Главная страница

Законы Ману Социальнополитическое учение брахманизма Социальнополитические идеи в "Артхашастре"


Скачать 312.5 Kb.
НазваниеЗаконы Ману Социальнополитическое учение брахманизма Социальнополитические идеи в "Артхашастре"
Дата15.01.2022
Размер312.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла17319dd.doc
ТипЗакон
#331609
страница8 из 18
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18

32. Раннее христианство. Идея равенства у первохристиан: отношение к государству.


Христианство возникло в Иудее в Iв. н.э. как секта иудаизма, затем оно стало самостоятельной монотеистической религией. Кроме иудаизма, влияние на христианство оказал также римский стоицизм.

Раннее христианство проповедует равенство. В раннехристианской общине устанавливается своеобразный коммунизм. Вместе с тем, ранние христиане были лояльны к государственной власти: "Будьте покорны царю, правителю, ибо такова воля Божья" (апостол Петр). Ранние христиане не пытались изменить общественное и государственное устройство, они стремились преобразовать души людей. Однако со временем христиане стали признавать частную собственность.

Со временем внутри раннехристианских общин формируется духовенство, о первоначальном равенстве стали забывать, это особенно усугубилось, когда римский император Константин I Великий придал христианству государственный статус (IVв.).

33. Учение Августина о "двух градах".


Аврелий Августин Блаженный (354-430), автор канонических трудов "О граде Божьем", "О свободной воле", является одном из "отцов церкви"

По Августину, Вселенная разделена на два града, два мира: град Божий и град Земной (изначально греховный, но обязанный стремиться к Богу).

Государство и право принадлежат людям, значит, греховны, однако вполне допустимы, если не противоречат интересам церкви. В государстве обязательно должны сохраняться справедливость (право) и уважение к религии. Несмотря на греховность Земного града, христианские общины и христианская церковь вынуждены мириться со светскими властями.

Греховность земной жизни возникает вследствие господства человека над человеком, поэтому естественным и неизбежным является рабство (вплоть до Второго пришествия и Судного дня). Земные порядки, даже неправедные, все же следует соблюдать, если они не противоречат церковным. В государстве, по мнению Августина Блаженного, должны уважаться и соблюдаться правовые, моральные и религиозные нормы.

Августин подчеркивал ничтожность отдельного человека пред лицом Бога. Отдельный индивид - не цель в себе или для себя, а только средство в осуществлении божественного порядка.

Августин дифференцировал формы правления на справедливые и несправедливые по морально-религиозному принципу. Отсюда появляются несправедливая аристократия - клика, несправедливый правитель - тиран.

Причина вселенского зла, по Августину Блаженному, - в свободной воле, ее извращенности.

Учение Августина Блаженного использовалось с Vв. римско-католической церковью для обоснования своих теократических претензий, попыток подчинить светских государей (королей) верховенству римского папы.

34. Средневековые ереси.


Недовольство существующими порядками получило выражение в различных протестных еретических движениях. Что симптоматично, ереси возникали в наиболее экономически развитых районах Европы.

XI-XIIвв. - ересь катаров (чистых), назывались богомилами в Сербии и Болгарии. Основатель, поп Богомил, воспринял свои идеи от манихейства. Катары осуждали духовенство, феодальные общественные порядки. Аналогичные взгляды проповедовали альбигойцы в Южной Франции, вальденсы и др. Папу катары считали наместником сатаны. В XIIв. восстание против папы вспыхнуло в самом Риме, под руководством Арнольда, его сумели подавить лишь при помощи войск Фридриха Барбароссы.

В XIV-XVвв. в Западной Европе выделяют два потока еретического движения: бюргерское и крестьянско-плебейское.

Бюргерские ереси отражали общественно-политические интересы значительных слоев горожан, которые требовали секуляризации церковного имущества (и церковных иммунитетов), возврата к раннехристианским идеалам, защиты частной собственности от притязаний церковников. Идеологами бюргерских ересей были проф. Джон Уинклиф (Англия), Ян Гус (Чехия).

Представителями крестьянско-плебеских ересей были лолларды (Англия), табориты (Чехия), которые выступали за ограничение прав дворянства, отмену феодальных повинностей.

Часть бюргерских ересей влилась (со своими бунтарскими идеями) в духовный арсенал бюргерско-церковной Реформации (прежде всего, в Германии). Элементы крестьянско-плебейских ересей были включены в идеологию революционных масс, принимавших участие в ранних буржуазных революциях: в Голландии в XVIв. и в Англии в XVIIв.

Во второй половине XIVв. из-под духовной власти римского папы по решению парламента вышла Англия (это теоретически обосновал проф. Дж. Уинклиф), позже здесь утвердилось освященное королем англиканство, одно из направлений протестантизма. Последователями проф. Дж. Уинклифа были лолларды ("нищие священники"), требовавшие возврата к простоте раннехристианских общин и оказавшие немалое влияние на крестьянское движение Уота Тайлера (1381).

В XVв. в Чехии вспыхнуло антифеодальное движение гуситов под руководством Яна Гуса. Гуситы выступали за ограничение церковных полномочий, требовали распространения обряда причащения на всех верующих (а не только на священников). Гуситами в основном были рыцари и горожане. Более радикальными были требования чешских таборитов, они отрицали церковный культ, какую-либо роль католического духовенства в донесении слова Божья до народных масс, табориты также требовали ликвидации сословных ограничений. Таборитов, которые в основном были мелкими рыцарями и крестьянами, возглавлял Ян Жижка. Идеи таборитов были восприняты в Германии идеологом крестьянской войны Томасом Мюнцером.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18


написать администратору сайта