практическая. Занятие 1 Жанровое своеобразие русской комедии xviii века. Комедия Д. И. Фонвизина Недоросль. Комедия В. В. Капниста Ябеда
Скачать 20.17 Kb.
|
История русской литературы (18 век) ЗФО Практическое занятие №1 Жанровое своеобразие русской комедии XVIII века. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». Комедия В.В. Капниста «Ябеда». П л а нКомедия как жанр классицизма. Жанровые разновидности комедии. Русская «общественная» комедия. Проблематика комедии Фонвизина «Недоросль» (воспитание, крепостничество, государственный надзор за деятельностью помещика, власть). Художественное воплощение идей «Рассуждения о непременных государственных законах» Фонвизина в его комедии. Сюжет и система персонажей комедии «Недоросль»: Особенности конфликта и организации сюжета; Группировка персонажей по моральному принципу; «говорящие» имена; роль второстепенных героев; проблема положительного героя; «Правило трех единств» и способы создания широкой картины действительности. Комедия В.В. Капниста «Ябеда». Высокий общественный пафос комедии. З а д а н и е Изучить тексты комедий Д.И Фонвизина «Недоросль» и В.В. Капниста «Ябеда». Повторить материал о полемике «Трутня» со «Всякой всячиной» о сатире. Определить, какой сатирической традиции следуют Фонвизин и Капнист. Л и т е р а т у р а Тексты Капнист В.В. «Ябеда» // Капнист В.В. Избранные произведения. Л., 1973. Фонвизин Д.И. Недоросль // Фонвизин Д. И. Собр.соч.: В 2 т. М.; Л., 1959. Т.1. Исследования и пособия Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977. Гл. 2,4,5,11. Ключевский В.О. «Недоросль» Фонвизина // Исторические портреты. М., 1990. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. М., 1969. Моисеева Г.Н. Пути развития русской драматургии XVIII в. // Русская драматургия XVIII века. М., 1986. Степанов В.П. Фонвизин // История русской литературы : В 4 т. Л., 1980. Т.1. Практическое занятие №2 Ода Г.Р. Державина «Фелица». П л а нИстория создания и публикации оды. Исторические прототипы героев. Особенности изображения Екатерины II как «просвещенной монархини». Жанровое своеобразие оды «Фелица». Соединение «высокого» и «низкого» жанровых начал. Композиция и сюжет: традиционное и новаторское в построении оды. Автор-повествователь и формы выражения авторского начала в оде. Художественная структура образа Мурзы. Образ Фелицы и его трансформация. «Восточный» колорит оды, его функции и формы. «сказка о царевиче Хлоре» Екатерины II как сюжетный источник и сюжетное обрамление произведения Державина. Новаторство в стиле «Фелицы» («забавный русский слог» Державина). Л и т е р а т у р а Тексты Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1957 (Б-ка поэта. Большая сер.) или другое комментированное издание. Исследования и пособия Белинский В.Г. Сочинения Державина (статьи первая и вторая, 1848) – по любому изданию; Благой Д.Д. Литература и действительность: Вопросы теории и истории литературы. М., 1959. С. 140-147. Западов А.В. Поэты XVIII века. Ломоносов, Державин. М., 1979. С. 190-199. Серман И.З. Державин. Л., 1967. С. 52-69. Практическое занятие №3 Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». П л а н Причины появления и быстрого развития в русской литературе сентиментальной повести (Ф. Эмин «Письма Эрнеста и Доравры», А. Радищев «Дневник одной недели», Н. Карамзин «Бедная Лиза»). Эстетическая позиция Н.М Карамзина (анализ программной статьи «Что нужно автору?»). Повесть «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма: а) жанр, сюжет, конфликт, их связь с представлением Карамзина о роли писателя; б) принципы и приемы раскрытия характеров: изображение труда, быта, социальной среды; внутренний мир героев, особенности психологизма Карамзина; в) специфика пейзажа и его функций; г) образ автора, речевой строй повествования; д) значение повести в истории русской литературы (карамзинская традиция в развитии русской повести конца XVIII – нач. XIX вв.). З а д а н и е Сравните характеристику «бедной Лизы» Карамзина и «бедной Анюты» Радищева (глава «Едрово» из «Путешествия из Петербурга в Москву»). Можно ли на основании выявленных отличий говорить о двух направлениях сентиментализма? Письменно аргументируйте свою точку зрения. Л и т е р а т у р а Текст Тексты произведений Н.М. Карамзина – по любому доступному изданию; Исследования и пособия Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья вторая (разделы о Карамзине) – по любому изданию. Берков П.Н., Макогоненко Г.П. Жизнь и творчество Н.М. Карамзина // Карамзин Н.М. Избранные сочинения: В 2 т. М.; Л., 1964. Т. 1. Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 209-216. Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть//Русская сентиментальная повесть. М., 1979. С. 5-32. Пиксанов Н.К. «Бедная Анюта» и «Бедная Лиза» // XVIII век. М., Л., 1958. Сб. 3 . С. 309-325. Практическое занятие №4 «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. П л а н Творческая история «Путешествия из Петербурга в Москву». Жанровое своеобразие «Путешествия». Проблема автора и героя. Основные темы и идеи «Путешествия» (человек и государство, обличение идеи «просвещенного абсолютизма», русское крестьянство в произведении, оправдание революции и бунта). Значение и роль вводных жанров в произведении: посвящение, рассказы встречных, сны, найденные рукописи, письма, ода, «слово». З а д а н и е Конспект статьи А.С. Пушкина о А.Н. Радищеве «Путешествие из Москвы в Петербург». Л и т е р а т у р а Текст Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву // Радищев А.Н. Сочинения. М., 1988. Исследования и пособия XVIII век: Сб. 12 А.Н. Радищев и литература его времени. – Л., 1977 Бабинцев С.М. Новые ранние списки «Путешествия из Петербурга в Москву» // XVIII век: Сб. 3. - М.-Л., 1958. С.540-544. Гончарова О.М. Опыт европейской философии и традиции русской духовности в творческих исканиях А.Н. Радищева // Гончарова О.М. Власть традиции и «новая Россия» в литературном сознании второй половины XVIII века: Монография. – СПб.: РХГИ, 2004. С. 130-216. Елеонский С.Ф. Из наблюдений над языком и стилем «Путешествия из Петербурга в Москву». К изучению художественного своеобразия книги А.Н. Радищева // XVIII век: Сб. 3. - М.-Л., 1958. С.326-342. Кочеткова Н.Д. Радищев // История русской литературы: В 4 т. Л., 1980. Т.1, с.707 – 725. Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий, Л., 1974. Лотман Ю.М. Идейное содержание «Путешествия из Петербурга в Москву» (КД. Глава II. Раздел 2) // Лотман Ю.М. Собрание сочинений. Том 1: Русская литература и культура Просвещения. – М., 1998. – С. 387-409. Из комментариев к «Путешествию из Петербурга в Москву» // Лотман Ю.М. Собрание сочинений. Том 1: Русская литература и культура Просвещения. – М., 1998. – С. 115-126. Макогоненко Г.П. Радищев и его время. М., 1956. С. 433 – 457. Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. Пушкин А.С. Путешествие из Москвы в Петербург (по любому источнику). |