Главная страница
Навигация по странице:

  • Должность: учитель начальных классов 2015 г. Пояснительная записка.

  • Деятельностные цели

  • Воспитательные цели

  • Содержание Дидактические игры……………………………………… 4-8 Математические игры…………………………………….. 9- 14

  • Занимательный материал для знакомства с цифрами, числами…………………………………………. 24-37 Физкультминутки для начальной школы…………….. 38-44

  • Список литературы………………………………………… 45 Дидактические игры 1.Составим узор Дидактическая цель

  • Средства обучения

  • 2.Построим домики и посадим рядом деревья Дидактическая цель

  • 3.Составим поезда Дидактическая цель

  • 4.Лучший ответчик (1-й вариант) Дидактическая цель

  • 5.Хлопки Дидактическая цель

  • 6.Я знаю число и цифру Дидактическая цель

  • 7.Определи курс движения самолета Дидактическая цель

  • Игровые задания выполняются поэтапно в соответствии с заданиями

  • После выполнения игровых заданий на доске появляются следующие записи

  • Математические игры 1. Игра «Логические цепочки»

  • 2. Игра «Ошибки-невидимки»

  • 3. Найди закономерность и вставь пропущенное число

  • 7. « Задумай число »

  • методическое пособие. Занимательный материал к урокам математики для 1 класса


    Скачать 220.5 Kb.
    НазваниеЗанимательный материал к урокам математики для 1 класса
    Анкорметодическое пособие
    Дата28.11.2022
    Размер220.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файламетодическое пособие.doc
    ТипМетодическое пособие
    #817252
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    ГУ «Буденовская основная общеобразовательная школа»

    Методическое пособие

    «Занимательный материал к урокам математики для 1 класса»

    Автор: Белова Олеся Валерьевна

    Должность: учитель начальных классов

    2015 г.

    Пояснительная записка.

    Данное пособие направлено на формирование и развитие мышления ребёнка, способности к абстрагированию и умения "работать" с абстрактными, "неосязаемыми" объектами.

    Главной целью пособия является всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию, создающих условия для успешного усвоения учебного материала.

    Деятельностные цели:

    1.Развитие познавательных процессов и мыслительных операций.

    2.Формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта учебной деятельности под руководством учителя.

    Воспитательные цели:Формирование системы ценностей, направленной на максимальную личную эффективность в коллективной деятельности.

    Основные задачи действующего пособия:

    • расширять кругозор и познавательные интересы учащихся;

    • развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности учащихся.

    • развивать у детей интерес к математике, умение мыслить обобщенно, анализировать, сравнивать, классифицировать;

    В сборник вошли дидактические, математические игры, игры для развития пространственных представлений, задачи в стихах, занимательный материал для знакомства с цифрами, числами, физкультминутки для начальных классов.

    Материал подобран учитывая возрастные особенности детей.

    Содержание

    1. Дидактические игры……………………………………… 4-8

    2. Математические игры…………………………………….. 9- 14

    3. Игры для развития пространственных представлений,

    внимания, памяти…………………………………………. 15-16

    1. Задачи в стихах…………………………………………….. 17-23

    2. Занимательный материал для знакомства с

    цифрами, числами…………………………………………. 24-37

    1. Физкультминутки для начальной школы…………….. 38-44

    2. Список литературы………………………………………… 45


    Дидактические игры

    1.Составим узор

    Дидактическая цель: выявление простейших числовых представлений у детей, умения различать предметы по цвету, форме, расположению.

    Средства обучения: набор из 9 фигур - 1 красный круг, по 2 желтых и зеленых треугольника, по 2 красных и синих квадрата.

    Содержание игры. Учитель предлагает одному из учеников составить узор на магнитной доске, другим - у себя на парте. С этой целью он дает следующее задание: разместить на середине доски (или на столе ученика, или на листке бумаги) красный круг, вверху и внизу от круга - 2 желтых треугольника, справа и слева - два красных. Правее этого узора учитель предлагает выложить другой: круг посередине, 2 красных и 2 синих квадрата расположить от круга по углам листа, вверху и внизу - красные, справа и слева синие квадраты.

    Затем он просит составить любой узор из фигур и расположить его левее первого узора, сосчитать число фигур в каждом из них, в двух, трех узорах.

    2.Построим домики и посадим рядом деревья

    Дидактическая цель: обобщение и систематизация количественных и пространственных представлений у детей, обучение их сравнению предметов по разным признакам.

    Средства обучения: 14 полосок из цветной бумаги для строительства домиков и проведения дороги, набор из 7 треугольников зеленого цвета для елок, 2 трафарета грибов (1 гриб с большой шляпкой на толстой ножке, 1 гриб с маленькой шляпкой на тонкой ножке).

    Содержание игры. Учитель предлагает одному ученику на магнитной доске, другим на своих столах построить (выложить из полосок бумаги) сначала высокий дом, потом - низкий. Около высокого дома посадить (выложить из треугольников и полосок) низкую елочку, около низкого дома - высокую елку. От высокого дома к низкому провести дорогу двумя полосками зеленой бумаги. Эта дорога расширяется около высокого дома и становится уже около низкого домика. Около высокой елки расположить гриб с большой шляпкой на толстой ножке, около низкого дерева - небольшой гриб на тонкой ножке.

    3.Составим поезда

    Дидактическая цель: сравнение группы предметов.

    Содержание игры. Учитель предлагает составить два поезда из вагонов (учеников) и сравнить, где больше вагонов.

    С этой целью вызывают семь учеников. Они составляют поезд из семи вагонов. Затем вызывают пять учеников, они составляют поезд из пяти вагонов. «Какой поезд длиннее? - спрашивает педагог. - Какой короче? Где вагонов больше? Где - меньше? Как уравнять состав поезда по числу вагонов?» Игра сопровождается соответствующими действиями.

    Количество вагонов можно изменять два-три раза.

    Числа от 1 до 10

    4.Лучший ответчик (1-й вариант)

    Дидактическая цель: установление соответствия между числом рисунков и цифрой.

    Содержание игры. Учитель на магнитном моделеграфе по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывает каждый сектор поочередно, он предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную числовую фигуру. Кто быстрее всех сосчитает рисунки и покажет нужную цифру, тот победил. Затем учитель показывает в разбивку цифры, ученики - соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где рисунков больше, где меньше и насколько.

    5.Хлопки

    Дидактическая цель: установление соответствия между числом рисунков и цифрой.

    Содержание игры. Учитель на магнитном моделеграфе размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (Ритм хлопков учитель задает сам).

    6.Я знаю число и цифру

    Дидактическая цель: установление соответствия между числом и цифрой.

    Средства обучения: набор кругов, треугольников, квадратов.

    Содержание игры. Учитель на магнитном моделеграфе поочередно открывает сектор за сектором, дети считают число фигур в каждом из них и показывают учителю соответствующую карточку с цифрой, а затем сравнивают число фигур в двух соседних секторах магнитного моделеграфа.

    7.Определи курс движения самолета

    Дидактическая цель: Учить составлять примеры по ответу, воспроизводить порядок чисел при счете и определять направление движения самолета.

    Средства обучения: рисунок самолета.

    Содержание игры. Учитель обращается к детям: «Летчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолета от одного населенного пункта в другие, обозначив каждый пункт маршрута своим номером. Самолет должен лететь над городами в порядке следования от меньшего числа к большему. Номер каждого города записан примером частично - дан только ответ. Чтобы определить номера городов, надо составить примеры по данному ответу. Далее надо показать штрихами (маленькими линиями), как двигался самолет. Для этого мелом сделать круг над городом номер 1 и лететь дальше к городам №№ 2,3 и т.д., делая над каждым из них круг. Учитель выполняет роль летчика-командира, а роль летчиков-курсантов - ученики.

    Игровые задания выполняются поэтапно в соответствии с заданиями:

    1. Дети шифруют номера поселков (составляют примеры по заданному ответу). С этой целью каждый из них составляет из разрезных карточек пример, вставляя их в наборное полотно. Наиболее сложный пример учитель записывает на доске.

    2. Ученики по порядку называют номера населенных пунктов от меньшего числа к большему.

    3. Ребята поочередно показывают пунктирными линиями на доске путь движения самолета.

    4. По цепочке дети рассказывают, в каком направлении двигался летчик. До проведения игры учитель на доске записывает:

    + = 7 + = 10

    + = 8

    + = 9

    + = 5

    + = 6

    - = 4

    - = 3

    - = 2

    - = 1

    После выполнения игровых заданий на доске появляются следующие записи:

    4 + 3 = 7 4 + 6 = 10

    5 + 3 = 8

    5 + 4 = 9

    3 + 2 = 5

    4 + 2 = 6

    9 - 5 = 4

    10 - 7 = 3

    8 - 6 = 2

    10 - 9 = 1

    Аналогично дети могут определять маршрут движения пароходов, машин (от дальних пунктов к ближним - от больших чисел к меньшим).

    Математические игры

    1. Игра «Логические цепочки»

    Найди закономерность и продолжи ряды чисел влево и вправо:

    ……………….5 7 9 ………………

    ……………….5 6 7……………….

    ………………6 8 10………………

    ……………….7 10 13…………….

    ……………….12 9 6……………..

    2. Игра «Ошибки-невидимки»

    Учащимся предлагаются математические записи, содержащие ошибки.

    Задание: необходимо исправить ошибку, ничего не исправляя, сделать её невидимой.

    10 < 10 8 = 7 12 = 20

    3. Найди закономерность и вставь пропущенное число:



    12 5

    7



    14 9

    ?

    2

    9

    8

    10

    4

    8

    12

    13

    ?



    7

    15

    8

    8

    17

    9

    6

    ?

    5



    14

    6

    8

    18

    9

    9

    16

    ?

    9

    4. Расшифруй слово:


    И

    15 - 8



    А

    6 + 5



    Н

    14 - 5



    Ц

    16 - 8



    М

    13 - 7



    У

    8 + 6


    14 6 9 7 8 11



















    5. Игра «Построим дом»

    Учащимся предлагается план дома и раздаются карточки, на которых записаны выражения.

    Задание: найти значения выражений и поместить «кирпичик» на нужное место.




    7 + 2 = ... (9)



    11 – 8 = ... (3)



    13 + 5 = ... (18)



    14 + 5 = ... (19)



    11 + 6 = ... (17)



    1 + 7 =

    .. (8)

    9 + 7 = ... (16)



    10 – 5 = ... (5)



    2 + 2 = ... (4)



    3 + 4 = ... (7)



    7 + 6 = ... (13)



    11 + 9 = ... (20)



    8 + 4 = ... (12)



    15 – 9 = ... (6)




    Когда учащиеся выполнят задание, дом будет «построен».

    6 . Игра «Открой дверь»

    Учащимся предлагается открыть дверь, к замку которой подходит ключ – определённое число.

    Задание: найти значения выражений и узнать, какое выражение «поможет» открыть дверь.



    3 + 9 6 + 9

    14 8 + 5 6 + 8

    7. « Задумай число»

    Игроки задумывают числа, каждое не больше 10, а учитель пытается угадать, какое число они задумали. Участники внимательно следят за вопросами учителя, чтобы потом суметь и самим загадывать, отгадывать задуманные числа. Учитель задает вопросы: Задумайте каждый какое – нибудь число. Прибавьте к задуманному числу 8. Сколько у тебя получилось, Таня? (15). Ты получила число 7? (Да). Ребята, кто догадался, как я узнаю числа?
    8. «Отвечай сразу»

    Учитель вызывает к доске несколько учеников и спрашивает: «Сколько ребят у доски?» (Все считают.) «Сколько тетрадей нужно взять со стола, чтобы каждый получил по одной тетради? По две тетради?»
      1   2   3   4


    написать администратору сайта