Реферат2. Жизнь и быт русских людей xvi века в Домострое
Скачать 23.77 Kb.
|
РЕФЕРАТ Тема: Жизнь и быт русских людей XVI века в «Домострое» Выполнил: Ученик 11 класса Зубоненко Максим 2022 г. ПЛАН Введение……………………………… Семейные отношения…………………… Женщина эпохи домостроя……………. Будни и праздники русских людей…………… Труд в жизни русского человека……… Нравственные устои……… Заключение…………………………………………… Список литературы……………………. ВВЕДЕНИЕ Пожалуй ни один документ не отразил характер быта прошлого, как «Домострой». Целью домостроя было - научить людей « рассудливому и порядливому житию». СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Отличительные черты большой крестьянской семьи - коллективное хозяйство, общее владение имуществом. Расторжение брака было затруднительным, венчаться можно было только 3 раза. Новорожденного ребёнка крестили в церкви на восьмой день после рождения. В семье была ведущей роль главы. Он распоряжался имуществом, личной жизнью членов семьи. Церковь принимала меры только в том случае, если он доводил их до самоубийства. Мужчина мог применять любые наказания, его главная обязанность - воспитание сыновей. В воспитании «Домострой» рекомендует один метод – палку: «Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрёт, но здоровее будет. Любя же сына своего, учащай ему раны - и потом не нахвалишься им . Поэтому, нужно было с раннего детства воспитывать детей в «страхе божием»: ЖЕНЩИНА ЭПОХИ ДОМОСТРОЯ В «Домострое» женщина во всём послушна своему мужу. Она была невольницею с детства до гроба. В крестьянском быту она находилась под гнётом тяжёлых работ. Сравнивая, у казаков женщины пользовались сравнительно большею свободой; жёны были помощницами мужей и даже ходили с ними в походы. Из домостроя: «Если дочь у тебя, и на неё направь свою строгость, тем сохранишь её от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она своё детство. Ибо если выдать дочь свою беспорочной - словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за неё». Чем знатнее был род девиц, тем строже они жили: они были спрятаны в теремах, не смея показываться на свет. При отдаче замуж девицу не спрашивали о желании. Женщина должна была заботиться о домашнем хозяйстве: «жена должна была знать всякое дело: икушанье сварить, и кисель поставить, и бельё выстирать, и выполоскать, и высушить, и скатерти постлать». Также женщина организовывала питание: «…в мясоед - хлеб , щи да каша жидкая, а иногда, и крутая с салом, и мясо к обеду, а на ужин щи да молоко или каша, а в постные дни с вареньем, когда горох, а когда и сущик, когда печёная репа, капустные щи, толокно, а то и рассольник, ботвинья… и что Бог пошлёт». Умение работать с тканью было естественным в быту: «рубашку сшить, или вышить убрус да выткать, или шить». Учтены в домострое и поведение женщины в гостях и дома. БУДНИ И ПРАЗДНИКИ РУССКИХ ЛЮДЕЙ XVI ВЕКА О распорядке дня сведений сохранилось немного. Особое место в быту имела духовность. Вставая от сна, человек спешил перекреститься. Затем вместе собиралась вся семья. Хозяин читал вслух утренние молитвы. С принятием христианства официальными праздниками стали: Рождество, Пасха, Благовещение и другие, а также седьмой день недели - воскресенье. Работать в праздничные дни считалось грехом. Однако бедные работали и в праздники. По праздникам устраивались и уличные представления, пиры - «братчины». Однако представления о пьянстве русских преувеличены. Только во время 5-6 крупных праздников населению разрешалось выпивать. Общественный быт также включал забавы, например борьба и кулачный бой, чехарда, жмурки, бабки. ТРУД В ЖИЗНИ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА Трудовой день начинался рано. После обеда по старой русской привычке следовал отдых, сон. Затем вновь работа до ужина. Всякую работу, по «Домострою», следует делать «приготовясь, очистясь от всякой скверны и руки вымыв чисто, прежде всего - святым образам поклониться в землю - с тем и начать всякое дело». Все в доме должны трудиться, не покладая рук. Хозяйка, даже если у неё гости, «всегда бы над рукоделием сидела ». Хозяин должен всегда заниматься «праведным трудом», быть справедливым, бережливым и заботиться о своих домочадцах. Родители обязаны учить труду своих детей. НРАВСТВЕННЫЕ УСТОИ Чтобы праведно жить, человек должен был следовать правилам. В «Домострое» есть такие заветы: Из главы 25 «Наказ мужу, и жене, и работникам, и детям, как подобает жить»: «… не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним - дружелюбным, к младшим - и убогим -и приветливым и милостивым, всякую же обиду с благодарностью претерпеть, в ответ не мстить. Если же ни в чём не повинен, за это от бога награду получишь». Глава 28 «О неправедной жизни» : «А кто не по-божьи живёт, не по-христиански, чинит всякую неправду и насилие, и обиду наносит большую, и долгов не платит, а незнатного человека во всём изобидит, и кто по-соседски не добр в селе на своих крестьян, или чужую ниву распахал, или лес посёк, обязательно будет в аду, а на земле проклят, ибо во всех тех делах недостойных хозяин такой богом не прощён и народом проклят, а обиженные им вопиют к богу». ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог, можно сказать, что в «Домострое» духовность - не рассуждения о душе, а повседневность. Русский мужчина того времени это добытчик и кормилец, примерный семьянин. Каков бы не был его социальный статус, на первом месте для него - семья. Он защитник своей жены, детей и своего добра. Жизнь русского человека в эпоху средневековья хотя и была однообразной, но также включала многие моменты повседневности , на которые историки не всегда обращают внимание. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. - М.: Худож. Лит., 1985 2. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия. поэзия. - М.: Наука, 1996 3. Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность, 1995, № 3. - С. 161-172 4. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: Утварь, одежда, пища и питьё, здоровье и болезни, нравы, обряды, приём гостей. - М.: Просвещение, 1998 5. Личман Б.В. История России. - М.: Прогресс, 2005 6. Орлов А.С. Древняя русская литература 11-16 веков. - М.: Просвещение, 1992 |