Главная страница

неравенство. Закон природы, как и все


Скачать 46.42 Kb.
НазваниеЗакон природы, как и все
Дата18.01.2018
Размер46.42 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файланеравенство.pdf
ТипЗакон
#34516

Неравенство – такой же хороший закон природы, как и все
остальные.
Проблема естественности или неестественности неравенства имеет свои корни в далёком прошлом. Ещё Аристотель обратил внимание на явление неравенства и, по его мнению, кто-то уже рождается несвободным, а кто-то свободным, и это совершенно справедливо. И в более позднее время, уже после появления идей либерализма, некоторые учёные считали, что неравенство в обществе обосновано и в этом нет ничего противоестественного.
Этот вопрос осветил немецкий социолог Огюст Конт. Разделение труда, которое изучал учёный, порождает возникновение двух основных функций – управленческой и исполнительной. Ведь наряду с тем, что разделение труда образует социальную сплочённость, оно может так же разложить общество на отдельные изолированные группы, потому что индивид видит только свою задачу и забывает об общем социальном интересе. Поэтому и появляются две функции. А из этих функций вытекает разделение общества на два основных класса – руководители и исполнители. Функцию управления Конт считает естественной и необходимой, отсюда и разделение на два класса носит такой же характер. В природе, аналогии с которой проводил сам Конт, неравенство, деление на управляющих и управляемых служат основой выживания для существ, сосуществующих вместе. Например, пчелы, муравьи образуют огромные семьи в ульях и муравейниках, и разделение в них на руководителей (у муравьев - самки-царицы, у пчёл – королева-матка) и подчинённых (рабочие) естественно и заложено природой.
Получается, что социальная иерархия и неравенство можно назвать
«законом природы», а идеи социального равенства Конту не близки и противоестественны.
Обосновать положительную сторону социального неравенства поможет теория классов и их борьбы Карла Маркса. Учёный, подобно
Конту, делил общество на два антагонистических класса, они находятся в состоянии вечного конфликта. Но именно это состояние конфликта, вызванное неравенством, способно стимулировать социальное развитие. Вследствие противоречий появляются изменения и сдвиги, которые ведут общество по лучшему пути.
Однако Маркс не считает неравенство естественным состоянием общества. Он выделял родо-племенную, общинную формацию, в которой было равенство до разделения труда, и стремится социолог к последней формации, коммунизму, в которой нет неравенства.
Несмотря на это, в теории Маркса можно увидеть положительную сторону неравенства: оно является причиной борьбы, которая
способствует социальному развитию. Так, благодаря неравенству один строй сменял другой, и общество вставало на новую ступень развития, создавались новые типы отношений (раб – рабовладелец, крестьянин – феодал, пролетариат – буржуазия). К тому же, в том коммунистическом обществе, которое пророчествует учёный, потребность в социальной эволюции исчезает, ведь общество уже встало на последнюю ступень развития. Поэтому неравенство у
Маркса не «закон природы», но это не мешает ему быть «хорошим».
Неравенство как «закон природы» можно найти у представителей расово-антропологической школы. Неравенство, которое представлено прежде всего делением людей на расы, является базовым социальным законом для учёных этой школы. Основатель школы, Артур де Гобино, считает иерархию фундаментальным социальным явлением. Он выступает против всех видов равенства и признает расовое неравенство основным, потому что из него проистекают все другие. Иерархия создаётся самой природой, ведь не сами люди решили разделиться на расы, расовое различие, а отсюда неравенство, - естественные процессы. Мне кажется, ярким примером может являться рабство чернокожих людей. Они были рабами просто потому что принадлежали к другой расе, и человек, представитель негроидной расы, не мог стать аристократом, как представитель европеоидной расы. Таким образом, неравенство определялось расовой принадлежностью, а изменить свою расу человек не может, поэтому иерархия опять же стала «законом природы».
Неравенство как последствие различных физических особенностей выделяет и В. Парето, создавший теорию элиты. Но он добавляет и неравенство в интеллектуальном и нравственном отношениях.
Поэтому неравенство учёный считает естественным социальным фактом. Согласно теории элиты, эта элита существует в любом обществе независимо от его строя, и её представители обладают такими качествами (например, способность принуждать людей, убеждать мирно или применять силу), которые позволяют им находиться на вершине. Элиты существовали и в родо-племенном строе (в общине выделялись вождь и старейшины), затем в феодальном (неравенство проявляется более открыто: бедные, крестьяне, работают на богатых, феодалов) и так далее. Неизбежное появление элиты в любом обществе попытался показать Уильям
Голдинг в произведении «Повелитель мух». Мальчики, случайно оказавшиеся на острове, делятся на вожаков и тех, кто им подчиняется. Такая ситуация является маленькой проекцией общества, которая показывает, как появляются элиты, и заявляет о том, что их появление невозможно предотвратить, это происходит само собой.

Таким образом, неравенство можно представить «законом природы», оно носит естественный характер. Неравенство было всегда, всегда были «высший» и «низший» слои. Конечно, иногда общество само создаёт иерархию (например, рабство), но даже после его упразднения неравенство осталось, и, наверное, абсолютного равенство никогда нигде не существовало и не будет существовать.


написать администратору сайта