Главная страница
Навигация по странице:

  • «Журналистика» Попсуевой И.Д. Семинарское занятие №10. Журналистский текст как продукт социальной и творческой деятельности

  • План. Определяющие характеристики журналистского текста в зависимости от канала коммуникации. Ответ

  • Жанр как форма воплощения журналистского текста. Ответ

  • Жанрообразующие факторы. Ответ

  • 4. Основные журналистские жанры: - информационные жанры; - аналитические жанры; - художественно-публицистические жанры.

  • Возможные жанровые модификации.

  • семинар 10 по теории Попсуева И.Д. 1 курс. Занятие 10. Журналистский текст как продукт социальной и творческой деятельности План


    Скачать 25.68 Kb.
    НазваниеЗанятие 10. Журналистский текст как продукт социальной и творческой деятельности План
    Дата15.04.2023
    Размер25.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласеминар 10 по теории Попсуева И.Д. 1 курс.docx
    ТипЗанятие
    #1064058

    Работа сделана:

    Студенткой

    1 курса специальности

    «Журналистика»

    Попсуевой И.Д.

    Семинарское занятие №10.

    Журналистский текст как продукт социальной и творческой деятельности

    План.

    1. Определяющие характеристики журналистского текста в зависимости от канала коммуникации.

    Ответ:

    Многие исследователи выделяют актуальность как главнейший признак журналистского произведения. Актуальность, действительно, важное свойство журналистских материалов, однако оно присуще многим видам текстов. К чертам специфическим, на наш взгляд, его относить ошибочно. Но главное в том, что оно является производным от семантики, от семантических и прагматических особенностей того или иного вида произведений, а это значит: в каждом из них секрет актуальности свой.

    Чем зорче увидел журналист связь конкретной ситуации с назревшей жизненной проблемой, чем глубже понял ее и получил о ней более ценное новое знание, осваивая конкретный материал, тем актуальнее будет его публикация и тем больший резонанс она вызовет.

    Найти хорошую тему для журналиста - значит найти яркую реальную ситуацию, которая либо дает новое знание о проблеме, задевающей многих, либо показывает интересный опыт ее решения, либо открывает возможность отразить в тексте проблему новую, еще не осознанную обществом, но уже проявившуюся как реальная трудность, требующая разрешения. И чем неожиданнее или долгожданнее новые сведения, чем большего числа людей они коснутся, тем ценнее материал. К примеру, нельзя не заметить то новое, что появилось в тематических решениях материалов всех средств массовой информации: как расширился круг проблем; сколько новых зон действительности, закрытых прежде для журналистики, оказалось представлено конкретными реальными ситуациями; насколько изменился подход к их воспроизведению. Серьезные перемены произошли и в разработке идей.

    Изменения обусловлены в основном отказом от тех идеологических положений, которые исходили из приоритета классовых интересов и до недавнего времени выступали как общепринятые ценности. Сегодня в нашем обществе, и у журналистов в том числе, идет формирование системы ценностей, основанных на общечеловеческих гуманистических идеалах. Поэтому в большинстве журналистских произведений опорная идея заметно меняет окраску, свидетельствуя об определенных сдвигах в сознании журналиста. В то же время некоторая часть работников СМИ обнаруживает приверженность идеологии предшествующего периода, продолжая выдвигать в своих материалах в качестве опорных идей постулаты, вытекающие из коммунистических идеалов. Возникает политическая конфронтация внутри профессиональной общности журналистов, часто усугубляемая экономическими обстоятельствами: в ходе акционирования СМИ возникла зависимость многих из них от тех или иных соперничающих друг с другом финансовых и промышленных группировок. Как следствие в прессе возникает конкуренция опорных идей, существенно усиливающая процессы «брожения» в массовом сознании.

    Еще одним признаком журналистского произведения является то, что журналистские материалы в подавляющем большинстве случаев имеют диалогическое начало, независимо от того, имеют ли они диалогическую форму изложения (как в интервью, беседе) или не имеют. Автор журналистского текста часто или прямо обращается к читателю, или аргументирует для него нечто в своем сознании как для партнера по разговору. Поэтому в журналистских текстах многих жанров ставятся вопросы, даются ответы на них, приводятся доводы в пользу какой-то точки зрения и выдвигаются контрдоводы и т.д., что создает иллюзию обмена мнениями, происходящего между партнерами по «живому» общению.

    Журналистский текст, являясь особым видом информационного продукта, в реальности существует как некоторое множество его разновидностей, именуемых жанрами. Как данный факт сказывается на идее конкретно, надо смотреть, когда дело касается жанровых характеристик материалов. Но суть в том, что при всем при этом направляющий, подсказывающий характер идеи выступает как устойчивый признак журналистского текста. Характерная черта идеи журналистского произведения заключается в том, что она выступает как указатель пути к решению проблемы, подсказывает тот тип поведения или то отношение к действительности, благодаря которым адресат информации может чувствовать себя в этой жизни несколько уверенней.

    Особенности воздействия журналистского произведения - отсюда же. Вот почему есть основания согласиться с утверждением профессора Е. И. Пронина, что журналистский текст несет в себе особый вид информации - журналистскую информацию [9]. Согласно его исследованиям она характеризуется комплексом свойств, вызывающих определенные типы реакции на публикации. Их зафиксировано три:

    1) реакции вовлечения - действия (внешние или внутренние), в которых обнаруживает себя отношение получателя информации к описываемым реалиям;

    2) реакции исполнения - действия, которые представляют собой непосредственное осуществление рекомендаций или вариантов поведения, предлагаемых журналистским текстом;

    3) реакции социальной гарантии - действия (готовность к действиям), в которых проявляется ответственность определенных социальных сил за необходимые последствия публикации.

    Особенности организации журналистского текста

    В журналистике поверхностные связи текста, будь это текст радийный, телевизионный или печатный, в значительной степени задаются замыслом субъекта и осуществляются с помощью монтажа. Поэтому монтаж можно рассматривать как средство организации текста, выступающее в виде некоторых правил «стыковки» элементов с точки зрения их последовательности. Эти правила не диктуют конкретных вариантов сочетания в произведении элементарных выразительных средств. Их цель -- сориентировать творческий поиск журналиста в области формы как становящейся в ином сущности на максимальное соответствие назначению журналистского текста и ожиданиям аудитории. Потому и оказывается, что вариантов монтажа множество: от простых, как в информационном сообщении, до сложнейших, когда материал предстает в виде последовательности главок или сюжетов, отмеченных и собственными монтажными эффектами. Но все эти варианты, если текст выполнен профессионально, служат достижению прозрачности и точности смысла, доказательности и эстетической целесообразности материала. Г.В. Лазутина [10] предлагает следующие правила монтажа журналистского текста:

    1 соблюдать четкость предъявления текстовых элементов в их собственных границах.

    Каждый текстовый элемент - микросущность, и, чтобы она могла быть адекватно воспринята, ее нужно адекватно выразить.

    2 необходимо контролировать, как соотносятся текстовые элементы фактологического слоя информации с текстовыми элементами слоя оценочной информации, соблюдая пропорции, подсказываемые жанровой спецификой материала.

    Нарушая это правило, автор рискует впасть в один из двух грехов: он может либо «утонуть» в фактах, не будучи в состоянии вскрыть их смысл, либо «погрязнуть» в беспочвенных оценках, не воспринимаемых аудиторией, поскольку они слабо аргументированы.

    3 следует выдерживать смысловую, стилистическую, интонационную цельность найденных монтажных приемов, стремясь к эстетической завершенности текста.

    1. Жанр как форма воплощения журналистского текста.

    Ответ:

    Жанр - это прежде всего устойчивая форма ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, и только в последнем счете - форма текста. Поэтому разные журналисты пишут в одном жанре сильно отличающиеся материалы. По Шкловскому, жанр - это порядок "осмотра мира", сложившийся в массовом сознании и потом закрепленный писателями и журналистами. Жанр имеет КОНЫЕНЦИОНАЛЬНУЮ ПРИРОДУ - это своего рода негласный договор между пишущими и читающими: мы рассказываем о действительности по определенным правилам - тогда нас правильно понимают. читатели не изучают жанры, но пользуются ими. Указывая жанр произведения - "фельетон", "очерк" - мы готовим читателя к тому, как этот текст надо будет воспринимать. Из-за нарушения законов жанра произведение может быть не понято или не принято читателем (новаторство первооткрывателей требует специальных объяснений, долгого воспитания аудитории).

    Жанр имеет ПРЕДМЕТНО-ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ОСНОВУ, то есть определяется в результате выбора предмета и определения функции будущего произведения. В зависимости от этих составляющих выбирается метод решения задачи, "порядок осмотра мира" - метод отражения действительности, то есть жанр. Этот метод будет иметь формообразующее значение: в результате определенных действий журналиста сложится текст.

    1. Жанрообразующие факторы.

    Ответ:

    Жанрообразующими факторами являются «идея человека» («тип мироотношения»), которая прорабатывается литературой (и культурой в целом) той или иной исторической эпохи, и жанровая доминанта, определяющая жанровые разновидности (например, повести социальные, социально-бытовые, социально-психологические, философские, лирические, хроникальные и т. д.).

    4. Основные журналистские жанры:

    - информационные жанры;

    - аналитические жанры;

    - художественно-публицистические жанры.

    Ответ:

    Жанр – форма отображения действительности, в которой аудитории предоставляется собранный материал. Жанр определяется совокупностью структурно-композиционных средств, особенностями языка и стиля.

    Информационные жанры: заметка, репортаж, отчет, опрос, зарисовка.

    Аналитические жанры: корреспонденция, интервью, статья, расследование, обзор, рецензия.

    Художественно-публицистические жанры: очерк, эссе, авторская колонка, памфлет, фельетон, пародия.

    5. Возможные жанровые модификации.

    Ответ:

    Жанр (genre – род) Совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры сформированы набором условий, многие произведения использую несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий.

    Каждый литературный род дифференцируется на виды. Под видом иногда понимаю устойчивый тип поэтической структуры в пределах литературного рода. При таком подходе к основным видам лирики относят стихотворение, поэму, песню, эпоса – эпопею, роман, повесть, рассказ, новеллу, очерк; драмы- трагедию, комедию, драму, а под жанром понимаю те содержательные формы, на которые подразделяется каждый литературный вид.

    В литературном жанре наиболее полно проявляется содержательность формы, так как именно жанр – целостная организация формальных свойств и признаков. Жанр характеризует общее, устойчивое повторяющееся в структуре произведений, и не случайно М.М. Бахтин образно определил жанр как память искусства, и утверждал что в жанрах (литературных и речевых)на протяжении веков жизни накопляются формы видения и осмысления определенных сторон мира. Вместе с тем на протяжении многовекового существования литературные жанры претерпели немало изменений. Такие из них как эпопея, мениппея, мистерия, диатриба, эпиталама, остались в прошлом. Другие, возникнув в античности, (ода, элегия, идиллия, басня, трагедия, комедия, роман) или в эпоху Возрождения (новелла), изменили с течением времени свое жанровое содержание и продолжают существовать в обновленном виде в литературе Нового времени. Такие жанровые модификации, как антиутопия, возникли в прошлом веке и продолжают существовать в современной литературе.

    Помимо классического понятия «жанра», в современном теоретическом литературоведении бытует и другое – «Антижанр», или жанровая модификация. Такова к примеру, модификация утопии – антиутопия. Антижанр является старой формой в новой функции. Художественная структура антижанра, в значительной мере определяющая особенностями формы «породившего» его классического жанра, наполняется, по сравнению с исходным жанром, содержанием с противоположной идейной направленностью, так как Антижанр ставит под сомнение ценность идей, воплощаемых, как правило, в произведениях исходного литературного жанра. При этом Антижанр является модификацией не жанровой формы, содержание которой неопределенно (роман, повести, рассказа, поэмы), а такой, которая обладает достаточно определенным содержанием – молитвы, утопии, апокрифа, христианской притчи, жития и тп.

    Феномен жанровой модификации виден на примере Чеховского «Ваньки» (1886), написанного в традиции рождественского рассказа, Герой пишет письмо дедушке в ночь под Рождество, поэтому читатель ожидает чуда характерного для рождественской истории. Однако жанровое ожидание не сбывается, и развязка произведения не оставляет ни малейшей надежды на избавление Ваньки от его горькой участи. Ак в традиционной для рождественского рассказа форме выражена идея бытия без Бога, где не места гармонии и чуду.

    Жанровые модификации целесообразно сравнить с пародией. Ю.Н. Тынянов, разграничивая пародию и близкие ей формы с точки зрения направленности против и на, включил в состав пародии, существовавшей с античности, пограничные литературные формы – перепев, или вариацию и подражание а также стилизацию. Ученый утверждал, что между подражанием и пародией нет четкой грани и что «пародийность вовсе не непременно связана с комизмом»

    Содержание близких пародии форм – стилизации, перепева и подражания – не противоположное по отношению к содержанию произведения исходного жанра, а принципиально иное. Поэтому их целесообразно называть вариациями.

    По определению Новикова Вл. И., структурной основой пародии всегда является «комический образ произведения» Но в отличие от пародии, Антижанр не всегда обладает комической функцией. В этой связи в равной мере примечательно и загадочно суждение Тынянова о трагедии как пародии на комедию.

    Источники:

    https://studfile.net/preview/7868778/page:2/

    https://studfile.net/preview/5021408/page:5/

    https://studfile.net/preview/9051110/page:12/


    написать администратору сайта