Главная страница
Навигация по странице:

  • Право Древнего Рима.

  • Государственный аппарат управления

  • Причина кодификации законов.

  • Законы XII таблиц.

  • Долговое рабство

  • Уголовное законодательство

  • Законы 12 таблиц. Римское право древнейшего периода.. законы XII таблиц. Римское право древнейшего периода


    Скачать 133 Kb.
    Названиезаконы XII таблиц. Римское право древнейшего периода
    АнкорЗаконы 12 таблиц. Римское право древнейшего периода..doc
    Дата18.03.2018
    Размер133 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЗаконы 12 таблиц. Римское право древнейшего периода..doc
    ТипКурсовая
    #16844
    КатегорияЮриспруденция. Право


    ФЕДЕРАЛЬНОЕ МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА» (МГЮА ИМ. О.Е. КУТАФИНА)

    ФИЛИАЛ МГЮА ИМ. О.Е. КУТАФИНА В Г. МАГАДАНЕ: КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН


    Курсовая работа


    Тема: «ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ.

    РИМСКОЕ ПРАВО ДРЕВНЕЙШЕГО ПЕРИОДА».

    Научный руководитель:

    Яранцева Наталья Владиславовна

    Выполнила работу:

    студентка 1 курса 13 группы

    очной формы обучения Минаенко Кристина.


    Дата сдачи:________

    Дата рецензирования:________

    Дата защиты:________

    Оценка:________

    МАГАДАН 2010

    ОГЛАВЛЕНИЕ:
    Введение._________________________________________________Стр. 3

    1.Право Древнего Рима.___________________________________­­__Стр. 6

    1.1.Государственный аппарат управления_______________________Стр. 8

    1.2.Причина кодификации законов.____________________________Стр. 9

    2.Законы XII таблиц.________________________________________Стр. 11

    2.1.Долговое рабство________________________________________Стр. 15

    2.2.Уголовное законодательство.______________________________Стр. 15

    Заключение._______________________________________________Стр. 18

    Литература._______________________________________________Стр. 19

    Введение.

    Римское право занимает особое место в курсе всеобщей истории государства и права, его познавательное значение неоценимо. История римского права представляет собой систему, позволяющую проследить сложные процессы развития основных черт права. Римское право возникло еще несколько веков назад до нашей эры – тогда, когда Рим занимал едва заметную площадь на территории земного шара и представлял собой маленькую общину. В те времена право было проникнуто патриархальным и узконациональным характером. Борясь за своё существование маленький Рим, постепенно рос и укреплялся, все больше расширялась его территория, в итоге небольшая община превратилась в огромное государство, занимающее всю территорию Италии, близлежащих островов и побережье Средиземного моря. Вместе с территориальными изменениями произошли и внутренние: старый патриархальный строй разрушился, натуральное хозяйство заменилось сложными экономическими отношениями, в связи с этим и римское право поменяло свой характер, уделяя все большее внимание свободам личности, договорам, завещаниям. Развитие военных и политических отношений привели к активизации экономики. Рим неизбежно делался мировым центром политической и торговой жизни. На его территории возникали деловые бесконечные отношения, в которых принимали участие торговцы разных национальностей. Римские магистраты вынуждены были разбирать различные споры, возникающие из этих отношений, и вырабатывать нормы для их разрешения. Для этого необходимо было новое право, которое одинаково удовлетворяло бы всех сторонников отношений, независимо от их национальности и других особенностей. Возникла необходимость в праве всеобщем, универсальном. Все правовое развитие Западной Европы стало идти под знаком римского права вплоть до настоящего времени; лишь с 1-го января 1900 г., только после вступления общегерманского гражданского уложения исчезло формальное действие Юнистиановского свода в тех районах Германии, где оно еще сохранилось. В Южной Африке оно сохранилось до сих пор в качестве вспомогательного права, применяющегося в случаях, не предусмотренных современными правовыми нормами. Все самое ценное из римского права фактически сохранилось и перешло в статьи современных кодексов.

    Так, являясь синтезом всего юридического творчества античного мира, римское право легло в основу правового развития для всех народов Западной Европы и изучается теперь как теория гражданского права, как правовая система, в которой основные юридические институты и понятия нашли более правильное выражение. Германо-романская правовая семья, или система континентального права Франции, ФРГ, Италии, Испании, и других стран явилась результатом рецепции римского права. Карл Маркс писал, что римляне «впервые разработали право частной собственности, абстрактное право, частное право, право абстрактной личности. Римское частное право есть частное право в его классическом выражении»1. В современных правовых системах Европы и Америки основная юридическая терминология, многие правовые институты, структура изложения материала в кодексах законов и учебных руководствах ведут свое происхождение из римского права. Римское право – наиболее развитая система древнего права – формировалось и складывалось в античном обществе, открывавшем широкие возможности (по сравнению с другими доиндустриальными обществами) для развития частной инициативы и права частной собственности. Расцвет римского права приходится на эпоху ранней Римской империи (конец 1 в. до н.э. – начало 3 в. н.э.) с характерными для нее и политической и социальной стабильностью, высоким уровнем урбанизации и товарно-денежных отношений.

    Одним из величайших исторических памятников Римского права древнейшего периода считаются законы XII таблиц. Они являются первой кодификацией законов римского права и зафиксировали в письменной форме действовавшее право древнейшего Рима, в этом и состоит их значение. Законы XII таблиц изучались на протяжении многих веков. Еще позднейшие античные историки и юристы высоко оценивали законы XII таблиц: Цицерон считал, что законы XII таблиц были составлены необычайно справедливо; Римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Под источником Ливий обозначил начало, от которого идет развитие римского права.

    Римские юристы поздней Республики (Сервий Сульпиций, Сект Эллий, Лабеон) часто цитировали применяли законы XII таблиц в своей правовой деятельности. Не мало споров по поводу возникновения законов XII таблиц возникало у современных представителей науки: один из виднейших ученых Италии Э.Пайс и французский ученый Ламбер подвергали сомнению историю возникновения законов XII таблиц, считали, что законы представляли собой не законодательный кодекс, а собрание старинных обычаев. Однако мнение этих ученых получило весьма серьезный отпор со стороны всех представителей современной науки.

    Сами законы XII таблиц до нашего времени не сохранились, по преданиям древних римских историков, они были уничтожены во время разрушительного галльского нашествия на Рим в 387 г. н.э.

    Текст законов, приведенный в «Хрестоматии по истории Древнего Рима» Утченко С.Л., систематизировался в XIX в. из отрывков сочинений древних авторов Цицерона, Гая, Ульпиана и др. Среди этих источников особое место занимает сочинение юриста II века н.э. Гая, автора «Институций» - учебника для римских юридических школ.

    Преподавание и научная разработка римского права в России ведется с начала XIX века. Первые университетские курсы В.В. Ефимова, Н. Боголепова, С.А. Муромцева появились в России на рубеже XIX-XX вв.

    Немалую роль в изучении законов XII таблиц играют Дигесты. Они были

    _____________________________________________________

    1Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., том 1, страница 347. / Всеобщая история государства и права. З.М. Черниловский. – М.,1983.

    творчеством Римских юристов, знавших не только римское право, но и историю его создания. Достоверность содержащихся в дигестах сообщений подтверждается тем, что они согласуются со сведениями, сохраненными многими широко осведомленными авторами Цицероном, Дионисием Галикарнасским, Титом Ливием, Страбоном, Диогеном Лаэртским. Большим вкладом в разработку римского права признается выполненный И.С. Перетерским перевод значительной части Дигест на русский язык, снабженный краткими, но весьма содержательными примечаниями.

    В середине XX века в России интенсивная исследовательская работа по изучению римского права велась З.В. Удальцовой, С.Л. Утченко, В.И. Кузищиным, М.К. Трофимовой и другими историками. Эти авторы не только изучали Римское право, но и социально-экономическое и культурное развитие Рима и Византии.

    С историей права Древнего Рима можно ознакомиться в учебных пособиях: Покровский И.А. «История Римского права», Савельев В.А. «История римского частного права», «Римское право» под редакцией Косарева А.И., «Всеобщая история государства и права» под редакцией Батыра и др., «Всеобщая история государства и права» З.М. Черниловский, и другой литературе.

    Цель нашей работы – изучение и анализ законов XII таблиц как кодекса права древнего Рима.

    В решении поставленной задачи нам поможет основной источник – Законы XII таблиц, приведенный в «Хрестоматии по истории Древнего Рима» С.Л. Утченко, М.,1962.

    Объектом нашего исследования являются исторические явления, происходившие в древнем Риме и повлекшие возрождение столь великого памятника права, как Законы XII таблиц. Предмет изучения – это законы XII таблиц.

    При написании курсовой работы мы будем использовать метод историзма, так как он позволяет выявлять общие закономерности развития государства и права в Древнем Риме. А также формально – юридический и догматический методы, поскольку требуется познание и формально – юридический анализ событий и фактов, имеющих правовое значение, их оценка и истолкование по определенной схеме и с использованием специальных терминов, определений и конструкций.

    Новизна настоящей работы заключается в обобщении научной информации о римском праве древнейшего периода.

    Результаты нашего исследования могут быть использованы для составления учебных пособий по истории римского права древнейшего периода.
    Право Древнего Рима.

    Ранний Рим представлял собой государство-город составляющий единое экономическое и политическое целое, в котором преобладало натуральное хозяйство с мелкими крестьянскими ремесленниками и ремесленным производством. Земля принадлежала всей римской общине. Причем пахотные земли находились в индивидуальном пользовании, а пастбища в коллективном. Обработка земли велась большими патриархальными семьями. Во главе патриархальной семьи стоял домовладыка, и его власть распространялась на жену, детей, внуков, рабов.

    Основными производителями материальных благ считались свободные мелкие земледельцы и ремесленники. Свободное население древнего Рима составляли две основные группы: патриции (римские граждане) и их антагонисты- плебеи. Патриции считались полноправными гражданами, они разделялись на три племени, каждое из которых состояло из 100 родов, а каждые 10 родов составляли некое объединение – курию. Курии обладали общими земельными владениями. Каждая курия имела своего вождя. Для решения важных вопросов курии собирались на собрания. На народных собраниях они принимали или отвергали законопроекты, избирали высших должностных лиц, решали вопросы апелляционного характера при назначении кому – либо смертной казни, объявляли войну. Непосредственное управление, выработка законопроектов, заключение мира возлагались на римский совет старейшин всех 300 родов – сенат. Военное руководство жреческие и некоторые судебные функции входили в компетенцию избираемого собранием курий «царю». Происхождение плебеев неясно и спорно. Известно лишь, что они не входили в родовую организацию римских граждан в связи, с чем не участвовали в управленческих делах. Плебеи были свободны, они платили налоги и несли военную службу наравне с патрициями. Однако торговое и промышленное богатство было сосредоточено у плебеев. Свободными считались и клиенты. Среди клиентов было немало представителей незнатных обедневших семьей. Клиентами становились и поселившиеся в Риме бесправные чужаки, искавшие покровительства богатых знатных патронов, и отпущенные на волю рабы, сохранившие зависимость от бывших господ. Рабов было сравнительно немного. Источниками рабского состояния были военный плен, рождение от рабыни и долговое рабство. Удельный вес труда рабов в общественном производстве был незначительным.

    Постепенно в Риме складываются основы простого товарного производства. На центральной площади – форуме – устраивались еженедельные базары, а также праздничные ярмарки.

    Пережитки первобытнообщинного строя, в виде общины и патриархальной семьи, сковывали развитие классовых отношений и определяли отсутствие достаточно четких делений общества на классы.

    Черты начального состояния римского права отражались в его источниках. Преимущественное значение среди них имели обычаи. Они содержали в себе неписаные нормы поведения, выработанные жизненной практикой. Постепенно приспосабливаясь к новым условиям, обычаи начинают отображать интересы, формирующиеся господствующим классом, поддерживаются государством и становятся правовыми обычаями. Раннее римское право называлось квиритским. Квиритами себя называли древние римляне. Второе название римского права – цивильное право, получило свое название оттого, что квиритское право стало распространяться на всех членов Римской общины, в том числе и плебеев.

    Квиритское или цивильное право характеризовалось внутренней нестройностью, неразвитостью правовых понятий, отраслей права переплетением с религией и простыми нормами нравственности. В праве сохранялись общинные коллективистские начала. Влияние религии на право, придавало ему черты консерватизма, замкнутости. Ему было присуще довольно таки незначительная сфера влияния и ярко выраженный национальный характер.

    Связь права с религией проявлялась в частности в том, что его применение сопровождалось совершением ритуальных действий и произнесением молитвенных речей. Несмотря на свою религиозную и настроенную националистически специфичность квиристское право распространялось не только на римлян, но к его субъектам относились и иностранные граждане, иначе немыслимой были бы торговые отношения. Связь квиритского права с религией, обрядностью, символикой, традициями и условностями старых обычаев делала его непонятным и чуждым для других народов, затрудняла восприятие их правового опыта. От племенной и религиозной замкнутости в Риме долго сохранялся взгляд на иностранца как на врага.

    Еще одной существенной чертой квиритского права была казуальность его норм. Отсутствовали общие правовые решения, пригодные для большинства сходных ситуаций. Право возникало не из конкретных судебных решений, запрещая или предписывая то или иное правило поведения, не охватывая всего круга однородных отношений. Сфера действия права была сравнительно узкой.

    Однако с появлением должностного лица – претора, параллельно с цивильным правом выросла система «преторского права». Сосуществование квиритского и преторского права было довольно длительным явлением и лишь постепенно исчезло по мере их слияния.

    Хотелось бы отметить, что и в формулировании, толковании и применении правовых норм немалую роль играли выходцы патрициата – жрецы. Наиболее важное значение в правотворческой деятельности имела коллегия понтификов. Понтифики были первыми юристами Рима. В целях сохранения своего монопольного положения жрецы хранили в тайне все сведения юридического характера. Но уже к концу IX в. до н.э. жрецы постепенно теряют свое монопольное положение в этой области. Существует придание, что некий писец Гней Флавий похитил книгу юридических формул и подарил ее народу. А народ за это поставил Флавия на высокую должность. Со временем знания права становятся более доступным и укрепляются позиции светской юриспруденции. И важным источником римского права становятся деловые обыкновения, то есть правила, вырабатываемые в повседневной юридической практике должностных лиц. К источникам римского права также относятся и акты (законы), принимаемые народными собраниями и сенатом.

    Государственный аппарат управления

    Государственный аппарат управления в Риме был немногочислен, приравнен к условиям государства-города. Деление людей по имущественному и территориальному признаку был установлен реформой Сервия Туллия в VI в. до н.э.. Эта реформа существенно затронула и военную систему ополчения римлян. Войско, как и прежде, собиралось в случаях военной опасности. Каждый римлянин по достижении 17 летнего возраста считался военнообязанным. Патриции и плебеи были разделены на 193 центурии (сотни), которые стали важнейшим видом народных собраний.

    Государственное право также было тесно связанным с религией. Существовали такие греческие коллегии, которые путем гадания на внутренностях животных решали, угодно ли воле богов какое-либо мероприятие. Если гадание давало неблагоприятный результат, гадатели докладывали об этом консулу, а консул должен был отказаться от намеченных активных действий. Частная собственность, укреплявшаяся со временем, получало защиту со стороны патрицианской жреческой коллегии, поскольку посягательство на частную собственность относилось к религиозным преступлениям.

    После свержения царской власти в Риме устанавливается республика, во главе которой стали высшие магистраты в лице двух консулов и их заместителей, помощников – преторов. Постепенно появляются и другие магистраты (должностные лица). Главным властным государственным органом был сенат. По словам Цицерона, сенат «держал в руках все государство»2. Властные полномочия были и у народных собраний.

    В условиях неразвитой частной собственности особенное значение имел

    институт владения. Владение исторически предшествовало праву собственности и составляло начальную ступень его развития. Владелец земельного участка был ограничен в праве распоряжения им. Он не имел право продать, обменять или подарить свой участок. Это объяснялось тем, что вся собственность в Риме была общинной. Только владыка обладал правом распоряжения семейным имуществом, но он не мог завещать свое мнение постороннему лицу, если у него имелись потомки.

    Наряду с развитием права собственности и владения в квиритском праве получают развитие и сервитуты – правовые институты, предусматривающие пользование чужой вещью в каком-либо отношении. Например, сельские сервитуты, подразумевали собой право пройти через участок, принадлежащий соседу, прогнать через него скот или провести воду.

    _______________________________

    2Римское право. А.И. Косарев. – М.,1986. страница 25.

    Другой важный институт римского права – обязательственное право.

    Если вещное право закрепляло принадлежность имущества одному лицу, то обязательственное право обязывало к чему-либо. Обязательства и деликты имели довольно такие широкое распространение в древнейшем праве Рима. Все обязательственные соглашения, не противоречащие закону, обеспечивались судебной защитой, а именно предоставлением права на иск. Существовал строго определенный перечень исков для защиты соответствующих отношений. То же самое касалось и исков с правонарушений – деликтов. Право требовать возмещения вреда от противоправных действий возникало лишь в том случае, если имелся соответствующий иск, и данное действие квалифицировалось как деликт. Деликты делились на частные, касающиеся интересов одного лица и публичные, затрагивающие интересы всего государства. В то время понятие общественной опасности преступлений в полной мере еще не сложилось, а обязательства из деликтов практически заменяли уголовное право.

    Причина кодификации законов.

    Первоначально право древнего Рима представляло собой нигде не зафиксированные правила поведения, его применяли только патрицианские магистраты, и существует мнение, что причина кодификации законов возникла при следующих обстоятельствах:

    Между плебеями и патрициями издавна возникали различные разногласия. Одной из причин этого было то, что с течением времени земельный фонд Рима из-за прироста населения был исчерпан и Рим стал захватывать соседние территории, но захваченные земельные владения с плебеями не делились, несмотря на их участие в военных действиях. Появились острые конфликты, повлекшие за собой коренные реформы, первой из которых была реформа Сервия Туллия. По реформам Сервия Туллия патрициев и плебеев разделили на пять классов в зависимости от их имущественного положения, а классы в свою очередь разделялись на 193 центурии, которые составляли верховный орган Рима – центуриатные комиции. Каждая центурия имела один голос и выступала на собраниях как единое целое. Для завершения голосования требовалось всего 98 голосов из 193, остальные центурии к голосованию не привлекались, поэтому решающее влияние во всех государственных делах оставалось за богачами. Так, реформа Сервия Туллия, сделав критерием политической правоспособности, имущественное состояние граждан, сместила родовые и куриальные организации. Однако реформа Сервия Туллия не полностью уравняла патрициев с плебеями. Некоторые права плебеев по-прежнему были ущемлены. Так, например, плебеи не были допущены к высшей консульской должности. Брачные узы плебеев с патрициями были строго запрещены. Лишь только в 445 г. до н.э. плебеи добились компромиссного решения о допущении их к замещению должности военных трибунов с консульской властью и получили разрешение на вступление в брак с патрициями.

    Основной из причин для недовольства плебеев против патрициев в первые времена республики была неясность действующего обычного права, его применение исключительно патрицианскими магистратами, открывавшее им возможность использовать право в своих целях, злоупотребляя им. Поэтому первая потребность плебеев заключалась в установлении действующего права в форме написанных законов. С этой целью в 462 г.до н.э. плебейский трибун Терентилий Арса вынес проект о назначении комиссии для составления кодекса. Однако патриции в течении 8 лет противостояли этой мысли и лишь благодаря настойчивости плебеев вынуждены были согласиться. Решено было предварительно послать трех послов в Грецию для ознакомления с греческим правом и, в особенности с законодательством Солона. По возвращению послов 451г. в Рим, была избрана комиссия из 10 человек-децемвиров для написания законов. При этом на целый год вся власть была передана в руки участников комиссии, ни магистраты, ни плебейские трибуны на этот период не избирались. К концу года была изготовлена основная часть законодательства – 10 первых таблиц, которые и были, по предложению их создателей приняты народным собранием. Однако созданных таблиц было недостаточно, поэтому для окончания работы избрали новых членов комиссии и они составили еще две таблицы, но по истечению года свои полномочия не сложили, что вызвало народное возмущение и падение децемвиров. Прежний строй был восстановлен полностью, а оставшиеся две таблицы по предложению первых после революции консулов были приняты народным собранием.

    Старый, связанный с родовым устройством обычай был замене писаным правом, закрепляющим частную собственность, неравноправие и рабство.

    Таким образом, первая римская кодификация права возникла к 451-450 г.г. до нашей эры. Она получила название Законов XII таблиц. Свое название законы получили оттого, что воспроизведены на 12 деревянных досках, которые были выставлены на городской площади для общего обозрения, чтобы никто не мог сослаться на незнание закона. Считалось, что знание законов XII таблиц являлось обязанностью каждого гражданина Рима.

    Согласно свидетельствованиям Цицерона, даже мальчишки заучивали законы XII таблиц и воспевали их в песнях.

    Законы XII таблиц.

    В законы XII таблиц зафиксированы пережитки первобытности, а также нормы, приближенные царским законам. Они представляли собой собрание норм обычного права. Следует обратить внимание, что таблицы почти не называют плебеев. И в этом проявляется обычное право патрицианской общины, однако уже приспособленное к новым социальным условиям, так как распространяется на патрициев и плебеев. Свободных и зависимых, богатых и бедных. Таким образом, законы XII таблиц рисуют сложный состав римской общины начала Республики, разные формы собственности, которые в ней существовали. Главное место в законах XII таблиц занимали нормы гражданского, семейного, уголовного права, судебного процесса и некоторые правила о погребении.

    В зависимости от того, какой вид сделки совершался, возникали соответствующие обязательства сторон. Так, в манципации возникал ряд конкретных обязательственных отношений, так как она использовалась в сделках купли-продажи, при фиктивной продаже имущества в целях завещательного распоряжения, для передачи имущества на хранение, взятия в кабалу чужого сына и так далее. Характерной чертой манципации был строгий формализм. Незначительное отступление от установленной формы влекло недействительность сделки.

    Один из видов договорного обязательства было стипуляционное обязательство. Оно вступало в силу лишь с момента произнесения сторонами строго определенной словесной формулы, при котором обязательным критерием был точный вопрос и его совпадение с ответом должника. Например, «дашь? – дам», «обещаешь? – обещаю» и т.п.

    Манципация и стипуляция были односторонними обязательствами.

    Необыкновенно строгим формализмом были проникнуты и правила разрешения имущественных споров, составляющие в своей сути гражданский процесс. Наиболее известная из его форм – так называемый легисакционный процесс предусматривал сложную процедуру.

    Истец являлся к претору и делал заявление. Претор назначал день суда. Ответчик вызывался самим истцом. Ему дозволялось применить силу. Процесс протекал в форме борьбы за спорную вещь. Сначала истец, затем ответчик налагают на нее (или её часть, например, кусок дерна, если речь идет о земле) палочку – виндикту. При этом они произносят установленные обычаем формулы (каждая для данного случая). Тот, кто сбился или ошибся, автоматически проигрывал дело.

    От названия этой палочки происходит термин «виндикация», под которым понимают истребование вещи из чужого неправомерного владения. По своему происхождению виндикта – «укороченное копье – символ древнего способа завладения вещью. По другому объяснению, «виндикация» происходит от vim dicere – объявлять о применении силы.

    С окончанием этой процедуры спорящие стороны заключали своеобразное пари. Кто проигрывал дело – проигрывал и залог. Величина его равнялась нередко половине иска. На этом заканчивалась первая стадия процесса. Вторая стадия заключалась в том, что назначенный претором судья – любой из римских граждан, которого претор считал подходящим, - без особых формальностей рассматривал дело по существу: выслушивал свидетелей, знакомился с документами, выносил решение.

    При неявке одной из сторон (без уважительной причины) решение автоматически выносилось в пользу ее противника. «Собственноручно отстоять свою вещь при судоговорении… это, значит, наложить руку на ту вещь, о которой идет спор при судоговорении, (то есть иными словами) состязаясь с противником, ухватиться рукою за спорную вещь и в торжественных выражениях отстаивать право на нее. Наложение руки на вещь производилось в определенном месте в присутствии претора на основании XII таблиц, где было написано: «Если кто-нибудь собственноручно отстаивает свою вещь при судоговорении»3.

    Гораздо проще обстояло дело в том суде, которым ведал перегринский претор. В спорах между иностранцами нормы Законов XII таблиц были неприменимы. Претор сам решал дело от начала до конца. Эта практика оказала очень большое влияние на судьбы позднейшего (классического) римского права.

    В борьбе с правонарушениями роль государственных органов была довольно таки пассивная. Более активную роль в этом направлении играли частные лица, чьи непосредственные интересы были затронуты. Например, в таблице первой законов отмечено: «Если вызывают кого-нибудь на судоговорение, пусть вызванный идет. Если он не идет, то пусть тот, кто вызвал, подтвердит свой вызов при свидетелях, а потом ведет его насильно».4

    Но в квиритской форме римского права нельзя видеть только примитивизм и упрощенство. Для своего времени она была наиболее оптимальной, потому-то право не может быть выше достигнутого уровня социально-экономического и культурного развития общества. При слабом развитии письменности, тем более при ее отсутствии могла применяться лишь устная форма сделок. Поэтому манципация была наилучшим способом заключения сделок. А религиозная обрядность в судебном процессе могла содействовать изобличению виновного, при его безусловной вере в божественные силы. Для суда и процесса были характерны связь с религиозными представлениями, ограниченный набор правовых средств регулирования отношений. Это объясняется тем, что во время действия законов XII таблиц правовое регулирование общественных отношений лишь начинает свое поступательное движение. Порядку судебного процесса уделены первые две главы законов.

    Гражданское право в законах XII таблиц не было ограничено только

    ____________________________________________________

    3Хрестоматия по истории Древнего Рима: Уч. Пособие / Под ред. В.И. Кузищина, М., 1989., Таблица VI. страница 29.

    4Хрестоматия по истории Древнего Рима: Уч. Пособие / Под. Ред. В.И. Кузищина, М., 1989. Таблица I. страница 26.

    урегулированием правильности выполнения сделок.

    Законами XII таблиц были предусмотрены и сроки приобретательской давности. Каждая римская семья получала для обработки земельный участок. Если же данный участок не мог прокормить семью, то прибегали к дозволенному «захвату» никем не обрабатываемой целины. Спустя два года владения земельный участок становился частной собственностью семьи. Срок приобретательской давности в отношении других вещей составлялся всего один год. Однако, «Законом XII таблиц запрещается приобретение краденой вещи по давности»5.

    Немало внимания в законах уделено семейным наследственным правоотношениям. Семейные отношения по законам XII таблиц характеризуются, прежде всего, неограниченной властью отца семьи – домовладыки. Все живущие под крышей его дома, будь то кровные родственники или нет, были членами одной и той же фамилии, агнатами. Имущество принадлежало всей семье, но распоряжаться им мог только глава семейства. Отсюда возникло право владения.

    В законах XII таблиц сказано: «Предки наши утверждали, что даже совершеннолетние женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекою…»6. Это правило не распространялось только на дев – весталок (жриц богини Весты) из-за уважения их греческого сана. Положение жриц Весты было установлено еще римским царем Нумой, а впоследствии вошло в законы XII таблиц. Жена, как и другие домочадцы, находилась в полной власти мужа. Браки по своей сущности были унизительны для женщин, особенно если оформлялись как покупка жены. Но были некоторые исключения. Уравнять права женщины позволял брак, заключенный без официального обряда перехода жены в дом мужа. При таком браке имущество супругов находилось в раздельной собственности. Однако по истечению года жена переходила в личное владение мужа автоматически, по приобретательской давности. Интересно, что такой же срок приобретательской давности распространялись все другие вещи, кроме земельного участка. Данное обстоятельство позволяет понять социальное положение женщины в раннем Риме. Можно сказать, что женщина приравнивается к вещи.

    Чтобы избежать становления собственностью мужа женщина по истечению года имела право уйти из дома ровно на три ночи. «Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома и таким образом прерывать годичное давностное владение ею»7. Принадлежащее женщине res mancipi (имущество) находившейся под опекой родственников, не подлежало давности, за ____________________________________________________

    5Указ соч. Таблица VIII. страница 32.

    6Хрестоматия по истории Древнего Рима: Уч. Пособие / Под ред. В.И. Кузищина, М.,1989. Таблица V. страница28.

    7Указ соч. Таблица VI. страница 29.

    исключением ее добровольной передачи имущества с согласия опекуна.

    Цицерон в своем произведении «О государстве» писал «Децемвиры второго призыва, прибавив две таблицы лицеприятных законов (между прочим) санкционировали самым бесчеловечным законом запрещение браков между плебеями и патрициями»8. Правовое положение детей также определялось властью отца. Отцовская власть была полной и пожизненной. Сын мог освободиться от власти отца только в том случае, если отец продаст его трижды в рабство, но после этого сын лишался своего права наследования. Имущественная правоспособность граждан чаще всего наступала позже политической, только после смерти отца.

    Поражает своей бесчеловечностью замечание Цицерона «с такой же легкостью был лишен жизни, как по XII таблицам, младенец, отличившийся исключительным уродством»9. Это значит, что если ребенок рождался инвалидом, то по его закону лишали жизни.

    Законами XII таблиц не было упущено из внимания и опекунское право.

    Если человек был подвластен безумию, им и его имуществом имели право распоряжаться агнаты или сородичи. «Следует заметить, что обвинение опекуна в недобросовестном отправлении своих обязанностей вытекает из закона XII таблиц. В случае расхищения опекунами имущества их подопечного следует установить, не допустим ли в отношении каждого из этих опекунов в отдельности тот иск в двойном размере, который был установлен в XII таблицах против опекунов»10. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что недолжное исполнение опекунских обязанностей каралось законом.

    Законы XII таблиц разрешали наследование по завещанию и по закону, но ограничивали его рядом условий. Лишая наследства кого-нибудь из агнатов, отец должен был прямо назвать его. Это решение могло быть обжаловано. Завещательные распоряжения необходимо было санкционировать на народном собрании. «Как кто распорядиться на случай своей смерти относительно своего домашнего имущества или относительно опеки (над подвластными ему лицами), так пусть то и будет ненарушимым»11. Если владелец дома умрет не оставив завещания, то его имущество передается одному из ближайших агнатов. А если у умершего нет агнатов, то имущество передается его сородичам. Имущество, которое остается должным умершему, распределяется между его наследниками в соответствии с наследственными долями. «Иск (о разделе наследства) основывается на постановлении закона XII таблиц»12. Долги умершего также делились между его наследниками «соразмерно



    ___________________________________________________

    8Указ соч. Таблица XI. страница 34.

    9Указ соч. Таблица IV. страница 28.

    10Хрестоматия по истории Древнего Рима: Уч. Пособие / Под ред. В.И. Кузищина, М.,1989. Таблица VIII.

    11Указ соч. Таблица V. страница 28.

    12Указ соч. Таблица V. страница 29.

    полученным ими долям наследства»13.

    Долговое рабство

    Одна из таблиц законов посвящена долговым обязательствам. Долговое рабство, узаконенное XII таблицам, отмечалось крайней суровостью. Договор займа назывался в Риме nexurn (нексум) – кабала. Такой договор заключался в тех же самых условиях, что и манципации, то есть при наличии пяти свидетелей, весовщика, медных слитков. В случае невозвращения долга в указанный срок, должнику давалось 30 дней, в течении которых, по постановлению суда или же по требованию кредитора, он мог вернуть долг, в ином случае должник становился заключенным истца. «Пусть будут даны 30 льготных дней после признания им долга или после постановления против него

    судебного решения. По истечении указанного срока пусть истец наложит руку на должника»14. Долговое рабство больше всего угрожало плебеям, лишенным той защиты и покровительства которыми пользовались патриции. Истец имел право надеть на должника оковы, минимальный вес которых определялся решением суда. Кормился такой раб за свой счет, а если у него не было средств, то истец должен был выдавать ежедневно своему пленнику не менее фунта муки в день. По истечении 60 дней кабалы должник три дня выводился на городскую площадь вымаливать помощь у кредитора, друзей и родственников, окованные кандалами должники умоляли квиритов о пощаде – эти дни назывались базарными. В случае непримерения с истцом, на третий базарный день должник продавался в рабство. А если у него было несколько кредиторов, то предавался жестокой смертной казни, заключающейся в разрубе части. Римский историк Тит Ливии писал об одном из кредиторов, который вывел на площадь своего должника исхудавшего от голода избитого плетями старого воина – центуриона, разорение постигло его от войны, податей, непосильных процентов. Несмотря на возмущения народа, долговое рабство было ликвидировано только в326 г. до н.э.

    Уголовное законодательство

    Уголовное законодательство Древнего Рима также отличалось суровой строгостью. Совершение деяний разграничивались на преднамеренные и совершенные по неосторожности. Преднамеренные поджоги, порча урожаев и иного имущества карались смертной казнью. Поджигатель дома или хлеба, если он действовал преднамеренно, заключался в оковы, подвергался бичеванию, за которым следует смерть. Если же пожар был совершен по неосторожности, то виновный просто возмещал ущерб. Злостная вырубка чужих деревьев каралась штрафными санкциями в размере 25 ассов за каждое дерево.

    «По XII таблицам смертным грехом для взрослого было потравить или сжать в ночное время урожай с обработанного плугом поля. XII таблиц приписывали такого обреченного богине Церере человека предать

    __________________________________________________

    13Указ соч. Таблица V. страница 29.

    14Указ соч. Таблица III. страница 27.

    смерти»15. Данный закон еще раз подтверждает о религиозности права Древнего Рима. Круг религиозных преступлений был довольно широк. К ним, в частности, относились нарушение клятвы и присяги, нарушение патроном своих обязанностей, перед клиентом, нарушение межевых знаков, заколдовать посевы и многие другие преступления. На виновного за религиозные преступления накладывали проклятие.

    «XII таблиц установили смертную казнь за небольшое число преступных деяний и в том числе стали необходимым применение ее в том случае, когда кто – нибудь сложил или будет распевать песню, которая содержит в себе клевету или опозорение другого»16. Не преступлением, а деликтом считалось оскорбление, побои и членовредительство, данные правонарушения наказывались штрафом.

    Характерной чертой законов XII таблиц являлся узаконенный самосуд над виновным. Например, если застигнутого во время совершения кражи вора убили ночью, то такое убийство считалось, за совершение кражи свободных людей подвергали телесному наказанию и отдавали в распоряжение потерпевшего. «Если совершавший в ночное время кражу убит на месте, то пусть убийство его будет считаться правомерным»17.

    Особый подход был к несовершеннолетним правонарушителям. Чаще всего к несовершеннолетним применялись более мягкие санкции, например, если за совершение кражи рабов сбрасывали со скалы, свободных граждан после наказания отдавали в руки владельца украденной вещи, то несовершеннолетние отделывались телесным наказанием или же вынуждены были возместить ущерб. То же самое касалось сжатия урожая с «обработанного плугом поля», «несовершеннолетнего по усмотрению претора или подвергали бичеванию или присуждали к возмещению причиненного вреда в двойном размере»18.

    Преступления раба рассматривались судом. У раба не было никаких гарантий и никаких прав на защиту. Приговоренный к смерти, он, по обычаю, сбрасывался с Тарпейской скалы.

    «Преступления, совершенные подвластными лицами или рабами, порождали иски об ущербе, по которым домовладыке или собственнику раба предоставлялось возместить стоимость причиненного вреда, или выдать головою виновного…»19.

    Об умышленном убийстве не упоминается вовсе, во всяком случае, в тех отрывках законов, которые до нас дошли. Объяснятся это, по-видимому, тем, что мера наказания (смертная казнь), следуемая за убийством, не вызывала

    ___________________________________________________

    15Хрестоматия по истории Древнего Рима. / Под ред. В.И. Кузищина. М.,1984, Таблица VIII. страница 31.

    16Указ соч. Таблица VIII. страница 31.

    17Хрестоматия по истории Древнего Рима. / Под ред. В.И. Кузищина. М.,1984, Таблица VIII. страница 32.

    18Указ соч. Таблица VIII. страница 31.

    19Указ соч. Таблица XII. страница 34.
    сомнений. Следует добавить, что высшие магистраты республики не были связаны точным определением того, что следует считать преступлением. В особых случаях они

    могли решать этот вопрос по своему усмотрению. Во избежание произвола, за каждым римским гражданином признавалось право апелляции к народному собранию. Апелляционное решение народного собрания было окончательным.

    О государственных преступлениях законы XII таблиц говорят сравнительно немного: устанавливается неправомерность и наказуемость ночных сборищ, подстрекательства врага к нападению на Рим, нарушения постановлений, касающихся общественного порядка, взяточничества судей и др. Авл Гелий в сочинении «Аттические ночи» заметил: «Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертною казнью того судью или посредника, которые были назначены при судоговорении для разбирательства дела и были уличены в том, что приняли денежную мзду по этому делу?»20.

    Поскольку право Древнего Рима имело религиозный характер, не были упущены из внимания и правила принесения жертв, и правила погребения. Одна из таблиц законов была полностью посвящена правилам выполнения обряда погребения.

    __________________________________________________

    20Хрестоматия по истории Древнего Рима. / Под ред. В.И. Кузищина. М.,1984. Таблица IX. страница 33.

    Заключение.

    Римское право – система права, сложившаяся в Древнем Риме и сыгравшая исключительную роль в развитии европейского права. В отличии от многих других древних обществ, в Риме право, уже в эпоху Законов XII таблиц, конструировалось как особая система регулирования человеческого поведения, совпадающая с предписаниями религии и моралью.

    В Древнем Риме впервые в мире появляются ученые правоведы, а правоведение во 2-1 вв. до н.э. становится наукой (в античном смысле этого слова). В своем наивысшем развитии римское право во много представляет собой результат совместного творчества великих римских юристов. Многие правоведы более позднего времени именовали римское право «правом юристов» и «писаным разумом». Римские юристы делили право на публичное, которое касается положения всего римского государства, и частное, которое относится к интересам отдельных лиц. И именно частное римское право стало основой для развития европейского права.

    Характерным для частного римского права является высокоразвитый индивидуализм, стремление обеспечить оптимальные условия самостоятельной деятельности каждому полноправному участнику социальной и хозяйственной жизни, то есть, прежде всего, каждому римскому домовладыке.

    Во многих странах мира римское право представляет собой основу профессионального юридического образования и, вместе с тем, научных исследований в области теории государства и права, а также сравнительного правоведения. Римское право является выдающимся памятником римской культуры и одновременно составная часть современной европейской культуры.

    Законы XII таблиц содержали постановления, относившиеся к судопроизводству, уголовному и гражданскому праву, некоторым правилам погребения. Судебный процесс по имущественным спорам отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистратом-претором и частным лицом, назначенным для окончательного решения спорного случая. Для имущественных отношений характерно широкое распространение частной собственности, а также разнообразие видов сделок, заключавшихся на основе свободного договора между сторонами (купли-продажи, мены, займа и прочее). Нормы семейного права основывались на безусловном господстве главы семьи. В течении ряда веков законы XII таблиц пользовались большим авторитетом.

    ЛИТЕРАТУРА

    1.История Римского права. Покровский И.А. – М., 1991.

    2.История Римского частного права. В.А. Савельев. – М., 1986.

    3.Римское право. А.И. Косарев. – М., 1986.

    4.Всеобщая история государства и права. Учебной пособие / Под ред. К.И. Батыра и др. – М., 1995.

    5.Всеобщая история государства и права (история государства и права зарубежных стран): Учебник. З.М. Черниловский – М., 1983.

    6.«Хрестоматия по истории Древнего Рима» С.Л. Утченко / Под ред. В.И. Кузищина – М., 1984.

    7.Общая теория государства и права / Под ред. академика РАЕН В.В. Лазарева. – М., 1994.

    8.История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой, - М., 1991.

    9.История Древнего Рима: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кузищина, - М., 1994.

    10.Основы римского права. О.А. Омельченко, - М., 1994.

    11.Государство и право Древнего Рима. П.Н. Галанза, - М., 1963.

    12.Историки античности, - М., 1989. Т. 2.

    13. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой, - М., 1996. Т. 1; М., 2000.

    14.Римское частное право (элементарный курс). З.М. Черниловский, - М., 1989.

    15.История Римского частного права. В.А. Савельев, - М., 1986.

    16.История рабовладельческого государства и права. Б.С. Громаков, - М., 1986.


    написать администратору сайта