Главная страница
Навигация по странице:

  • Первый закон гармонии

  • Второй закон гармонии

  • Третий закон гармонии

  • Список литературы

  • Культурология. Эссе_по_культурологии_ПС5И2109_Ивашечкина_Ю_И_. Законы гармонии в культуре по дисциплине


    Скачать 0.74 Mb.
    НазваниеЗаконы гармонии в культуре по дисциплине
    АнкорКультурология
    Дата29.06.2022
    Размер0.74 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭссе_по_культурологии_ПС5И2109_Ивашечкина_Ю_И_.doc
    ТипЗакон
    #619841


    НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Факультет психологии



    ЭССЕ



    на тему:

    «Законы гармонии в культуре»


    по дисциплине:

    «Культурология»

    Выполнил студент:

    Курс: 1

    Группа:

    Проверил:

    Доцент философских наук


    Москва, 2022

    «Гармония» восходит к греческому «harmonía», что значит «связь, созвучие, соразмерность». С этим переводом связаны и современные значения слова, изначально пришедшего из музыки.

    С.А. Кузнецов определяет гармонию так: «1. Выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на их взаимосвязи и последовательности; раздел теории музыки и учебный предмет, изучающий эти средства. 2. Благозвучие, стройность и приятность звучания; стройное, согласованное звучание, созвучие. 3. Стройное сочетание, взаимное соответствие (предметов, явлений, частей целого, свойств и т.п.)»1
    Мне, как художнику-иллюстратору, близко другое определение гармонии, данное философами: «Гармония – это соразмерность частей и целого, сочетание различных компонентов, оптимальное взаимосоответствие различного в составе целого, отвечающее эстетическим критериям совершенства, красоты».2

    Любопытно, что в этом определении в один ряд поставлены понятия очень субъективные («совершенство», «красота», «эстетика») и понятия, претендующие на попытку объективизировать гармонию («соразмерность», «оптимальное взаимосоответствие»).

    В любом случае, гармония нужна человеку на физиологическом, психологическом, социальном уровнях. И ее сохранением, воссозданием занимается культура в целом и искусство в частности.
    Можно ли научиться создавать гармонию?

    Мой ответ, как художника-иллюстратора: «Да! Созданию гармонии определенно можно научиться».

    На заре иллюстраторской деятельности, будучи далекой от рисования в детстве, я с удивлением для себя отметила, что иллюстрация похожа на естественную науку. В ней есть определенные правила, соблюдая которые, можно добиться субъективного (как на первый взгляд может показаться) суждения: «Мне это нравится!».

    Сейчас, погружаясь в тему гармонии в культуре, я бы сказала, что более точно описание Колина К.К., который сказал, что гармония – это «информационное свойство реально существующих объектов или процессов»3. Это свойство представляет собой соотношения частей и целого и их взаимного расположения в пространстве. По сути, так можно определить «закон» в гармонии. И подставляя компоненты в эти «законы», добиваться гармоничного результата.
    Каковы же законы гармонии?

    В ответ я проиллюстрирую подход к законам гармонии в культуре, данный Д.Л.Родзинским. Я буду давать примеры реализации законов гармонии в работе художника, которые, однако, применимы к фотографу, декоратору, режиссеру театра или кино. То есть ко многим творцам визуальной культуры.

    _______________________

    1 Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – Норинт, 2004.

    2 Малышевский А. Ф. Философско-терминологический словарь. – 2004.

    3 Колин К. К. Человек и гармония: информационная концепция теории искусства и творчества //Пространство и время. – 2011. – №. 4.

    Законы гармонии по Родзинскому соотносятся с 4 типами движения или 4 этапами становления бытия эманации: линией из точки, циклом, спиралью и хаосом.4

    Чтобы оставаться соразмерной эманации и гармония должна отражать эти 4 типа движения.
    Первый закон гармонии рождается в синтезе пустоты абсолютного кода и точки эманации. Они бессодержательны по своей природе. В них пустота, которая имеет множество форм проявления.

    Они противоположны друг другу, но, несмотря на противопоставленность, соединяются по принципу единства.

    Так, в иллюстрации, аналогом пустоты абсолютного кода можно считать белое (или негативное) пространство. Это свободная от объектов территория иллюстрации. В противовес позитивному пространству – всем изображенным объектам.

    Неслучайно один из главных страхов художников – боязнь чистого листа. На нем пугающая пустота. Бывалые иллюстраторы, интуитивно понимая первый закон гармонии, советуют хоть что-то изобразить на листе (точку, линию, пятно), или взять для рисования блокнот с цветными страницами, или рисовать эскизы на использованной когда-то бумаге (например, в ежедневнике), или просто поставить на чистый лист бумаги чашку с кофе, чтобы та оставила отпечаток 5, 6

    Также один из принципов гармоничного дизайна гласит – хорошим можно воспринять дизайн, если на изображении одинаково качественно продуманы объекты и белое пространство.
    Второй закон гармонии являет собой синтез простоты абсолютного кода и цикла эманации, которая вращается вокруг простоты абсолютного кода. При этом вращение без своего центра немыслимо. Ось – это начало движения, а само движение – продолжение оси. Так рождается принцип целостности, который задает форму гармонии.4

    В визуальной культуре, в том числе в иллюстрации, за форму отвечает композиция – объединение отдельных элементов в художественное целое таким образом, что они приобретают особый смысл в окружении друг друга.

    Так, например, есть правило третей (упрощенная версия золотого сечения), где самые важные части изображения помещаются на пересечении воображаемых горизонтальных и вертикальных линий, проведенных через него.

    Есть также законы перспективы, которые соподчиняют части целому, и особый вид работы с перспективой – нарочная смена точки обзора зрителем. Тут уже в целостную картину вовлекается и сам наблюдатель – он становится соучастником изображения.7

    _______________________

    4 Родзинский Д.Л. Абсолютный код культуры и фрактальная теория мышления. - М.: URSS, 2021.

    5 Ратковски Н. Разреши себе творить. Артбуки, эскизные блокноты и путевые дневники. – Манн, Иванов и Фербер, 2015

    6 Доналдсон Д. Креативная акварель. Вдохновение, техники, поиск собственного стиля. - Манн, Иванов и Фербер, 2019

    7 Эллис Э. Взрослая книга о детской иллюстрации. Как нарисовать свою яркую иллюстрацию. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020

    Особого рода целостностью в иллюстрации будет также целостность цветовая. Теоретик цвета И.Иттен полагал, что цвет наполняет форму душой. И даже один из инструментов его теории о цвете носит название «цветовой круг», подобно типу движения второго закона гармонии.
    Третий закон гармонии – синтез покоя абсолютного кода и спиралевидного движения эманации, имеющего свой ритм. От того, насколько ритм движения созвучен покою абсолютного кода зависит иерархия универсального порядка, которая проявляется в принципах согласованности и повторяемости, а также ритма и синхронности.4

    В иллюстрации эти принципы реализуются через:

    - выбор цветового тона (холодного или теплого), насыщенности цветов и контрастности, которые дают понять, что в изображении главное, а что второстепенное,

    - правила нечетности объектов, которое делает изображение более живым и интересным,

    - ритмическую повторяемость в рисунке, объединяющую композицию, определяющую акценты там, где ритм вдруг прерывается,

    - направляющие линии, как элемент композиции, которые ведут взгляд зрителя к главному объекту,

    - повторяющиеся элементы узора или фактуры материалов, используемых при создании иллюстрации,7

    - прием перекрытия одного объекта другим. Колин К.К. называет это принципом «ключ-замок», поскольку два объекта, визуально накладываясь друг на друга, приобретают пространственную целостность.3
    Наконец, четвертый закон гармонии – синтез бесконечности абсолютного кода и хаоса эманации, проявляющийся в принципе пропорции, где все имеет свою меру количества и качества в соотношении структуры бытия.4

    Количественные отношения объектов в иллюстрации подчиняются правилам композиционного равновесия (симметрии и асимметрии), где все части изображения согласуются друг с другом с учетом их визуального веса. Изображение также будет восприниматься гармоничнее, если в нем сочетаются большие, средние и маленькие объекты.7

    Качественные отношения объектов в иллюстрации демонстрируются степенью детализации изображения и тональностью – главные объекты будут проработаны тщательнее второстепенных и будут контрастировать по тональности со второстепенными (быть либо сильно светлее, либо сильно темнее).

    _______________________

    3 Колин К. К. Человек и гармония: информационная концепция теории искусства и творчества //Пространство и время. – 2011. – №. 4.

    4 Родзинский Д.Л. Абсолютный код культуры и фрактальная теория мышления. - М.: URSS, 2021.

    7 Эллис Э. Взрослая книга о детской иллюстрации. Как нарисовать свою яркую иллюстрацию. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020
    Таким образом, на примере иллюстрации можно сказать, что действительно, законы гармонии подчиняются принципам единства, целостности, согласованности, повторяемости, ритма и синхронности, а также пропорции.

    Уверена, что аналогичный разбор получился бы с музыкой, архитектурой и даже литературой.

    Зная законы гармонии, понимая, засчёт чего их можно реализовать в культуре, мы можем среди прочего влиять на мировосприятие человека – как в позитивную, так и в негативную сторону. Так, например, в ответ на исследования реакции человека на визуальную гармонию и дисгармонию, родилось новое научное направление видеоэкология, рассказывающее о взаимодействии человека с окружающей видимой средой. Пусть это будет благодатной прикладной реализацией изучения гармонии.

    Но это уже совсем другая история.
    Список литературы


    1. Доналдсон Д. Креативная акварель. Вдохновение, техники, поиск собственного стиля. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019




    1. Колин К. К. Человек и гармония: информационная концепция теории искусства и творчества //Пространство и время. – 2011. – №. 4.




    1. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – СПб.: Норинт, 2004.




    1. Малышевский А. Ф. Философско-терминологический словарь. – Калуга: Гриф, 2004.




    1. Ратковски Н. Разреши себе творить. Артбуки, эскизные блокноты и путевые дневники. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015




    1. Родзинский Д.Л. Абсолютный код культуры и фрактальная теория мышления. - М.: URSS, 2021.




    1. Эллис Э. Взрослая книга о детской иллюстрации. Как нарисовать свою яркую иллюстрацию. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020


    написать администратору сайта