Законы гармонии в культуре. Законы гармонии в культуре Термин гармония
Скачать 42.5 Kb.
|
Законы гармонии в культуреТермин «гармония» встречается в культуре, искусстве, в различных науках и отраслях. Значение гармонии в культуре высоко, так как сама идея гармонии и гармоничности существовала всегда. Мысль о том, что гармония присутствует во всякой культурной традиции, имеет большое значение1. В последнее время процветает, в частности, идея о взращивании «гармонически развитой личности». Законы гармонии в культуре с интересной позиции и достаточно многогранно рассматривал Д. Л. Родзинский. Он указывал на то, что гармония в культуре может быть выражена в соотношении бесконечности, хаоса и физического восприятия2. Одним из значимых проявлений компетентности ученого-исследователя является понимание универсального кода культуры (гармонии единства). Для Д. Родзинского гармония единства и универсальный код – это, по сути, синонимы3. Также Д. Родзинский указывает на то, что гармония, в основании которой заложена эманация, формирует и предмет науки, и методы познания, связанные с детерминизмом. Законы гармонии рождают сформированное и четкое, структурированное определение науки. Потом же законы гармонии описывают возникновение универсальной научной рациональности. Интересна точка зрения о том, что высшая форма проявления гармонии – это единство противоположностей. Эта высшая форма проявляется в теоретической научной картине мира. Исследователь упоминает парадигмальное знание, а также стиль мышления, который приводит к целесообразности. Также Д. Родзинским упоминается, к примеру, такая форма проявления гаромнии как целостность. Такая форма гармонии как согласованность выявляется в последовательном применении методик научного исследования, при этом главная задача – универсализировать сферу влияния теории. Гармония, по Д. Л. Родзинскому, также предполагает пропорциональное соотношение1. Гармония – естественный процесс, происходящий на разных уровнях. В общем и целом, законы гармонии предполагют: – соотношение и пропорциональность; – единство; – универсализм; – совокупность каких-то составных элементов. Можно вывести следующий закон гармонии в культуре: каждая система в культурологическом и общественном контексте стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), которые пропорционально и гармонично соотносятся. Должна быть определенная сообразность и соразмерность для достижения гармонии2. Закон, описывающий пропорциональность, также предполагает соблюдение требований к координации частей и к полноте информации, смыслов и подтекстов3. Знание законов гармонии в культуре позволяет эффективно и продуктивно создавать новые творческие проекты, повышать свой культурный уровень, добиваться соизмеримости, созвучности и верного соотношения элементов. Итак, эстетические чувства человека, с которыми связана культура, имеют в своей основе феномен гармонии. Культура подчиняется общим законам гармонии. При этом при анализе гармонии важно учитывать терминологический аппарат, проводить экспериментальные исследования, применять методологию и достижения других наук, не ограничиваясь только культурологией. Список литературыРодзинский Д. Л. Абсолютный код культуры и фрактальная теория мышления. - М.: УРСС, 2020. – 272 с. Культурология : учебник для академического бакалавриата / Ю. Н. Солонин [и др.] ; под редакцией Ю. Н. Солонина. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 503 с. Культурология в 2 ч. Часть 2. Историческая и практическая культурология : учебник для вузов / С. Н. Иконникова [и др.] ; под редакцией С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2022. – 292 с. 1 Культурология в 2 ч. Часть 2. Историческая и практическая культурология : учебник для вузов / С. Н. Иконникова [и др.] ; под редакцией С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2022. – С. 195 2 Родзинский Д. Л. Абсолютный код культуры и фрактальная теория мышления. - М.: УРСС, 2020. – С. 218 3 Родзинский Д. Л. Абсолютный код культуры и фрактальная теория мышления. - М.: УРСС, 2020. – С. 222 1 Родзинский Д. Л. Абсолютный код культуры и фрактальная теория мышления. - М.: УРСС, 2020. – С. 225 2 Культурология : учебник для академического бакалавриата / Ю. Н. Солонин [и др.] ; под редакцией Ю. Н. Солонина. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – С. 230 3 Культурология в 2 ч. Часть 2. Историческая и практическая культурология : учебник для вузов / С. Н. Иконникова [и др.] ; под редакцией С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2022. – С. 197 |