Главная страница

Социология 26.02. Закон о трех стадиях развития человечества, соответствующих трем состояниям человеческого знания


Скачать 27.75 Kb.
НазваниеЗакон о трех стадиях развития человечества, соответствующих трем состояниям человеческого знания
Дата04.05.2021
Размер27.75 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСоциология 26.02.docx
ТипЗакон
#201517

  1. Органическая теория общества Г.Спенсера
  2. Типы общества по уровню развития по Г.Спенсеру (военный промышленный тип)


  3. Сравнения


Для обоснования позитивизма Конт вывел закон о трех стадиях развития человечества, соответствующих трем состояниям человеческого знания:

  1. Теологическая стадия, на которой человек объясняет происходящие в жизни процессы действием сверхъестественных сил.

  2. Метафизическая стадия, на которой представления о сверхъестественных силах заменяются абстракциями, воплощенными в различных философских идеях.

  3. Позитивная или научная стадия. Это современная Конту стадия, на которой люди вместо попыток окончательного познания мира стали исследовать вещи, находящиеся в пределах их досягаемости.

Позитивизм надолго определил развитие социальной науки. В Англии Герберт Спенсер разрабатывал биоорганическую теорию, опираясь на представления о единстве законов истории природы и общества. Спенсер рассматривает эволюцию человечества с позиций теории эволюции животного мира Ч. Дарвина и выделяет три фазы общего эволюционного процесса  неорганическую, органическую и надорганическую, к которой и относит социальную эволюцию. Структуру общества Спенсер рассматривал по аналогии со структурой человеческого организма.
Помещенные ниже фрагменты из книги «Основания социоло­гии» (1876) демонстрируют, что Спенсер рассматривал общество как особое бытие, т.е. отнюдь не был номиналистом, как это нередко угверждают, ссылаясь на то, что он ставил в центр внимания инди­вида. Да, действительно, он был либералом и считал, что не инди­вид существует для общества, а общество для индивидов. Но это не мешало ему реалистически принимать объективное существование общества как особого органического целого.

Катя:

Герберт Спенсер (1820-1903) — один из крупнейших мыслителей XIX в.; наряду с О. Контом, основоположник социологии как научной дисциплины, создатель ее органической школы. Спенсер был довольно разносторонней личностью. Он успел поработать  учителем в школе, инженером на строительной железной дороге, начальником инженерного бюро, журналистом.

Подобно Конту, Спенсер рассматривал общество как высший уровень органической жизни, который принципиально отличает­ся от неорганической природы, но имеет общие черты со всеми живыми организмами, хотя и качественно отличается от них. Его главный социологический труд «Основания социологии» дал целостное представление о методологических принципах ученого и его взглядах на общество.

Суть органической теории Спенсера заключается в понимании общества как социального организма, подобного биологическому и развивающегося по таким же законам. Подобно тому как человеческое тело состоит из органов — почек, легких, сердца и т.д., общество состоит из различных институтов, таких, как семья, религия, право. Каждый элемент незаменим, поскольку выполняет свою собственную социально необходимую функцию.

Спенсер выделяет 5 общих черт:

  1. все организмы растут, увеличиваясь в объеме;

  2. они имеют свою внутреннюю структуру;

  3. эта структура усложняется по мере роста;

  4. усложнение структуры сопровождается усилением дифференциации функций составляющих ее частей;

  5. это ведет к развитию взаимодействия между отдельными частями.

В подтверждение этих положений Спенсер приводил ряд конкретных аналогий: роль мозга выполняет в обществе правительство, кровообращения — торговля, сосудистой системы — транспорт, питания — промышленность и земледелие и т.д.

В то же время Спенсер отмечал и отличие общества от биологических организмов:

  1. в обществе человек меньше зависит от социального целого;

  2. в биологических организмах элементы существуют ради целого, а общество, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов.

*******

С органической теорией общества Спенсера тесно связано его учение о всеобщей эволюции, сложившееся во многом под влиянием идей Ч. Дарвина.

Социальные организмы — это вершина природной эволюции.

Спенсер приводит примеры социальной эволюции. Крестьянские хозяйства постепенно объединяются в большие феодальные системы. Последние, в свою очередь, объединяются в провинции. Провинции же создают королевства, а те превращаются в империи. Все это сопровождается появлением новых органов управления. В результате усложнения социальных образований меняются функции образующих их частей. Например, в начале эволюционного процесса семья обладала репродуктивной, экономической, образовательной и политической функциями. Но постепенно они переходили к специализированным социальным органам: государству, церкви, школе и т. д.

Каждый социальный организм, по мнению Спенсера, состоит из трех основных органов (систем):

      1. производственного (сельское хозяйство, рыболовство, ремесло);

      2. распределительного (торговля, дороги, транспорт и т. и.);

      3. управленческого (старейшины, государство, церковь и т. п.).

Большую роль в социальных организмах играет управленческая система, определяющая цели, координирующая остальные органы, мобилизующая население. Она действует на основе страха перед живыми (государство) и перед мертвыми (церковь).

Таким образом, Спенсер одним из первых дал достаточно четкую структурно-функциональную характеристику социальных организмов: стран, регионов, поселений (городов и деревень).

Никита:

  1. Подобно Конту Спенсер также выделяет различные типы обществ в зависимости от стадий их развития – военное и промышленное общества. На заре истории конфликт, сыгравший большую роль в общественном развитии, положил начало военному обществу с жесткой, малоподвижной структурой и патерналистским менталитетом, противящимся всяким изменениям. Современную ему эпоху Спенсер оценивал как переходную к промышленному обществу, в котором, благодаря бурному развитию науки и техники, ослабевает принуждение и растут гибкость общественного сознания и подвижность организаций

  2. По степени интеграции Спенсер различает простые, сложные, вдвойне сложные общества; по уровням развития распределяет их между двумя полюсами, нижний из которых составляет военное общество, а верхний — индус триальное. Военные общества характеризуются наличием единой системы веры, а кооперация между индивидами достигается посредством насилия и принуждения; здесь государство доминирует над индивидами, индивид существует для государства. Индустриальные общества, где доминирует экономическая система, характеризуются демократическими принципами, многообразием систем веры и добровольной кооперацией индивидов. Здесь не индивид существует для государства, а государство — для индивидов. Спенсер мыслит социальное развитие как движение от военных обществ к индустриальным, хотя в ряде случаев считает возможным и обратное движение — к военным обществам, например в контексте социалистических идей. Впрочем, по мере развития общества становятся все многообразнее и индустриальное общество существует во множестве разновидностей.

Степень строгости социального контроля и централизации управления Спенсер считал одним из главных критериев классификации обществ.

Военный тип характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Вся жизнь здесь подчинена дисциплине, а сотрудничество людей в достижении общих целей имеет принудительный характер. В обществах "промышленного" типа система управления становится более гибкой, принудительная кооперация уступает место добровольной, а власть рассматривается как выражение общей воли свободных граждан.

"Военный" тип общества отражает, согласно Спенсеру, более низкую ступень общественного развития по сравнению с обществом "промышленного" типа. Переход от первого ко второму он рассматривал как социальный прогресс. Со временем спенсеровская концепция "однолинейного" прогресса, т.е. непрерывного поступательного движения общества, модифицируется в теорию усложненной "многолинейной" эволюции, предполагающей в отдельных случаях даже возможность социальной деградации.

Спенсер высоко оценивал конкуренцию в качестве механизма совершенствования общества, приписывая ей роль "естественного отбора". Вознаграждая наиболее умелых и усердных работников, конкуренция способствует не только повышению интеллектуального и морального уровня общества, но и увеличению объема общественного богатства. Спенсер считал, что необходимо избавляться от неприспособленных членов общества и государство не должно вмешиваться в этот процесс.

Спенсер, как и Конт, был противником революционных преобразований, полагая, что любое вмешательство в естественный ход развития общества может обернуться непредсказуемыми последствиями. Он также не разделял социалистических идеалов, считая, что их реализация приведет к подавлению личности, насаждению уравнительности ("поощрение худших за счет лучших"), росту бюрократического аппарата, ведающего распределением и перераспределением общественных благ.

Большое внимание Спенсер уделял разработке понятийного аппарата социологии. Он первым стал широко использовать такие социологические категории, как "социальная система", "социальный институт", "социальная функция" и др. Ему принадлежит приоритет и в обосновании взаимосвязи изменения социальной структуры и дифференциации функций составляющих ее элементов, необходимости координации этого процесса в рамках специальной регулирующей системы.

Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций ее элементов, Г. Спенсер заложил основы структурно-функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Именно этим и определяется, прежде всего, его заслуга в развитии социологической мысли.


написать администратору сайта