизни человека и общества, создания условий для реализации эффективных механизмов взимопревращения количественных и качественных изменений, поиска и выбора оптимальных средств и методов разрешения противоречий количественно-качественных преобразований в материальной и духовной сферах общества. Сущность данного закона выражается системой понятий: «качество», «свойство», «количество», «мера», «скачок», «эволюция», «революция». Существенное отличие данного закона от других законов диалектики состоит в ответе на вопрос, как происходит изменение качества системы. При характеристике категории качества следует проводить различие между качеством и сущностью объекта, что, как правило, не делается в учебной литературе: либо их просто отождествляют, либо сущность объявляют «главным» качеством. В результате объекты трактуются как однокачественные, а изменения качества – как переход от одних процессов к другим (как изменение их сущности, прекращение существования или переход к иному). Подобная позиция не позволяет понять историю развития систем, типы качественных изменений, роль условий и предпосылок качественных преобразований. Содержание и значение этих проблем необходимо понять при обсуждении вопросов качества техники, критериев новой техники, их соотношение в разных условиях и на различных этапах развития научно-технического прогресса (НТП). Качество объекта (системы) есть определенность его наличного бытия в тех или иных условиях и связях с другими системами на данном уровне развития. Качество выражает состояние системы, связанное с ее строением и функционированием при относительно устойчивых параметрах, и характеризует ее особенность, индивидуальность. Вопрос о соотношении качества, количества и свойства имеет особое значение. Свойство – проявление качества системы в определенных условиях, связях и отношениях с другими системами. Они зависят как от состояния взаимодействующих систем, так и от конкретных условий их функционирования. Можно сказать, что качества объектов «функционируют» в комплексах свойств, обусловленных их взаимодействием и конкретными условиями1. Количество представляет собой числовую определенность, присущую объектам (масса, вес, площадь, расстояние и т.п.) Другими словами, с помощью данной категории формализуется то общее, что наличествует в данном классе предметов (систем) и проявляется в степени, уровне, интенсивности процесса развития. Качество и количество характеризуются единством, взаимодействием, взаимообусловленностью и взаимопереходами, соразмерностью отношений. Все это зависит и варьируется внешними и внутренними условиями протекания процесса в системах. Для выражения указанных характеристик используется категория «мера». Мера вещей, процессов, предметов – такая форма единства их количественной и качественной определенности, в рамках которой существуют нижние и верхние пределы количественных изменений, не ведущих к изменению качества объектов. Переход за эти границы вызывает преобразование качества и характеризуется понятием «скачок». Типы скачков различаются по глубине и характеру качественных преобразований (например, прогрессивные или регрессивные), по условиям и времени их протекания (мгновенные, длительные), по последствиям их осуществления (положительные, отрицательные), по механизмам реализации. Механизм закона взаимопревращения количественных и качественных изменений проявляется в существовании различных типов качественных изменений: а) эволюционный тип – изменение состояния системы, количественно-качественные изменения, не затрагивающие сущность системы, например, совершенствование традиционных технических систем; б) революционный тип – коренные изменения качества, связанные с переходом от одной системы к другой, а также с изменением ее сущности. Очень часто смешивают революцию как тип изменения качества, как изменение сущности системы с пониманием революции как способа, метода, формы, пути разрешения сущностных противоречий системы. Отсюда проистекает отождествление революции с насильственным путем качественных, сущностных преобразований и желание идти по пути отказа от теории и практики революционных преобразований вообще. Важно быть внимательными к накоплению деструктивных явлений в социальных, технических, экономических системах, чтобы нивелировать социальный взрыв. Но при этом в современных условиях невозможно отказываться от «технологических прорывов» как результата научно-технологической революции. Закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза) Данный закон раскрывает общую направленность развития, соотношение старого и нового, прогрессивного и регрессивного в процессе развития, тенденции и возможные направления, общую форму развития в объективном и субъективном мире. Содержание данного закона выражается системой понятий: стадии развития; диалектическое отрицание, отрицание отрицания, развитие, прогресс, регресс; признаки и критерии прогресса и регресса как типов, форм развития; диалектический синтез. Характеристика закона отрицания отрицания предполагает его соотнесение с другими законами диалектики и диалектическими закономерностями, выражаемыми системой категорий субъективной диалектики. В содержательном и функциональном аспектах анализа процесса отрицания отрицания ключевое значение имеет выяснение признаков диалектического отрицания: объективность стадий, последующая из которых отрицает предыдущую; определение характера диалектического отрицания природой объекта и условиями его развития; диалектическое отрицание как способ разрешения диалектических противоречий системы; диалектическое отрицание как единство уничтожения отжившего и удержания позитивного с его преобразованием и включением (интеграцией) в новую систему; диалектическое отрицание как момент создания принципиально нового в процессе синтеза. Механизм действия закона отрицания отрицания идет как процесс одновременного осуществления деструкции, кумуляции и конструкции (организации), или единства уничтожения и преемственности. К признакам прогрессивного развития относятся: стадийность; преемственность; повторяемость; неодолимость нового (необратимость); поступательный рост эффективности и качества системы; спиралевидность формы развития. Критериями прогрессивного развития являются: уровни целостности, приспособляемости, пластичности, гибкости, динамичности, потенциала развития. Вопрос о соотношении понятий «прогресс» и «регресс» нуждается в научном обсуждении, поскольку регрессивное также может иметь и положительный эффект в развитии различных систем. Наибольшую сложность имеет определение критериев прогрессивности и новизны, а также решение вопроса о критериях социального прогресса. Обсуждение системы общих критериев общественного прогресса включает оценку и понимание: а) уровня и характера взаимодействия общества, человека и природы: степени и качества достижения оптимального «режима» обмена веществом и энергией между ними, успехов их взаимообусловленного развития; б) уровня и характера человеческих отношений в обществе: степени их свободы от различных форм угнетения и отчуждения человека, от деструктивных и конфликтных процессов; в) уровня и характера индивидуального развития, личности человека, степеней свободы мысли и действия, обретения смысла жизни; г) степени совпадения индивидуально-личных потребностей, интересов, целей, надежд, стремлений, действий и общих результатов исторического развития общества, функционирующего по объективным законам и под действием общих тенденций, но при условиях разных возможностей, деятельности различных общественных сил, при вероятностном характере социальных процессов; уровня приоритетности развития человека и реализации общечеловеческого; д) эффективности и качества реализации этих критериев; жизнеспособности общества как системы в условиях многовариантного развития; способности к обеспечению различных степеней свободы. Как итог рассмотрения закона отрицания отрицания формируется готовность к принятию нового, отысканию адекватных ему органичных форм и методов реализации, сохранению жизнеспособных элементов старого, удовлетворяющих общественным потребностям. В техническом творчестве это ведет к пониманию того, что любая техническая система на различных стадиях своего развития (как и НТП в целом) может развиваться не только по типу усложнения, но и простоты, прогрессивности и перспективности технического объекта, а регрессивные изменения нередко вносят положительное содержание в системы, служат фактором их развития. По словам А. Сент-Экзюпери, машина совершенна, когда нельзя ничего ни прибавить, ни убавить (похожее высказывание находим также у историка искусства Л.Б. Альберти относительно гармоничности объекта). В результате исследования законов диалектики должно сложиться целостное понимание процесса развития, и самих законов диалектики, являющихся моментами, сторонами диалектического способа познания объективного мира и человеческого познания. Категории диалектики Категории диалектики являются формами бытия диалектического мышления, выступают основой формирования принципов познания и деятельности, конкретных методов диалектического постижения мира. Категории в структуре материалистической диалектики выполняют следующие функции: а) имеют объективное содержание и выступают «узловыми пунктами» познания; б) служат методологией анализа процессов, поскольку являются единством диалектических противоположностей с характерными им противоречиями (парность); в) отражают диалектические закономерности и служат инструментом познания и действия; г) выступают основой диалектического мышления, диалектической логики, которая учит искусству оперировать понятиями; д) дают строительный материал для формирования принципов познания и деятельности, методов диалектического постижения мира; служат формами бытия диалектического мышления; е) имеют эвристическое значение для деятельности созидания и преобразования в различных сферах жизни общества. Система диалектических категорий выступает основой диалектической логики. К основным категориям диалектики относятся: общее, особенное, единичное; сущность и явление; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; содержание и форма; целое и часть; система и элемент. Важно понять их место и роль в познавательном процессе. Категории «общее», «особенное», «единичное». Магистральный путь познания – это движение мысли от единичного к особенному, а затем к общему, а также от общего к особенному и единичному. Специфика диалектического типа мышления заключается в удерживании единства этих двух разнонаправленных (на первый взгляд) движений. Абсолютизация одного из них характерна именно для метафизического стиля мышления. Категория «единичное» характеризует уникальные, специфические свойства в объекте, что отличает его от всех иных. Категория «общее» выражает типическое в объекте, что присуще и другим объектам (сходным по виду). Так, любой объект целостен, и в этом заключается его общность со всеми другими. Связь единичного и общего в объекте фиксируется категорией «особенное». Это некое промежуточное звено между единичным и общим. Особенное может выступать как общее в отношении к единичному и отдельным по отношению к общему. Например, Иван Петрович Сидоров (единичное) – инженер (особенное) – человек (общее). Понимание этих категорий представляет, как правило, некоторую сложность, на которую указывал Ф. Энгельс в «Диалектике природы»1. Уяснение относительности различий единичного, особенного и общего есть свидетельство овладения диалектическим стилем мышления. Существует также категория всеобщего, которая выражает объективное единство многообразных явлений, находящихся в целостном универсуме взаимосвязей и развития. Категории «сущность» и «явление». В данных категориях фиксируется наличие единства противоположных свойств, сторон, тенденций в объекте: внутренних и внешних, устойчивых и изменчивых, необходимых и случайных, скрытых и непосредственно данных, общих и уникальных, основных и неосновных. Сущность – это внутренняя определенность того или иного класса объектов. Она определяет их природу от начала и до конца существования. Явление – выражение сущности в тех или иных условиях. Сущность так или иначе проявляется, а явление существенно. Сущность познается опосредованно, через явления и в явлениях, тогда как явление постигается непосредственно, через чувственное восприятие. Однако наряду с явлением существуют кажимость (искажение истины, обманчивое, ложное отображение чего-либо) и видимость (связана с особенностями физических явлений и психофизиологическими свойствами человека), которые представляют собой различную степень субъективного восприятия действительности. Например, к кажимости относятся галлюцинации; мнимое ощущение от движения встречного поезда у сидящего человека в вагоне, находящегося относительно перрона в покое, а к видимости - оазис в пустыне; излом карандаша, находящегося в стакане с водой. Диалектический способ познания учитывает условия и обстоятельства существования предметов и процессов: то, что в одних обстоятельствах выступает как сущность, в других может оказаться явлением и наоборот. Категории «причина» и «следствие». Раскрытие сущности явлений предполагает изучение их источников и причин. Здесь важно иметь в виду, что те или иные связи причины и следствия имеют место только при определенных условиях. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает к жизни (влияет, образует) другое явление (следствие). Требуется различать причину и условия ее осуществления, последние оказывают влияние на характер и форму действия, но они не вызывают, не порождают его; конкретно-исторические условия определяют конкретную форму проявления (в виде обстоятельств, факторов) причины и следствия. Необходимо различать и классифицировать внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и второстепенные, необходимые и случайные, общие и частные, объективные и субъективные причины, вызывающие разные действия. Диалектика причины и следствия выражается и в том, что причина и следствие меняются местами в разных отношениях и связях, что следствие активно воздействует на причину и может в известной степени модифицировать ее. Принцип обратного действия имеет исключительное значение в науке и технике; важно учитывать степень, характер, границы, условия, механизмы и конкретные формы активности следствия. Следствие подготавливает «почву» для возникновения новых причин. Причинно-следственная связь – это связь порождающая, имеющая однонаправленный характер, и ее следует отличать от других связей, в которых находятся предметы и процессы. Признание объективного, всеобщего характера причинно- следственных связей в природе, обществе и мышлении составляет суть детерминизма. Обсуждению подлежит также индетерминизм. Причинно- следственные связи являются основной формой детерминации. К типам детерминации относятся механический, физический, химический, биологический, социальный. Выделяют также типы детерминации развития техники: природная, социальная, технологическая, антропологическая, идеологическая. Категории «необходимость» и «случайность». Эти категории выражают единство двух противоположных типов связей. Необходимость есть сущностная связь, фиксирующая внутренние, неизбежные процессы, в силу которых развитие объекта должно обязательно осуществиться так, а не иначе; случайность есть внешняя связь, поэтому развитие объекта может иметь место в той или иной форме. Следует помнить, что противоположность необходимости и случайности относительна, они могут переходить друг в друга в процессе развития объекта или в отношениях различных систем. Неверно утверждать, следовательно, что в науке нет места случаю, - напротив, открытия и изобретения не происходят без действия случайности. Особенное значение уяснению этих категорий и категорий «причина» и «следствие» имеет в настоящее время в связи с развитием такой области теоретических исследований, как синергетика, предметом которой выступает самоорганизующиеся системы с вероятностными характеристиками преобразований. В материалистической диалектике случайность трактуется как момент необходимого (устойчивого, целесообразного, т.е. того, что складывается закономерно); требует также рассмотрения вопрос о соотношении волюнтаризма и фатализма как мировоззренческих позиций человека. Волюнтаризм абсолютизирует роль воли, которая (якобы) может игнорировать действие природных и социальных законов, а фатализм – необходимости. Эти крайние формы отношения к миру не отражают действительного положения дел. Категории «возможность» и «действительность». Данные категории отражают различные моменты, ступени становления нового качества и его познания. Возможность как потенциал развития реализуется в двух вариантах: объективном и субъективном. Действительность же становится актуальной как итог реализации той или иной возможности. Возможность все то, что при определенных условиях либо реализуется, либо мыслится как действительное, либо сохраняется в виде потенциального, тенденции преобразования действительности. В категории «действительность» фиксируется момент устойчивости, ограниченности одного состояния предмета от другого, прерывности развития. В категории «возможность» отражается относительность устойчивого и абсолютность, непрерывность, неодолимость, преемственность и взаимосвязь различных состояний развития. Действительность следует отличать от реальности (поскольку возможное также мыслится и существует как реальное). Реализация возможностей как становление новой действительности – сложный, противоречивый, неоднозначный процесс, зависящий как от природы предмета, так и от условий его изменения. В связи с этим существует классификация возможностей: различают формальные и реальные, абстрактные и конкретные, необходимые и случайные, общие и частные, объективные и субъективные, общие и частные, положительные и отрицательные, прогрессивные и регрессивные возможности. Используется также понятие вероятности – мера возможности осуществления события в данных конкретных условиях. Так, в математике используют это понятие как выражение вероятности случайного события: вероятность возможного события равна единице; вероятность невозможного события сводится к нулю. В действительности происходит (часто одновременно) либо реализация, либо исчезновение различных возможностей, либо их действие в качестве тенденций развития. Диалектическое понимание возможности и действительности не допускает отрыва их друг от друга. Их отношения (как и отношения других категорий) подчинено действию закона единства и борьбы противоположностей. Категории «форма» и «содержание». Любой объект – это единство формы (внутренней и внешней организации, структуры) и содержания (совокупности его элементов, свойств, признаков, тенденций и т. д.). Диалектика заключается в том, что содержание всегда оформлено (каким- то образом структурировано), а форма всегда содержательна. В этом состоит отличие диалектической трактовки данных категорий от метафизической. Абсолютизация роли формы ведет к формализму (в социальной действительности это есть выражение бюрократизма, например). Диалектика содержания и формы состоит в неразрывном единстве, взаимообусловленности этих противоположностей. Одни и те же элементы и их взаимосвязи одновременно, но в разных отношениях, являются и формой и содержанием, изменение формы неизбежно вызывает (в различной степени) изменения содержания, и наоборот. Они всегда находятся в определенном соответствии, выраженном мерой, которая устанавливает степень их возможных изменений. В научно-техническом творчестве диалектика содержания и формы проявляется в требовании органического единства «технологичности» и «конструктивности», внутренней и внешней формы. Методологически важно различать содержание и сущность, форму и явление. Сущность определяет природу предмета от начала и до конца, содержание при этом конкретно-исторично, сущность – фундаментально- общее в предметах, содержание же специфично для каждого предмета. Явление изменчиво, а форма устойчива, явление – выражение сущности, а форма – построение содержания. Сущность проявляется в конкретном структурно-оформленном содержании. Категории «целое» и «часть». Специфика диалектического способа познания заключается в понимании объекта в качестве единства противоположностей. Категория «целое» выражает в предмете момент единства, устойчивости, оформленности и структурированности. Целое недопустимо трактовать как механическую совокупность или сумму частей. Целое выражает новое качество объекта, отличное от качества части или их суммы. Категория части выражает обособленность, выделение какого-либо свойства, признака, характеристики объекта. Различают следующие типы целостностей: а) по строению (неорганизованная - груда кирпичей, организованная – кирпичный дом, органическая - организм); б) по системе связей между целым и частями (сводимость целого к частям – элементаризм, редукционизм, механицизм; несводимость – холизм); в) по типу связей (структурный, генетический, функциональный). Как целое зависит от частей, но не сводится к ним, так и часть зависит от целого, но не растворяется в нем. Знание диалектики части и целого позволяет избавиться и в теории, и в практике от элементаризма – поиска исходных конечных «кирпичиков» объекта, что неизбежно ведет к сведению целого к части, а также от игнорирования особенностей функционирования частей. Категории «система» и «элемент»; «структура». Универсальным и атрибутивным свойством действительности является принцип системности. Существует проблема определения понятия «система». Система – совокупность, единая целостность взаимосвязанных элементов. Элемент – внутренний, базисный и далее неразложимый компонент системы. Понятие структуры выражает внутренние закономерные связи, упорядоченность элементов в системе. Каждый элемент занимает вполне определенное место в данной структуре, зависящее от свойств, функций и сущности элемента. Изменение структуры (выпадение, утрата, добавление элементов или их перестановка) системы изменяет ее в целом, зачастую кардинальным образом (в отличие от диалектики части и целого). Элемент нельзя отождествлять с частью, поскольку последняя может пониматься сама как система либо совокупность систем. Например, рука – часть тела человека, которая, в свою очередь, состоит из кровеносной, мышечной, костной, нервной систем. Причем по отдельности они не существуют. Элемент - относительно автономная единица, утрата или добавление которой по-разному отражается на функционировании системы (в зависимости от ее типа). Системы бывают открытые и закрытые, органические и неорганические, хаотические (неорганизованные) и упорядоченные (организованные), механические и сложные самоорганизующиеся и т.п. Сегодня, как никогда ранее, инженеру необходимо овладевать диалектическими подходами, осваивать законы и категории диалектики, использовать их эвристический потенциал в своей профессиональной деятельности, проектируя новую социотехническую реальность. Системное мышление позволяет в исследовательской инженерной практике приходить к открытиям, задавать антропологическое измерение конкретным техническим разработкам, обогащая и привнося тем самым в социокультурную действительность гуманистические аспекты. Овладение теорией развития задает поисковую методологию, наделяя инженера критическим мышлением, способностью сочетать старое с новационными технологиями, бережно сохраняя культурно-историческое своеобразие национальных традиций. Таким образом, диалектика и метафизика выступают как теории развития и типы методологии человеческой деятельности, как познавательной, так и практической, способы ориентации и оценки объективного и субъективного мира. В этом смысле они представляют собой однопорядковые явления. Во всем другом – принципиально различаются. Задача состоит в том, чтобы понять их различие по существу и содержанию и уметь применять в качестве методов мышления и способов познания. Вопросы и задания к обсуждению Почему метафизичность является неотъемлемой чертой философского мышления, осмысления сущего? Возможно ли совмещение в этом ракурсе диалектичности и метафизичности? Можно ли в отношении метафизики употребить словосочетания «идеалистическая метафизика», «материалистическая метафизика»? Почему? Можно ли в отношении диалектики употребить словосочетания «идеалистическая диалектика», «материалистическая диалектика»? В чем состоят основные черты диалектического стиля мышления? Почему в античности материалистическая диалектика существовала в форме объективной диалектики? Чем обусловлено становление и развитие материалистической диалектики в ХIХ веке? Какими характеристиками обладает диалектический способ мышления в материалистическом и идеалистическом типах философствования? В чем состоит гуманистический потенциал материалистической диалектики? Чем различаются два типа логики: формальная и диалектическая? В чем выражаются основные черты метафизического стиля мышления? Почему метафизический способ мышления оказался адекватным классической механике? Чем вызван расцвет метафизического метода в Новое время? В чем выражается господство метафизического стиля мышления в материальном производстве, в системе управления обществом, в культуре и образовании? Можно ли говорить о том, что диалектическое мышление вообще исключает мышление метафизическое? На какие вопросы отвечают законы диалектики? Достаточен ли эволюционный тип развития НТП для эффективного и динамичного прогресса техники и производства? Как вы понимаете неодолимость нового в развитии науки и техники? Как проявляются законы диалектики в технической сфере? С помощью каких понятий, выражающих содержание закона диалектического противоречия, можно описать механизм действия закона взаимопревращения количественных и качественных изменений? В чем заключается принципиальное отличие трактовки отрицания в диалектическом и метафизическом стиле мышления? Можно ли говорить о границах функционирования законов диалектики? В чем принципиальное отличие категорий диалектики от понятий, используемых в специальных науках? Способствуют ли категории диалектики формированию мировоззрения? Можно ли обнаружить всеобщее в отдельном? Роль какого фактора абсолютизирует фатализм? По каким основаниям (критериям) возможно характеризовать новизну продукта научно-технической деятельности. Каким образом метафизически мыслящий человек объяснит несовпадение сущности и явления и какие из этого можно сделать выводы? Почему утверждения: «все в мире необходимо» – «в мире все случайно» являются метафизическими? Постройте объяснительную схему изменений в общественной жизни с позиций индетерминизма. Как действуют возможность, вероятность в развитии научно- технической и социальной сферах общественной жизни? В чем выражается абсолютизация формы в техническом творчестве? Словарь Абсолютизация – возведение чего-либо (идеи, предмета, вещи) в ранг абсолюта, придание какой-либо характеристике (признаку, свойству) универсального значения, выражения безусловной полноты сущего. Абстрактность – свойство мышления воспринимать предмет, отбрасывая конкретные признаки, связи и отношения; результатом может стать обращение в свою противоположность — одностороннее, частичное, упрощенное представление о чем-либо. Апория – неразрешимое затруднение, возникающее при осмыслении соответствия опытных данных и их теоретического представления. Волюнтаризм – мировоззренческая ориентация, согласно которой в качестве основополагающего признака бытия человека выступает воля,а не разум. Эта позиция ведет к убеждению, что «Я» есть единственная и конечная реальность, которая определяет сущее. Детерминизм - причинная обусловленность, признание всеобщей связи между явлениями. Диалектическое отрицание – преобразование явления, не простая ликвидация старого, отжившего, уничтожение традиционного, но, как необходимый момент развития, означающий сохранение положительного содержания пройденных этапов (ступеней). Догматизация – некритичное принятие какого-либо положения без учета конкретно-исторической ситуации его формирования, закостенелость мышления, оторванность от решения реальных проблем жизни, препятствующие творческому подходу. Закон – форма организации знания об общих, устойчивых, необходимых, повторяющихся связях между различными процессами и явлениями в природе и обществе, имеющая всеобщий, универсальный, инвариантный характер. Категории диалектики - наиболее общие понятия об основных свойствах и закономерностях явлений объективной реальности, отражающие научно-теоретическое мышление. Категории диалектики имеют парный характер, т.к. выражают суть противоположностей. Новое – появление чего-либо ранее не существовавшего; различают объективную и субъективную, абсолютную и относительную новизну. Объект – любое образование, ставшее предметом познания вследствие конструирующей деятельности познающего субъекта. Противоположности – существенные различия в явлениях и процессах действительного мира. Противоречие – взаимодействие диалектических противоположностей. Развитие - философское понятие, выражающее необратимый характер изменений (ряд состояний от возникновения до исчезновения), происходящих в мире. Система – единство элементов, определенным образом связанных между собой и образующих некую целостность. Способ познания – единство средств и процедур, последовательно используемых в познавательной деятельности. Схоластика – направление в религиозной философии Средневековья, характерной чертой которого была разработка понятийно- логических средств исследования бытия Бога и познания. Сциентизм – философское направление, объявляющее научное знание высшей формой человеческого духа, а ценности науки – доминирующими над ценностями других форм общественного сознания. Технократизм – теоретико-методологическая и прагматическая установка, исходящая из решающей роли техники и технологических процессов в жизни социума. Тождество – философская категория, характеризующая устойчивое, совпадающее в предметах, сходство диалектических противоположностей. Фатализм - философское (или религиозное) учение о полной зависимости людей от «провидения», Рока, Фатума, неизбежности Судьбы, «высших сил» и т.п., либо от неотвратимости неких законов действительности, которым люди должны подчиняться в обязательном порядке. Эристика – искусство спора, полемики. |