Главная страница
Навигация по странице:

  • Закон единства и своеобразия культуры

  • Закон преемственности в развитии культуры

  • Закон прерывности и непрерывности развития культуры

  • Закон взаимодействия и сотрудничества культур

  • Формы культуры: элитарная, народная, массовая

  • Эссе. культуралогика. Закон единства и своеобразия культуры


    Скачать 72.64 Kb.
    НазваниеЗакон единства и своеобразия культуры
    Дата26.10.2022
    Размер72.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакультуралогика.docx
    ТипЗакон
    #756346

    Особенности культуры во многом определяются не только господствующей картиной мира, но и спецификой восприятия этой картины каждым индивидуумом, где господствующая культура взаимодействует с индивидуальной, зависящей от склонностей, менталитета, психологического склада и т. п. Здесь заключается источник многих противоречий культуры, составляющих как ее сущность, так и обуславливающих ее развитие. В качестве основных противоречий культуры можно выделить противоречия между:

    · социализацией (усвоением норм общества) и индивидуализацией;

    · нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку;

    · традиционностью культуры и ее обновлением.

    В качестве таких же пар оппозиций, от которых зависят темп и ритм развития культуры, могут быть рассмотрены противоречия между:

    · человеком и природой;

    · человеком и обществом;

    · традицией и новацией.

    Специфические и своеобразные законы функционирования культуры позволяют ей развиваться даже в самые неблагоприятные с социальной точки зрения эпохи и периоды: в Средние века, в годы застоя, войн и диктатур, во времена тоталитарных режимов. Основными из этих закономерностей развития культуры считаются:

    1. 1. Закон единства и своеобразия культуры. Культура — совокупное коллективное достояние человечества. Все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны.

    2. 2. Закон преемственности в развитии культуры. Культура — это исторически унаследованный опыт поколений. Где нет преемственности, нет культуры. До капитализма становление нового на протяжении многих поколений вбиралось плавно традицией, так что изменение самой традиции успевало быть истолкованным как следование ей.

    3. 3. Закон прерывности и непрерывности развития культуры. В связи со сменой эпох (формаций, цивилизаций) происходит изменение типов культуры — так появляется прерывность. Однако эта прерывность носит относительный характер, в отличие от абсолютного характера непрерывности (так, к примеру, многиецивилизации погибли, но их достижения (парус, колесо, календарь и т. п.) стали достоянием мировой культуры.

    4. 4. Закон взаимодействия и сотрудничества культур. Каждая из культур имеет свою специфику, своеобразие, мировидение. Нередко это различие доходит до противоречия (например, культуры Запада и Востока, христианства и ислама). Отсюда и разнообразие культурных контактов: от торговли и переселений до войн и захвата территорий. Все эти взаимодействия обуславливают единствовсемирно-исторического процесса.

    1.Понятие «культурология» в узком и широком смысле;

    В широком смысле понятие «культурология» понимается как весь комплекс знаний и умений, наук и искусств, освоенных и накопленных человечеством за период развития нашей цивилизации. В более узком смысле понятие «культурология» представляет собой комплекс отдельных наук, а также философских, исторических и богословских концепций, изучающих феномен человеческой культуры и различные варианты его осмысления.

    2. Этапы возникновения, становления и развития культурологии как науки;

    Периодизация этапов становления культурологии может вестись по разным основаниям. Выделяют доклассический (античность, средневековье); классический (XIV – конец XIX века); неклассический (первая половина XX века); постнеклассический (конец XX века) этапы. Другие авторы приводят иную периодизацию: донаучный, научно-исторический и научно-философский этапы.

    3. Объект, предмет, методы, задачи культурологии как науки.

    Культурология – это наука, изучающая человеческую культуру и закономерности её развития под влиянием различных факторов. Знания, которые легли в её основу, изначально были накоплены и систематизированы другими науками. Современная культурология занимается изучением не только культуры, но и других сфер жизни, пересекаясь с таких науками как история, социология, философия, антропология, лингвистика и психология.

    Культурология представляет собой комплексную науку со сложной структурой. Она включает большое количество направлений, при этом для базового понимания её структуры важно знать, что в ней выделяют два уровня:

    1)Фундаментальный. Это уровень теоретического и исторического познания культуры. В рамках фундаментальной культурологии формируется категориальный аппарат и разрабатываются методы исследования, применяемые данной наукой. В этот раздел входят такие направления как психология культуры, история культурологии, социальная культурология и культурная семантика.

    2)Прикладной. Используя в качестве основы фундаментальные знания, прикладная культурология изучает отдельные составляющие культуры (религиозную, экономическую, художественную и другие). Основная её цель заключается в том, чтобы создавать методы управления этими подсистемами через различные культурные институты (школы, музеи, университеты, СМИ, общественные организации и прочие учреждения).

    4. Составьте схему «Структура культурологического знания»

    В зависимости от критериев структурирования картина может выглядеть по-разному. Мы представим три варианта.

    Если за основу этой процедуры принять познавательное направление, сферу или область, в рамках которой накапливалось знание о культуре, то тогда можно выделить (в соответствии с логикой становления) следующие пласты исследований:

    • историко-культурологический;

    • философско-культурологический;

    • социально-культурологический;

    • гуманитарно-культурологический;

    • собственно культурологический, интегративный.

    Если в качестве критерия выбрать основные компоненты предмета культурологии, то структура дисциплины будет выглядеть следующим образом (рис. 1.5):

    Структура культурологического знания

    • онтология культуры: многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров;

    • гносеология культуры: основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология;

    • морфология культуры: основные параметры ее функциональной структуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции и трансляции социального опыта;

    • культурная семантика: представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурной коммуникации;

    • антропология культуры: представления о личностных параметрах культуры, о человеке как "производителе" и "потребителе" культуры;

    • социология культуры: представления о социальной обусловленности культуры, о культуре как системе "правил игры" и технологий социального взаимодействия;

    • социальная динамика культуры: представления об основных типах социокультурных процессов, происхождении и изменчивости культурных феноменов и систем;

    • историческая динамика культуры: представления об эволюции форм социокультурной организации;

    • прикладные аспекты культурологии: представления о культурной политике, функциях культурных институтов[1].

    Наконец, если за основу принять познавательные уровни, то структура будет выглядеть иначе: в этом случае выделяется ядро культурологического знания и периферия.

    В ядре представлен теоретический аспект – теории и концепции культуры, типологии, методологические подходы и модели, гипотезы, культурные универсалии.

    В периферии можно, в свою очередь, выделить два уровня – эмпирический и прикладной. Эмпирический аспект включает описания культурных артефактов, статистические данные, классификации, исследования социальной динамики (в том числе ценностной), поведенческие "стандарты" и модели носителей разных культур, формы коммуникации и т.п. Прикладной аспект имеет инструментально-прагматический характер, он связан с проектированием рациональных форм управления и самоуправления в культуре, форм социальной организации и взаимной адаптации в трудовой и досуговой деятельности (например, моделей корпоративной культуры), с менеджментом культуры, предметом которого выступает рынок культурных ценностей, благ, моды.

    Задание. Используя примененный выше подход к структурированию, создайте свой вариант: опишите структурную схему культурологического знания, выстроенную по критерию методов.

    Итак, культурология стремится не просто к описанию совокупности материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством, а к осмыслению всего мира человеческой культуры как системного единства. История культурологии – это история возникновения новых способов теоретического видения мира человеческой культуры. Появление каждой новой концепции не исключает существования предшествующих, поэтому культурологическое знание – это поле взаимодействия, взаимовлияния, диалога.

    5. Проследите междисциплинарные связи культурологии.

    Что касается междисциплинарных связей культурологии, то они особенно выражены с такими науками, как история, философия, педагогика, психология, социальная психология, этика, социология, этнография, антропология, эстетика и искусствознание.

    В современной науке, как известно, можно проследить общую тенденцию к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению различных областей знания при изучении общего объекта исследования.

    6. Проанализируйте особенности понятия «культурология».

    Принципиальная особенность культурологии — ее сфокусированность на человеке как производителе и носителе культуры. Вместе с тем специфика культурологии как науки заключается в том, что она изучает культуру так, как если бы та обладала своей собственной жизнью и существовала как бы сама по себе, независимо от человека и человечества.

    Характерная особенность культурологии — открытость для инноваций и дополняемость новыми знаниями.

    1. Составить Классификацию культурпоразнымкритериям.

    Так как культура является сложной системой, ее принято рассматривать с разных сторон по определенным характеристикам.

    Основные классификации культуры ведутся:

    1) по географическим признакам (Восток, Запад и т. д.);

    2) по временным признакам (ведется хронология культур);

    3) по формационным признакам (каменный век, железный и т. д.);

    4) по технологическим признакам (характеристика новых информационных технологий);

    5) по носителю культуры.

    Остановимся более подробно на последней классификации – по носителю культуры. В зависимости от этого культура подразделяется на мировую и национальную.

    К мировой культуре относится все то лучшее, что было достигнуто национальными культурами различных народов всего мира.

    Национальная культура является совокупностью культур уже не народов, а различных классов, групп и слоев общества. К национальной культуре относятся духовные ценности (язык, религия, литература и т. д.) и материальные (ведение хозяйства, орудия труда, экономический уклад).

    Та культура с ее ценностями, обычаями, верованиями, укладом и традициями, которая присуща большинству членов общества, является доминирующей культурой. Но различные факторы (распад общества на отдельные социальные группы) привели к тому, что появились и так называемые субкультуры, т. е. культуры, которые присущи небольшим культурным мирам. К таким субкультурам могут относиться молодежь, пенсионеры, национальные меньшинства и другие группы. Зачастую расхождения между доминирующей культурой и субкультурой незначительны. Но случается, что различия бывают огромными, появляются группы, которые начинают противостоять доминирующей культуре. Это явление получило название контркультуры. Иногда это противоречие из пассивного перерастает в экстремистское. Зачастую таким группам присущ анархизм, радикализм. Стоит вспомнить шестидесятые и семидесятые годы ХХ в. В Европе и США появилось такое значительное движение, как хиппи. «Дети цветов», как называли себя его участники, отрицали нравственные нормы общества, жили по своим собственным принципам и убеждениям («свободная любовь»). Они были не согласны с конформизмом, присущим обществу того времени, с его сдержанностью и рационализмом. Основу нового движения составляла молодежь. На смену «детям цветов» пришло новое движение, уже более радикальное и ожесточенное, – панк. В переводе с английского слово punk означает «гниль, отбросы». Панкам были присущи анархические идеалы, музыка и атрибутика, которые отличали их от «потребительского» общества с его жаждой наживы, устаревшими моральными ценностями.

    2. Изучить понятие Доминирующая культура

    Доминирующая культура — совокупность принятых в обществе социальных норм, поведения, языка, ценностей и религии. Эти признаки зачастую являются нормой для общества в целом. Доминирующая культура, как правило, достигает господства путём тотального контроля социальных институтов, таких как религия, брак, семья, образование, армия, коммуникации, художественная поп-культура и экономика, юридическое право и политическая активность.

    3. Составьте схему «Виды субкультур».



    4. Определите черты народной, национальной и элитарной культур.

    Формы культуры: элитарная, народная, массовая

    Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами.

    Понятие «элитарная» происходит от слова «элита». Элита («elite» - «лучший») - это высший слой общества, отличающийся высоким уровнем образованности и благосостояния. Продукты элитарной культуры создаются для данного слоя общества или по его заказу мастерами и профессионалами своего дела в единичном экземпляре. Элитарная культура рассчитана на узкий круг ценителей. Ведь, например, высокая мода, искусство авангардистов, классическая музыка и классические литературные произведения, театральные постановки, опера и балет воспринимаются и принимаются не всеми. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека.

    Данный вид культуры не ставит своей целью получение прибыли и коммерческой выгоды, но, не смотря на это, элитарные произведения приносят мастерам и признание, и доход.

    Примером элитарной культуры может служить классическая музыка, опера или балет, картины Пабло Пикассо или К.Малевича, книги Франца Кафки, художественные фильмы А. Тарковского

    Массовая (популярная) – понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления.

    Понятие «массовая» происходит от слова «масса» (в этом контексте понимается как «большое количество народа, толпа»). Массовая культура общедоступна и популярна - это культура масс. Она появилась в середине XX века с распространением и развитием средств массовой информации и стала доступна в большинстве стран мира для разных слоев населения. Результаты массовой культурой ежедневно производятся и потребляются в больших объемах практически во всех странах мира. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди независимо от места рождения и страны проживания. Именно большой (массовый) спрос на продукты массового

    производства приносят огромный доход их производителям. Поэтому еще одной важной особенностью массовой культуры является направленность на коммерческую выгоду. Продукты массовой культуры общедоступны, понятны, не требуется специальной подготовки и высокого уровня образования.

    Примерами проявления массовой культуры могут служить эстрадная музыка, сериалы, ток-шоу, блокбастеры. К материальным продуктам относятся популярные по всему миру джинсы, напитки компании Coca-Cola, сотовые телефоны, автомобили и т п.

    В настоящее время появилась еще одна форма массовой культуры - экранная (компьютерная). Например, получившие большое распространение и популярность компьютерные игры и социальные сети.

    Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

    Народная культура создается народом, а ее разновидность национальная - нацией. К ней относятся мифы и легенды, песни и танцы, сказания и сказки, пословицы и поговорки, а также ритуалы, обряды и традиции народа. В народных произведениях раскрывается специфический, яркий и уникальный народный или национальный опыт, особенности менталитета, моральные, нравственные и религиозные нормы и ценности. Одной из особенностей народной культуры является отсутствие автора, так создается народом. Она существует преимущественно в устной форме (фольклор), поэтому к народной культуре помимо сказок, народных танцев и легенд, можно отнести анекдоты и «городской шансон». Народная культура уникальна - она рождается из особенностей исторического прошлого народа, своеобразия природы, климата и географического положения, менталитета и религиозных воззрений.

    Народная культура, в отличие от других форм культуры, проявляется во всех областях жизни народа: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, домашнем хозяйстве.

    Важно понимать, что в современном мире все чаще все формы культуры смешиваются, оказывают влияние друг на друга. Так, например, классическую музыку обрабатывают современной аранжировкой и она становится популярной (взаимовлияние элитарной и массовой культур), для постановки современных танцев используют народные песни и мотивы (взаимовлияние народной и массовой культур).

    5. Подготовить презентацию об одной из субкультур.


    написать администратору сайта