Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2. Анализ картин художников

  • Список литературы

  • курсовая по композиции. Закон новизны и жизненности в изобразительном искусстве Курсовая работа


    Скачать 355.89 Kb.
    НазваниеЗакон новизны и жизненности в изобразительном искусстве Курсовая работа
    Дата01.06.2022
    Размер355.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсовая по композиции.docx
    ТипЗакон
    #561868
    страница2 из 2
    1   2
    ГЛАВА 2. ЗАКОН ЖИЗНЕННОСТИ И НОВИЗНЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

    2.1. Специфика законов жизненности и новизны

    Закон жизненности (типизации). Помимо того, что типизация является частным законом композиции и появляется только в конкретных произведениях, отличительная черта каждого такого произведения - схожесть с воспоминаниями, с ассоциациями каждого человека. При изображении чего-либо объект не просто передается таким, какой он есть, а наоборот, от вбирает в себя черты всего присущего, всего в целом. Проще говоря, закон жизненности можно описать так “Большое в малом. Общее в частном”. Например, в произведении Алексея Саврасова “Грачи прилетели” на картине изображен известный и частовстречающейся в уголках огромной и бескрайней России пейзаж. Художник изобразил конкретный момент в определенном месте, но не смотря на это, восприятие происходит таким образом, что кажется, будто такую же картину человек наблюдал когда-то своими собственными глазами, что по его представлению птицы прилетают обратно именно так.
    Закон жизненности не так часто встречается среди большинства картин в силу трудной его передачи. Задача состоит в том, как изобразив определенный момент или определенный вид придать атмосферу общего, создать для наблюдателя впечатление, что художник нарисовал его воспоминания или воплотил его ассоциации. Основным инструментом творца становится типичность. Типичность обстоятельств, характеров, внешности, пейзажа, в котором разворачивается действие композиции т.е. создание художественного образа, в котором через характерное передается типическое, через единичное - общее.

    Тем самым, закон типизации, или, как называет его Кибрик, закон жизненности, характеризуется тремя основными чертами.

    1. Типичность характеров и типичность обстоятельств, в которых развивается действие в композиции. Таким образом, первоосновым законом является создание художественных образов, наличие их в композиции. «Природа художественного образа в том, что типическое проявляется в характерном, общее в единичном.

    2. Второй чертой закона типизации принято считать движение, так как без движения нет жизни. Поскольку особенностью изобразительного искусства, в отличие от театра, литературы, кино, где есть возможность показать весь процесс развития сюжета, формирования характеров, является передача только одного момента, то важной чертой закона типизации является передача в одном кульминационном моменте движения признаков предыдущего и последующего состояний. Только таким путем возможна передача движения, жизни в изобразительном искусстве. Это в одинаковой степени относится и к трактовке сюжета, и к трактовке каждой отдельной фигуры в композиции. Несоблюдение этого закона непременно ведет к застылости композиции.

    3. Реалистическое искусство не просто правдиво отражает действительность. Каждое подлинное произведение искусства - это эстетическое открытие мира художником, восторг мастера перед внезапно открывшимся ему новым и удивительным в обыденной жизни. И все действительно выдающееся в искусстве отличается этой чертой - неожиданностью впервые созданного. Кибрик выделяет эту черту закона типизации в самостоятельный закон и называет его законом новизны. Эстетическое открытие мира мы видим в бессмертных творениях Микеланджело, Тициана, Рембрандта, а также в лучших произведениях советских художников - А. А. Дейнеки, Ю. И. Пименова, Г. Н. Нисского и многих других. Их произведения новы и по темам, и по художественным средствам, и по своим композиционным решениям.

    Только тот художник сможет найти новое, будет настоящим новатором, который способен воспринимать новое в жизни, стремится отобразить это новое, утвердить его и показать людям. Поскольку художник отражает действительность, в которой живут люди, он своим произведением оказывает влияние на их умы. Это влияние будет действенным, если у художника имеется твердая идейная направленность и убежденность в своих взглядах. Целью передачи закона является умение изобразить художественный образ, который будет нести в себе эстетические качества и новизну композиционного решения. Смысл новизны состоит в том, чтобы создать нечто неповторимое, открыть новый горизонт, проявить все свое воображение и найти идею, которую никто до этого не смог воплотить. Причем проявление состоит не только в идее, оно может быть передано и с помощью новой формы, с изображением неординарных поз, оригинальной композиции и расстановки, необычными свето-теневыми отношениями, странностью в объекте изображения, новизной рамы и выходом на новые ступени, в открытии нового.
    Но вся ирония новизны состоит в том, что художник, приступая к своему будущему произведению начинает его всегда заново. Получается, что каждый творец с каждой новой картиной открывает и становится причастным к новизне, он создает нечто новое. Возможно, до него другие художники могли изображать нечто подобное, могли уже использовать данную идею, но для творца это изображение станет личным открытием. Закон новизны непросто понять, ведь он присутствует в любой картине, если это не есть репродукция (но даже и в ней, по средствам других мазков и повторении заново, новизна все равно раскрывается), т.к. каждый творец изображает форму, композицию, объект или что-либо другое неповторимо, открывая для себя и конкретно для зрителя новые ракурсы, каждый художник может найти в одном и том же объекте разные отличные от других характеристики и отличия. Неповторимость в новом.

    2.2. Анализ картин художников

    В таких пейзажах, как «Грачи прилетели» А. К. Саврасова (Рис. 1), «Золотая осень» И. И. Левитана, «Березовая роща» А. И. Куинджи (Рис. 5), «В голубом просторе» А. А. Рылова, перед нами не только интересные мотивы, но и типические образы русской природы. Не смотря на передачу изображения частного, мы представляем общее. Каждая картина объединяет в себе все черты русской природы и увидев картину, можно представить, что наблюдатель уже видел изображенный пейзаж когда-либо.
    Примером создания художественного образа в портрете может служить одно из крупных произведений И. Е. Репина «Протодьякон» (Рис. 5). Когда мы смотрим на эту картину, нам не приходит в голову мысль о том, похож или не похож протодьякон на чугуевского дьякона, с которого был написан. Силой своего таланта художник создал портрет целого сословия, хотя, вероятно, провинциальный дьякон обладал некоторыми характерными чертами (свирепое плотоядное лицо, размашистый, как удар, жест). Из этого следует, что изобразив, опять же, частную личность, художник изображает все присущее ему и этой личности в общем, создает в нем типичные черты, узнаваемые каждым.

    Так же, движение, как частный закон жизненности. Проледить его можно отчетливо в таком произведении, как И.Е.Репина “Не ждали” (Рис. 2) . Все фигуры в и общая концепция картины трактуется таким образом, что зритель присутствует не только при изображенном моменте - ему понятны занятия и состояние каждого из персонажей этого семейного кружка и до того, как неожиданно открылась дверь перед вошедшим. В то же время захватившая дух неожиданность встречи сейчас, немедленно должна разрешиться взрывом чувств, шумом расспросов, может быть, слезами.

    Очень динамична трактовка сюжета в картине „Свадьба на завтрашней улице“ Юлия Пименова (рис. 3). Здесь изменяется и город с улицей, еще достраивающейся, и судьбы героев, очевидно только поселившихся в недавно выстроенных домах. Вся процессия не только передвигается в пространстве, но неуклонно движется к будущему и зримо лучшему. Вся неустроенность окружающего - строительная грязь и беспорядок - только подчеркивает праздничное состояние людей, уверенно идущих в завтрашний день.

    Заключение

    Подводя итог, стоит сказать о том, что композиция как наука объемна. Она имеет свои характерные только ей законы и особенности, где каждые из них важны в равнозначной степени. Причем сами законы принято делить на два типа: основные и частные. Именно так разделил законы Е.В.Шорохов. Под основными принято считать те, которые непосредственно оказывают влияние на большинство произведений, как стандартные рамки для любого творца. К частным же, принято относить иные, те, которые оказывают влияние лишь на определенные жанры искусства, их наличие зависит от замысла самого художника, хочет ли он передать что-либо в той или иной мере.

    Мое исследование было нацелено на выявление конкретных, частных законов композиции, а именно закона жизненности (типизации) и новизны на реальных примерах, в виде произведений великих мастеров. В целом удалось. выявить несколько алгоритмов Картины, в композиции которых прослеживатся тематика типичного, где через общие черты передается основной замысел или в частном изображении пейзажа передается характерные черты всей культуры всей местности или страны.

    Список литературы

    1. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. / А.Д. Алехин. — Школа. М.: 1985.

    2. Алехин, А.Д. О языке изобразительного искусства / А.Д. Алехин — М.: 1973.

    3. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты / Г.В. Беда. — М.: 1989.

    4. Волков, Н.Н. Восприятие картины / Н.Н. Волков. — М.: 1976.

    5. Голубева, О.Л. Основы композиции / О.Л. Голубева. — М.: 1985.

    6. Григорян, Е.А. Основы композиции в прикладной графике / Е.А. Григорян. — М.: 1990.

    7. Иконников, А.В. Основы архитектурной композиции / А.В. Иконников, Г. П. Степанов. — М.: 1971.

    8. Кибрик, Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве / Е.А. Кибрик — М.: 1986.

    9. Кузин, В.С. Психология / В.С. Кузин М.: 1982.

    10. Лебедева, Е.В. Искусство художника-оформителя / Е.В. Лебедева, Р.М. Черных. — М.: 1981.

    11. Левин, С.Д. Беседы с юным художником / С.Д. Левин. — М.: 1988.

    12. Любимов, Л.Д. Искусство древней Руси / Л.Д. Любимов. — М.: 1981.

    13. Шорохов, Е.В. Основы композиции / Е.В. Шорохов. — М.: 1979.

    14. Шорохов, Е.В. Композиция / Е.В. Шорохов. — М.: 1986.

    Приложение



    Рисунок 1. А.К.Саврасов ”Грачи прилетели”



    Рисунок 2. ”Не ждали” И.Е.Репин



    Рисунок 3. “Свадьба на завтрашней улице” Ю.Пименов



    Рисунок 4. “Золотая Осень” Левитан



    Рисунок 5. ”Протодъякон” И.Е.Репин



    Рисунок 5. ”Березовая роща” Куинджи
    1   2


    написать администратору сайта