Главная страница
Навигация по странице:

  • Царь-колокол и Царь-пушка

  • ИЗ ЖИЗНИ СЛАВЯН

  • В о п р о с

  • СТИХОТВОРЕНИЯ Н. Кончаловская Наша древняя столица

  • Стихотворение о Софийском соборе

  • Занимательные вопросы. занимательные вопросы по истории. Занимательные вопросы и задания для внеклассной работы по истории


    Скачать 164 Kb.
    НазваниеЗанимательные вопросы и задания для внеклассной работы по истории
    АнкорЗанимательные вопросы
    Дата06.04.2022
    Размер164 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлазанимательные вопросы по истории.doc
    ТипДокументы
    #448990

    Занимательные вопросы и задания для внеклассной работы по истории
    Вопросы
    1. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге?

    2. Когда в Древней Греции никто не воевал?

    3. В какой библиотеке были несгораемые книги?

    4. Когда вулкан помог людям?

    5. Когда войну выиграла всего одна лошадь?

    6. В каких странах были длинные стены?

    7. Когда в истории в особом почете была обувь?

    8. Когда и кем открыто, восхвалялась глупость?

    9. Где и когда самые мирные домашние животные вдруг «пожирали людей»?

    10. Кто «основал» государство, которого никогда не было?
    Ответы

    1. Бумага и фарфор были изобретены в Китае.

    2. В период Олимпийских игр.

    3. В библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги.

    4. В период восстания Спартака гладиаторы спрятались на вершине вулкана Везувий, а потом по отвесной скале спустились на веревках, сплетенных из лоз дикого винограда, который там рос.

    5. Троянский конь один сделал то, что в течение долгого времени не смогло сделать целое войско.

    6. В Китае – Великая китайская стена; стены, соединяющие афинский порт Пирей с Афинами.

    7. Крестьянская война в Германии в 1525 г., когда восставшие шли под знаменем, на котором был начертан деревенский башмак. Восстание так и стало называться «Под знаменем башмака».

    8. В книге средневекового ученого Э. Роттердамского «Похвальное слово глупости».

    9. В Англии в период огораживания возникла поговорка «овцы пожирали людей».

    10. Томас Мор описал несуществовавшее государство «Утопия»

    Вопросы
    11. Каково расстояние между Царьградом и Константинополем?

    12. Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели?

    13. Кто из правителей Англии оказывал покровительство пиратам и работорговцам?

    14. Кто был изобретателем печатного станка?

    15. По какой лестнице никто никогда не ходил?

    16. Когда в истории воевали цветы?

    17. Как называлась самая продолжительная война в мире?

    18. Кто первый из европейцев морским путем достиг берегов Индии?

    19. Как называлось восстание крестьян во Франции по самому распространенному мужскому имени?

    20. Кому принадлежат изречения: «Государство – это я», «Прав у подданных нет, есть лишь одни обязанности?»


    Ответы
    11. Это разные названия одного города.

    12. В обиходе мы пользуемся цифрами, которые были изобретены в Индии, а в Европу они пришли с арабами, поэтому получили название «арабские».

    13. Елизавета I.

    14. Иоганн Гуттенберг.

    15. По феодальной.

    16. В Англии, междоусобная война между феодальными родами Белой и Алой розы.

    17. Столетняя война между Англией и Францией 1337–1453 гг.

    18. Васко да Гама.

    19. Жакерия.

    20. Людовик XIV.
    Вопросы
    21. Под чьим руководством была снята осада англичан города Орлеана?

    22. Ян Гус и римский папа были противниками или союзниками?

    23. Как назывался по-древнеславянски хлеб?

    24. Каждые 10 тыс. воинов назывались у монголов «тьмою», а во главе их стоял…

    25. Система мер правительства Ивана Грозного, направленная на укрепление самодержавия и дальнейшее закрепощение крестьян?

    26. Верхняя одежда на Руси, называвшаяся заимствованным у татар словом.

    27. У какого русского города был «злой характер»?

    28. Откуда произошло слово «брюки»?

    29. Какой кровеносный сосуд является столицей европейского государства?

    30. Какую фамилию носил Петр I?

    Ответы
    21. Жанны д´Арк.

    22. Противниками.

    23. Жито.

    24. Темник.

    25. Опричнина.

    26. Армяк.

    27. У Козельска, татары-монголы прозвали его «злым городом» за отчаянное сопротивление, оказанное им в течение 11-ти недель.

    28. Шерсть и сукно, из которых шилась эта одежда, производились в городе Брюгге.

    29. Вена.

    30. Он из рода Романовых.

    Вопросы
    31. О ком говорят, что он остановил Солнце и сдвинул Землю?

    32. Какой город «стоит обедни»?

    33. Что такое «греческий огонь»?

    34. Какой русский царь любил плотничать?

    35. Какая ракета мчалась со скоростью 6–8 км/ч?

    36. Кто был королем «денежных мешков»?

    37. У каких людей были круглые головы?

    38. Кто и о ком сказал: «Он шел на моем левом фланге, но был моей правой рукой»?

    39. Кого из русских царей прозвали «Миротворцем»?

    40. Два исторических деятеля жили в одной стране, в одном веке, стали национальными героями своей страны и имели одинаковые имена. Кто это?
    Ответы
    31. Учение Николая Коперника перевернуло представление о мире. До этого считалось, что все планеты, в том числе и Солнце, вращаются вокруг Земли.

    32. Генрих IV так сказал о Париже, когда переходил из одной веры в другую, чтобы получить престол.

    33. Горючая жидкость, которую византийцы использовали в сражениях против арабов и славян.

    34. Петр I.

    35. Первый паровоз, изобретенный Стеффенсоном, назывался «Ракетой», его скорость и была первоначально 6–8 км/ч.

    36. Луи Филипп во Франции выражал интересы финансовой буржуазии.

    37. Сторонники парламента в Англии в 1642 г. одевались просто, не носили париков, и их прозвали за это «круглоголовыми».

    38. А. В. Суворов о М. И. Кутузове после взятия Измаила.

    39. Александра II.

    40. В Чехии в XV в., Ян Гус и Ян Жижка.

    Вопросы
    41. Когда Русью правил «денежный мешок»?

    42. Когда в военной истории опасность представляла свинья?

    43. Как проехать из Дерпта в Юрьев?

    44. Какую станцию железной дороги в России называют по имени отчеству?

    45. Как по-славянски называлась община?

    46. Кого из русских царей прозвали «Тишайший»?

    47. Кто был назван «бунтовщиком хуже Пугачева»?

    48. Как назывался журнал, главным редактором которого являлась Екатерина II?

    49. Где и когда можно было встретить «псов господних»?

    50. Когда в истории в особом почете была метла?
    Ответы
    41. В XIV веке – князь Иван Данилович по прозвищу Калита, т. е. «денежный мешок».

    42. В Ледовом побоище войска немецких рыцарей были построены грозным клином – «свиньей».

    43. Разные названия одного города.

    44. В Сибири станция «Ерофей Павлович» названа в честь русского землепроходца Ерофея Павловича Хабарова.

    45. Вервь.

    46. Алексей Михайлович.

    47. Н. А. Радищев за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву».

    48. «Всякая всячина».

    49. Так называли членов ордена иезуитов, основанного в 1540 г. испанским дворянином Игнатием Лойолой. Они появились и в Европе.

    50. В России в XVI в. при Иване Грозном в период опричнины. Отличительным знаком опричника были собачья голова и метла, что значило: как собака вынюхивает врагов и выметает их метлой.

    Вопросы:
    51. Кто правил раньше: Генрих IV Бурбон или Генрих VII Тюдор?

    52. Когда в России правил Кровавый царь?

    53. Правитель, какого огромного по территории государства жил в «сарае»?

    54. Где жили «грызуны» и «оборванцы»?

    55. Что такое «арабески»?

    56. Два исторических деятеля России были земляками, имели одинаковую судьбу. Их разделяет период в сто лет. Кто это?

    57. В какой стране законодательный орган был самым длинным?

    58. Кто сказал эти слова: «Минералы сами на двор не приходят»?

    59. Что означает выражение «Зарубить на носу», какова его история?

    60. В честь, каких важных исторических событий построены Храм Василия Блаженного и Христа Спасителя?
    Ответы
    51. Генрих VII Тюдор правил в Англии в 80-е годы XV в., а Генрих IV Бурбон – во Франции в 70-е годы XVI в.

    52. Николай II, в 1894–1917 гг. Его прозвали так за событие 9 января 1905 г., I мировую войну, события на Ходынском поле, связанные с его коронацией.

    53. Столица государства хана Батыя находилась на Волге и называлась Сарай-Бату.

    54. В XVI в. во Франции было восстание кроканов, или «грызунов». «Оборванцами» называли гезов в период нидерландской буржуазной революции XVI в.

    55. Арабский орнамент из геометрических фигур, листьев, цветов.

    56. С. Т. Разин и Е. И. Пугачев. Оба родом из Зимовейской станицы на Дону. Разин был предводителем крестьянской войны в России в конце XVII в., Пугачев был предводителем крестьянской войны в России в конце XVIII в. Оба казнены в Москве.

    57. Долгий парламент в Англии.

    58. М. В. Ломоносов.

    59. Нос – это памятная дощечка, бирка для записей. Ее носили с собой и делали зарубки на память. Означает «запомнить надолго».

    60. Храм Василия Блаженного – в честь взятия Казани и присоединения к России 2 октября 1552 г., а Храм Христа Спасителя – в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года.

    Вопросы:

    61. Кому и где поставили памятник «Благодарная Россия»?

    62. Когда и где заваривали чай прямо в море?

    63. Против кого воевали луддиты?

    64. Чай, кофе, табак, кукуруза. Что объединяет эти предметы?

    65. В какой стране жили «бешеные»?

    66. Советский поэт К. Симонов писал в стихотворении, что битва произошла

    «на голубом и мокроватом

    Чудском потрескивавшем льду

    в шесть тысяч семьсот пятидесятом

    от сотворения году».

    О какой битве он писал? Почему лед был «мокроватый»? Когда произошла эта битва? Почему поэт указывает другую дату?

    67. Национальный гимн Франции был сочинен в одном городе, а свое название получил по имени другого города. Почему так получилось? Где и кем сочинен этот гимн? Как он называется?

    68. Кто сказал: «Каждый воин должен понимать свой маневр. Воюют не числом, а умением»?

    69. Что означает выражение «Кричать во всю ивановскую», какова его история?

    70. Что общего между названием американского бального танца и восстанием североамериканских колоний против английских налоговых обложений?

    Ответы
    61. В Москве на Красной площади стоит памятник скульптора И. П. Мартоса в честь князя Д. М. Пожарского и гражданина К. Минина. На памятнике указано, что его воздвигла «благодарная Россия».

    62. В 1773 г. английские купцы привезли в Бостон, английскую колонию в Северной Америке, большую партию чая, который был обложен парламентом особым налогом. Бостонцы, переодетые индейцами, напали на корабли и выбросили чай прямо в море. Событие вошло в историю под названием «бостонского чаепития».

    63. Луддитами называли разрушителей машин в Англии, следовательно, они воевали против машин и оборудования, установленного на капиталистических предприятиях.

    64. Все они проникли в Европу из Нового Света, считались в Европе «колониальными» товарами.

    65. Во Франции в период Великой французской революции. В 1793 г. сторонники крайних мер, руководимые Жаком Ру, были прозваны жирондистами «бешеными».

    66. Речь идет о Ледовом побоище, которое произошло на Чудском озере. Лед был уже немного подтаявший, так как была весна. Битва состоялась 5 апреля 1242 г. по летоисчислению, принятому в России при Петре I. До этого в России счет лет велся от «сотворения мира», по старому летоисчислению и указана дата сражения.

    67. В период Великой французской революции офицер Руже де Лилль в г. Страсбурге за одну ночь сочинил революционную песню. Впервые его исполнил отряд, выступивший из города Марселя. Песня понравилась, получила распространение, ее запела вся страна. По имени города, откуда она стала известна, песня получила название «Марсельеза». Она стала национальным гимном Франции. У С. Цвейга есть новелла об истории создания «Марсельезы», называется она «Гений одной ночи».

    68. А. В. Суворов «Наука побеждать».

    69. В Московском Кремле у колокольни Ивана Великого была Ивановская площадь. На ней во всеуслышание объявлялись народу все важные государевы указы. Употребляется в смысле осуждения, когда человек разговаривает слишком громко.

    70. Американский вальс называется «бостон», восстание североамериканских колонистов получило название «бостонское чаепитие»

    Вопросы

    71. Кто сказал: «Создание своей собственной промышленности – это есть коренная не только экономическая, но и политическая задача»?

    72. Как называлась столица древлян, сожженная княгиней Ольгой в качестве мести за убийство ее мужа князя Игоря?

    73. Что означало на Руси слово «кутафья»?

    74. Что такое «сулицы»?

    75. Кто такие были «отроки» в Древней Руси?

    76. О ком А. С. Пушкин сказал: «Властитель слабый и лукавый. Плешивый щеголь. Враг труда. Нечаянно пригретый славой», а Вяземский: «Сфинкс, неразгаданный до гроба …»? Кого они имели в виду?

    77. Как называлась политика большевиков в годы гражданской войны?

    78. Что означает выражение «Тарабарская грамота»?

    79. Как звали царя в России, правившего между династиями Рюриковичей и Романовых.

    80. Что общего между природным явлением, романом И. Эренбурга и правлением Н. Хрущева

    Ответы

    71. С. Ю. Витте.

    72. Искоростень.

    73. Так называли неряшливо одетую женщину на Руси.

    74. В XIII в. один из элементов метательного вооружения русских воинов, который часто упоминается в летописях.

    75. Младшие члены дружины князя.

    76. Александра I.

    77. «Военный коммунизм».

    78. Особым, секретным способом написанное письмо, употреблялось в тайной переписке XII–XIII вв. В XIX в. тарабарской грамотой пользовались должностные лица, в более позднее время – старообрядцы. Означает «говорить на непонятном для большинства языке».

    79. Б. Годунов, 1589–1605 гг.

    80. Они имеют общее название «оттепель», т. е. временное потепление, смягчение политического режима: развенчание культа личности Сталина, реабилитации репрессированных и т. д.
    Вопросы

    81. Кто такие диссиденты?

    82. Какая птица на Руси с незапамятных времен стала символом отваги и удали?

    83. Какого цвета был первый военно-морской флаг в России?

    84. Каких «экзотических» животных Петр I успешно выставил под Псковом против шведской конницы?

    85. Кто такая кавалерист-девица?

    86. Кто первыми совершили беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Портланд (США)?

    87. Когда впервые в ходе Великой Отечественной войны был дан салют победителям?

    88. Чем знаменит Дом Пашкова?

    89. В одном источнике указано: «Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года». Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине, писал: «7 сентября 1812 г. бой завязался в 5 часов утра». Как объяснить это расхождение в источниках? Кто прав?

    90. Какой период русской культуры Н. А. Бердяев в своей работе называет «Русский культурный ренессанс»?


    Ответы
    81. Люди, выступавшие за соблюдение прав человека, демократизацию общественно-политической жизни в СССР в середине 1960–1980 годов.

    82. Сокол.

    83. Красно-бело-синий.

    84. Верблюдов.

    85. Надежда Дурова – участница Отечественной войны 1812 г.

    86. Экипаж самолета Героев Советского Союза В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова и А. В. Белякова в 1937 г.

    87. 5 августа 1943 г. Москва впервые салютовала победителям артиллерийскими залпами. С этого времени каждая крупная победа отмечалась салютом в столице.

    88. Известный русский зодчий 2-й половины XVIII в. В. И. Баженов построил в Москве частный дом, в котором с 1861 г. была размещена первая в Москве публичная библиотека.

    89. Оба источника правы, даты в одном случае указаны по старому стилю, в другом – по новому.

    90. Серебряный век.

    Вопросы
    91. Что означает выражение «Сарынь, на кичку!»?

    92. Какое животное служило верховой лошадью в шведской армии вXV в., а затем – курьером и полицейским?

    93. Какие исторические события запечатлены в картинах В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» и «Утро стрелецкой казни».

    94. Чем «урочные лета» отличались от «заповедных лет»?

    95. Как в России называлась первая печатная книга, вышедшая в 1564 г.?

    96. Кто такие Барма и Постник, и чем они знамениты?

    97. «Диктатурой сердца», «бархатной диктатурой», «политикой пушистого хвоста и волчьей пасти» называли современники внутриполитический курс… Кого?

    98. Баронесса всегда была верна своему лакею. И даже вслед за ним последовала на эшафот. О каких событиях идет речь? Баронесса и ее лакей – кто это?

    99. Что означало явление, называвшееся ленд-лизом?

    100. Что означает выражение «Красной нитью»?

    Ответы
    91. Клич при захвате судов. Сарынь – это голытьба. Кичка – передняя часть судна. Грабя богатых, разбойники на Волге и других реках не трогали бедноту. Означает «отойти в сторону, затаиться, не вмешиваться».

    92. Лось.

    93. Церковный раскол 1653–1656 гг. Расправа Петра I с бунтовавшими стрельцами в 1698 г.

    94. «Урочные лета» – сроки, в течение которых владелец земли мог возвратить покинувших его крепостных крестьян. «Заповедные лета» – сроки, в течение которых временно запрещался крестьянский переход от одного хозяина к другому в Юрьев день.

    95. «Апостол», напечатана Иваном Федоровым.

    96. Архитекторы «Храма Василия Блаженного» или Покровского собора «на рву» в Москве.

    97. М. Т. Лорис-Меликов.

    98. В период Великой французской революции король Людовик XVI пытался выехать из страны под видом лакея. У его жены, Марии Антуанетты, был приготовлен заграничный паспорт на имя баронессы Корф, которая с лакеем отправлялась в Россию. На одной из почтовых станций король был опознан и возвращен в Париж, где он был встречен народом гробовым молчанием. Позднее, в январе 1793 г. король был казнен. На эшафот была отправлена также и Мария Антуанетта.

    99. Помощь, оказываемая США СССР в форме поставок оружия, боеприпасов, продовольствия.

    100. Выражение вошло в речь нескольких народов из языка английских моряков конца XVIII в. С 1776 г. по приказу адмиралтейства во все канаты английского военного флота вплетали во всю длину каната красную нить. Вытащить ее можно было, только уничтожив сам канат. Флотский канат англичан был узнаваем везде. Употребляется в значении самой сути, постоянной приметы.

    Царь-колокол и Царь-пушка

    У подножия колокольни Ивана Великогостоит знаменитый Царь-колокол. Он отлит в Кремле литейщиком Иваном Моториным и его сыном Михаилом в 1733–1735 гг. В 1737 г. в Москве произошел пожар, который охватил и Кремль. От неравномерного охлаждения при тушении огня раскаленный колокол дал трещины. От него откололся кусок весом 11,5 тонн. После пожара он находился в яме, и лишь в 1836 году по специально разработанному проекту архитектора Монферрана он был поднят и установлен на постаменте.

    Царь-колокол – самый большой в мире. Его вес – 200 тонн, высота – 6,14 м, диаметр – 6,6 метра.

    Недалеко от колокола установлен интересный памятник XVI века – Царь-пушка. Отлил ее из бронзы русский мастер Андрей Чохов в 1586 году. Ее вес – 40 тонн, длина – 5 метров 34 сантиметра. Калибр – 890 миллиметров. По калибру это была самая большая пушка в мире. Стрелять из нее должны были картечью. Она отвечала всем требованиям, которые предъявлялись к боевым приказам XVI века, и предназначалась для обороны Московского Кремля. Лафет и ядра, лежащие около нее, – декоративные, чугунные; они отлиты в 1835 году в Петербурге на заводе Берда. Вес каждого ее ядра равен 1 тонне.

    В Кремле всё привлекает: и златоглавые соборы, блещущие маковками на солнце, и древние камни, превращенные в былые времена мастерами-волшебниками в белоснежное кружево. И, обходя Кремль, мы, конечно, любуемся стенами и башнями, защищавшими москвичей от врагов. Здесь каждая пядь земли – история нашего народа, и поэтому, осматривая достопримечательности древнего Кремля, мы испытываем чувство глубокой гордости за наш народ, нашу державу и нашу историю
    СТИХИ

    1. Нет тебе на свете равных,

    Стародавняя Москва!

    Блеском дней, вовеки славных,

    Будешь ты всегда жива.
    Град, что строил Долгорукий

    Посреди глухих лесов,

    Вознесли любовно внуки

    Выше прочих городов!

    Здесь Иван Васильич Третий

    Иго рабства раздробил,

    Здесь, за длинный ряд столетий,

    Был источник наших сил.
    Здесь нашла свою препону

    Поляков надменных рать;

    Здесь пришлось Наполеону

    Зыбкость счастья разгадать.
    Здесь, как было, так и ныне –

    Сердце всей Руси святой,

    Здесь стоят ее святыни

    За Кремлевскою стеной!
    Здесь пути перекрестились

    Ото всех шести морей,

    Здесь великие учились

    Верить родине своей!
    Расширяясь, возрастая,

    Вся в дворцах и вся в садах

    Ты стоишь, Москва святая,

    На своих семи холмах…
    Ты стоишь, сияя златом

    Необъятных куполов,

    Над востоком и закатом

    Зыбля кров колоколов.
    2. Москва-река, тебе хвала!

    В веках ты видела немало.

    Когда б ты говорить могла,

    Ты многое бы рассказала.
    Ты б рассказала нам о том,

    Как люди начали селиться,

    За тыном – тын, за домом – дом,

    Росло на берегу твоем

    Начало будущей столицы.
    Ты отражала в глади вод

    Тот первый Кремль и город новый,

    Что строил русский наш народ

    Под первою стеной сосновой.

    Вот этот первый городок

    На перекрестках всех дорог.
    3. Был страшный год, когда все страны

    Боялись больше, чем огня,

    Батыя – внука Чингис-хана,

    Свое соседство с ним кляня…
    Был страшный век, когда монголы

    На Русь лавиною пошли,

    В осенний день по степи голой,

    Топча сухие ковыли.
    Так шла чудовищным потоком

    На Русь монгольская орда

    В одном стремлении жестоком

    Сжигать и грабить города.
    4. В этот памятный год – 1328

    москвичи неспроста

    Дали прозвище князю:

    Иван Калита.

    «Калита» – это значит мешок для монет,

    И точнее для князя прозвания нет!..
    И вот с этой поры

    Хан за данью баскаков не слал на места –

    Посылал своих дьяков Иван Калита.

    И везли все добро не татарам, не в стан,

    А в Москву, прямо в Кремль, чтоб решил

    князь Иван –

    Что татарам пойдет, что ему самому,

    Что в уплату пойдет тем, кто нужен ему…

    Так в Москву повели все дороги земли.

    Враждовать с Калитой уж князья не могли.

    Нынче спорить с Москвой князьям не с руки –

    Ведь чуть что – князь Иван собирает полки.
    Чем тяжелее ярмо подымает народ,

    Тем скорее, сильнее хозяйство растет.

    Чем богаче Москва, чем хозяйство крупней,

    Тем Ивану сподручнее княжить над ней.

    И Москва собрала вкруг себя города.

    Лишь с Москвою считалась отныне Орда.
    5. А вот и первые часы –

    Куранты башни Спасской.

    Огромный жернов для красы

    Окрашен синей краской.

    Скрипит тяжелый циферблат –

    Вращается тарелка,

    И цифры золотом горят

    Под неподвижной стрелкой.

    И «перечасы» громко бьют

    Куранты над Москвою,

    И горожане узнают

    Часы во время боя.

    Мы б все дивились в наши дни

    Часами башни Спасской,

    А нашим прадедам они

    Казались чудом, сказкой.
    6. Быстра Неглинка и шумна

    По городу кружилась,

    У башни Свибловой она

    С Москвой-рекой сдружилась.

    Под этой башней угловой,

    Что и сейчас на месте,

    Неглинная с рекой Москвой

    Всегда шумели вместе.

    Хозяйство было не хитро.

    И летом, и в морозы

    Таскали за ведром ведро

    Из речек водовозы.

    И с коромыслом шли к реке,

    И с бочкой подъезжали.

    Ряд бань стоял невдалеке –

    Государи держали.

    И вот «розмыслы» в башню ту

    Пришли, науку зная,

    И поднялась на высоту

    Тогда вода речная.

    Насосы, трубы, рукава

    Прилажены, готовы.

    Гордиться может мать-Москва

    Водопроводом новым.

    Сказать по правде, той воды

    На город было б мало –

    На Кремль и на его сады

    Воды едва хватало.

    Но в этой малости – простор

    Для гордости народной,

    И башню Свиблову с тех пор

    Прозвали Водозводной.


    ИЗ ЖИЗНИ СЛАВЯН
    «Тактика»

    В бой славяне шли каждый с двумя небольшими копьями, а некоторые имели прочные и тяжелые щиты. Вооружение их составляли также лук и стрелы. Панцирей славянские воины не носили, летом же, по словам византийца, они сражались в одних коротких штанах.

    В сражении славяне избегали открытых местностей, предпочитая встречать врага в лесах, теснинах или у обрывов; при этом они широко пользовались искусством засады, прибегали к различного рода военным хитростям, владели многими способами ведения боя днем и ночью, были чрезвычайно искусны в переправах через реки.

    Научились славяне хорошо прятаться и в высокой степной траве, часто сами нападали нежданно-негаданно на неприятеля и одерживали верх даже над сильным врагом. Они умели притворным бегством заманить неприятеля в лесную чащу и там, скрываясь за деревьями, поражали врагов стрелами, концы которых иной раз смазывали ядом.

    В о п р о с: Предположите, почему славяне предпочитали сражаться в лесу, избегали открытых местностей и старались заманить противника в лес, овраг.

    Ответ:

    По замечанию византийского автора, славяне в целом не имели единого командования и не были способны сражаться правильным строем. Разумеется, славяне, жившие отдельными племенами, еще не могли создать тогда сильную армию с единым военным командованием, подобную армии Византии. Этим и можно объяснить в определенной степени военную тактику славян.


    «Жилище славян»

    Византийские источники сообщают ценнейшие сведения о быте славян. Предки наши были стройными, русыми, румяными. По словам иноземцев, славяне отличались могучим телосложением, высоким ростом, большой силой и необыкновенной выносливостью: могли долго терпеть зной, холод и голод, пищей довольствовались самой простой, а иногда, в случае нужды, питались даже сырым мясом животных и рыбой.

    Селиться славяне любили в лесах, у труднопроходимых рек, болот и озер, на высоких местах, чтобы жилье не затопило во время весенних разливов.

    Славяне еще не умели строить надежные жилища – сплетали себе жалкие лачуги из хвороста, покрывали соломой, лишь бы укрыться от дождя и непогоды. Печей и дымовых труб совсем не умели делать в древности – устраивали среди жилища очаги, где и разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или в стене.

    Жилища свои славяне устраивали иногда со многими выходами. Пожитки и запасы обычно зарывали в землю.

    В о п р о с: Предположите, зачем славяне устраивали в жилище много выходов и прятали пожитки.
    Ответ:

    Славяне устраивали в своих жилищах много выходов, чтобы легче было уйти при внезапном нападении. Многовековой опыт предков научил славян хранить запасы в тайниках, пользоваться только необходимым.

    «Переправа»

    Для того, чтобы успешно воевать со славянами, византийский автор советует заготовить против них конницу и пехоту, главным образом легковооруженную, и приготовить большое количество метательного оружия – не только стрел, но и различных видов копий. Советует византиец также по возможности заготовлять материал для постройки так называемых плавучих мостов, чтобы переход через реки был заранее подготовлен. Ведь в стране славян много труднопроходимых рек, указывает автор.

    В о п р о с: Предположите, что имеет в виду автор источника, говоря о сооружении плавучих мостов.

    Ответ: Автор пишет, что надо иметь мешки из бычьих и козьих шкур, чтобы во время внезапных нападений на врага или при переходе через реки воины летом могли плыть на них.

    «Чур, меня!»

    Почти до конца X века наши предки были язычниками. Мало дошло до нас сведений о языческой вере славян. Знаем мы, что восточные славяне чтили бога – громовника Перуна, а также бога ветра Стрибога. Божество солнца называли Дожбог. Чтили славяне Велеса, который считался покровителем стад и потому назывался «скотьим богом», и других. Кроме того, славяне верили, что в лесу (это по очень древнему верованию наших предков) жил лесной бог – леший, в воде – водяной бог, в руслах рек – русалки; особенно же чтили домашнего бога – домового.

    Славяне, как и другие родственные им народы, думали, что души умерших предков не покидают родного очага. В случае какой-нибудь беды говаривали в старину: «Чур, меня защити!».

    В о п р о с: Предположите, что означали эти слова.

    Ответ: Славяне считали, что души умерших предков не покидают родного очага, а значит, они заботятся о своих потомках, хранят их от всяких бед, если они чтят память своих предков. Если же нет, тогда эти домашние боги становятся беспокойными, наводят беду. Души предков значились под именем «домовых», называли их также «чурами» или «щурами». Вот прочему говаривали в случае беды: «Чур, меня защити!».

    «Костер»

    Каждое поселение славяне обносили высокой бревенчатой стеной, домов за ней было не видно. Избушки были невелики, до половины уходили в землю. Крыши настилали в два ската камышом или соломенными снопами, для прочности обмазывали их сырой глиной.

    На самой высокой сосне в городище устраивалась сторожевая вышка. Поднимались на нее не по лестнице, а по шесту с перекладинами. С вышки далеко видно. Если бдительный страж замечал, что подбираются к селению недобрые пришельцы, тотчас же поднимал тревогу. На вышке зажигали костер, оповещали соседей.

    За короткий срок все ближние селения узнавали об опасности, и люди сходились вместе, чтобы отразить нападение врагов.

    В о п р о с ы: Почему на сторожевую вышку поднимались по шесту с перекладинами, а не по лестнице? Каким должен быть сигнальный костер?

    Ответ: Славяне использовали шест с перекладинами, так как его легко можно было поднять наверх и спрятать в ветвях сосны, дозорный был как в крепости. Сигнальный костер разжигали на вышке с тем условием, чтобы он был с густым дымом. Именно густой дым и был сигналом для соседей о надвигающейся опасности.

    «Торговля»

    Новгородские купцы торговали с Царьградом. Везли туда разные товары: меха, мед, воск, льняное полотно, желтый камень – янтарь, оружие, щиты, украшения.

    Сначала новгородцы плыли по реке Волхов. С Волхова выплывали в Ильмень-озеро, затем в Ловать-реку. Но Ловать вскоре поворачивала на восток, а купцам надо было на юг. Приходилось перетаскивать ладьи по суше до Днепра. И плыл новгородский купеческий караван далее вниз по Днепру.

    В устье Днепра, где река впадает в Черное море, новгородцы становились на стоянку, чтобы подготовиться для морского плавания. Они ставили большие паруса, привозили много хвороста. И выплывали ладьи в море.

    В о п р о с: Для чего новгородцам нужно было так много вязанок хвороста?

    Ответ:После того как были поставлены большие паруса, новгородцы обвязывали ладьи по бортам вязанками хвороста, чтобы они устойчиво держались на воде.

    «Выдающийся полководец»

    Полководцем великой славы был на Руси в X веке Святослав – сын князя Игоря и княгини Ольги. О его походах, победах и гибели знали в близких и далеких от Киева странах. Вся его жизнь, начиная с детства, прошла в борьбе с беспокойными соседями, угрожавшими восточным и юго-западным границам Древнерусского государства.

    Византийский историк оставил достоверное описание Святослава в зрелом возрасте. После сражений на Дунае Святослав вел переговоры об окончании войны с императором Византии Цимисхием:

    «Видом он был таков: среднего росту, не слишком высок, не слишком мал, с густым бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и с густыми длинными волосами на верхней губе. Голова была у него голая, но только на одной ее стороне висел локон волос… шея толстая, плечи широкие, и весь стан довольно стройный. В одном ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином посреди их вставленным. Одежда на нем была белая, ничем, кроме чистоты, от других не отличная».

    В о п р о с: Предположите, что означал висевший на одной стороне головы локон волос.

    Ответ: У Святослава голова была выбрита, а локон волос означал знатность рода.
    «Крашение яиц»

    Обычай красить яйца и дарить их друг другу в весенний праздник существовал у славян задолго до принятия христианства.

    Над праздничной едой предварительно совершали специальный обряд, с помощью заклинаний придавали ей могущественные целебные свойства. Славяне, одаривая друг друга крашеными яйцами, взаимно желали здоровья, целовались, веря, что этот обряд передает их близким частичку той сверхъестественной силы, которая вошла в них вместе с праздничным угощением.

    В о п р о с: Предположите, почему яйца стали красить.

    Ответ: Устраивая многодневные и многолюдные весенние праздники, кормления различных божеств и духов, славяне обычно обмазывали скорлупу яиц кровью, потому что кровь с давних времен считалась изысканным лакомством духов и богов. В последующем это перешло в обычай крашения яиц.

    «Одежда»

    Переговоры Святослава и Цимисхия проходили у реки. Русский князь сидел на скамье ладьи, причалившей к берегу, а византиец приехал на коне.

    Император Цимисхий был в золоченых доспехах. Золоченая сбруя украшала коня. Блистала дорогими нарядами многочисленная свита. Внимание византийцев привлекли волосы на верхней губе, то есть усы, и локон на бритой голове Святослава.

    Удивило византийцев и то, что Святослав не отличался от своих воинов одеждой, кроме чистоты ее. В о п р о с: Предположите, почему Святослав носил одежду, не отличающуюся от одежды воинов.

    Ответ: Святослав не отличался от своих воинов одеждой не случайно. Кроме серьги с жемчугами и рубином, богатый князь не хотел обременять себя ничем таким, что могло бы помешать походной жизни.

    Суровый и простой быт во все времена отличал многих знаменитых военачальников. Задолго до Святослава Александр Македонский делил со своими воинами все походные тяготы. Намного позже Святослава Александр Суворов, даже будучи стариком, спал на охапке сена, покрываясь плащом, и не надевал теплого мундира до тех пор, пока зимнюю одежду не получали его солдаты.

    «В зимнее время»

    Если и случалось, что славяне шли на открытый бой, то они с криком слегка продвигались вперед все вместе. Если враги не выдерживали их натиска, то славяне наступали сильнее, в противном случае просто убегали, не спешили схватиться с неприятелем в рукопашной схватке. Они направлялись к лесу, где умели отлично сражаться.

    Далее византийский автор советует нападать на славян главным образом в зимнее время. Почему?

    Во-первых, у славян мало запасов пищи; во-вторых, у них плохая зимняя одежда; в-третьих, зимой на снегу остаются следы. Подобных доводов византиец приводит пять.

    В о п р о с: Назовите еще два довода в пользу ведения войны зимой.

    Ответ: В-четвертых, зимой реки замерзают, и потому их легко можно перейти, не надо иметь плавучие средства. В-пятых, в зимнее время деревья стоят без листьев, и поэтому славянам труднее спрятаться за ними

    «Ладья»

    В один из летних дней отправились славяне в лес искать подходящее дерево для ладьи. Долго ходили они по лесу. Деревьев в лесу много, да не всякое годится в дело: одно криво, другое гнило, третье суковато, четвертое свилевато.

    К вечеру набрели на вековой дуб. Измерили толщину ствола, получилось три обхвата с лишком. Острым топориком сделали на дубу три затеса: два вдоль ствола и один под ним – поперек. Метка означала, что этот дуб будут рубить именно они, и никто другой.

    Миновало лето, прошла осень. Наступила зима, выпал снег. Срубили дуб, вывезли из лесу и привезли в селение.

    Начали ладить ладью. Первым делом дуб ошкурили: сняли с него кору. Потом принялись обтесывать бревно сверху и с боков. День ото дня росла куча желтой щепы и выросла выше человеческого роста. День ото дня дубовая колода все больше становилась похожа на лодку.

    Потом наступил черед выделывать ладью изнутри.

    В о п р о с: Предположите, как это сделали славяне.

    Ответ: Славяне разожгли костёр. Когда костер разгорелся, они лопатой стали доставать из огня горячие угли и класть их на колоду сверху. Угли горели, ветерок их раздувал. От жарких углей дымилась колода. Угли прогорали, и в колоде оставалось выжженная ямка. Славяне клали в нее новые угли, и опять дымилась колода. Так мало-помалу выжигали ладью изнутри.

    «Для защиты»

    Проходили годы, десятки лет, славяне уже владели всем арсеналом тогдашнего тяжелого вооружения. Особенно это проявилось в 597 году при штурме греческого города Фессалоники. У славян теперь были осадные машины, железные тараны, огромные механизмы для метания камней. Были у них и так называемые «черепахи» – подвижные башни. Эти грозные сооружения медленно двигались к крепости. Помещавшихся на них воинов скрывали деревянные барьеры – щиты. Как только «черепахи» подбирались к крепости, воины выскакивали из укрытий и, осыпая защитников стрелами, овладевали стеной.

    Византийцы признавали, что славяне к концу VI века «научились вести войну лучше, чем римляне» (то есть чем они сами).

    Уязвимым местом на подвижной башне – «черепахе» – были деревянные щиты, скрывавшие воинов, они могли загореться.

    В о п р о с: Предположите, что придумали славяне для предохранения этих щитов от огня.

    Ответ: Для защиты от огня славяне покрывали деревянные щиты сырыми шкурами.

    «Купание»

    Детей, страдающих сухоткою, кладут в раздвоенное от удара молнии дерево, потом девять раз обходят с ними вокруг дерева и вешают на его ветвях детские сорочки. При возвращении домой купают детей в воде, взятой из девяти рек или колодцев, и обсыпают золою из семи печей. От лихорадки и других болезней крестьяне купаются в реках, лесных родниках и колодцах, а после купания вытираются чистою тряпицею и вешают ее на соседнее дерево или ракитов куст; вместо тряпицы вешают также рубашку или лоскут от своей одежды и оставляют до тех пор, пока те совсем не истлеют.

    В о п р о с: Предположите, в чем смысл этого обряда.

    Ответ: Смысл обряда таков: больной смывает и стирает со своего тела недуг, то есть снимает его с себя и вместе с тряпицею и сброшенной рубашкою передает кусту или дереву как земным представителям того небесного, райского дерева, который источает живую воду, исцеляющую все болезни. Как истлевает лоскут или сорочка, так должна сгинуть и самая болезнь. Позднее, при утрате ясного понимания старинных представлений, обряд этот получил характер жертвоприношения лесным и водяным духам.

    «С собой»

    Редкий человек может похвалиться, что видел домового. Для этого нужно надеть на себя в пасхальную ночь лошадиный хомут, покрыться бороной, зубьями на себя, и сидеть между лошадьми целую ночь. Если повезет, то увидишь старичка – маленького, словно обрубочек, всего покрытого седенькой шерстью, даже ладошки у него волосатые. Иной раз, чтобы отвести от себя любопытный взор, он принимает облик хозяина дома – просто вылитый. Вообще домовой любит носить хозяйскую одежду, но всегда успевает положить ее на место, как скоро понадобятся вещи человеку. Если хозяева своего домового любят, если живут с ним в ладу, то нипочем не захотят с ним расстаться, даже переезжая в новый дом.

    Вопрос: Предположите, как перевозили славяне с собой домового.

    Ответ: При переезде в новый дом наши предки поступали так: поскребут под порогом, затем соберут мусор в совок и рассыпают его в новой избе, считая, что с этим мусором перебирается на новое место жительства «хозяин». Только надо не забыть принести ему на новоселье горшок каши и со всем возможным уважением сказать: «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!».

    «Два лица»

    Этот славянский бог был о двух лицах: одно лицо подобно солнцу, другое – полумесяцу. Жрецы этого бога ведали тайные, древние науки счета дней, месяцев, лет. Перед храмом его высаживали великое множество самых разнообразных цветов, которые открывали свои венчики в разное время суток, от раннего утра до позднего вечера.

    В о п р о с: Предположите, чему покровительствовал этот бог. Его имя? Для чего высаживали так много цветов?

    Ответ: Славяне почитали Числобога как покровителя течения времени. Одно, подобное солнцу, его лицо потому таково, что солнце отмеряет течение дня, другое лицо подобно полумесяцу, ибо луна отмеряет течение ночи. Жрецы Числобога содержали в порядке большие солнечные и лунные часы, которые посвящены были этому загадочному богу.

    А узнать, который теперь час, можно было, поглядев на удивительные цветочные часы. Равных им по красоте не создано до сих пор.

    СТИХОТВОРЕНИЯ

    Н. Кончаловская

    Наша древняя столица
    Под Москвою, на дорогах,

    Средь лесов и пустырей,

    В старину стояло много

    Сторожей-монастырей.

    В них всегда монахи жили,

    Пили, ели, не тужили,

    Все давала им земля –

    Огороды и поля.

    Монастырские угодья

    Сразу видны издали –

    Так и пышет плодородьем

    От монашеской земли.

    Монастырская пшеница

    Выше роста колосится,

    Выше пояса – овес,

    По колена – сенокос.

    А работает в полях

    Не звонарь и не монах –

    Пашут поле батраки,

    Крепостные мужики.

    Для монаха все готово:

    И от рыбного улова,

    И от пчельника доход

    В монастырь несет народ.

    Скот разводят для монаха,

    Сосны рубят для монаха.

    В монастырской келье узкой,

    В четырех глухих стенах

    О земле о древнерусской

    Быль записывал монах.

    Он писал зимой и летом,

    Озаренный тусклым светом.

    Он писал из года в год

    Про великий наш народ.

    О нашествии Батыя

    Написал он в грозный час,

    И слова его простые

    Сквозь века дошли до нас.

    Стихотворение о Софийском соборе

    Он стоял здесь давно,

    Золотясь в поднебесной прохладе,

    Посредине села, да у тех ли базарных рядов,

    Он стоял здесь не хуже,

    Чем главный собор в Царьграде,

    И держал бы осанку на станах любых городов.

    Он стоял величаво, ухоженный лептой народной,

    И, как белый Архангел,

    Вздымался над грешной землей,

    И зимою и летом, мерцая во мгле непогодной.

    Он держал свою вахту, как верный собрат – часовой.

    А во дни торжества он, как птица,

    И гордый и вольный,

    И царил, и парил, не жалея воскрылий своих,

    И гремел голосами, и грохал жезлом

    Колокольным,

    И вовсю распускался хвостом перезвонов цветных.

    И стоял он, бессменный, у каждой незримой

    Печали,

    И любые восторги он гласом своим освящал.

    И под знаком его здесь рождались, любили,

    Хворали,

    И под знаком его покидали сей грустный причал.

    СТИХИ

    1. Ваш долг есть: сохранять законы,

    На лица сильных не взирать,

    Без помощи, без обороны

    Сирот и вдов не оставлять.

    Ваш долг: спасать от бед невинных,

    Несчастливым подать покров;

    От сильных защищать бессильных

    Исторгнуть бедных из оков
    2. Пока свободою горим,

    Пока сердца для чести живы,

    Мой друг, отчизне посвятим

    Души прекрасные порывы!

    Товарищ! Верь! Взойдет она,

    Звезда пленительного счастья!

    Россия вспрянет ото сна,

    И на обломках самовластья

    Напишут наши имена.
    3. … И жили мы,

    Как у Христа за пазухой,

    И знали мы почет.

    Дома с оранжереями, с китайскими беседками

    И с английскими парками.

    На каждом флаг играл,

    Играл, манил приветливо,

    Гостеприимство русское и ласку обещал.

    Французу не привидится

    Во сне, какие праздники!

    Не день, не два – по месяцу

    Мы задавали тут.

    Свои актеры, музыка,

    Прислуги целый полк.

    Ни в ком противоречия,

    Кого хочу – помилую,

    Кого хочу – казню.

    Закон – мое желание,

    Кулак – моя полиция.
    4. Иди в огонь за честь Отчизны!

    За убежденья, за любовь!

    Иди и гибни безупречно.

    Умрешь недаром: дело прочно,

    Когда под ним струится кровь.

    Веруйте в земное воскресенье.

    В потомках ваше племя оживет,

    И чад моих святое поколенье

    Покроет Русь и процветет.
    5. Известно мне: погибель ждет

    Того, кто первым восстает

    На утеснителей народа –

    Судьба меня уж обрекла,

    Но где, скажи, когда была

    Без жертв искуплена свобода?

    Тюрьма мне в честь, не в укоризну.

    За дело правое я в ней.

    И мне ль стыдиться сих цепей,

    Когда ношу их за Отчизну?
    6. Богатыри, кованные из чистой стали.

    Не вы ль убранство наших дней?

    Свободы искры огневые?

    Рылеев умер как злодей.

    Так вспомни о нем, Россия.

    7. То не ветер шумит во сыром бору,

    Муравьев идет на кровавый пир…

    С ним черниговцы идут грудью стать,

    Сложить голову за Россию-мать.

    И не бурей пал долу крепкий дуб,

    А изменник-червь подточил его.

    Закатилася воля-солнышко,

    Смертна ночь легла в поле бранное.

    Как на поле том бранный конь стоит,

    На земле пред ним витязь млад лежит.

    Конь! Мой конь! Скачи в святой Киев-град:

    Там товарищи, там мой милый брат…

    Отнеси ты к ним мой последний вздох

    И скажи: «Цепей я снести не мог,

    Пережить нельзя мысли горестной,

    Что не мог купить кровью вольности!..»
    8. Веруйте в земное воскресенье,

    В потомках ваше племя оживет,

    И чад моих святое поколенье

    Покроет Русь и процветет.


    написать администратору сайта