Главная страница

Русская Правда, как памятник древнерусского права. 1 семинар. Занятие Русская Правда, как памятник древнерусского права I. Вопросы для обсуждения


Скачать 98.31 Kb.
НазваниеЗанятие Русская Правда, как памятник древнерусского права I. Вопросы для обсуждения
АнкорРусская Правда, как памятник древнерусского права
Дата18.12.2021
Размер98.31 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1 семинар.docx
ТипЗанятие
#307619

Семинарское занятие № 1.

Русская Правда, как памятник древнерусского права

I. Вопросы для обсуждения:

  1. Русская Правда: происхождение, списки, редакции, значение.

Русская Правда является одним из основных источников истории государства и права России. Русская Правда не единственный текст, их более 100. Выделяются 3 группы:

1) краткая редакция Русской Правды (эта группа относится к первым писаным законам Киевской Руси);

2) пространная редакция (она содержит 121 статью);

3) сокращенная редакция (самая поздняя редакция Русской Правды).

Все эти правды шли сплошным текстом без деления на статьи, разделили ее позднее в XVIII в.

Структура краткой редакции Русской Правды первоначально не имела делений, но позднее (XVIII в.) была разделена на части:

1) Правда Ярослава (издана в 1015–1054 гг.);

2) Правда Ярославичей (в 60-е гг. Х в.).

Окончательный вариант краткой редакции Русской Правды сформировался в конце XI в.

В XII в. Владимир Мономах добавил новые правовые нормы в Русскую Правду, в результате Русская Правда стала состоять из частей и называлась пространной редакцией:

1) Суд Ярослава (первоначальная, краткая редакция);

2) Устав Владимира Мономаха (его реформы государственного аппарата и судебной системы).

Пространная редакция просуществовала до XIV–XV вв., включая период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига.

Сокращенная редакция принадлежит второй половине XV в., которая связывается с именем Ивана III и его реформой правовой системы и систематизацией права. Сокращенная редакция Русской Правды потому так и называется, что из ее состава были исключены ставшие неактуальными нормы права.

Русская Правда регулировала главным образом вопросы уголовного права, но она касалась и вопросов семейно-брачного, наследственного права и вопросов правового положения населения.

По Русской Правде выделялись следующие слои населения:

1) князья (стояли над законом);

2) бояре (подчинялись закону и именовались княжьими людьми);

3) духовенство (их судила только церковь);

4) простые свободные люди (купцы, смерды и некоторые другие);

5) закуп (происходит от слова купы – «договора займа»; под закупом понимается уже зависимый работник, его зависимость от кредитора продолжалась до полной выплаты долга);

6) холопы (рабы);

7) рядовичи (от слова ряд – «договор»; они заключали договор о своем временном холопском положении).

Русская Правда не содержала положений о праве собственности на землю, при этом устанавливались санкции за покушение на собственность, например за перепахивание межи устанавливался штраф – 12 гривен. Ответственность за покушение на имущество разных слоев населения устанавливалась различная.

Русская Правда имела понятие деликтного обязательства. Ответственность за такое правонарушение устанавливалась в размере причиненного ущерба.

Русская Правда регулировала договорное право.

Виды договоров по Русской Правде:

1) купли-продажи;

2) займа;

3) хранения имущества (поклажи);

4) займа с самозакладом (закупничество);

5) подряда («урок мостников»);

6) личного найма.

Форма договора была устной, при свидетелях, с совершением некоторых символических действий (рукобитья). Неисполнение договора могло повлечь за собой не только обращение взыскания на имущество, но и на самого должника по договору.

По Русской Правде выделялось наследование:

1) по закону;

2) по завещанию.

Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.

Источники:

1. Источниками кодификации явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся прежде всего положения о кровной мести (ст. 1 КП) и круговой поруке (ст. 19 КП).

2. одним из источников Русской Правды был Закон Русский (нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права).

3. обычай санкционируется государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме.

4. Ссылки договоров на закон молодого Русского государства, используемый как источник права наряду с законами Византийской империи, стали темой оживлённой дискуссии в исторической и юридической литературе.

Основные редакции:

Русской Правды разделяются на две основных редакции, во многом отличающиеся, и получившие наименования «Краткая» (6 списков) и «Пространная» (более 100 списков). В качестве отдельной редакции выделяется «Сокращенная» (2 списка), представляющая собой сокращённый вариант «Пространной редакции»

Русская Правда в зависимости от редакции подразделяется на Краткую, Пространную и Сокращенную.

Краткая Правда — древнейшая редакция Русской Правды, которая состояла из двух частей. Ее первая часть была принята в 30-е гг. XI в. и связана с именем князя Ярослава Мудрого (Правда Ярослава). Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после подавления восстания низов 1068 г. и получила название Правды Ярославичей.

Краткая редакция Русской Правды содержит 43 статьи. Характерными особенностями первой части Краткой Правды (ст. 1—18) являются следующие: действие обычая кровной мести, отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего.

Вторая часть (ст. 19—43) отражает процесс развития феодальных отношений: отмена кровной мести, защита жизни и имущества феодалов повышенными мерами наказания и т. д. Большая часть статей Краткой Правды содержит нормы уголовного права и судебного процесса.

Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве 1113 г. Она состояла из двух частей — Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная редакция Русской Правды содержит 121 статью.

Пространная Правда — это более развитый кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов и т. д. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. Отдельные нормы Пространной Правды определяли порядок передачи имущества по наследству, заключения договоров. Большинство же статей относятся к уголовному праву и судебному процессу.

Сокращенная Правда сложилась в середине XV в. из переработанной Пространной Правды.

  1. Основные разряды населения Киевской Руси по Русской Правде.

Как известно, в Древней Руси существовало рабство. Это было главным различием между людьми. Они разделялась на свободных и несвободных. Уже после этого народ разделялся на подкатегории.

По этому первому в истории России сборнику законов всё население делилось на категории:
1. Знать - высшая категория
1.1. Во главе стоял — князь, стоявший над законом.
1.2. Бояре (старшая дружина) — представляли собой военную силу и от имени князя осуществляли судебную власть. Были советниками князя.
1.3. Тиуны, огнищане, конюхи — высокопоставленные княжеские и боярские слуги
2. Рядовые свободные люди (мужи)
2.1.Младшая дружина — охрана князя и бояр, в управлении не участвовала. Мечники занималась сбором налогов и штрафов. Ябетники исполняли поручения, связанные с судебным процессом. Отличительной чертой данной категории является возможность простому человеку стать дружинником.  
2.2. Купчина — люди, занимавшиеся торговлей.
2.3. Словене — жители Новгорода, которым Ярослав даровал Правду также были свободными жителями.
3. Зависимые люди
3.1. Княжеские кормильцы, сельские и городские старосты занимали наиболее привилегированное положение в данной категории населения.
3.2. Смерды — крестьяне-земледельцы, которые первоначально были свободными в отличие от холопов, но потом стали закрепощенными.
3.3. Холопы — рабы, обслуживающие хозяйство знати.
3.4. Закупы — люди, которые одалживали (брали «купу») у князя или бояр землю и прочее имущество. Считались зависимыми до полной выплаты долга.
3.5. Рядовичи — те, кто по нужде поступал на службу и становился зависимым по «ряду» (договор).
Отдельную категорию составляло духовенство, которое делилось на белое (священники и дьяконы) и черное (монахи). Их судила только церковь.



  1. Становление основных гражданско-правовых институтов.

Древнерусское законодательство знало довольно развитую систему норм, регулирующих имущественные отношения, т. е. то, что сегодня называют Гражданским правом. В Русской Правде отражаются отношения собственности. Предусмотрена правовая защита как недвижимого, так и движимого имущества. В Русской Правде Упоминаются Договоры Купли-продажи (людей, вещей, коней, самопродажи), Займа (денег, вещей), Кредитования (под проценты или без), Личного найма (в услужение, для выполнения определенной работы), Хранения, поручения (выполнять определенные действия), Подряда и проч. Форма заключения договоров была устной, они заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника.

В области гражданско-правовых отношений Русская Правда довольно точно определяет и различает различные институты из области вещного и обязательственного права.

Закон отличает сдачу имущества на временное хранение («поклажа») от займа, при котором заемное имущество используется заемщиком; простой беспроцентный заем (ссуду) от дачи денег в рост из определенного условленного процента; краткосрочный процентный заем от долгосрочного; заем от торговой комиссии и вклада в торговое предприятие с целью получения дивиденда.

В Русской Правде закреплены нормы, регулирующие Обязательственные отношения, которые возникали из договоров или из причинения вреда. За невыполнение обязательств должник отвечал имуществом, а иногда и своей свободой.

Наследственное право характеризуется сословным положением участников правоотношений. Так, у бояр и дружинников наследовать могли и дочери, у смердов же при отсутствии сыновей имущество считалось вымороченным и поступало в пользу князя.

Наследование происходит в основном по закону, но возможно и по завещанию. Завещания были, конечно, устными.

При наследовании по закону, т. е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ничего. Однако сыновья, получившие наследство, обязаны были обеспечить приданным незамужних сестер. Наследственная масса делилась поровну, но преимущество имел младший сын, которому переходил двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу.

Не предусмотрено наследование родителей после смерти детей, а также братьев и сестер. Не упоминается наследование мужа после жены и наоборот. Но жена после смерти мужа остается управлять общим хозяйством, пока оно не будет разделено между детьми. При этом, вдова получает определенную сумму на прожиток. Если же вдова вторично выходит замуж, она ничего не получает из наследства первого мужа.

Семейное право развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права – моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, наказание за внебрачные связи. Брачный возраст: для невесты – 12-13 лет; для жениха – 14-15 лет. Брак заключался по согласию родителей. Заключению брака предшествовало Обручение. Брак совершался и регистрировался в церкви. Жена имела определенную самостоятельность и могла полностью распоряжаться своим приданным. Дети полностью зависели от родителей, особенно от отца.

Гражданское право: 1) вещное право (Вещи в русской правде не делились на движимое и не движимое имущество, упомянуты конкретные объекты вещных прав(скот) однако нарушение вещных прав влечет за собой в одних случаях возмещение ущерба хозяину, в других случаях еще и штрафы в пользу гос-ва. Наиболее важные объекты вещных прав получают знаки собственника (например: межан, борти). Земля и природные ресурсы находились в коллективной собственности общин, частных лиц(бояр) или князя гос-ва. Основания возникновения личных прав: договор и наследование, причем каких-либо специальных процедур договора не существовало. Основания прекращения личных прав: тот же договор; решения органов гос. власти. Можно говорить о некой условности возникновения прав на личность должника у кредиторов, поскольку должник отвечал личной свободой, а не имуществом перед кредитором.

2) обязательственное право (Обязательства возникали из договора либо из деликта(правонарушение). Договор заключался в устной форме при наличии не менее двух свидетелей либо мытника. Единственным требование заключения договора законодатель устанавливает согласие сторон. В русской правде допускается вступление в договорные отношения не собственникам имущества, но по поручению собственника (например: если раб или холоп осуществляет сделку по поручению хозяина то хозяин не имеет право отказаться от обязательств вытекающих из договора) Гарантии исполнения обязательств является поручительство. Виды договоров:1) купли-продажа; 2) личный и имущественный найм 3) займ 4) поклажа (безвозмездный договор) 5) ссуды или поручительства

3) наследственное право (наследование по закону или завещанию в устной форме и при священнослужителе, воля завещателя ограничена законом, а именно завещать только прямым наследникам(мужчинам) примерно в равных долях. При отсутствии законных наследников имущество бояр наследуют дочери, а имущество смердов переходит к князю. Наследование по закону. Дом отца наследуют младшие сыновья. Наследуется только имущество, принадлежащее умершему отцу, вдова получает собственное имущество, кроме того вдова получает вдовью долю на прожиток и право жить в доме умершего мужа причем в отличии от супруга вдова свободна в завещании своего имущества детям (она может оставить все имущество одному и даже дочери) Русская правда знает институт опеки малолетних причем опекун обязан передать наследникам наследуемое имущество в полном объеме. Если вдова получила вдовью долю и вышла замуж, то ей не достается. Если умер человек сыновья поделили имущества, а были еще и дочери то сыновья должны были выдать замуж и обеспечить им приданное.

  1. Преступление и наказание в Русской Правде.

Преступление и наказание по Русской Правде представляет собой регулирование уголовного и исполнительного производства.

Особенности Русской Правды: она закрепляла сословное неравенство в уголовном праве, право сильного, право господина, а также «кулачное» право.

Русская Правда не содержала определенного понятия преступления. Оно характеризовалось как обида, т. е. причинение материального, физического или морального ущерба кому-либо.

Субъектами преступления моли быть все, кроме холопов, так как правовое положение последних определялось как собственность господ. Хозяин холопа мог безнаказанно убить его или покалечить.

Вина по Русской Правде как элемент субъективной стороны преступления еще не оформилась. Не было различия между умыслом и неосторожностью.

Преступные деяния в Русской Правде определялись не системно, а казуально, примерами.

Русская Правда устанавливала ответственность за совершение преступления соучастниками. Их ответственность была одинаковой.
Виды преступлений по Русской Правде.

1. Против личности:

1) убийство. Правда Ярослава еще содержала положения о допустимости кровной мести за убийство, если же у убитого не нашлось мстителей или его родственники не пожелали отомстить, то за убийство предусматривалось денежное взыскание; позднее Русская Правда запретила кровную месть за убийство и установила для всех, за исключением князя, – за его убийство назначалась смертная казнь – дифференцированные штрафы по социальному положению убитого: за убийство привилегированных людей – «княжих мужей» (дружинников, княжеских слуг – «огнищан», «подъездных») устанавливался двойной уголовный штраф 80 гривен; за горожан, купцов, мечников – 40 гривен; за холопа – 5 гривен.

Его виды:

а) убийство в ссоре или на пиру;

б) убийство в разбое (в этом случае устанавливалось самое тяжкое наказание – поток и разграбление, т. е. превращение преступника и членов его семьи в рабов с конфискацией всего имущества);

2) причинение телесных повреждений (оно могло выразиться в нанесении ран, отсечении руки, ноги, лишении глаза; за причинение телесных повреждений назначался штраф в размере 12, 20 гривен, который уплачивался князю в качестве «урока» в пользу пострадавшего).

2. Преступления против чести, либо оскорбления действием – вырывание бороды, усов, толкание. Они влекли за собой большой штраф – 12 гривен.

3. Против собственности. Особенность наказания для этих преступлений состояла в том, что устанавливалась жестко дифференцированная ответственность за покушение на имущество феодалов и иных лиц; устанавливалась строгая ответственность за порчу межевых знаков, бортных деревьев (пчельников), пашенных межей, за поджог двора и гумна, конокрадство – за последние преступления устанавливалась высшая мера наказания – поток и разграбление.

Государственных преступлений в те годы не было.

Наказания же за преступления против семейных отношений и нравственности, церкви и веры устанавливались княжескими церковными уставами. По таким преступлениям проводился Божий суд.

Виды наказаний по Русской Правде:

1) месть;

2) поток и разграбление;

3) штраф: вира; продажа (в пользу князя); урок (возмещение потерпевшему); головничество (возлагался на всю семью).

  1. Суд и процесс.

Русская Правда выделяла 4 стадии судебного процесса:

1) заклич;

2) свод-отыскание ответчика (следствие);

3) судоговорение;

4) вынесение решения.

1. Заклич – первая, начальная стадия судопроизводства. Ее особенности: лицо, обнаружившее, что пропала вещь или найдено тело, должно было всенародно огласить об этом на площади при свидетелях (не обязательно фиксировать поименно этих свидетелей). Свидетелями, как правило, были все присутствующие при закличе. Заклич осуществлялся в устной форме.

2. Свод-отыскание ответчика – вторая стадия процесса, которая использовалась только в гражданском судопроизводстве. Второй стадией уголовного судопроизводства было следствие. Свод-отыскание ответчика, или следствие, проводились следующим образом: если лицо, начавшее судопроизводство (кликавшее на площади), утверждает, что это его вещь, при условии, что оно продало эту вещь ранее, то начиналась стадия свода-отыскания, на которую приглашались 12 мужчин; если же лицо говорит, что вещь не его, но куплена или кто-то поручил ее продать, то все идут на свод. Следствие предполагало прямое отыскание, т. е. все шли от одного возможного вора к другому, пока не находили истинного собственника.

Если найденное лицо (ответчик) утверждал, что он не крал вещь, и ссылался на иное лицо, то он независимо ни от чего признавался виновным и должен был выплатить штраф.

Свод был прямым истребованием вещи из чужого незаконного владения, в этом он схож с современным виндикационным процессом.

Временные рамки свода не были установлены, но в целях их сокращения закреплялось, что свод в черте города (в пределах его населения) мог проводиться не более 3 раз. Свод не проводился вне пределов города.

3. Судоговорение – это собственно рассмотрение дела.

На судоговорении стороны должны были представить доказательства и свидетелей своей правоты. Таким образом, судоговорение по Русской Правде носило состязательный характер, а все рассмотрение дела было гласным (на площади, в присутствии всех желающих) и устным (никак ход рассмотрения не фиксировался).

4. Вынесение решения – это заключительная стадия судопроизводства по Русской Правде, она также никак не оформлялась, и решение выносилось в устной форме. Приговор по уголовным делам приводился в исполнение немедленно.

По гражданским делам на основании решения суда между сторонами должно было быть заключено соглашение об исполнении приговора. Такое соглашение заключалось в течение 3–6 месяцев. Если ответчик отказывался заключить это соглашение, то потерпевший имел право обратиться в суд и просить ответчика головой, т. е. получить ответчика в качестве раба.

Допустимые доказательства по Русской Правде (документального оформления доказательства не получали):

1) свидетельские показания:

а) видаки (очевидцы);

б) послухи (свидетели, не являющиеся очевидцами); лицо для доказательства своей правоты должно было привести не менее 2 (для иностранцев) или 6 (для русских) послухов;

2) письменные документы;

3) улики (раны, ссадины).

Особый процесс был в Божьих судах. Он был жесток и основывался на вере в Божью справедливость. 

Виды наказаний:

1) ордалии – пытки;

2) рота – публичная клятва богами;

3) поле – судебный поединок.

При рассмотрении первого вопроса основное внимание уделить истории создания Русской Правды и ее общей характеристике: ее источникам, редакциям, особенности юридической техники, место и роль среди других источников права, значение для развития русского права.

Во втором вопросе на основе норм Русской Правды дать характеристику основных разрядов населения Киевской Руси. Произвести их классификацию, определить правовой статус.

В третьем вопросе дать характеристику основным институтам права, возникшим в это время на Руси в сфере гражданско-правовых отношений. Особое внимание обратить на институты вещного, обязательственного, наследственного и семейногоправа.

В четвертом вопросе раскрыть понимание преступления во времена Русской Правды. Показать основные виды преступлений и наказаний.

В пятом вопросе рассмотреть судоустройство по Русской Правде. Охарактеризовать форму судебного процесса, его стадии, раскрыть систему доказательств и судебных пошлин.

В целях закрепления изученного материала студентам

предлагается рассмотреть несколько задач-казусов с разбором порядка их решения на основе Русской Правды.

Задачи-казусы:

1.В годы правления князя Ярослава Мудрого княжеский суд

рассмотрел два дела об убийстве. В первом случае, вор, забравшись в клеть с товарами, был убит на месте хозяином товара – купцом Отеней. Во втором, Доброг убил жителя соседней деревни в драке, произошедшей в результате споров из-за покоса. Какое решение должен принять суд по этим делам?

Решение:
1.В первом случае:" Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то так тому и быть; если продержат до рассвета, то вести его на княжеский двор; а если его убьют, но люди видели, что он был связан, то платить за него." (ст.38). Если убьют вора на своем дворе или в доме или у хлеба, то так тому и быть; если же додержали (его) до рассвета, то отвести его на княжеский двор; а если же (его) убьют и люди видели (его) связанным, то платить за него.

2.Во втором случае работает ст.1 :мстить брату за брата, или сыну за отца, или отцу за сына, или сыну брата, или сыну сестры; если кто не будет мстить, то князю 40 гривен за убитого. Если человек убьет человека, то мстит брат за (убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры если не будет никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за убитого; если (убитый) будет русин, гридин, купчина, ябедник, мечник или же изгой и словенин, то положить за него 40 гривен.

2.Холоп боярина Ставра совершил на торгу кражу ожерелья из

лавки купца. Схваченный с поличным, он был отведен на княжеский двор. Как в этой ситуации должен поступить суд?

Решение:

46 Если окажутся холопы ворами, то судит князь Если окажутся холопы ворами - княжеские, боярские или церковные, - то их князь штрафом не наказывает, поскольку они не. свободны, но пусть их хозяин платит вдвойне вознаграждение потерпевшему истцу.

3.Княжеский конюший Савелий Иванович был убит и ограблен

вблизи села Т. Жители села Т. преступника не нашли. Кто будет нести ответственность за совершенное убийство? Какое наказание вынесет судья?

Решение:

12 А за (убийство) дворецкого или конюшего (платить) 80 гривен.



Ответить письменно в тетради:

- является ли само по себе происхождение названия страны решающим для оценки генезиса ее государственности?

За этот период историки, несмотря на различные версии, пришли к единому мнению, что само по себе происхождение названия страны не является решающим для оценки генезиса ее государственности.

-сыграли ли варяги какую-то роль в становлении государственности у восточных славян. Если да, то какую?

Варяги сформировали на территории восточных славян государство (Древнерусское государство, или Киевская Русь). Последние просто не могли сделать этого самостоятельно

Варяги способствовали формированию культуры у восточных славян, которые до этого ее фактически не имели

-почему вопрос о том, как и кем было создано русское государство впервые приобрел политическую остроту при преемниках Петра I, а затем в первой половине XIX, позднее же – в советской и немецкой историографии 30-х годов XX в.?

Вопрос о том, как и кем было создано русское государство, при преемниках Петра 1 впервые приобрел политическую остроту. Два дотошных немца, трудившихся в российской Академии наук в 30–60–е гг. ХУШ в., Байер и Миллер выявили в летописях то самое известие о призвании варягов в его первоначальной версии и в своих ученых диссертациях изложили ее в качестве наиболее правдоподобной. Согласно летописи и привлекая дополнительные доказательства, академики заявили, что имя Российской империи – скандинавского происхождения, и само государство – создано скандинавами.



написать администратору сайта