планы. Занятие 1 Греческая мифология Мифотворчество как ранняя стадия в процессе освоения мира. Миф, сказка, религия
Скачать 46.31 Kb.
|
Античная литература. Планы к практическим занятиям. Практическое занятие № 1 Греческая мифология 1. Мифотворчество как ранняя стадия в процессе освоения мира. 2. Миф, сказка, религия. 3. Основные категории мифов. 4. Мифология ранней матриархальной общины /тотемная/ и мифология патриархата. 5. История мироздания в греческой мифологии. 6. Пантеон богов (олимпийские боги и боги второго ряда). Функции богов. Мифологические герои. 7. Особенности мифологического сознания. Причины “неумираемости” мифа. 8. Мифология как почва и арсенал греческого искусства. Основная литература 1. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции. Кн. 1. – М.: Прогресс. – Традиция, 1999. – 432 с. 2. Р.Грейвс. Мифы Древней Греции. Кн. 2. – М.: Прогресс. – Традиция, 1999. – 448 с. 3. Н. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции. – Ростов н/Дону: Феникс, 2004. – 480 с. 4. Анпеткова-Шарова Г.Г., Дуров В.С. Античная литература. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; «Академия, 2004.– 480 с. 5. Тронский И.М. История античной литературы: Учебник. – М.: КомКнига, 2005. – 464 с. 6. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2– х т. – 1994. – С. 11–20, 32 –335. 7. Мифологический словарь / главный ред. Е.М. Мелетинский. – М.: Сов. энциклопедия., 1991. – С.653– 672. Дополнительная литература Лосев А.Ф. Античная мифология с античными комментариями к ней. Энциклопедия олимпийских богов. – Харьков: Фолио; М.: Эксмо, 2005 г. – 1040 с. 2. Гусманов И.Г. Греческая мифология. Боги. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 328 с. 3. Зайцев А. И. Греческая религия и мифология: Курс лекций. – СПб.: Фил.фак. СПбГУ; М.: «Академия», 2005. – 208 с. 4. Никола М.И. Античная литература: Учебное пособие /Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2001. – С.15–36. Практическое занятие 2. Жанр эпоса. ГОМЕРОВСКИЙ ЭПОС 1. Понятие об эпосе. Социально-историческая основа эпоса. Своеобразие эпической фабулы и эпического героя. 2.«Гомеровский вопрос». Основные научные подходы и проблемы в гомероведении. унитарная теория, теория малых песен, теория первоначального ядра. 3.Сказание о Троянской войне. 4. Сюжетная основа гомеровских поэм, их композиционное единство. 5. Принципы эпической характеристики героев «Илиады» и «Одиссеи». Зарождение индивидуальной характеристики у Гомера. 6. Люди и боги в поэмах Гомера. Своеобразие изображения богов в поэмах. 7. Человек и судьба в произведениях Гомера. Боги и судьба. 8. Гуманизм Гомера в решении темы войны и мира, отношении к человеку. 9. Значение поэм Гомера для греческой и последующей европейской культуры. Суждения о Гомере в последующие века. Эссе С.Вейль как пример одной из оценок, принадлежащих ХХ в. ЛИТЕРАТУРА • Вейль С. «Илиада», или Поэма о Силе // Новый мир. № 6. 1990. С. 250–260. •Лосев А.Ф. Гомер. М.,1960. • Мелетинский Е. Происхождение героического эпоса. М.,1963. •Шталь И.В. Гомеровский эпос. М., 1975. • Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М.,1983. Вопросы для более глубокого исследования фрагментов изучаемых художественных текстов «Илиада». Песнь XVIII. Описание щита Ахилла. Внимательно прочитайте отрывок из XVIII песни «Илиады». Ответьте на следующие вопросы: 1. Что отличает масштаб и характер представленных на щите картин и событий? 2. На каком основании щит Ахилла приобрел в истории культуры значение символа красоты и многообразия мира? «Илиада». Песнь XXIV. Приам в ставке Ахилла. 1. Как реализована в приведенной сцене идея единства человеческого жребия? 2. Выскажите мнение о художественной роли пластики героев. 3. Что в указанном отрывке в большей степени определяет поведение героев: веление богов или собственный сердечный порыв? Аргументируйте свое мнение примерами из текста. «Одиссея». Песнь XIX (фрагмент ст. 385–475) Прочитайте фрагмент Песни XIX из «Одиссеи» Гомера и примените понятие «ретардация» к анализу указанной сцены. Ответьте на вопрос, в чем проявилось «внешнее, вещественное изображение психики» (А.Ф.Лосев) в приведенном фрагменте? А.Ф.Лосев. Принципы стиля Гомера Прочтите фрагменты монографического труда А.Ф.Лосева «Гомер». Опираясь на материал прочитанного, ответьте на вопросы и выполните указанные задания: 1. Какие особенности повествовательного стиля Гомера выделяет Лосев? 2. Подберите из текста гомеровских поэм сои примеры «внешнего изображения внутренних переживаний в эпосе. 3. Приведите характерные высказывания гомеровских героев о действии судьбы. О.Мандельштам. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Прочитайте стихотворение О. Мандельштама. Подумайте над вопросами: 1. Почему образ кораблей открывает экспозицию стихотворения и превращается в «длинный выводок» и «поезд журавлиный»? 2. Прокомментируйте строчки: «На головах царей божественная пена…» 3. Охарактеризуйте образ Елены в гомеровском тексте и сравните со звучанием его в рассматриваемом стихотворении. 4. Море и Гомер тесно слиты в поэтическом тексте Мандельштама. Какие основания для этого дает сам текст гомеровских поэм? Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда–-то поднялся. Как журавлиный клин в чужие рубежи, – На головах царей божественная пена, – Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? И море, и Гомер – все движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью. Практическое занятие 3. Древнегреческая трагедия. Трагедия Софокла «Царь Эдип». Задание: прочесть трагедию и с помощью рекомендуемой литературы ответить на поставленные вопросы. 1. Миф о Эдипе. К какому циклу принадлежит этот миф? Содержание и последовательность событий в мифе. 2. Чем отличается структура мифа от фабулы трагедии «Царь Эдип»? Какие эпизоды сюжетного развития «Царя Эдипа» отсутствует в мифе? 3. Теория трагедии Аристотеля. Основные существенные элементы трагедии согласно «Поэтике» Аристотеля. 4. С какой целью Софокл отступает от логики мифа и какое художественное значение имеет это отступление? С какой целью оно предпринимается? 5. Что становится темой трагедии у Софокла: преступление или самопознание героя? 6. Из каких двух моментов слагается жизнь Эдипа, его судьба? 7. Из каких двух моментов слагается наказание Эдипа? 8. Из каких двух моментов слагается преступление Эдипа? 9. Кто открывает Эдипу, что он убийца Лая? 10. Каков обратный эффект попытки Иокасты успокоить Эдипа? 11. Кого казнит Эдип за содеянные им преступления, себя или богов, определивших его судьбу? (см. финал монологи Э). 12. «Царь Эдип» – «Трагедия рока» или «Трагедия знания»? 13. Каков итог самопознания Эдипа? 14. Исходя из содержания «Царя Эдипа», прокомментируйте существенные элементы греческой трагедии: а) гемартия (греч. «ошибка») или поступок героя с которого начинается процесс, приводящий его к гибели или страданиям. б) гибрис (греч. «гордость или упорство героя»), который сохраняет приверженность чему – либо, несмотря на предостережение и отказывается изменить ей. в) ретардация с помощью которой отодвигается развязка трагедии и усиливается ее напряженные ожидания. г) натос (пафос) – страдания героев, которые трагедия передает зрителям. д) катарсис – очищение страстей посредством страха и сознания. 15. Спроецируйте на содержание трагедии «Царь Эдип» суждение: трагическая история подражает человеческим поступкам, совершаемых под знаком страдания персонажей и сострадания вплоть до момента взаимного узнавания персонажа или до момента осознания источника зла. ЛИТЕРАТУРА 1. Аристотель. Поэтика. 449 а 5, 449 а 32 – б 8 //Собр. Соч. в 4-х т. Т. 4. – М., 1984. 2. Аристотель и античная литература. – М., 1978. 3. Словарь античности. – М., 1989. Практическое занятие 4. Развитие древнегреческой драмы (на примере трагедии Еврипида «Медея» Биография Еврипида. Творческий путь. Цель греческой трагедии (Аристотель); Структура трагедии, обязательные элементы «Медея» – трагедия обманутого доверия. Мифологическая основа. Образ Медеи, средства его создания. Эволюция характера героини. Психологический аспект. Образ Ясона. Его роль в судьбе Медеи. Композиция трагедии. Диалоги. Роль хора. Новаторство Еврипида в жанре трагедии. Основная литература 1. Лосев А.Ф. Античная литература. – М.: ЧеРо, 2001. – 543 с. 2. Тронский И.М. История античной литературы: Учебник. – М.: КомКнига, 2005. – 464 с. 3. Гиленсон Б.А. История античной литературы. Кн 1. Древняя Греция. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с. 4. Гончарова Т.В. Еврипид. – М.:Мол. Гвардия, 1984. – 271 с. Дополнительная литература 1. Ярхо В.Н. Трагедия/ Древнегреческая литература: Собрание трудов. – М.: Лабиринт, 2000. – С. 170–202.. Практическое занятие 5. ДРЕВНЕАТТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ АРИСТОФАНА 1. Происхождение древней аттической комедии и особенности ее структуры 2. Эпоха Аристофана в зеркале его комедий: 1) тема войны и мира в комедиях Аристофана («Ахарняне», «Мир», «Лисистрата»), 2) тема власти и народа («Всадники»), 3) философские и педагогические идеи времени («Облака»). 3. «Лягушки» Аристофана. Мастерство комедиографа: 1) условно-фантастический характер фабулы, 2) пародийный элемент в комедии, гротеск и карикатура образов, 3) агоны и их роль в понимании эстетической позиции автора, 4) функции и образ хора. 4. Значение Аристофана в истории европейской комедийной традиции. ЛИТЕРАТУРА Основная • Головня В.В. Аристофан. М.,1955. • Соболевский С.И. Аристофан и его время. М.,1957. • Штейн А.Л. Веселое искусство комедии. М.,1990. • Ярхо В.Н. Аристофан. М.,1954. Дополнительная • Боннар А. Смех Аристофана // Боннар А. Греческая цивилизация. М.,1994, Т.2. Гл. VIII. • Ярхо В., Полонская К. Античная комедия. М.,1979. Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых художественных произведений «Облака» (Эписодий VII и VIII. Агон II) 1. Как в приведенных диалогах проявляется софистический принцип аргументации? 2. Как при этом меняются положение и роль главного героя? 3. Какова в эписодиях роль хора? «Лягушки» (Агон) 1. Как проявляется в приведенном фрагменте структурное назначение агона? 2. Почему комедия содержит большой, разросшийся агон? 3. Какова в агоне роль бога театра Диониса? 4. Какие слабые места усматривают спорящие драматурги в прологах друг у друга? 5. Какую взаимную оценку получают у них хоровые партии? 6. В чем вы видите роль хора в трагедии и комедии? Гаспаров М.Л. «Занимательная Греция». М.,1995. С. 195–198. Прочтите статью «Комедия судит трагедию» из книги М. Гаспарова «Занимательная Греция». Подумайте над вопросами: 1. Почему комедия «судит» трагедию, а не наоборот? Как это связано со спецификой жанров? 2. Каков критерий оценки драматургии Эсхила и Еврипида, с которым соглашаются оба поэта? 3. Как оценивается драматургия Эсхила и Еврипида со стороны содержания и формы? 4. Какова эстетическая позиция самого автора? Каким образом она выражена в комедии? А. Боннар. Смех Аристофана Ознакомьтесь с суждениями об Аристофане и своеобразии его комедий известного швейцарского ученого А.Боннара, автора знаменитого труда «Греческая цивилизация». Опираясь на прочитанный текст, ответьте на вопросы: 1. Приведите примеры из комедий Аристофана, свидетельствующие о «земледельческих» симпатиях автора. 2. Какие из аристотелевских героев, на ваш взгляд, подходят под определение А.Боннара – «персонажи-гибриды»? 3. Подтвердите наблюдениями над текстом аристофановских комедий, что его комедия и сатирична и лирична. Практическое занятие 6. Новоаттическая комедия. Творчество Менандра Задания: 1) познакомиться с биографией и творчеством Менандра, используя для этого любое рекомендуемое по курсу учебное пособие или исследования, указанные в списке литературы к занятию. Наиболее важные факты отразить в конспекте; 2) прочитать комедию «Третейский суд» Менандра – представителя новоаттической комедии – и сравнить его с прочитанными комедиями Аристофана – представителя древнеаттической комедии. Результаты наблюдений над текстами отразить в таблице:
Вопросы для обсуждения 1. Общественно-политическая ситуация в Греции IV в. до н.э. 2. Новоаттическая комедия и её особенности. 3. Менандр, жизнь и творчество. 4. Анализ комедии Менандра «Брюзга или человеконенавистник»: тематика, система образов, образ Кнемона, идея комедии. 5. «Третейский суд»: проблематика, система образов, особенности построения сюжета, интрига. Литература 1. Аристофан. Облака. ( [Электронный ресурс]. URL : http://lib.ru) 2. Менандр. Третейский суд. ( [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru) 3. Головня В.В. Аристофан. М.,1955. С.27– 58, 78– 98, 111– 124. или Соболевский С. И. Аристофан и его время. М.,1957. С. 56– 93, 98– 109, 110–163, 210– 213, 221– 238, 348– 353. или Ярхо В.Н. Аристофан. М.,1954. С.22– 33, 42– 55, 62– 66, 73– 84, 85–111. (ОБЯЗАТЕЛЬНО) 4. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. (любое издание). Гл. «Древнейшая греческая комедия и Аристофан», «Новая аттическая комедия» или Гиленсон Б.А. Античная литература: В 2 т. Т.1:Древняя Греция. М., 2002. Гл. «Происхождение и развитие комедии. Аристофан», «Литература эллинизма. Новоаттическая комедия. Менандр». (ОБЯЗАТЕЛЬНО). 5. Ярхо В.Н. Менандр. У истоков европейской комедии. М., 2004. С.156– 292. или Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. М., 1997. Практическое занятие 7. Греческая проза римского владычества. Лукиан Особенности греческой литературы и культуры эпохи римского владычества. Философские истоки и жанровое своеобразие прозы Лукиана. Сатирическое творчество Лукиана. Жанр похвального слова в «Похвале родине» и «Похвале мухе». Греческая мифология в «Разговорах богов» Лукиана Критика современности в «Разговорах в царстве мертвых» Лукиана. Влияние творчества Лукиана на европейскую литературу нового времени. Литература 1. Лукиан. Разговоры богов. Разговоры в царстве мертвых. // Хрестоматия по античной литературе: В 2 т., М., 1965, Т.1. 2. История древнего мира: В 2 ч. М., 1982, ч.2. 3. Тронский И.М. История античной литературы. Л., 1957. 4. Античная литература // Под ред. А.А.Тахо-Годи. М., 1980. Практическое занятие 8. Римский эпос. «Энеида» Вергилия 1. Мифологическая основа поэмы. Идеологическое значение мифа об Энее для эпохи императора Августа. 2. Синтез мифа и истории в поэме. События и лица римской истории и способы их введения в текст поэмы. 3. Морские странствия героя. Эней и Одиссей. 4. Четвертая книга поэмы. Эней и Дидона. 5. Шестая книга поэмы, ее роль в развитии истории героя. 6. Италийский период деятельности героя. Эней как человек судьбы. 7. Вергилий и Гомер. Своеобразие эпоса Вергилия. ЛИТЕРАТУРА • Гаспаров М. Вергилий – поэт будущего //Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М.,1979. • Ошеров С.А. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия //Античность и современность. М.,1972. С.317– 329. • Топоров В. Эней – человек судьбы. М.,1993. • Шервинский С. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М.,1971. Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых художественных произведений «Энеида». Книги IV и VI Ответьте на поставленные вопросы: 1. Насколько различно отношение героев к предстоящей разлуке? 2. Как приведенный диалог характеризует индивидуальность героев и намечает дальнейший ход событий? 3. Какую роль в VI кн. «Энеиды» играют Сивилла и золотая ветвь? 4. Какой образ времени и пространства создает Вергилий с целью воплощения идеи метемпсихоза? 5. Как устами Анхиза определяется историческая миссия римского народа? 6. Какую роль «путешествие в Аид» играет в общей истории героя? С.А.Ошеров. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия Ответьте на поставленные вопросы: 1. Разделяете ли вы мнение С.Ошерова, что Вергилию не удалось сделать исход конфликта между Энеем и Дидоной достаточно убедительным и для читателя страсть Дидоны остается «Существеннее и ценнее, чем миссия главного героя»? 2. Согласны ли вы с оценкой С.Ошеровым VI кн. как «переломной» в общей истории героя? 3. Как вы понимаете слова Энея, обращенные к Асканию, в которых герой подытоживает свою судьбу: Учись у меня трудам и доблести, сын мой, Быть счастливым учись у других. В.Топоров. Эней – человек судьбы Подумайте над следующими вопросами: 1. Какой смысл вкладывает В.Топоров в понимание «хтонизма» героя? 2. Какие сходные эпизоды у Гомера и Вергилия сравнивает В.Топоров? Согласны ли вы с их комментарием? 3. Находите ли вы удачным определение Энея как «человека судьбы»? А.Ахматова. «Не пугайся – я еще похожей» Прочитайте стихотворение А.Ахматовой. Подумайте над следующими вопросами: 1. С чем связано обращение А.Ахматовой к образам Энея и Дидоны? 2. Как соотносит А.Ахматова ценности страсти и исторической миссии вкупе со связанной с нею славой? 3. Почему А.Ахматова выбирает для эпиграфа именно эти строки из «Энеиды»? Против воли я твой, царица, берег покинул. «Энеида», книга шестая Не пугайся, – я еще похожей Нас теперь изобразить могу, Призрак ты – иль человек прохожий, Тень твою зачем– то берегу. Был недолго ты моим Энеем, Я тогда отделалась костром, Друг о друге мы молчать умеем, И забыл ты мой проклятый дом. Ты забыл те, в ужасе и в муке, Сквозь огонь протянутые руки И надежды окаянной весть. Ты не знаешь, что тебе простили… Создан Рим, плывут стада флотилий И победу славословит лесть. Практическое занятие 9. Творчество Публия Овидия Назона Охарактеризуйте своеобразие греческой литературы периода принципата. Творческий путь Овидия, его философские, эстетические, социальные воззрения. Тематическое, идейное своеобразие цикла «любовные элегии». Жанр лирического послания в цикле Овидия «Героини» (или «Послания героинь», «Героиды»). Шуточные дидактические поэмы «Искусство любви», «Средства от любви». Эпическая поэма «Метаморфозы». Традиции философии Пифагора в ней. Поэма «Фасты», замысел, его реализация. Идейно-художественное своеобразие «Скорбных элегий» Овидия. Л и т е р а т у р а: 1. Вулих Н.В. Овидий и Пушкин / В кн.: Вулих Н.В. Овидий.– М.: Молодая гвардия. ЖЗЛ. Соратник.,1996.– гл. шестая. – С. 225–240. 2. Вулих Н.В. Овидий. – М.: ЖЗЛ, 1996. 3. Лосев А.Ф. Сонкина Г.А. Тахо-Годи А.А. Овидий // 4. Лосев А.Ф. Сонкина Г.А. Тахо-Годи А.А. Античная литература.– М., 1986.– с. 358–374. 5.Тронский И.М. Овидий //Тронский И.М. История античной литературы.– М: ВШ., 1983.– с. 391– 398. 6. Овидий. Элегии и малые поэмы. – М., 1973. (Или другое издание текстов). 7. Овидий. Метаморфозы. – М., 1977. (Или другое издание текстов). Практическое занятие № 10. Античный роман Греческий роман эллинистической эпохи (II в. н. э.). Происхождение жанра, вопрос о термине. Структура сюжета, система образов, известные романы. Буколический роман Лонга «Дафнис и Хлоя». Идеализация героев и сельской жизни, раскрытие психологии первой любви. Возникновение римского романа. Жанровое своеобразие романа Апулея «Метаморфозы» («Золотой осёл»): авантюрно-аллегорический роман со вставными новеллами. Литература Основная: Лонг. Дафнис и Хлоя (любое издание). Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел (любое издание). Дуров В.С. История римской литературы. СПБ., 2000. С. 374–378, 460– 467. Лосев А.Ф. Античная литература / Под ред. проф. Тахо-Годи. 7– е изд. М., 2005. Эл. ресурс: http://library.greekroman.ru/crit/antlit01/09.htm#razdel25 Тронский И.М. История античной литературы (любое издание). Эл. ресурс: http://centant.spbu.ru/sno/lib/tron/index.htm Рекомендуемая: Античный роман: Сб. статей / Под ред. М.Е. Грабарь-Пассек. М., 1969. Григорьева Н.И. Поэтика аллегории в «Метаморфозах»: платонизм в художественном сознании Апулея // Поэтика древнеримской литературы: Жанры и стиль. М., 1989. С. 186–223. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986. С. 124–212. Стрельникова И.П. «Метаморфозы» Апулея // Античный роман. М., 1969. С. 332– 364. |