контрольная по истории 1 семестр. К.Р. Гуреева Е.А. гр 1-80к. Контрольная работа Тема Образование и развитие Государства Русь (ix начало xii вв.) Студент группы 180к Гуреева Е. А. План
Скачать 32.47 Kb.
|
Контрольная работа Тема 1. Образование и развитие Государства Русь (IX - начало XII вв.) Выполнил: Студент группы 1-80к Гуреева Е.А. План 1. Восточные славяне в древности: происхождение, расселение, общественный строй, занятия, религия. 2. Проблема образования государства Русь: норманнизм и антинорманнизм, современные точки зрения. 3. Деятельность первых русских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав). 4. Государство Русь в конце X – начале XII в. Крещение Руси. Формирование славянских племён и их культуры прошло в несколько этапов. 1й этап- праславянский (праславяне). Он охватывает I тыс. до н. э. В Центральной и Восточной Европе существовали тогда родственные между собой культуры. В этот период нельзя еще выделить чисто славянскую культуру, она только начинает складываться, из нее вышли не только славяне, но и некоторые другие народы. 2й этап-древнеславянский период. На рубеже I тыс. до н.э. можно выделить археологические культуры древних славян. 3й этап-Феодальный период. Он начинается с образования Древнерусского государства с центром в Киеве. Соловьев С.М. о славянских племенах. Славянское народонаселение двигалось по западной стороне Днепра на север и потом спустились на юг по восточной стороне этой реки. Тысячелетиями древние славяне жили родовым строем. Во главе стояли старейшины, призванные управлять и разрешать споры. Общепринятые вопросы выносились на совет старейшин. Важную роль в жизни племен играло народное собрание - вече. В VIII-IX вв. у восточных славян складывались предпосылки к созданию государства: родовую общину сменила территориальная, зарождалась частная собственность, появилось имущественное неравенство; племена объединялись в союзы племен, а союзы племен - в союзы союзов племен; внешняя опасность – набеги кочевников и варягов- сыграли роль катализатора к созданию государственности. Хозяйственная деятельность восточных славян основывалась на земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве. Позднее стало развиваться ремесло. Торговля между славянскими племенами и с Восточными странами отличалась высокой активностью. До принятия христианства восточные славяне были язычниками. Для язычества характерны культ предков и природы. Древние славяне отожествляли и обожествляли природу. Славянский пантеон – это, прежде всего земледельческий пантеон. Важное место в пантеоне занимал Род – бог неба и земли. Он выступал в окружении женских божеств плодородия – Рожаниц. Перун- бог грома и молнии. Впоследствии его культ получил особое распространение в дружинной среде. Известен «скотий бог» - Волос, или Велес; Ярило – бог пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ключевский В.О. о расселении восточных славян. Прежде чем восточные славяне с Дуная попали на Днепр, они долго оставались на карпатских склонах; здесь была промежуточная их стоянка. Отсюда, с этих склонов восточные славяне в VII в. Постепенно расселились по равнине. Повесть временных лет не говорит ни о пяти вековой карпатской стоянке славян, ни об этой вторичной их передвижке оттуда в разные стороны; но она отмечает некоторые отдельные ее признаки и следствия. Рыбаков Б.А. о прародине славян. Особую важность представляет вопрос о географии славянского мира в середине II тыс. до н.э. По данным лингвистики, ландшафтная зона славянской прародины – лиственные леса Центральной и Восточной Европы с их реками, поймами, болотами. Берега морей и горные области в состав прародины не входили. Славяне формировались внутри кольца, образуемого иллирийцами, кельтами, германцами, балтийцами, драко-фракийцами и иранцами. Области древних этносов существенно отличались от позднейшего их размещения. В первой половине II тыс. до н.э. началось широкое расселение пастушеских племен по Восточной Европе. В процессе этого расселения племена расщеплялись, перемешивались, сливались, что прослеживается даже в современной нам скотоводческой терминологии украинцев, русских и белорусов. Основные выводы по проблеме образования Древнерусского государства: Первоначальные государственные образования восточных славян в виде союзов племен или княжеств существовали в Восточной Европе до 862 г. – до призвания варягов. Рюрик – вполне реальный исторический персонаж. Норманы ( варяги) не могли привнести государственность в жизнь восточных славян поскольку она возникает как закономерный результат многовекового внутреннего развития славянского общества и ее вообще нельзя экспортировать. Первое устойчивое государственное образование на «русской» земле сложилось в 882 г. Вокруг Киева и получило название «Киевской Руси». Предпосылки образования русского централизованного государства. Экономические Зарождающееся поместное землевладение. Необходимость ликвидации таможенных границ между княжествами в целях создания благоприятных условий развития торговли. Постепенное нарушение натуральности сельскохозяйственного производства. Необходимость введения единой денежной системы, единых мер веса, объема и длинны в целях обеспечения благоприятных условий для торговли. Рост и укрепление городов как торгово-ремесленных центров. Политические предпосылки. Сохранение Северо-Восточной Русью, находящейся под монголо-татарским игом, своей православия и государственности. Переживание Золотой Ордой с конца IXV феодальной раздробленности. Необходимость борьбы за национальную независимость. Дальновидная политика московских князей. Превращение Москвы в религиозный центр русских земель в результате переноса митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Превращение Московского княжества в общенациональный центр, поднявший знания освободительной борьбы. Социальные предпосылки. Потребность феодалов в сильной княжеской власти, обладающей эффективными административными аппаратом и армией для подавления народных восстаний. Потребность бояр и вольных слуг в могущественном – богатом князе, раздающем поместья за службу. Потребность феодалов в закреплении рабочих рук. Потребность горожан в сильной княжеской власти, способной преодолеть разобщенность русских земель, обеспечить условия для обмена товарами, а также независимость страны. Факторы оказавшие влияние на процесс образования централизованного русского государства. 1. Природно-климатический и экономический факторы. (малоплодородные почвы) 2. Плохая почва и короткий цикл сельскохозяйственных работ. Последствия: Товарное производство развивалось медленно. Объем производимого продукта был крайне низок. Это имело громадное значение для формирования определенного типа государственности на территории исторического ядра России, вынуждая господствующий класс создавать жёсткие рычаги государственного механизма, позволяющие изымать ту долю прибавочного продукта, которая шла на потребности развития самого государства, общества и правящего класса. Отсюда и идут истоки жесткого режима крепостного права, и колонизации новых территорий, ибо увеличить прибавочный продукт можно было только за счет прироста земледельческого населения и освоения новых пространств при сохранении экстенсивного характера земледелия. Развитие экономики России как по преимуществу земледельческой привело к замедлению процесса отделения промышленности от земледелия, что привело к замедлению процесса городобразования. На экономическое развитие русских земель отрицательно повлияло татаро-монгольское завоевание. Монгольское нашествие привело к падению роли городов в экономической жизни Руси, к резкому сокращению населения, к оттоку значительной доли прибавочного продукта в Орду в виде дани, хотя монголы отказались от прямого включения русских земель в состав Золотой Орды и не посягнули на православную веру. Особенности природно-климатических условий во многом предопределили особенности формирования русского централизованного государства. Социально-политические факторы Централизация – не стихийный процесс, осуществлявшийся историческими субъектами. Крупные землевладельцы, вотчинники-князья, бояре, духовенство. Иерархия – великие князья; удельные князья; бояре и служилые князья; слуги под дворским (управляющим княжеским хозяйством) – княжеская администрация, впоследствии называемая дворянством. Землевладение на вотчинном и условном держании островками вкрапливались в море крестьянских общин до конца XV в. в Северо Восточной Руси преобладали черные земли. Черные земли: общинное землевладение крестьян с индивидуальным владением приусадебным участком и пашенной землей. Отношения в общине регулировались посредством выборного крестьянского волостного самоуправления под контролем представителей княжеской администрации – наместников и волостелей. В XIV веке появляется термин «крестьяне» Выделяется 2 категории: - Черные крестьяне, жившие общинами в селах, не принадлежавших отдельным феодалам, платили налог - Крестьяне владельческие, жившие на надельных землях в системе феодальной вотчины, зависимы от феодала. В период формирования централизованного государства основной формой зависимости – полевая барщина. Конец XIII-XIV вв. – возникновение потребности рабочей силы для обработки удельных земель в полевой барщине, крестьяне еще свободны и не хотят работать на помещика. Для мотивации нужна сила принуждения, а именно – государственная власть. Землевладельцы были заинтересованы в привлечении на свои территории земледельческого и ремесленного населения, также в освоении новых земель и колонизации. В этом смысле колонизация населения в Северо-Восточные земли находила поддержку у тех, кто стремился к единению земель и созданию единой государственной власти. Норманизм – это направление в исторической науке, отождествляющее варягов с викингами и указывающее на скандинавское происхождение династии Древней Руси. Фактически это следование исторической концепции Повести временных лет (начало XII в.) дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов – норманнов. Из-за этого разгорелись основные споры, временами усиленные политической идеологизацией. Антинорманизм – направление в иториографии, сторонники которой отвергают норманистические концепции происхождения первой правящей династии Руси и создания русского государства. Не отрицая участия скандинавов в политических процессах на Руси, антинорманизм критикует преувеличенное, в рамках норманской теории, значение такого участия. Сегодня вполне очевидна несостоятельность «норманнской теории», основанной на тезисе о возможности «научить государству», между тем как государство (в том числе Древнерусское) возникает только на основе длительного внутреннего развития и усложнения общества. Однако это утверждение не отрицает роли варягов, скандинавов в сложении государства Русь. Ныне можно считать установленным, что летописный рассказ о «признании варягов» во главе с Рюриком достаточно точно отражает реально происходившие события. Бесспорно варяжское происхождение первых русских князей: Олег, Игорь, Ольга, Аскольд – имена скандинавские; на территории Восточной Европы найдены десятки скандинавских захоронений. Следует констатировать, что скандинавы приняли деятельное участие в создании Древнерусского государства, дав его правящую династию. Но сами они сравнительно быстро растворились в среде местного славянского населения: например, уже сын Игоря и Ольги носил славянское имя Святослав, что касается слова «русь», то относительно его происхождения в науке нет мнений. Отдельно стоит выделить комплекс лингвистических вопросов, в частности проблему происхождения слова «русь». Норманисты выдвигают следующие теории: Термин «русь» изначально обозначал отдельный слой населения Древнерусского государства, а именно – княжескую дружину, состоящую из норманнов. Термин «русь» происходит от финского слова «ruotsi», что в переводе означает Швеция. Термин «русь» связан с названиями шведских провинций Руден или Руслаген. Антинорманисты предлагают следующие объяснения: Термин «русь» имеет славянское происхождение и связан с названием реки Рось. Термин «русь» имеет иранское происхождение, пришедшее к восточным славянам от скифов и сарматов. Истоки термина следует искать на среднем Дунае (территории Норика – Ругиланда) или на южном побережье Балтийского моря (острове Рюген). И норманская, и антинорманская теории на протяжении нескольких столетий корректировались, дополнялись новыми сведениями, а также использовались в сугубо политических целях правителями Швеции, Третьего рейха и СССР. На данный момент среди ученых по-прежнему нет однозначного ответа на главные вопросы: Соответствует ли действительности легенда о призвании варягов? Являются ли варяги скандинавами? Повлияли ли норманны на процесс образования Древнерусского государства? Норманская теория (норманизм) – направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами. Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян – Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Вокруг этнической идентификации разгорелись основные споры, временами усиленные политической идеологизацией. 3.Деятельность первых русских князей. Первые русские князья – Рюрик, Князь Олег, Князь Игорь, Княгиня Ольга, Князь Святослав, Князь Ярополк, Князь Владимир. Рюрик Единовластно княжил в Новгороде 15 лет. Он скончался в 879 г., вручив правление княжеством и малолетнего сына Игоря своему родственнику Олегу. Память о Рюрике как о первом правителе Руси осталась бессмертной в нашей истории. Главным делом его княжения было объединение некоторых финских племен и славянского народа в единую державу. Таким образом, Рюрик считается родоначальником русских князей. Правление родственника Рюрика князя Олега (879-912). - Объединение Олегом Новгорода и Киева под своей властью (882) и образование Древнерусского государства Киевской Руси. Согласно дореволюционной историографической традиции образование Древнерусского государства связывается с временем «призвания на Русь» Рюрика, то есть с 862 г. В советский период сложилась традиция связывать образование государства на Руси с объединением Новгорода и Киева под властью Олега (882). Важнейшую роль в образовании и развитии Древнерусского государства в течение нескольких веков играл водный «путь из варяг в греки», который был не только основным связующим началом формирующейся территориально-этнической общности восточнославянских племён, но и условием и средством обеспечения её внешних и внутренних культурно-экономических и политические связей (коммуникаций). - Покорение Олегом славянских племён, живших к северу от Киева (883-885). Введение полюдья. Полюдьем в Киевской Руси назывался объезд князем с дружиной своих земель для сбора дани. Позже полюдьем стала называться сама дань, объём которой был неопределённой величины. - Поход Олега на Византию (907). Подписание выгодных торговых договоров между Олегом и Византией (907,911). По преданию смерть Олега наступила от укуса змеи. Место его гибели не известно. И в окрестностях Ладоги, и в окрестностях Киева до сих пор сохранились «могилы» Олега в виде курганов. Правление князя Игоря Старого (912-945) и княгини Ольги (945-957). - Укрепление власти Киева на территории подвластных племён. - Войны Игоря с печенегами на южных рубежах Руси (915-920). - Походы Игоря на Византию (941,944). Нападение Игоря на Константинополь в 941 г. было неудачным, в результате чего русская флотилия была уничтожена «греческим огнём». Поход Игоря в 944 г., хотя и увенчался успехом, но подписанный договор был менее выгоден, чем договор, подписанный его предшественником Олегом. - Поход Игоря в Прикаспийские области Закавказья (943). - Восстание древлян (945) и смерть Игоря. - Правление княгини Ольги (945-957). «Умиротворение» древлян и упорядочение полюдья. Жестоко покарав древлян за смерть своего мужа, Ольга, тем не менее, осознавала, что одними репрессиями она не сможет добиться покорности подвластных племён и решила упорядочить сбор дани. Княгиня установила фиксированную дань – «урок» с определённой территории «погоста». - Посольство княгини в Константинополь (957). Принятие княгиней Ольгой православия. Княгиня Ольга – первая православная правительница Руси. Правление князя Святослава (957-972). Основные этапы его государственной деятельности. Дата начала самостоятельного правления Святослава в отдельных изданиях отнесена к 962-964 гг. - I этап (957-966) государственной деятельности Святослава. Укрепление великокняжеской власти на территории Руси и её расширение. Восточный поход Святослава (964-965) и его результаты. Ослабление Волжской Булгарии (Болгарии), разгром Хазарского каганата, прорыв на Северный Кавказ и в Приазовье. Попытка закрепиться в междуречье Волги и Дона. Покорение Святославом земель вятичей (966). К 967 г. Русь осуществляла контроль над водным путём Волга-Каспийское море. - II этап (967-969). Перенесение военных ударов с восточного и юго-восточного направлений на юго-западное. Поход в Подунавье (967-968). Война Святослава с дунайскими болгарами и захват крепости Переяславец. Амбициозные планы князя по перенесению столицы Руси из Киева в Переяславец. Осложнение отношений Руси с Византией. Поиск Византией союзников в борьбе со Святославом. Поход печенегов на Киев и возвращение Святослава на Русь (968). - III этап (970-972). Возвращение Святослава в земли дунайских болгар. Кульминация военного противостояния Руси и Византии. Действия Святослава против византийского императора Иоанна Цимисхия. Битва под стенами Доростола и поражение Святослава (971). Подписание мирного договора между Русью и Византией (971). Возвращение княжеской дружины на Русь и гибель Святослава на днепровских порогах в бою с печенегами (972). Смерть Святослава и первые княжеские усобицы на Руси. Правление Ярополка Святославича (972-980). К моменту смерти Святослава у него было 3 сына: Ярополк, Олег и Владимир. - Борьба Ярополка с братом Олегом Святославичем Древлянским и гибель Олега (977). - Бегство Владимира Святославича из Новгорода в Швецию и установление Ярополком единовластия на Руси. Укрепление его авторитета победой над печенегами (978). - Вступление в борьбу за власть Владимира Святославича. Его возвращение в Новгород и поход на Полоцк. Поражение Ярополка в борьбе с Владимиром на реке Друч под Смоленском и гибель Ярополка (980). Государство Русь в конце X- начале XII в. Крещение Руси Киевская Русь была государством раннефеодального типа. Это означало, что ему были свойственны признаки феодального общества, которые находились еще в стадии формирования: феодальное землевладение только возникало, основная масса населения была еще свободна. Однако постепенно новые процессы, характерные для феодального общества, набирали силу и побеждали. Формируется боярское землевладение, свободные крестьяне-общинники (смерды) все более попадают в зависимость к феодалам. Общинные землевладения захватываются князьями и боярами, дарятся, раздаются, а вместе с ними и работающие на этих землях крестьяне. К Х веку раннефеодальное государство Киевская Русь уже сформировалось как территориально, так и политически. Границы нового государства существовали скорее теоретически, чем практически, т.к. эти границы на местности никто не проводил, да и не охранял; в лучшем случае выставляли опорные сторожевые пункты. Важным механизмом сохранения контроля над государственной территорией стало полюдье – объезд князем вместе с дружиной подвластных земель с глубокой осени до ранней весны. Полюдье было не только системой сбора дани – налога, но и способом управления страной при отсутствии государственного аппарата: во время объезда князь лично разрешал конфликты, творил суд, улаживал пограничные споры. Но это не означало, что он мог самоуправствовать: в 945 году произвольный сбор дани в древлянской земле закончился убийством киевского князя Игоря и его приближенных – старшей дружины. Из летописных источников известно о том, что за князя отомстила вдова – властная и мудрая правительница Ольга (945-962). Таким образом, в древнерусском государстве с центром в Киеве под властью первых общерусских князей сохранялись местные племенные структуры, с которыми князья должны были считаться и считались. Поэтому и известные договоры с греками в Х веке заключались Олегом и Игорем (907, 911, 944) от имени «великих и светлых князей», возглавлявших союзы племенных княжений. Поэтому княгиня Ольга, победив древлян, провела налоговую реформу: утвердила точный размер платежей Киеву – уставы и уроки и создала систему административных центров – погостов, т.е. мест, где останавливались князья и «княжеские мужи» для сбора дани и административно-судебного управления. Собрав дань, князья возвращались в Киев. Летом собранная дань вместе с другими товарами грузилась на суда и отправлялась по Днепру – по знаменитому торговому пути «из варяг в греки», в столицу Византийской империи – Константинополь. Не случайно в дошедших до нашего времени договорах Руси с Византией большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли русских купцов в империи. Сама же территория Руси рассматривалась как коллективная собственность правящего великодержавного рода Рюриковичей, каждый из представителей которого имел право на свою долю власти и доходов. На практике это выражалось в том, что с конца X века киевские князья Святослав (957-972), Владимир и Ярослав Мудрый выделяли города своим детям в «отчину», дробя территорию Руси на волости, на условиях передачи в Киев части дани с этих земель. Верховным правителем на Руси являлся тот, кто был старшим в роде и соответственно занимал престол в Киеве. После смерти Ярослава Мудрого его наследники – старшие Ярославичи (Изяслав, Святослав и Всеволод) жили дружно. Но после поражения от половцев в 1068 году на р. Альте между братьями разгорелась борьба за Киев. Договориться удалось только в 1097 году на съезде в Любече, когда внуки Ярослава – Святополк Изяславович, Владимир Мономах, Василько Ростиславович, Давид и Олег Святославовичи установили новый принцип организации власти: «Каждый да держит отчину свою»: отныне княжества отцов – «отчины» должны были передаваться детям – наследникам каждой из княжеских линий. После ухода с политической сцены триумвирата старших Ярославичей киевский престол перешел к сыну Изяслава – Святополку. Но он оказался плохим полководцем и корыстолюбивым правителем, и его смерть в 1113 году послужила сигналом к восстанию горожан в Киеве. Жители города призвали на киевский престол Владимира Мономаха (1113 - 1125), прославившегося своей многолетней борьбой с половцами. С его именем связано составление нового свода законов – так называемой пространной редакции «Русской правды», в которой отразились изменения в социально-политическом развитии Руси, происшедшие в начале XII века. Своим авторитетом и смелой политикой этот князь сумел сохранить мир и относительное единство Руси: его дети управляли такими волостями как Переяславль, Смоленск, Суздаль, Новогород, Владимир-Волынский, Туров. Столь же решительно действовал и сын Мономаха Мстислав (1125-1132). По его указу подвластные князья совершали успешный поход на Полоцк, а княжившие там Всеславичи попали в заточение. Но после смерти Мстислава Великого, с середины 30-х годов XII века русские земли окончательно утрачивают свое политическое единство и распадаются на фактически суверенные княжества-государства. Крещение Руси и его историческое значение. Княжение Владимира Святого было связано не только с расширением границ, но и с серьезными реформами. Владимир устанавливает вместо уроков полюдье, т.е. дань собирается с конкретного человека; определяет единицу обложения – дым, рало (плуг); наряду с натуральным сбором дани разрешает отдавать часть ее деньгами; вводит торговые пошлины; наряду с воинской повинностью вводит и трудовую - для построек и ремонта крепостных стен. При Владимире четко определяется и служебная иерархия: на вершине находился Великий князь земли русской, т.е. киевский князь, затем идут светлые великие князья и его бояре, которые выступали правителями земель (волостей); местные князья, у которых была своя вотчина. Крестьяне были разделены на крестьян-общинников (собственность феодала) и смердов (свободные государственные крестьяне), хотя и те и другие жили общинами. Крещение Руси в 988 году князем Владимиром внесло существенное изменение в уклад жизни Киевского государства. Оно соответствующим образом отразилось на социальной структуре и организации власти на киевском престоле. Христианство на Руси было принято в его восточном (православном) варианте, что стало еще одной важной реформой князя Владимира Святославовича, получившего прозвище Красное солнышко. Сведения о распространении христианства на Руси относятся к IX - X векам, когда крещение стали принимать представители киевской знати и дружинники, а в столице в середине Х века уже существовала церковь св. Ильи Пророка. В то же время следует отметить, что на Руси первоначально существовали различные направления христианского вероучения: такие слова, как «крест», «алтарь», «церковь», имеют западное происхождение. Здесь важен и тот факт, что Византийская православная церковь не употребляла колоколов и не знала десятины. Распространению христианства на Руси способствовало и расширение международных связей Киева. Религиозная реформа, осуществленная Владимиром, являлась закономерным шагом. В IX веке христианство приняли Болгария и Чехия, в Х веке – Польша, Дания и Венгрия, в XI - Норвегия и Швеция, что в целом завершило процесс формирования европейской цивилизации. Важной функцией церкви стала забота о нищих и обездоленных. «…Нищих кормление и чад мног, страньным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, в пожаре и в потоке; пленным искупление, в гладе прекормление, в худобе умирая покровы и гробы», – так характеризует эти обязанности памятник XIII века «Правило о церковных людях». При помощи разработанного вероучения и стройной организации Русская православная церковь стремилась освятить и укрепить существующий общественный строй. Внедрять силой никакую идею нельзя, и если эти идеи были бы угодны узкой правящей прослойке, но чужды подавляющему большинству населения, то они были бы обречены на провал. Утверждение новой религии - это и переворот в мировоззрении людей: которым христианство предложило иную по сравнению с язычеством систему ценностей. Таким образом, крещение Руси, несомненно, изменило взгляды и понятия о мире у большинства населения страны в целом, однако сохранившиеся традиции и обычаи языческой культуры естественно вписывались в мировоззрение людей той эпохи и сохранялись также и на последующие столетия. Список используемой литературы История России с древнейших времен до наших дней: Учеб. / Н.Л. Клименко [и др.]. — М.: Проспект, 2012. — 464 с. — Глава 1. История России с древнейших времен до наших дней: Учеб. / Н. Л. Клименко [и др.]. — М.: Проспект, 2012. Стр. 135-145. Богородская, О.Е. История России: словарь-справочник / О.Е. Богородская, А.С. Сироткин; Иван. гос. энерг, ун-т. — Иваново, 2009. 4. История России: учеб. / А.С. Орлов [и др.]. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2011. — 528 с. – Главы 2—3. 5. История России для технических вузов: учеб, для бакалавров / А.А. Чернобаев [и др.]. — 4-е изд., перераб, и доп. — М.: Юрайт, 2013. — 639 с. — С.14 — 43. |