Эссе по Карлу Марксу. Эссе по Карлу Марксу Сдача. Закон воля господствующего класса Аргументы в защиту тезиса
Скачать 21.57 Kb.
|
Эссе «Право по Марксу не есть возведенная в закон воля господствующего класса» Аргументы в защиту тезиса Движущими силами процессов возникновения и развития права являются материальные экономические отношения общества. «Мои исследования, — писал К.Маркс в 1859 г., — привели меня к тому результату, что правовые отношения, точно также и формы государства не могут быть поняты ни сами из себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель ... называет «гражданским обществом». (Сырых В. М. Материалистическая теория права: Избранное 3. т.13, с. 6) Право возникло в связи с разложением общинно-родового строя, появлением частной собственности и соответствующего этой форме собственности обмена как исторически первого экономического отношения. Право было порождено не государством, а самими участниками обмена, вынужденными вступать в подобную экономическую связь друг с другом, поскольку иным способом они не могли удовлетворить своих потребностей в соответствующих материальных благах. В этом случае, отмечал К. Маркс, «меня определят и насилуют мои собственные потребности, насилие надо мной совершает не нечто чуждое, а лишь моя собственная природа, являющаяся совокупностью потребностей и влечений». (Сырых В. М. Материалистическая теория права: Избранное 3 т. 46, ч. 1, с. 192). В правовой форме обмена содержатся все сущностные признаки права: взаимозависимость, равенство, свобода, эквивалентность и общеобязательность. При этом естественным условием обмена выступает взаимозависимость действующих субъектов, выражающаяся в том, что «каждый одновременно является и средством, и целью и притом достигает своей цели лишь постольку, поскольку становится средством и становится средством лишь постольку, поскольку полагает себя в качестве самоцели». (3. т. 46, ч. 1, с. 190) Взаимозависимость, в свою очередь, конкретизируется в таких сущностных признаках права, как равенство, свобода, эквивалентность и общеобязательность. «Субъекты в обмене оказываются равноценными друг другу лишь при помощи эквивалентов и выявляют себя как таковые лишь посредством передачи одним субъектом другому той предметности, в которой один существует для другого». (Сырых В. М. Материалистическая теория права: Избранное Т. 46, ч. 1, с. 188). Нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, то есть общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений.( Спиридонов, Л.И. Теория государства и права.-2005-85) Общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов.( Абдулаев, М.И. Теория государства и права.-2004-377с.) Опровержение тезиса Исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы. ( Зубанова, С.Г.Теория государства и права.-2010-353с.) Нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон.( Королевский, В.М., Перевалов В.Д.Теория государства и права.-1997-49с) Полезно в нормативизме то, что он обращает внимание на такие качества права, как нормативность, формальная определенность, что способствует совершенствованию права как системы, его формализации, отмечается, что с идеями нормативизма связано широкое распространение в современном мире институтов конституционного контроля..( Григорьева, И.В.Теория государства и права.-2009-184с) Само право и его реализация обеспечивается в необходимых случаях принудительной силой государства. (Кулапов, В.Л., Малько А.В.Теория государства и права.-2010-243) Позиция Автора Понятие права в понимании Карла Маркса основывается на множестве неправильных представлений о функции права и упускается из виду значительную часть роли, которую закон играет в социальном порядке. Во-первых, он неправильно понимает значение социальной природы права для значимости законности. Юридические санкции, например, отличаются от удара по носу. Когда водитель останавливается у знака "стоп" из страха перед административном штрафом, его или ее страх зависит от целого ряда действий, непонятных, за исключением практики легитимации действий государства законом. Водителю нужно бояться только из-за предсказания, что он или она понесет наказание вне зависимости от его финансового достатка и тех или иных полномочий, в условиях здоровой законодательной системе. При этом тезис о «Право по Марксу не есть возведенная в закон воля господствующего класса» не может объяснить условия, при которых государство и право могут иметь взаимно различное действие при котором в рамках закона могу происходить действия в ущерб тем или иным «привилегированным классам» Позиция Карла Маркса складывается из анализа объективных социально-экономических факторов и не является полностью детерминированным нынешней политической обстановкой и формацией. "Буржуазная революция не разрушает феодализм на одном вдохе. Неизбежно остаются могущественные феодальные элементы, и сегодня пережитки феодализма существуют даже в наиболее развитых капиталистических странах — крестьянство, аристократия, британская Палата лордов, монархия и так далее." - писал марксист Тед Грант, делая выводы из научных трудов Карла Маркса. то есть, несмотря на то, что правящим классом при капитализме является не аристократия, а буржуазия, отдельные элементы права могут сохраняться и из предыдущей экономической формации. Еще одним живым примером может быть правовое регулирование малого бизнеса в странах так называемой "народной демократии" в которых при построении социализма были сохранены рыночные отношения на низовом уровне, что требовало наличия законодательной базы, позволяющей обеспечить защиту прав данных предпринимателей, а так же прав их наемных работников, и построения их взаимодействий с государствомпри этом, правящим классом в странах ОВД являлся пролетариат, однако права мелкой буржуазии сохранялись, что было последствием сохранения пережитков капитализма. Представление Маркса об источниках социальной стабильности, и законодательной компетенции, разделенных на классы, апеллирует как к репрессивным, так и к нерепрессивным механизмам. Такие общественные модели часто могут включать в себя прямое подавление (или угрозу этого) одной группы другой, но Маркс не думает, что это все дело. Существуют также нерепрессивные источники социальной стабильности, и правовой государственной стабильности. Грубо говоря, описание права Марксом утверждает, что господствующие социально-правовые основы ложны и вводят в заблуждение таким образом гражданское общёство, что оно работает в интересах экономически господствующего класса. Я должен отметить, что идеология, по-видимому, является существенной частью, трактовки Марксом законодательно-правовых основ общества, и приводимые им тезисы являются естественно устаревшими факторами эпохи его жития. Ведь в современном мире уже начинается прослеживаться размытия классовых понятий как таковых из за развития человеческой цивилизации, и законодательство в той или иной степени социально ориентировано, ведь основой общёства в современном мире является гражданское общество. |