Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Краткая история диалектики. Термин “диалектика” был введен в философию Сократом

  • Эллады

  • Гегеля

  • 3. Диалектика и метафизика.

  • Всеобщая связь

  • Системность

  • Причинность

  • Основные исторические формы диалектики

  • 5. Понятие закона. Законы диалектики. Закон

  • Статистические закономерности

  • Динамические закономерности

  • Закон взаимного перехода количественного и качественного измерений.

  • 6. Категории диалектики. Основные категории диалектики

  • Единичное

  • Целое

  • Система

  • Возможность

  • Конспект по философии ДИАЛЕКТИКА. Конспект по философии на тему Понятие диалектики. Краткая история диалектики. Диалектика и метафизика. Принципы диалектики. Понятие закона. Законы диалектики. Категории диалектики


    Скачать 28.1 Kb.
    НазваниеКонспект по философии на тему Понятие диалектики. Краткая история диалектики. Диалектика и метафизика. Принципы диалектики. Понятие закона. Законы диалектики. Категории диалектики
    Дата20.05.2020
    Размер28.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонспект по философии ДИАЛЕКТИКА.docx
    ТипКонспект
    #124019

    Конспект по философии на тему: «Понятие диалектики. Краткая история диалектики. Диалектика и метафизика. Принципы диалектики. Понятие закона. Законы диалектики. Категории диалектики»

    1. Понятие диалектики
    Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия.

    Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности.

    Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:

    1) Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.

    2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.

    3) Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики.

    В историческом плане принято выделять три формы диалектики: стихийная диалектика Древней Греции, идеалистическая диалектика немецкой классической философии и материалистическая диалектика XIX века.

    2. Краткая история диалектики.

    Термин “диалектика” был введен в философию Сократом и означал искусство обнаружения истины путем столкновения двух противоположных мнений. Современное содержание диалектики, разумеется, не ограничивается первоначальным значением, а отражает длительный путь своего развития.

    Эмпирические наблюдения древних выявили одну из существенных характеристик мира – противоречивость. Было замечено, что в процессе развития предметы, явления превращаются в свою противоположность, что свидетельствует о наличии в них противоположных, исключающих друг друга, разнонаправленных тенденций развития.

    Противоречие, заключенное в самом предмете, рассматривалось как источник движения, развития. Наиболее ясно и полно эти представления выражены в философииГераклита. Существенную роль в развитии диалектических взглядов сыграл ЗенонЭлейский, глубоко понявший противоречивость движения через соотношение прерывного – непрерывного, конечного – бесконечного (апории Зенона).

    Платон рассматривает диалектику как метод познания, который через разъединение и соединение понятий (анализ, синтез) помогает постичь идеи, продвигает мысль от низших понятий к высшим. Несмотря на то, что Аристотель связывал с диалектикой лишь гипотетическое, вероятностное знание, его теория о взаимодействии формы и материи во многом способствовала дальнейшему развитию идей развития.

    В целом древнегреческие мыслители сумели подняться до осознания всеобщей противоречивости бытия как единого и множественного, постоянного и изменяющегося. Разрешение этой проблемы на базе диалектики стало одной из главных задач античной философии.

    Диалектические идеи Эллады были восприняты мыслителями средневековья. Концепции Платона (неоплатонизм), Аристотеля, переработанные в соответствии с принципами и постулатами монотеистических религий сыграли значительную роль в дальнейшем развитии диалектики. В этот период главное внимание обращалось на формальный смысл диалектики, она выполняла функцию оперирования понятиями, была фактически вытеснена из сферы бытия.

    Последующие философские эпохи внесли свой вклад в развитие диалектики. В трудах Н. Кузанского, Дж. Бруно, Р. Декарта, Г. Лейбница, Б. Спинозы, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро развивались идеи единства и борьбы противоположностей, развития мира, взаимосвязи необходимости и свободы, универсальной и необходимой связи материи и движения, целостности Универсума и другие.

    Новый этап развития диалектики связан с немецкой классической философией и, главным образом, с учением Гегеля, создавшим одну из первых классических моделей диалектики нового времени.

    Гегелевское учение о развитии и взаимосвязи унаследовал диалектический материализм. Его основатели Маркс и Энгельс истинное значение гегелевской философии видели в том, что она принципиально отрицала окончательный характер результатов мышления и деятельности людей. Истина представлялась не в качестве системы неизменных догматических утверждений, а, напротив, она отражала длительный исторический путь развития знания. Гегель образно говорил, что истина – это не монета, извлеченная из кармана, а процесс все большего познания мира.

    Точно также, по мысли философа, дело обстоит и в области практического действия. Каждая ступень в развитии общества определяется эпохой и условиями, которым она обязана своим происхождением. Но каждое состояние общества исподволь порождает новые условия, ведущие к дальнейшим общественным трансформациям. Для диалектической философии нет ничего безусловного, раз и навсегда установленного. На всем она видит печать неизбежной гибели в непрерывном процессе уничтожения и возникновения, бесконечного восхождения от низших ступеней к высшим.

    Диалектический материализм воспринял систему категорий гегелевской философии, однако, содержание категорий претерпело радикальные изменения. Они стали выражать не саморазвитие Абсолютного духа, а процессы развития, протекающие в различных сферах материального и духовного мира. Гегель рассматривал идею в качестве демиурга всего сущего; диалектический материализм понимал под идеей форму отражения человеком окружающего мира и собственного бытия.

    В связи с принципиально новой трактовкой диалектики возникает вопрос об объективной и субъективной диалектике, а также о взаимоотношении между ними. Под объективной диалектикой понимаются законы и связи объективного мира. Содержанием субъективной диалектики являются понятия, категории, выражающие законы и связи объективного мира в субъективной форме. Диалектический метод познания рассматривает проблемы отражения в понятиях объективной диалектики. Развитие явлений материального мира, их всеобщая связь, взаимозависимость в сознании проявляется как развитие мышления и всеобщая связь понятий.

    Диалектико-материалистическая модель диалектики имеет несколько направлений. Так, П.А. Алексеев, А.В. Панин выделяют политизированную (или идеологизированную) модель диалектики, особенно характерную для взглядов В.И. Ленина и И.В. Сталина, лежащую в основе монотеоретического подхода к философии. Современные взгляды на диалектико-материалистическую модель предполагают с необходимостью и другие, а в политическом плане – противоположные аспекты развития.

    Наиболее плодотворным, далеко не исчерпавшим своих возможностей, реалистичным является гуманистическо-диалектическое направление. При таком подходе непротиворечиво объединяются принципы материализма, диалектики, гуманистичности, а сама диалектика, освобожденная от партийно-классовой ограниченности, более полно раскрывает свою многогранность по отношению к природе, обществу и духовному миру человека.

    3. Диалектика и метафизика.

    Метафизика – философское учение о сверхопытных началах и законах бытия или какого-либо определенного типа бытия. Аристотель называл это учение «первой философией». Ввел его Андроник Родосский в I веке до н.э. для обозначения той части учения Аристотеля, в которой исследовались общие, умозрительно постигаемые начала бытия и познания. Теперь термин «метафизика» нередко употребляется, как синоним философии Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведению многообразных его форм к какой-либо одной. Благодаря метафизике естествознание Нового времени достигло значительных успехов. Для материализма Нового времени было характерно сведение различных форм движения материи к механической. Поэтому он и получил название механического материализма, который в свою очередь, является проявлением метафизического материализма. Основная черта новой метафизики - сосредоточенность на вопросах гносеологии, что делает ее в первую очередь метафизикой познания, а не метафизикой бытия (какой она была в античности и в средние века).

    4. Принципы диалектики.

    Основными принципами диалектики являются:

    · принцип всеобщей связи;

    · принцип системности;

    · принцип причинности;

    · принцип историзма.

    Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутренне единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.

    Связи могут быть:

    · внешние и внутренние;

    · непосредственные и опосредованные;

    · генетические и функциональные;

    · пространственные и временные;

    · случайные и закономерные.

    Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

    Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

    Причинность– наличие таких связей, где она порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

    Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

    · вечность, неуничтожимость истории, мира;

    · его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

    Основные исторические формы диалектики:

    · диалектика античных философов; стихийная диалектика (Сократ, Гераклит, Платон, Зенон, Аристотель и др.);

    · идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Гегель);

    · материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс)
    5. Понятие закона. Законы диалектики.
    Закон - это понятие отражающее объективные, существенные, необходимые, внутренние, повторяющиеся и устойчивые связи. Можно выделить законы:

    - частнонаучные (раскрывают закономерности какой - то специфической сферы бытия);

    - общенаучные (действуют во всех сферах бытия исследуемых научных знаниях);

    - универсальные (философские).

    В законах мы можем выделить динамические и статистические закономерности.

    Статистические закономерности- это объективные, необходимые, существенные связи и

    зависимости, характеризующие поведение относительно изолированных объектов, при исследовании которых можно абстрагироваться от многих случайных факторов. Предсказания на основе статистических закономерностей имеют точно определенный, однозначный характер.

    Динамические закономерности- форма проявления взаимосвязи и явлений, при которой данное состояние системы определяет всё её последующее состояние не однозначно, а лишь с определённой вероятностью, которая является объективной мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденции изменений. Необходимость, появляющаяся в динамических закономерностях, возникает вследствие взаимной компенсации и уравновешивания множества случайностей.

    Универсальными способностями человеческого познания и деятельности являются законы диалектики:

    - закон единства и борьбы противоположностей (показывает источник развития – противоречие).

     Основные этапы развития противоречия:

    - тождество (единство сторон и свойств предмета); понимается не как полное совпадение в диалектике, т.е. включает в себя момент отличия;

    - различие (отличие перерастает в несовпадение частей и сторон предмета);

    - противоположности (противопоставление сторон и свойств предмета, абсолютизация различия);

    - единство и борьба противоположности (противоположности не могут существовать друг без друга и не могут существовать вместе: единство носит относительный характер, борьба - абсолютный). Это и есть противоречие. Противоречие разрешается путём уничтожения одной противоположности и полным преобразованием другой. Типы и виды противоречий: внешние и внутренние; единичные и системные; одномоментные и длительные; антагонистические и неантагонистические (существуют только в обществе).

    Закон взаимного перехода количественного и качественного измерений. Основные понятия данного закона: качество - категория, отражающая внутренние специфические свойства предмета, отличающие его от других предметов; количество - категория, отражающая внешние свойства предмета, «роднящие» его с другими предметами (эти свойства можно сопоставлять со свойствами других предметов, измерять и т.д.). Любой предмет представляет собой конкретное единство количественных и качественных характеристик. Единство количества и качества, а также граница, в пределах которой количественные изменения не приводят к изменению качества называющееся мерой.Нарушение меры (такое накопление количественных изменений, которой начинает изменять и качество) называется скачком. Скачок- категория отражающая процесс разрушения старого качества и появление нового.

    Типы и виды скачков.

    - закон отрицания отрицания (показывает направление развития). Основные понятия:

    - отрицание в диалектике понимается не как полное отрицание, не как уничтожение, а как вытеснение старого новым с удержанием всего положительного, что было достигнуто на предыдущих этапах развития.

    - отрицание отрицания (в диалектике отрицание - это не одномоментный двойственный процесс),

    который приводит к повторению уже пройденного этапа развития, но на более высоком уровне, т.е. -«возврат к якобы старому».

    Тем самым этот закон показывает, что развитие осуществляется по спирали от низшего к высшему.
    6. Категории диалектики.

    Основные категории диалектики:

    • Единичное и общее;

    • Явление и сущность;

    • Часть и целое;

    • Система, элемент, структура;

    • Форма и содержание;

    • Причина и следствие;

    • Случайность и необходимость;

    • Возможность и действительность;

    Человеческое познание начинается с единичного и через особенное идет ко всеобщему, от чувственного знания, отражающего, главным образом, единичное, к рациональному, которое отражает общее. В любом развивающемся объекте, процессе есть единичные, особенные и всеобщие признаки и отношения.

    Единичное– это такой признак, который присущ только данному объекту, особенное – это признак, присущий многим объектам данного класса, но не всем, общее – признак, присущий всем объектам данного класса без исключения.

    Диалектика этих категорий такова: единичное через особенное ведет к общему. Например, полезный для рода признак получает в соответствующих условиях развитие и становится видовым, скажем, – явления замены окраса шерсти у зайца-русака на зиму, мимикрии, селекции, полезных для сельского хозяйства видов флоры и фауны. Пытливый инженер всегда создает условия росткам нового, передового для их широкого распространения.

    Все предметы в мире имеют внешнюю и внутреннюю стороны. Сущность есть выражение внутренних связей, она есть их основа. Под сущностью понимается глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, что то, без чего объект не может существовать.Явление– это внешние, наблюдаемые, изменчивые признаки того или иного объекта. Сущность одна, явлений ее много. Их диалектика такова: сущность является, явление существенно, т.е. отражает сущность. Между сущностью и явлением существует не только единство, но и противоречие. Они полностью не совпадают. Сущность лежит не на поверхности, до нее надо «докопаться», тем более, что часто явление искажает сущность, является видимостью, кажущимся, например, миражом. Диалектический анализ и призван за внешней стороной проникать в сущность явлений.

    Понять тот или иной предмет – значит узнать, из чего он состоит. Категории часть или целое помогают осмыслить устройство бытия. Эти категории тесно связаны между собой, соотносительны и раскрываются друг через друга.Целое– это то, что состоит из частей,часть– это то, что входит в целое. В зависимости от степени сложности частей и характера связей между ними выделяются различные типы целостности. Самым простым из них является механический, при котором части, входящие в целое, являются простыми и однородными. Здесь целое сводится к сумме частей, в нем нет ничего нового по сравнению с частями.

    При анализе связей между сложными частями, входящими в состав целого, следует руководствоваться принципом целостности, гласящим о несводимости целого к сумме, к набору свойств его частей ввиду их неоднородности, качественного своеобразия. Характер связи между такими частями определяется их специфическим взаимовлиянием: функциональным, структурным, генетическим, субординационным, управленческим и т.п. Соответственно, следует выделять функциональный, структурный и генетический типы целостности.

    Понятие связи как взаимодействие, в ходе которого изменение в одном объекте ведет к изменению в другом, примененное к различным типам целостности, позволило уточнить способы упорядоченности различных объектов и сформировать новые категории: элемент, структура, система.

    Система– это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией.Элемент– неразложимый далее в рамках данной системы компонент сложных предметов, явлений, процессов. Объект является системой, если он может быть расчленен на взаимосвязанные и взаимодействующие элементы. Эти элементы или части, как правило, обладают собственной структурой и могут быть представлены как подсистемы исходной, большой системы. В свою очередь, эти подсистемы могут быть разбиты на подсистемы второго и последующих уровней. Предел членения – выход за рамки исследования данной системы.

    В содержание принципа системности входят такие компоненты как целостность, многоуровневость, структурность, взаимозависимость системы и окружающей среды, иерархичность, множественность моделей описания.

    Системные объекты подразделяются на следующие типы: материальные и духовные, абстрактные. Первые, в свою очередь – на неорганические (физические, геологические, химические и др.) и живые (флора, фауна, виды, экосистемы и др.) Высшим типом систем являются самоорганизующиеся системы или системы с обратной связью. Особый класс материальных живых систем образуют социальные системы. Вторые являются продуктом человеческого мышления (идеи, теории, формы общественного сознания и др.). Системы бывают также статичные и динамичные, замкнутые и незамкнутые и др.

    Системные объекты и их элементы подчинены специфическим для каждого из них законам, определяющим особенности его существования и изменения. Таковым законом являетсяструктура – относительно устойчивый способ связи элементов системы, обеспечивающий ее упорядоченность, стабильность, качественную определенность, целостность, т.е. сохранение при различных внешних и внутренних изменениях. Например, структура геномов, мелодии в различных октавах, органических веществ, кристаллов, общественных отношений и др.

    Определяющей стороной целого выступает содержание, которое представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Неразрывная связь формы и содержания характеризуется тем, что всякое содержание оформлено, а всякая форма содержательна. В ходе развития объекта содержание представляет его подвижную, динамическую сторону, а форма охватывает систему устойчивых консервативных его связей. На стадии выхода за границы меры противоречие между ними разъясняется «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной развивающемуся содержанию, а сам объект переходит в качественно новое состояние.

    Своеобразное противоречие между формой и содержанием имеет место в некоторых направлениях искусства. В создаваемых его отдельными представителями творениях зачастую имеет место абстракционистский отрыв формы от содержания, или, наоборот, вульгаризованное, натуралистическое выпячивание содержания за счет или вне эстетических форм. С точки зрения же прекрасного между формой и содержанием должна быть гармония.

    Источник происходящих в мире изменений в диалектике описывается с помощью категории причина, а явление, которое оно вызывает – категория следствие. В мире все опричинено. Причинно-следственная связь определяется принципом детерминизма, гласящим, что все реальные процессы возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, обусловлены действием тех или иных причин. Отказ от этого принципа, т.е. переход на позиции индетерминизма, приводит к совершенно иной картине мира, в которой становится возможным все, что угодно, вплоть до «чуда», а рациональный, научный анализ и разумная ориентация в происходящих событиях невозможны.

    В природе и обществе существует бесчисленное многообразие форм взаимодействия, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов и порождаемых ими соответствующее множество причинно-следственных зависимостей. На каждом уровне организации материи причинно-следственные связи имеют свои специфические особенности. Так, в микромире эти связи определяются статистическими закономерностями, в живой природе - органической целесообразностью, в обществе поведение человека определяется нормами морали и права. В зависимости от оснований классификации причинно-следственные связи подразделяются на материальные и идеальные, информационные и энергетические, физические, химические, биологические, социальные; динамические и статистические, однофакторные и многофакторные, внешние и внутренние, главные и неглавные и др.

    Явление – причина может порождать необходимое или случайное следствие.Необходимость– это философская категория, которая те процессы и явления, которые неизбежно должны произойти вследствие внутренних закономерных потребностей развития объекта.Случайность– это то, что может произойти, а может и не произойти вследствие внешних условий и обстоятельств развития. Диалектика их взаимодействия такова: необходимость случается, случайность необходима, т.е. является проявлением других необходимых процессов, которые сталкиваются с данным и выглядят для него как случайные.

    Диалектика необходимости и случайности показывает несостоятельность фатализма как мировоззрения, рассматривающего каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, рока, судьбы, исключающих свободный выбор и случайность.

    В ситуацию, когда явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину.Возможность– это предпосылка того или иного события, его потенциальное существование. Действительность же – это ставшая, реализованная возможность.

    Следует различать абстрактную (формальную) и реальную (конкретную) возможности. Первая характеризует отсутствие принципиальных препятствий (их наличие же говорит о невозможности) для становления объекта, но для ее осуществления нет всех необходимых условий. Для реализации же второй таковые имеются.

    Количественная мера возможности выражается с помощью категории вероятность и исследуется в математике в соответствующей теории.


    написать администратору сайта