Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенности нормативно-правового акта как источника права. Виды нормативно-правовых актов. А) Действие нормативных актов во времени.

  • 5. Заключение......................... 37 Список литературы...................... 39 Понятие и виды источников права ВВЕДЕНИЕ

  • 1. Понятие источников (форм) права

  • Источником права в материальном смысле

  • 2. Виды источников (форм) права Обычай как источник права

  • Судебный прецедент

  • Юридическая доктрина

  • курсовая работа. Закон как ведущий источник права, его признаки. 26 Заключение


    Скачать 337.69 Kb.
    НазваниеЗакон как ведущий источник права, его признаки. 26 Заключение
    Анкоркурсовая работа
    Дата07.02.2022
    Размер337.69 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаKursovaya rabota Yokubzhonov M.M. (1).pdf
    ТипЗакон
    #354202
    страница1 из 4
      1   2   3   4


    Понятие и виды источников права
    Ёкубжонов Муродилжон
    Студент университета МФПУ Синергия

    Введение...........................
    3
    1. Понятие источников (форм) права.....
    4
    2. Виды источников права
    8
    3. Особенности нормативно-правового акта как источника права. Виды
    нормативно-правовых актов.
    А) Действие нормативных актов во времени.
    Б) Действие нормативных актов в пространстве.
    В) Действие нормативных актов по кругу лиц.
    18
    4. Закон как ведущий источник права, его признаки.
    26
    5. Заключение.........................
    37
    Список литературы......................
    39

    Понятие и виды источников права
    ВВЕДЕНИЕ
    Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения. Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.
    Наличие надежных источников истории права зависит от существования в соответствующий период организованного правительственного механизма
    (элемент законности) и группы образованных людей, например священников, ученых или официальных лиц, которые располагают возможностью с определенной степенью точности регистрировать состояние права (элемент аутентичности). Как для действующего права, так и для истории права основополагающее значение имеет исследование источников права. Отношение к правовым источникам (их изучение, публикации и т. д.) — один из наиболее существенных и выразительных показателей уровня и состояния историко- правовой науки и юриспруденции в целом.
    Предметом исследования в данной работе являются источники права, в которых нашли отражение определенные ступени социального, экономического, политического, духовного и культурного развития общества.
    1. Понятие источников (форм) права
    Право для того, чтобы выступать в качестве регулятора общественных отношений и выполнять другие функции, должно непременно иметь внешнее выражение. В отечественной и зарубежной юридической литературе это
    «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами
    права, в других – источниками, а в-третьих, их именуют одновременно и формами, и источниками права.
    В большинстве случаев понятие «форма права» в учебной и научной литературе рассматривается как синоним понятия «источник права». Здесь не придается принципиального значения тем непринципиальным по своему характеру смысловым нюансам, оттенкам и незначительным различиям, которые имеют термины «форма» и «источник».
    Однако в дореволюционной юридической литературе и в современных научных произведения не все авторы эту точку зрения разделяли и разделяют.
    Так, признавая тот факт, что «различные формы», в которых выражается право, носят издавна название «источников права», Г.Ф. Шершеневич тем не менее считал, что данный термин является «малопригодным ввиду своей многозначности»
    1
    . Разнообразие значений, придаваемых выражению «источник права», делал окончательный вывод Г. Шершеневич, вызывает необходимость обойти его и заменить другим выражение – «форма права». «Под этим именем следует понимать различные виды права, отличающиеся по способу выработки содержания норм». Определяя свое отношение к рассматриваемому вопросу, следует обратить внимание на то, что термин «источник права» имеет много смысловых значений.
    Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения. К ним относятся способ производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, система экономико- хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права.
    Под источником права в идеальном смысле понимают правовое сознание.
    Когда же говорят об источниках в юридическом смысле , то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм. Таким образом, под источниками права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества. Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ существования, выражения и преобразования правовых норм.

    Отдельные ученые (Н.Г.Александров, Л.Р.Сюкияйнен) относят к источникам права в формальном смысле деятельность государства по установлению правовых норм либо административные и судебные прецеденты. При этом формы выражения таких норм рассматриваются как формы, а не как источники права. Для обозначения форм выражения правовых норм целесообразно использовать термин "источник норм права", тогда "источником права" можно обозначать социальные условия и предпосылки права, а "юридическим источником" - правотворческое решение компетентного органа о принятии, изменении или отмене нормативного правового акта, правовых норм. Смысл данного разграничения в том, что правотворческое решение не сливается с самим нормативным правовым актом.
    Под источником права понимается его внешняя форма выражения, т.е. совокупность способов формирования, своеобразного «документирования» государственной воли
    1
    Источники права — это исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения. Источники права, следовательно, представляют собой единственное «место пребывания» юридических норм, резервуар, в котором юридические нормы только и находятся и откуда мы их «черпаем» (отсюда и название - «источники»)
    Источникам права характерны точность понятий (закон, указ и т.д.).
    Источникам права присущ, как и позитивному праву в целом, официальный, публичный характер, они признаются государством, что и предопределяет поддержку содержащихся в них норм со стороны государства, их государственную обеспеченность.
    Официальный, публичный характер источникам права практически придается двумя путями:
    • путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются
    (издаются) компетентными государственными органами, т.е. прямо исходят от государства;
    • путем санкционирования, когда государственные органы, например суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы), придают им юридическую силу.

    Анализ юридической литературы и правовой жизни разных стран показывает, что в мире существовало и существует огромное множество форм (источников) права.
    Все когда-либо имевшие место источники права перечислить трудно, но наиболее важными и широко известными являются следующие: правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, правовые договоры, нормативно-правовые акты, принимаемые с санкции государства общественными организациями, прецеденты.
    Важными источниками римского права были деловые обыкновения – правила, вырабатывавшиеся повседневной деловой практикой консулов, преторов и других должностных лиц. Для романо-германского права характерным источником в течение длительного времени (13-19в.в.) считалась правовая доктрина. В качестве важнейших источников мусульманского права выступают: Коран – священная книга ислама, сунны, или традиции, связанные с посланием Аллаха, иджма, или «единое соглашение мусульманского общества», и кияс, или суждение по аналогии.
    Следует особо отметить, что представления об источниках права, так же как и их видах, никогда не оставались неизменными. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значительную эволюцию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли.
    Третьи же утратив какую-либо практическую значимость, сохранили лишь историческую ценность.
    А теперь подробнее рассмотрим источники права.
    2. Виды источников (форм) права
    Обычай как источник права
    Исторически первой формой (источником) права является правовой обычай, под которым понимается санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в результате длительной во времени повторяемости и ставшее традицией, т.е. правило, передающееся из поколения в поколение, до тех пор пока не попало в орбиту государственных интересов. Следовательно, не каждый обычай становится правовым, а только тот, который отвечает интересам определенной группы людей, того или иного класса или всего общества в целом.

    Обычай был основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального строя. Известны были, например, такие перешедшие из родового строя обычаи, как талион (причинение виновному такого же вреда, который нанесен им), вира (штраф за убийство человека). Ряд юридических источников того времени представлял собой главным образом систематизированные записи наиболее важных правовых обычаев. Известные памятники права (Законы 12 таблиц, Законы Драконта, Салическая правда,
    Русская правда)- это памятники обычного права, созданные на базе ранее сложившихся обычаев в обществе. Подход к понятиям «обычай» и «обычное право» в различных научных школах неоднозначен. В отечественном дореволюционном и современном западном правоведении эти понятия вообще не разграничивались. Под системой обычного традиционного права понимается существующая форма регламентации общественных отношений (например, в странах экваториальной, южной Африки и на Мадагаскаре), основанная на государственном признании ложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев). Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах романо-германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.
    Некоторые ученые рассматривают обычное право как первоначальный способ создания правовых норм, возникший раньше, чем общество конституировалось в политическом отношении. По их мнению, право, установленное обычаем, применялось в основном на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических правовых системах. Однако это не совсем так, поскольку, как утверждает этнографическая наука, обычаи и сегодня применяются некоторыми народами, кроме того, продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих этнокультурное развитие общества.
    Особенность обычая состоит в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения, обычай — неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием.
    Причина этого заключается в многочисленности культур, населяющих тот или иной регион. Обращение к мировому опыту сравнительного правоведения показывает, что большинство ученых, ярким представителем которых является
    Рене Давид, считают, что обычай не является тем основным и первичным элементом права, как того хочет социологическая школа. Он лишь один из элементов, позволяющих найти справедливое решение. И в современном обществе этот элемент не имеет первостепенного значения по отношению к
    законодательству. Но его роль вместе с тем отнюдь не так незначительна, как полагает юридический позитивизм Л.Г. Свешникова пишет, что «огромное влияние в формировании национальной правовой системы принадлежит национальным, религиозным и иным особенностям, присущим конкретному этническому образованию (или их совокупности), а также тем привычкам, традициям и обычаям, которые, повторяясь и закрепляясь в сознании индивидов, становятся нормами поведения
    1
    ».
    Далее она пишет о том, что с дальнейшей эволюцией правовых установлений общества обычаи не теряют своего значения, а продолжают действовать как на обыденном уровне, так и играя существенную роль при формировании новой правовой системы.
    Обычай, санкционированный государством,— весьма редко встречающаяся форма права. В ст. 5 Гражданского кодекса установлено новое понятие —
    «обычаи делового оборота», в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы они в каком-либо документе или нет. В настоящее время сфера применения обычаев делового оборота в основном ограничена внешнеторговыми сделками, но думается, что дальнейшее развитие рыночных отношений потребует более детального регулирования сложившихся в этой сфере обычаев. По такому пути уже идет законодатель, установивший в ст. 427
    ГК правило, по которому санкционированным обычаем можно признать примерные условия типового (примерного) договора.
    Как отметили участники научно-практической конференции «Обычно право и его роль в формировании современной правовой культуры» (Ростов–
    на–Дону – Майкоп , 19 –21 апреля 1999 г.) проблематика обычного права и правового плюрализма сегодня добавляет все новые аспекты в крайне интересную и драматическую ситуацию, которая складывается в России и во многих других регионах бывшего Советского Союза. Нормы местных
    «неофициальных» систем обычного и мусульманского права, казалось бы, находившиеся в состоянии бездействия на протяжении многих десятилетий, вопреки тому, что пишут в учебнике, оказываются действенными, и это явление нельзя не учитывать в современном правотворчестве
    Судебный прецедент
    В юридическом энциклопедическом словаре прецедент определяется как поведение в конкретной ситуации, которое рассматривается как образец при
    аналогичных обстоятельствах
    1
    . Судебный прецедент — решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел либо служащее примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосаксонской правовой системе, «ratio decidendi». Как справедливо заметил
    Р. Давид, английские юристы рассматривают свое право главным образом как право судебной практики (cause low)
    2
    . Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов. В странах, где судебный прецедент признан обязательным, он является источником права. Судебный прецедент — один из источников права в Англии, США, Канаде, Австралии, то есть там, где воспринята система общего права. Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Следует, однако, подчеркнуть, что в разных странах даже одной правовой семьи судебный прецедент применяется по-разному. Правило прецедента в Англии, например, связано следующими положениями: 1) решения. вынесенные палатой лордов, обязательны для всех судов; 2) решения, принятые Апелляционным судом, обязательны как для всех нижестоящих судов, так и для самого этого суда (кроме уголовного права); 3) решения, принятые Высоким судом, обязательны для низших судов и, не будучи строго обязательными, имеют весьма большое значение и обычно используются как руководство различными отделениями Высокого суда и Судом Короны. В
    США правило прецедента не действует так жестоко в силу особенностей федеративного устройства страны. Во-первых, Верховный суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям и могут таким образом изменить свою практику. Во-вторых, штаты независимы, и правило прецедента относится к компетенции лишь в пределах судебной системы конкретного штата. Авторитет прецедента не утрачивается с течением времени. Фактическая сила прецедента с годами даже возрастает, и суды не склонны отвергать давние прецеденты, если только они не явно ошибочны.
    Прецедент, может быть отвергнут либо законом, либо вышестоящим судом. В последнем случае считается, что отменяемое прежнее решение было вынесено в результате неверного понимания права, а заключенная в нем правовая норма как бы никогда не существовала. Признание прецедента источником права дает возможность суду выполнять правотворческие функции, как в случае
    отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии, этот постулат характерен для всей системы общего права.
    Юридическая доктрина
    В виде теорий, концепций, идей. Особое значение она имеет для стран, относившихся к романо-германской правовой семье.
    Юридическая доктрина как источник права:
    - разрабатывает юридические термины и конструкции;
    - оказывает существенное влияние на сознание законодателей;
    - определяет тенденции и закономерности развития государства и права;
    - ориентирует юридическую деятельность на прогрессивное развитие права и государства.
    Мнения ведущих ученых-юристов в большинстве правовых систем не образуют право в собственном смысле слова. Однако в формировании модели правового регулирования значение научных работ в области права всегда было довольно велико. Законодатель часто учитывал те тенденции, которые фиксировались в доктрине. В романо-германской правовой семье основные принципы права были выработаны именно в университетских стенах. Роль доктрины в современных условиях чрезвычайно важна в совершенствовании законодательства, в создании правовых понятий и в методологии толкования законов. В то же время истории развития права известны случаи, когда юридическая доктрина воспринимается как непосредственный источник права.
    Так, в англоязычных странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских ученых. Мусульманское право вообще основано на принципе авторитета, в связи с чем заключения древних юристов, знатоков ислама, имеют официальное юридическое значение. Обширные своды правил общеобязательного поведения, почерпнутых из трудов видных юристов, известны индусскому праву.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта