семинар 19.11.20. Законы Ману, Артхашастра Каутильи классические памятники древнеиндийского права Вопросы к теме
Скачать 158.96 Kb.
|
Законы Ману, Артхашастра Каутильи – классические памятники древнеиндийского права Вопросы к теме: Общая характеристика источников права Древней Индии. Древнейшим источником права в Индии был обычай. С развитием государства все большее значение приобретают законы, издаваемые царями. Отличительной особенностью древнеиндийского права является огромное влияние религии. В большинстве случаях судьями являлись слушатели церкви. Древнейшие индийские сборники законов (Законы Ману, Гаутамы, Апастамбы, Нарада) представляли творчество различных школ брахманов и служили учебными руководствами. К важнейшим источникам права Др. Индии относятся: · дхармашастры - сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм); · артхашастры - трактаты о политике и праве; · обычай (ачара, адачара); · царское узаконение, повеление (эдикт). Законы Ману: 1) общая характеристика; 2) правовое положение варн; 3) имущественные отношения; 4) брачно-семейное и наследственное право; 5) преступление и наказание. Считается, что законы Ману старше Артхашастры. Первое упоминание - 9 в. до н.э. Речь в них - от первого лица - легендарного прародителя людей – Ману, и часто этот памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия прослеживается связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману - это памятник сакрального права. Законы состоят из 2685 стихов (шлок), разделенных на 12 глав. Несмотря на бессистемность изложения материала, его распределение - вполне удобно для изучения. Рассказывается о сотворении мира, занятиях сословий, правах и обязанностях домохозяина, праве наследования, функциях царя, принципах его политики и гос. управлении, совершении обрядов, наставления для отшельников и аскетов, нормы праведного образа жизни. Свидетельства о положении отдельных социальных групп, в т.ч. шудр, рабов, наемных работников, о статусе четырех варн, судопроизводстве, налоговой системе Законы Ману- один из историко-правовых памятников. Законы Ману- это древнеиндийский сборник предписаний , определяющих поведение индийца в частной и собственной жизни в соответствии с господствовавшими в обществе системой взглядов и религиозными догматами брахманизма. В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Законы Ману были составлены около 2 в. до н.э. – 1 в. до н.э. В дошедшем до нас виде- это более двух тысяч двустиший, разбитых на 12 глав. Язык, на котором написаны Законы Ману, называется санскритским, язык древних индусов. Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману - это памятник сакрального права. Законы Ману были написаны в период, когда основная масса арийского населения Индии жила в условиях патриархального быта. В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э. (стих на санскрите - шлока). Законы Ману - это памятник сакрального права. Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления. На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые). В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн. Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе. Правовое положение основных групп населения древнеиндийского общества по Законам Ману. Происхождение четырёх варн: брахманов- священнослужителей, кшатриев- правителей и воинов, вайшьев- земледельцев и ремесленников, шудр- слуг, призванных обслуживать три высшие варны «со смирением»., в полном их понимании описывается в первой главе. 31. А ради процветания миров он создал из своих уст, рук, бёдер и ступней [соответственно] брахмана, кшатрия, вайшия и шудру. 87. А для сохранения всей этой Вселенной он, пресветлый, для рождённых от уст, рук, бёдер и ступней установил особые занятия. 88. Обучение, изучение [Веды], жертвоприношение для себя и жертвоприношения для других, раздачу и получение [милостыни] он установил для брахманов. 89. Охрану подданных, раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды] и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. 90. Пастьбу скота и также раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды], торговлю, ростовщичество и земледелие - для вайшия. 91.Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим варнам со смирением.3 Члены первых трех варн считались полноправными общинниками. У них в подчинении находились шудры. Но наряду с четырьмя варнами, существаволо, так сказать ещё и «неварновый» слой населения. Людей которые не входили ни в одну из варн называли «неприкасаемые» , называемые также в шастрах чандалами, швапачами, изгоями. Отношения с ними чётко регламентировались в шастрах многочисленными ограничениями, специальными ритуалами «очищения от загрязнения» при общении с ними. Место жительства чандалов и швапачей должно быть вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться другими, имуществом их должны быть только собаки и ослы. Правовое регулирование имущественных отношений. Имущественные отношения в Законах Ману говорится о сроках давности пользования, владения вещью, влекущих за собой превращение владения в собственность. Данный срок составлял 10 лет. Правило давности не распространялось на залог и вклад. Существовало семь законных способов приобретения имущества: путём передачи вещи по наследству, получения её в дар, покупки, завоевания, ростовщичества, исполнения работы, а также получения милостыни. Первые три способа были доступны для всех варн, четвёртый — только для кшатриев, пятый и шестой — для вайшьев, седьмой был привилегией брахманов. Недействительными считались те сделки, которые были совершены путём обмана или насилия, пьяным или безумным человеком, находившимся в состоянии гнева, горя, а также рабом, стариком, ребёнком. Наёмный труд был неприемлем для высших варн, так как услужение являлось «собачьим образом жизни», а брахману следовало его избегать. Наёмный работник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Даже в случае его болезни, наёмная плата не выплачивалась, если работа была не полностью закончена. Также указаны семь случаев, при которых человек становился рабом (даса) — военнопленный (дхваджарта), за содержание (бхактадаса), рождённый в доме (грихаджа), купленный (крита), подаренный (датрирна), доставшийся по наследству (пайтрика) и в силу наказания (дандадаса). Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными. Дети рабыни считались собственностью хозяина. Наследственное право. Наследственное право в Законах Ману также имеет место быть. В законе строго указано, что только сыновья имеют право на наследство, не братья , не родители отца, а именно сыновья. Право первородства не существовало для женщин. Если у отца рождался сын , то наследство между дочерью и сыном делилось поровну. Усыновлённый не имел права брать своё родовое имущество. Не имел право на наследство и сын, рождённый от шудрянки, но отец мог дать ему имущество по своему усмотрению. А вот если шудра имел сына от рабыни, они имели право на наследство. Наследство дважды рождённым сыновьям делилось поровну, хотя старший получал добавочную часть, т.е. присутствовало правило майората. Если сын отказывался от своей доли, потому что мог содержать себя самостоятельно, всё равно он получал часть из своей доли наследства и отделялся. Если у сына нет детей, его наследство получала мать, если матери нет, то наследство должно было перейти матери отца. Имущество женщины данное ей при бракосочетании принадлежит её родителям, если она бездетна, и в некоторых случаях её имущество принадлежало её мужу. Если наследник отсутствует, то право забирать имущество имел царь, но только кроме имущества брахмана. Не имели право наследования инвалиды и изгои. Брачно- семейное право. Существовало восемь форм бракосочетания для четырёх варн. Это- брахма (вручение дочери, наряжённой и наделенной драгоценностями, жениху, учёному и доброго поведения, выбранному отцом), дайва (когда девушку насильно уводят из дома отца по её согласию с женихом), арша (за невесту следует отдать быка и корову или две пары), праджапатья (произнесение определённых слов, вручение дочери жениху, оказание ему почестей), асура (когда жених, добровольно даёт добро родственникам и невесте, сколько может), гандхарва (добровольный союз девушки и жениха, по-желанию), ракшса (похищение кричащей и плачущей девушки из дома, сопровождаемые убийствами, ранениями и разрушениями), пайшача (кто-либо тайком овладевает спящей, опьянённой или безумной. Это самая презренная форма). Первые шесть предписаны для брахманов, последние четыре - кшатрия, для вайша и шудры те же четыре, кроме формы ракшасов. И сразу же говорится о том, что браки пайшача и асура не должны быть совершаемы. В третьей главе также отмечается, что женщина имеет свою собственность, и родственники не имеют право использовать эту собственность. Благосостояние дома зависит от женщины. Но глава пятая, оповещает о том, что женщина не могла делать что-либо по своей воле, даже в собственном доме. В детстве ей полагается быть под властью отца, в молодости – мужа, после смерти мужа – сыновей. Вывод напрашивается сам, женщина могла иметь собственность (средства передвижения, одежда и т.д.), но самостоятельностью по Законам Ману обладать она не могла, хотя состояние дома, и благополучие семьи зависело от состояния красоты женщины, от её настроения. Многожёнство не поощрялось, но муж мог взять вторую жену, если первая была склонна к пьянству, злобна или расточительна. Законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Продажа жены и детей считалась возможной, но являлась грехом, однако даже проданная жена не освобождалась от мужа. В случае, если жена не рожала детей, муж мог взять новую жену через 8 лет, если рожала детей мертворожденными — через 10 лет, если рожала только девочек — через 11 лет. В случае грубости жены муж мог взять новую «немедленно» Глава пятая заключает некоторые религиозные нормы, а также поведение жены , относительно мужа, после его смерти. Жёны, потерявшие мужей, не могли повторно выходить замуж, но в случае смерти бездетного мужа жена по требованию родственников должна была родить от его брата или другого близкого человека. Отношения мужа и жены регулируются также главой IX, первая статья которой гласит: теперь я изложу вечные дхармы для мужа и жены . Эта глава регулирует не только отношения мужа и жены, но и их детей и семьи в целом. Преступления и наказания по Законам Ману. Великими грехами (махапатака) согласно Законам Ману являлись убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру (учителя), а также сообщество с таким грешником. Следствием этих преступлений было наказание вплоть до лишения всей собственности и изгнания из страны. Однако такой великий грех, как сообщество с великим грешником не был отнесен к числу преступлений. От наказания освобождался убийца, если он защищал себя при охране жертвенных даров и при защите женщин и брахманов. При этом не имело значения, был ли убит гуру, ребёнок, престарелый или даже брахман, весьма учёный в Ведах. Также грехом не являлось «убийство убийцы». Наказание зависело от варны наказуемого. К примеру, за оскорбление словом или действием равного себе по положению или представителя низшей варны накладывался штраф, но то такое же преступление шудры в отношении «дваждырождённых» влекло за собой телесное наказание — отрезание языка, губ, рук, ноги, кастрацию. Прелюбодеяние относилось к тяжким преступлениям. Согласно Законам Ману людей, которые домогались чужих жён, царь должен был изгнать, «подвергать наказанию, внушающему трепет», к прелюбодеянию относились «услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе». Все небрахманы, виновные в прелюбодеянии, подвергались смертной казни.Однако проституция жены с согласия мужа не наказывалась.Лишение чести девушки против её воли влекло за собой телесное наказание, отрезание пальцев в случае, если преступник был не равен по положению с потерпевшей. Равный по положению был обязан выплатить крупный штраф. Неверная жена должна была подвергнуться затравливанию собаками, а её сожитель — сожжению на раскалённом железном ложе.За преступное сожительство со свободной женщиной также накладывалось наказание в зависимости от варны мужчины. «Собирание кореньев, плодов от деревьев, дров для огня и травы для корма скота» не являлись преступлением. Похищение «родовитых людей, особенно женщин, так же как и лучших драгоценных камней» наказывалось смертной казнью, воровство коров — отсечением половины ноги. Суд и процесс по Законам Ману. Вообще в индийском обществе господствовала не имущественная, а интеллектуальная дифференциация. Брахманами были самые лучшие знатоки Вед. Таким образом, если приговор выносился хотя бы одним таким знатоком,то это решение было уже невозможно отменить даже если за это высказалось бы более 1 млн. чел. Судоговорение было неформальным, расспрос являлся основным методом решения судебных вопросов. Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Большое внимание уделяется свидетельским показаниям в суде. Свидетель должен был являться равным по социальному статусу той стороне в процессе, относительно которой он дает показания. Только в случае тяжких преступлений (воровство, насилие и пр.) свидетели не проверялись слишком тщательно на предмет надёжности. При отсутствии надлежащих свидетелей разрешалось принимать свидетельства ребенка, старика, ученика (в отношении учителя), родственника, раба и женщины. Дети, рабы, люди с дурной славой - не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин; относительно “дваждырождённых” - только “дваждырождённые”. Если свидетели давали разные показания, то большинством голосов. Артхашастра Каутильи: 1) общая характеристика; 2) основные объекты правового регулирования. АРТХАШАСТРА. Автор - Каутилья, министр царя Чанд-рагупты. Но учение Каутильи морально, т.к. основано на дхарме. Понятие о материальном благе, его толкование в практическом смысле политики занимает центральное место в трактате. Это учение об общем, государственном благе. Материальное благо - одно из составляющих царской власти, царя вообще. В этом дхарма царя, но не кшатрия, хотя сам царь по варне кшатрий. Памятник состоит из 15 отделов или книг, 150 глав и 6000 шлок. Его внутренняя структура достаточно систематизирована и включает: - правила поведения (различные методы и способы управления ближайшим окружением царя, классификация наук); - обязанности надзирателей (задачи гос. управления в сфере хозяйства); - судоустройство (вопросы процесса и частного права); - вопросы гос. иска, контроля, наказания за некоторые виды тяжких преступлений; - философские основания государства; - методы внешней политики и дипломатии; - чрезвычайное положение государства, стихийные бедствия, нашествия противника; - способы ведения войны, управления армией. Объектом имущественных отношений было движимое (скот, орудия труда, рабы) и недвижимое имущество (дом, сад, оросительные сооружения, водоемы, поле). Судебный процесс в Индии. В Древней Индии существовали две системы судов -- царские и внутриобщинные. Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь "вместе с брахманами и опытными советниками" или замещающая его судебная коллегия (сабха), состоящая из назначенного царем брахмана, "окруженного тремя судьями" (ЗМ, VIII, 10). Толковать в суде нормы права, дхармы мог брахман, в крайнем случае, кшатрий или вайший (VIII, 21). Как высшему судье царю принадлежало право ежегодно объявлять амнистии. Судя по Артхашастре (III, 1), во всех административных единицах, начиная с 10 деревень, должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, специальные судьи разбирали уголовные дела, осуществляли "надзор за ворами". Особенно большая ответственность в борьбе с преступлениями лежала на городских властях, которые с помощью своих агентов проводили обыски, задерживали неизвестных, устраивали облавы в мастерских, кабаках, игорных домах. Большинство дел рассматривалось общинными кастовыми судами. Неофициальные кастовые суды сохранились в Индии до настоящего времени. Судебное дело начиналось с подачи искового заявления и показаний в суде истца, затем ответчика (Арт., III, 1 (17)). В зависимости от характера дела каждая из сторон выставляла поручителей, гарантирующих исполнение решения суда (в основном по долговым обязательствам). Ответчик при этом не имел права выдвигать встречного иска (обвинения), за исключением случаев рассмотрения дела о ссорах, кражах, соглашениях торговцев. Рассмотрение прекращалось, если ответчик признавал свою вину, в противном случае ему давалась отсрочка для ответа: первый раз от 3 до 7 дней, второй (с целью поиска новых доказательств) -- полтора месяца. Истец должен был доказательно оспорить показания ответчика в тот же день, в противном случае он подлежал штрафу (Арт., III, 1 (17,27 и др.)). Бегство и истца, и ответчика от суда было равнозначно признанию вины. |