Главная страница
Навигация по странице:

  • Социологическое правопонимание

  • Тема 4. Обоснование И.А. Ильным русского национального правосознания

  • Тема 5. Современные концепции соотношения морали и права Мораль

  • Философия права Синергия. Философия права. Закон и право Вопросы, связанные с выбором и обоснованием типа правопонимания, наиболее принципиальные и дискусионные в теории права


    Скачать 62.61 Kb.
    НазваниеЗакон и право Вопросы, связанные с выбором и обоснованием типа правопонимания, наиболее принципиальные и дискусионные в теории права
    АнкорФилософия права Синергия
    Дата31.08.2022
    Размер62.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия права.docx
    ТипЗакон
    #657572

    Тема 1 . Закон и право

    Вопросы, связанные с выбором и обоснованием типа правопонимания, - наиболее принципиальные и дискусионные в теории права.

    Вся история развития юриспруденции – это история противоборства различных подходов к пониманию того. Что есть сущность права как специфического явления социальной жизни.

    Особую остроту дискуссиям придает и то обстоятельство, что приверженность определенному типу правопонимания продолжает демонстрировать не только теоретико-медотологические предпочтения авторов, но зачастую их идеологические и даже политические ориентации.

    Понятие права – это познанное единство правовой сущности и явления.

    П онятие права в научно-абстрактном (сжатом и концентрированном) виде включает в себя определенную теорию, теоретико-правовой смысл и содержание определенной концепции (и типа) юриспруденции.

    В современной юриспруденции различают два типа правопонимания:

    - позитивистский

    - непозитивистский,

    Которые раскрывают проблему соотношения права и закона.

    В рамках позитивистского типа правопонимания дается формальное определение права, т.е. право определяется через форму, а содержание этой формы не имеет значения.

    Таким образом, право – это любые акты государственной власти, независимо от их содержания.

    Основные позитивистские концепции правопонимания:

    1. Юридически-позитивистское правопонимание

    2. Социологическое правопонимание

    Юридически-позитивистское правопонимание находит источник познания права в правотворческой деятельности государства и рассматривает право как систему формально определенных норм (правил поведения), установленных государством. Ганс Кельзен (1881 – 1973)

    Социологическое правопонимание, выводящее источник права из общества (к данной концепции относятся социологически ориентированные теории права, например историческая школа права, психологическое правопонимание и классовая (марксистская) теория права) и рассматривающее право как социальное явления, отражающее закономерные условия социального бытия и относительно независимое от государства.

    Право при этом трактуется как нормативное выражение исторически сложившегося порядка общественных отношений между свободными и равными субъектами. Р.Паунд (1870 - 1964)

    Основные типы современного правопонимания:

    1. Естественно-правовой (Э.В. Кузнецов, Д.И. Луковская);

    2. Либертарно-юридический (В.С. Нерсесянц, В.Г. Графский, В.Н. Четвернин); между ними, берёт от того и другого

    3. Легистский (от lex - закон) (С.С. Алексеев, Р.А. Ромашов).

    Либерта – закон (с греческого)

    Идея естественного права возникла еще в Древней Греции и Древнем Риме и связана с именами Сократа, Аристотеля, греческих и римских стоиков, Цицерона, Ульпиана и других римских юристов.

    К естественно-правовому правопониманию относятся концепции о праве, которые проводят границу между естественным и позитивным правом, считая первое существующим независимо от государства, общества и сознания человека (реифицированная социальная реальность, от англ. Reification - овеществление).

    Непозитивистский тип правопонимания формулирует два понятия права: этическое и юридическое.

    Этическое определение объясняет право через понятие справедливости, т.е. правовыми являются только те акты государства, которые устанавливают справедливость в обществе.

    Тема 2. Ценности права

    В философии права сложились два противоположных понимания природы права – реальное и идеалистическое.

    Идеалистическое – в законе написано, значит так и надо делать, иначе будет наказание. Можно изучать по законам, судебным практикам.

    Реальное – как человек понимает законы, так их и исполняет. Изучение фактов по нашему опыту.

    Идеальное понимание рассматривается только как дериват материального, а не в качестве какой-то особой, самостоятельно существующей наряду с материей субстанцией.

    Основной предпосылкой реального понимания является эмпирически фиксируемый факт существования внешнего материального мира.

    Право является одной из важнейших общечеловеческих ценностей. Право является элементов общего блага.

    Право регулирует отношения между разумными людьми, у животных такого нет.

    Свобода имеет границы, это свобода соседа.

    Право – регулятор.

    К величайшим духовным ценностям человечества относятся сущностные характеристики права:

    - свобода

    - равенство

    - справедливость.

    В аксиологии права выделяют три основные формы бытия ценностей:

    1) общественные целевые ценности и идеалы

    2) предметно-воплощенные ценности

    3) личностные (или экзистенциальные)

    Идеальное право – правда-справедливость (лат. jus) и реальное право – закон-правоустановление (лат. lex, legis).

    Ценности наличного действующего законодательства как социокультурные преимущества относительных и преходящих особенностей конкретного проявления идеального права – прагматика права. 

    Личный интерес выше коллективного интереса.

    Свобода является центральной проблемой философии права.

    «Свобода есть познанная необходимость» - Б. Спиноза (1632 - 1677).

    Различают «юридическую» свободу и «фактическую» свободу.

    Юридическая свобода – есть разрешение совершать определенные действия, не заботясь о том, соответствует ли это разрешение действовать реальной возможности.

    Юридическая свобода – государство разрешило, но ему не важно можешь ли ты себе это позволить. В правовом государстве – разрешено всё что не запрещено.

    Фактическая свобода – сводится к возможноти делать и выбирать то, что хочешь.

    Фактическую свободу люди понимают по-разному, может привести к анархии. Выбирай, делай что хочешь.

    Проблема выбора – важный аспект свободы вообще и юридической свободы в частности.

    Патернализм – вести себя как отец семейства, навязывание отцом правил (мнения) детям. Запрет на курение в общественных местах.

    Человек свободен, но государство устанавливает границы свободы.

    Свобода и право неразрывно связаны: выбор человека в самые ответственные моменты – это всегда правовой процесс.

    Право защищает свободу выбора, связанную с благом каждого человека, и ограничивает произвол, напрвленный на ущемление свободы других.

    Право ограничивает произвол. Право это не только свобода, но и обязанность.

    Правовая свобода есть разрешение совершать определённые действия, не заботясь о том, соответствует ли это разрешение действовать реальной возможности, то есть юридическое определение остаётся формальным, абстрагируясь от реальных условий её осуществления.

    Право не просто всеобщий масштаб или равная мера свободы индивидов.

    Свободные индивиды – суть и смысл права.

    Это возникло в Древней Греции в Афинах.

    Степень свободы – это существующие в обществе «свободы»: политические, экономические, социальные, культурные и др.

    Политические свободы меняются во времени, они влияют на экономику. Возможность выбирать власть, формировать власть.

    В юриспруденции «степень свободы» называется поколением прав.

    Поколения свободы: 1 – в буржуазных революциях, права на свободу и жизнь, на здоровье; 2 – появление мануфактур, оплата труда, оплата отдыха, защита материнства; 3 – после глобальных потрясений (мировых войн), право на экологию, общий мир.

    Мера свободы выражает единство качества и количества.

    Свобода как сущностная, содержательная характеристика человеческого бытия развивается в следующих формах:

    1) политическая свобода – как равенство социальных субъектов в их отношениях с властью

    2) экономическая свобода – как равенство субъектов в экономической деятельности

    3) идеологическая свобода – как свобода слова, печати, вероисповедания

    4) правовая свобода – как равенство всех перед законом.

    Тема 3. Особенности российского правосознания

    19 век и самое начало 20 века.

    В первой половине 20 столетия в русской (преимущественно эмигрантской) философско-правовой мысла отмечается смещение акцента в сторону теоретической защиты идеи правового порядка как состояния более ценного, чем хаос и произвол.

    Эта тенденция нашла своё отражение в том, что предпринимаются попытки соединить «русскую идею» с «идеей прав человека» не путём пренебрежения правом во имя морали, а в диалоге с лучшими достижениями западной философской мысли, прежде всего, феноменологической.

    Павел Иванович Новгородцев (1866 - 1924) проводил идею нравственного идеализма в философии права, считая, что основу естественного права составляет этика абсолютных ценностей.

    Для России первостепенную роль играет правосознание. Правосознание (человека) создаёт право.

    Нигилизм (отрицание, непонимание) – отличие русского правосознания от западного.

    Нигилизм + патернализм = отличие российского правосознания.

    Идеи христианства – Ильин.

    «Возврат к здоровому правосознанию возможен через возрождение духовных и христианских ценностей» - писал Новгородцев. Он придерживался позиции «возрождения естественного права» как нравственного критерия и идеала.

    По мнени. П.И. Новгородцева, право укоренно в глубинах духовной жизни.

    Автор считал, что термин «естественное право» устарел, поскольку само естественное право меняется по мере развития человечества так же, как меняются и его составляющие – идеалы, планы грядущих событий, проекты будущих реформ и т.п.

    Мораль не является константой – она подвижна.

    В русле идеалистического подхода к объяснению действительности Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900) полагал, что естественное право – это общая идея права, в основе которой лежат понятия «личность», «свобода» и «равенство». Свобода и равенство всего народа, а не конкретного человека.

    Право в понимании В.С. Соловьева, это «принудительно требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла» - Книга «Оправдание добра».

    В целом Соловьев рассматривал право, как условие нравственного прогресса, как показатель уровня нравственности.

    Суть философско-правового либерализма Б.Н. Чичерина (1828 – 1904) состоит в признании человека изначально свободным существом.

    Он либерал. Ему ближе западное понимание философии права.

    Основное содержание философии права, с точки зрения Б.Н. Чичерина, составляет естественное право как система неписанных норм и правил, вытекающих из естественной природы и разума человека.

    Неписанные – не происходят от государства, происходят из разума человека, потом возможно записанные и охраняемые государством.

    Система неписанных норм и правил служит основанием, принципами создания позитивного права – учения о правде, справедливости, равенстве.

    Лев Иосифович Петражицкий (1867 – 1931) сущность права видел в содержащемся в праве психическом переживании (эмоции), которое представлялось как субстанция юридического.

    Он делит право на официальное (позитивное) и интуитивное (право каждого человека, так человек понимает добро и зло, это тесно связано с моральную и близко народам, живущим в России).

    Психическое и юридическое в праве соотносятся как иррационально-бессознательное (то, что идёт от психики) и рационально-формальное (всё что идёт от государства).

    Это часть нашего философского наследия.

    Интуитивное право несет в себе определенный информационный код (в нашем разуме) – смысловую субстанцию права.

    Тема 4. Обоснование И.А. Ильным русского национального правосознания

    Иван Александрович Ильин (1883 - 1954) – русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России, идеолог Русского общевоинского союза (РОВС).

    По его мнению, правосознание является основой, а не право.

    Его идеи легли в основу современной идеи патриотизма и сознания русского человека.

    Ильин свой творческий интерес сконцентрировал на проблеме правосознания.

    Учение о правосознании и путях его исследования является для него отправной точкой философского обоснования права, которое носит религиозно-экзистенциальный характер.

    Суть его сводится к доказательству того, что право является необходимой формй духовного бытия человека.

    Иван Александрович Ильин написал более 50 книг и свыше тысячи статей на русском, немецком, французском и английском языках.

    Наиболее известны: «О сущности првосознания», «Общее учение о праве и государстве», «О сопротивлении злу силою», «Наши задачи» и др.

    Истинная естественная сущность права выражается у Ильина в том, что право является формой духовного бытия человека в условиях сосуществования со множеством ему подобных, основанной на равенстве в духовном достоинстве, возможности внутреннего самоопредления и внешней автономии.

    Право в концепции Ильина представляет собой единство с совестью, верой в Бога, стремление свободе и иными свойствами человеческого духа, и, следовательно, на этом уровне не ставится вопрос о его отличии от морали, религии и иных социально-духовных институтов.

    Правосознание как неотъемлемая часть духовности человека является центральной категорией философии права Ильина и выступает как один из способов духовного познания, связанный со всеми элементами и свойствами последнего, представляя собой единственно адекватную возможность познания права.

    И.А. Ильин формулирует правила правосознания:

    1) первое – добровольно соблюдать действующие законы и лояльно бороться за новые, лучшие законы в рамках конституции государства;

    2) второе – призвание гражданина добровольно признавать и соблюдать законы, так как это единственный способ поддерживать в стране правопорядок и оставаться свободным;

    3) третье – творческое отношение к правосознанию, то есть положительное право (закон, полномочия, приговор) будет освещено естественным, христиански воспитанным правосознанием.

    Законы устанавливают правовые обязанности, полномочия, запретности, которые образуют систему субъективных прав (гражданских и публичных), определяют их границу, поддерживаются и охраняются существующим правопорядком и государственной властью.

    Основанием естественного права, по Ильину, является способ человеческого бытия как множества самостоятельных индивидов, стремящихся к духовному совершенству и объединенных общей основой внешней жизни.

    Народ определяет естественное право.

    Право необходимо, когда нужно разграничить притязания субъектов на земные блага для обеспечния духовно достойной жизни. Поэтму право на духовно достойную жизнь у Ильина становится основным естественным и неотчуждаемым правом человека.

    Положительное право основано на известной незрелости человеческих душ, поэтому отличается принудительным характером. Назначение его сотоит в поддержании и охране естественного права от тех, кто его нарушает и не признает индивидуально.

    «Россия – не человеческая пыль и не хаос. Она есть прежде всего великий народ, не промотавший своих сил и не отчаявшийся в своем призвании. Этот народ изголодался по свободному порядку, по мирному труду, по собственности и по национальной культуре. Не хороните же его преждевременно! Придет исторический час, он восстанет из мнимого гроба и потребует назад свои права!» - И.А. Ильин

    Тема 5. Современные концепции соотношения морали и права

    Мораль – сложное и противоречивое общественное явление и одна из форм общественного сознания.

    Специфика морали состоит в том, что она отражает сложившиеся в обществе нормы поведения людей в основных этических понятиях и категориях.

    У разных народов своя мораль, причём она разная даже в разные периоды времени.

    Мораль подвижна, нормы у людей разные. Мораль не требует объяснения, она просто есть.

    Мораль – регулятор общественных отношений.

    Осмысление права в его взаимосвязи с моралью – одна из самых древних традиций истории общественной мысли.

    Соотношение между правом и моралью включает в себя четыре компонента:

    1. Единство (равны друг другу)

    2. Противоречие (не равны друг другу)

    3. Взаимодействие (дополняют друг друга, мораль дополняет право, право ориентируется на мораль)

    4. Различие (разница в предмете или объекте, право регулирует отношения объектов собственности, а мораль отношения людей и семейное взаимодействие)



    Различия в понятиях «мораль» и «право».

    МОРАЛЬ

    ПРАВО

    Нормы носят неписанный характер и фиксируются в обычаях и традициях

    Нормы права носят формально определённый характер и закрепляются в официальных документах

    Нормы складываются стихийно

    Нормы устанавливаются государством

    Механизм обеспечения – общественное мнение

    Механизм обеспечения – властные санкции государства (лишение свободы, штраф, …)

    Предусматривает широкую свободу выбора

    Свобода выбора жестко ограничена рамками нормативных документов



    Общее в понятиях мораль и право:

    1. Форма общественного сознания (уход за пожилыми родителями, есть в морали и в законах);

    2. Развиваются на едином фундаменте общечеловеческих ценностей

    3. Совпадение сфер моральных и правовых отношений

    Единые цели, задачи, требования моральных и правовых отношений:

    1. Главная регулятивная функция человеческого поведения в обществе;

    2. Является совокупностью норм, регулирующих общественное поведение;

    3. Обязательность соблюдения норм и принципов морали и права

    Мораль и право – это две универсально значимые ценностно-нормативные системы общества, занимающие относительно самостоятельные ниши в жизни общества.

    С точки зрения общей сложившейся системы ценностей в современном обществе право должно отвечать абсолютным, формальным, всечеловеческим ценностям.

    Мораль замкнута на сознании, духовной жизни людей и не имеет обязательного внешнего выражения.

    Право выступает в качестве институционального регулятора.


    написать администратору сайта