Главная страница
Навигация по странице:

  • 3) быт Занятия славян.

  • Перун

  • Хорса

  • 2.Возникновение государственности у восточных славян. Теории происхождения Древнерусского государства.

  • Славия

  • Древнерусское государство

  • 4.Социально-экономические последствия ордынского завоевания.

  • Волжскому торговому пути и пути, связывавшему Чёрное море с Западной Европой

  • Восточные славяне в древности общественный строй, расселение, быт. 1 общественный строй


    Скачать 178.25 Kb.
    НазваниеВосточные славяне в древности общественный строй, расселение, быт. 1 общественный строй
    Дата05.12.2019
    Размер178.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаistoria_1.docx
    ТипДокументы
    #98800
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    1. Восточные славяне в древности: общественный строй, расселение, быт.

    1)общественный строй:

    В VII-IX в.в. у восточных славян шел процесс разложение родоплеменного строя: переход от родоплеменной общины к соседской.

    В родовой общине все ее члены являются родственниками. Они ведут хозяйство сообща и вместе владеют имуществом, т.е. отсутствует имущественное неравенство; все члены рода могут иметь общее жилище; и даже едят из одного котла. Члены одного рода сообща выполняют трудоемкие работы; власть основана на авторитете . Переходной формой от родовой общины к соседской была сложная (большая) семья. Главой большой семьи чаще всего был мужчина. У восточных славян он получил наименование "большак", "старшой".У южных славян это "домачин", "домакин", "главатарь". Спутницей большака была большуха - главная женщина в доме. Она заправляла хозяйством внутри дома. Почет и уважение, оказываемые большухе являлся прямым наследием матриархата. После смерти мужа энергичная большуха нередко становилась главой рода - даже при наличии взрослых, женатых сыновей. Большак и Большуха не были в древности самовластными правителями семьи. Распоряжаясь трудом домочадцев, глава семьи не лежал весь день на лавке: он сам был первым работником, в любом деле показывал пример. Важнейшие вопросы, касавшиеся хозяйственной деятельности и личной жизни членов рода (вопросы брака) решали на семейном совете, он и был высшей властью. На совете мужчины и женщины имели равное право голоса, весомость каждого голоса определялось мерой личного авторитета. В большой семье не было ни брошенных стариков, ни покинутых детей. Все дети находились сперва под присмотром женщин, а по достижению определенного возраста мальчики поступали под опеку большака, девочки - в ведение большухи.

    В соседской общине основу общности составляет не кровное родство, а близость проживания. Соседи ведут свое хозяйство индивидуально, господствует частичная собственность, но земля не является частной собственностью конкретного общинника, собственником земли считается вся община, поэтому периодически (8 - 15 лет) проводятся переделы участков. Пастбища, лесные угодья, места лова рыбы принадлежат всей общине. Выделялась родоплеменная знать - вожди (князи, князья) и старейшины. Они окружали себя дружиной, т.е. вооруженной силой не зависящей от воли народного собрания и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Таким образом славянское общество подходило возникновению государственности.

    Каждое племя имело своего князя. Князь опирался на дружину: профессиональных воинов. Их возглавлял воевода - второе лицо после князя. Дружинники должныбыли следовать за князем не только в бой, но и на тот свет, после смерти сопровождая своего вождя. Князь обязан был одевать, вооружать и кормить дружину. Дорогую одежду и оружие дружина могла добыть в военных походах, но кормиться она должна была в своих землях. Князь и дружина не могли долго кормиться в одном и том же месте они постоянно должны были переезжать от одной общины к другой, чтобы у подвластного населения хватало продуктов. В это время у князей и их дружинников не было собственных земель, князьям принадлежали охотничьи угодья. Охота не была забавой она приносила мясо и меха. С подвластным населением у князя существовал договор о дани; в свою очередь князь должен был выступать судьей (разбирать тяжбы и конфликты) и защищать в случае внешней угрозы.

    2) Расселение:

    • На Днепре - поляне, к северу от них - северяне, к северо-западу - древляне.

    • На р. Припять - дреговичи (от "дрягва" - болото).

    • На р. Сож - радимичи.

    • В районе Смоленска и севернее - кривичи.

    • На Ильмень-озере и р. Волхов - Ильменские словене.

    • На северо-востоке (р-н Владимира и Москвы) - вятичи.

    • На юго-западе (зап. Украина) - уличи, тиверцы, волыняне.


    3) быт
    Занятия славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.) Человек в те времена отожествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур "жито", сохранившееся до наших дней. Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные. Это объяснялось и более плодородными почвами на юге, и древними земледельческими традициями, шедшими еще от скифской поры, давними связями с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.

    С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.

    В южных районах ведущей системой земледелия был "перелог". Там плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили ("перекладывались") на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

    С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе – лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).
    4) верования

    Славяне были язычниками (см. Язычество) – они обожествляли силы природы и умерших предков, чтили небо и землю. Небо именовалось Сварогом, и все небесные явления приписывались его детям, сварожичам. Особым почетом пользовался у славян сварожич Перун, бог грома и молнии. Это был воинственный бог, покровительствовавший славянам в войне. Другой сварожич, Даждьбог, олицетворял благотворную силу огня и солнца, а губительную силу огня и солнечного зноя почитали под именем Хорса. Богом ветра и бури был Стрибог. Древний славянин любые изменения в природе и жизни приписывал воле богов и старался умилостивить их жертвоприношениями и празднествами. Храмов у славян не было. Изображений богов они долгое время не делали. Позднее появились идолы – грубо сделанные из дерева фигуры богов. Жрецов – особых посредников между людьми и богами – тоже не было. Жертвы мог приносить всякий, кто хотел. Зато у славян существовали волхвы-ведуны, или кудесники – люди, умевшие узнавать волю богов.


    2.Возникновение государственности у восточных славян. Теории происхождения Древнерусского государства.

    Образование государственности у восточных славян совпало и было обусловлено разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они заменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIIIв. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.
Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования "союзы союзов". Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань). В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название "Русская земля". Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда.
В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство.
    2) Теории происхождения государства
    1. НОРМАННСКАЯ (ВАРЯЖСКАЯ) ТЕОРИЯ

    Исторически первой теорией, объясняющей феномен возникнове­ния государства у восточных славян, была так называемая норманнская теория. Ее «крестными отцами» были немецкие ученые Г.3. Байер (1694—1738) и Г.Ф. Миллер (1705—1783), утверждавшие, что Древнерусское государство основали выходцы из Скандинавии — норманны, которых на Руси называли варягами. Основанием для появления норманнской теории возникновения Древнерусского государства послужил легендарный летописный рассказ о призвании варягов Рюрика, Синеуса и Трувора.
    2. СЛАВЯНСКАЯ (АВТОХТОННАЯ) ТЕОРИЯ

    Известные украинские историки «старой школы» — Н. Костомаров, В. Антонович, М. Грушевский, Д. Багалий — придерживались славян­ской теории происхождения Руси и прочно стояли на позициях антинорманнизма. Родоначальником славянской (или автохтонной, антинор­маннской) теории происхождения Древнерусского государства был рос­сийский ученый М. Ломоносов (1711 — 1762). В варяжской версии он усмотрел кощунственный намек на «ущербность» славян, на их неспо­собность самостоятельно организовать на своих землях государство.


    3. Социально-экономический строй Древней Руси.

    Основными признаками Древне-Русского Государства, сложившимися в 9-10 веках, стали:

    - Династическая наследственная княжеская власть

    - Территориальный принцип расселения, пришедший на смену племенному

    - Определенная система налогооблажения населения

    - Единая государственая религия

    - Началось складывание древнерусской народности  

    Время существования единого Древнерусского государства отмечено устойчивым развитием всех сфер хозяйства. Значительного прогресса достигает земледелие. Почти повсеместно (за исключением Ростово-Суздальского княжества) применяется двуполье и трехполье. Расширяется состав зерновых культур: рожь, пшеница, просо, овес, полба. Развивается садоводство и огородничество. Скотоводство являлось второй по значимости отраслью сельского хозяйства. Увеличение продуктивности сельского хозяйства стимулирует развитие ремесла. В Х в. появляется гончарный круг, совершенствуется металлургия, расширяется ассортимент ремесленной продукции: в XI в. одних лишь железных изделий производили более 150 наименований. Рост ремесленного производства способствует развитию торговли. Часть ремесленников начинает работать не только на заказ, но и на рынок. Прогресс в области ремесла и торговли повлек за собой рост городов. Если в летописных известиях IX-X вв. упоминается 25 городов, то в XI в. их было уже не менее 89.

    Развитие производства и укрепление древнерусской государственности обусловили качественные сдвиги в сфере социальных отношений. По мнению большинства историков именно на XI в. приходится в Киевской Руси становление феодализма – особого комплекса социально-экономических и политических отношений, характеризующегося следующими признаками:

    - преобладание натурального хозяйства

    - феодальная рента – сопряженное с внеэкономическим принуждением присвоение собственниками земли части прибавочного продукта, произведенного самостоятельно хозяйствующими, но лично и поземельно зависимыми от них крестьянами

    - феодальная земельная собственность – корпоративная собственность военного сословия на землю, при которой владельческие права отдельного феодала обусловлены несением службы (условное держание, феод) и сопряжены с политической властью над зависимым населением

     – организация военного сословия в виде иерархии, основанной на отношениях личного служения и покровительства, а также четкой фиксации прав и обязанностей

    В XI в. появляется и церковное землевладение. В основном земли жаловались монастырям князьями или жертвовались знатью «на помин души».

    С ростом продуктивности сельского хозяйства растет и народонаселение, и как следствие – увеличиваются площади обрабатываемых земель. Однако по мере их освоения сокращаются возможности дальнейшего увеличения общинного земельного фонда, и возникает так называемое относительное сельское перенаселение. «Лишние люди», которые не могут получить в общине земельный пай, достаточный для пропитания, принуждены становиться рядовичами, т.е. заключать «ряд» (договор) с феодалом, устанавливающий условия землепользования и размер повинностей. К этой категории населения близки и закупы – должники, отрабатывающие «купу» (ссуду).

    XI в. отмечен ростом княжеского, боярского и церковного землевладения, все более активным вовлечением юридически свободного населения в отношения личной и поземельной зависимости. Для этого знать не останавливалась и перед прямым закабалением или захватом общинных земель. Следствием этого становится резкое обострение социальных противоречий. Не случайно именно от XI в. до нас дошли первые известия о народных восстаниях – конфликтах, в которых на первый план выступают не этнические или религиозные мотивы (хотя и они имели место), а социальные.

    Одним из важнейших свидетельств укрепления государственности является письменная фиксация права. Упоминания о «законе русском» имеются уже в договорах, заключенными с греками Олегом и Игорем, однако первая попытка его записи была предпринята только в 1016 г. По свидетельству Новгородской I летописи Ярослав обнародовал некую «грамоту», предписав новгородцам руководствоваться изложенными в ней правовыми нормами. Этим было положено начало созданию свода законов, традиционно именуемого Русской правдой. 

    4.Социально-экономические последствия ордынского завоевания.

    Опустошение русских земель ордынскими погромами и систематическое ограбление народа тяжелыми выплатами в Орду губительно отражались на хозяйстве. Ремесло было подорвано систематическими разрушениями городов, убийствами и уводом в плен умельцев-ремесленников. Крестьянское хозяйство разорялось непрерывными монголо-татарскими «ратями» и непосильными «данями». Граница земледелия отодвинулась на север, южные благодатные почвы получили название «Дикое поле».В результате завоевания были нарушены наладившиеся экономические связи города и деревни, значительно ухудшились условия внешней торговли. И города и деревни Русской земли переживали тяжелое время.

    Однако последствия нашествия были гораздо тяжелее, чем просто временная задержка экономического развития страны. Задержалось распространение товарно-денежных отношений, «законсервировало» натуральное хозяйство. Иначе не могло и быть: разрушение центров ремесла и торговли — городов, огромная утечка в Орду серебра в виде различных «даней», крайнее обеднение народа —>усиление натурального характера хозяйства. Русь, в отличие от продолжающих развиваться европейских государств, сохраняла феодальное натуральное хозяйство. Развивалось поместное землевладение.

    Благодаря веротерпимости монголов, развивается и монастырское землевладение.

    Восстановление экономики после Батыева разгрома наиболее интенсивно происходило в Северо-Вост. Руси. Постепенно улучшалось положение сельского хозяйства. Шире стали применяться металлические орудия труда – соха с железными наконечниками и плуг. Землю стали удобрять навозом. В след за сельхозом развиваются такие города как Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. По значимости они заменяют разрушенные морголами центры (Владимир, Суздаль и др.). В этих городах увеличивалось население, возрождалось каменное строительство, росло число ремесленников и купцов и впоследствии они становятся центрами объединительного процесса.

    5. Экономика Северо-восточной Руси в удельный период.

    Происходит изменение значения торговых путей. Путь «Из варяг в греки», на котором находился Киев, уступил своё значение Волжскому торговому пути и пути, связывавшему Чёрное море с Западной Европой через Днестр.

    «Устав Владимира Всеволодовича», изданный Владимиром Мономахом после киевского восстания 1113 года, вводил верхнее ограничение суммы процентов по долгам, что избавляло бедноту от угрозы длительной и вечной кабалы. В XII веке, хотя преобладающей оставалась работа ремесленников на заказ, многие признаки свидетельствуют о начале более прогрессивной работы на рынок.

    В ходе монгольского нашествия уничтожаются многие ремесленные центры Руси.
    Владимиро-Суздальская земля.

    В ускорении хозяйственного и политического возвышения большое значение имел прирост населения края за счет жителей южнорусских земель, спасавшихся от половецких набегов.

    Здесь позже, чем в других частях Руси стали развиваться феодальные отношения. Ко времени распада Древнерусского государства в этом крае ещё не успело сложиться сильное местное боярство, способное противостоять усиливавшейся княжеской власти. Князьям удалось создать такой крупный домен, которому могли завидовать другие русские князья.

    До середины XI века Ростово-Суздальская земля управлялась присылавшимися из Киева посадниками. Её "окняжение" началось, когда она досталась Всеволоду Переславльскому и закрепилась за его потомками в качестве родовой волости.

    В ХП-ХШ- веках Владимиро-Суздальская земля - раннефеодальная монархия. В этот период Владимирские князья стали распространять свою власть на восток, на земли Камских болгар и мордвы.

    Владимиро-Суздальская земля отделилась от Киева в 1132-35 гг. Здесь стал править Мономахович Юрий Долгорукий (1132-1157). Свое прозвище он получил за активную внешнюю политику. Он расширил границы княжества, тянул свои «долгие руки» к соседним землям^ владениям Волжской Булгарии, Новгорода, трижды пытался захватить Киевский престол. Захватив его и став великим князем Киевским, Юрий не забывал о своих северо-восточных землях. Он активно влиял на политику Новгорода. Под традиционное влияние ростово-суздальских князей попали Рязань и Муром.
    ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКАЯ ЗЕМЛЯ В XII - XIII вв.
    Экономика княжества была в основном натуральной. В её основе лежало сельское хозяйство, которое базировалось на самодостаточных угодьях — дворищах. Кроме этого было развито животноводство. Важными составляющими хозяйства были промыслы — бортничество, охота и рыбалка.

    Среди ремёсел были известны кузнечное, кожевное, гончарное, оружейное и ювелирное дело. Также развита обработка леса, солеварение.

    Торговля в Галицко-Волынских землях не была развита должным образом. Большинство изготовленной продукции шло на внутреннее использование. Отсутствие выхода к морю и большим рекам мешало ведению широкой международной торговли и, естественно, пополнению казны. Основными торговыми путями были сухопутные. Крупнейшие торговые города княжества того времени: Галич, Холм, Львов, Владимир (Волынский), Звенигород, Дорогочин, Теребовля, Белз, Перемышль, Луцк и Берестье.
    НОВГОРОДСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ РЕСПУБЛИКА
    Подавляющее большинство населения занималось сельским хозяйством.

    Земельные богатства в XIV—XV веках составляли основу могущества правящей верхушки — боярства. Богатые боярские семьи и некоторые монастыри имели в своём владении сотни сёл с зависимыми крестьянами. В XIV—XV веках возникают сельские торгово-ремесленные поселения, называемые рядками. Обычно они располагались на берегах рек и имели по несколько десятков дворов.

    Подсечно-огневая система земледелия постепенно постепенно сменяется более эффективной трехпольной. В реках и озёрах Новгородской земли в изобилии водились рыба. Распространено бортничество, охота, животноводство.

    Что касается ремесел, новгородцы занимались выплавкой железа (и связанными с ним промыслами), солеварением,жемчужным промыслом.

    В плане торговли, Новгород являлся основным «окном в Европу» для Руси. Новгород был составной частью торгового пути «из варяг в греки», то есть из стран Скандинавии в Византию.В Новгороде появляются иностранные купцы, они устанавливали здесь гостиные дворы. Особенно примечательна деятельность немецких купцов. Вывозились из Новгорода воск, меха. Ввозились ткани, сукно, цветные металлы.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта