Главная страница
Навигация по странице:

  • Дисциплина: Родная литература Практическое занятие №2 Выполнил: Обучающийся Барышников Алексей Анатольевич

  • пределите композицию и сюжет произведений, выделив традиционные мотивы и новаторство

  • Задание 2. Проанализируйте эпиграмму (одну на выбор студента) из предложенных по плану: 1. Какие чувства выражает поэт в эпиграммах Определите тему и идею.

  • 2. Опишите цель создания эпиграммы. 3. Поясните актуальность этого жанра в современной поэзии. Свой ответ аргументируйте.

  • 4. Попробуйте сочинить эпиграмму, по одной из предложенных тем

  • ЗАДАНИЕ 3 . Проанализируйте одну главу из предложенного перечня произведений следующему плану

  • ЗАДАНИЕ 4. Напишите эссе на тему «Мой любимый автор-земляк» на примере произведений 10-21 вв.

  • ЗАДАНИЕ 5. Прочитайте фрагмент произведения А.Г. Битова «Пушкинский дом»

  • Родная литература. Барышников А.А.. Занятие 2 Обучающийся Барышников Алексей Анатольевич Преподаватель Черненко Наталья Михайловна


    Скачать 142.51 Kb.
    НазваниеЗанятие 2 Обучающийся Барышников Алексей Анатольевич Преподаватель Черненко Наталья Михайловна
    АнкорРодная литература
    Дата30.04.2022
    Размер142.51 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБарышников А.А..doc
    ТипЗанятие
    #505590

    Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


    Программа среднего профессионального образования

    44.02.03 Педагогика дополнительного образования

    Дисциплина: Родная литература

    Практическое занятие №2


    Выполнил:

    Обучающийся Барышников Алексей Анатольевич

    Преподаватель:

    Черненко Наталья Михайловна

    Задание 1. Раскройте способы изображения человека, и особенности жанрового канона Житие Сергия Радонежского определите композицию и сюжет произведений, выделив традиционные мотивы и новаторство

    Жанр произведения предполагает не только рассказ о жизненном пути святого, но и религиозное поучение. Построение летописи стандартно для такого рода литературы.

    Введение передает размышления автора о возможности написаний жития, о том, достоин ли он, обычный инок, излагать события судьбы такого великого человека как Сергий. В результате, спросив совета у старцев и попросив божьей помощи, Епифаний решает приступить к работе над текстом.

    Житие имеет классическую композицию. Начинается повествование с детства и юности героя. В этих главах раскрывается божественное предназначение младенца еще до появления его на свет. Во время церковной службы ребенок, находясь в утробе матери, трижды прокричал. Чистая, богопочитаемая натура проявляется в мальчике с первых минут жизни. Он отказывается от молока матери, которая ела мясо, не питается по средам и пятницам, строго соблюдая пост. Здесь же идет речь о том, как мальчик научился читать. Это тоже было божественное провидение, так как никто не мог научить ребенка читать. И только святой старец свершил чудо, после которого Варфоломей овладел тайной чтения.

    Центральные главы постепенно передают путь становления Сергия, его нравственные принципы и идеалы. Постоянно, в каждой главе, говорится о том, что инок почитал Бога и хотел приблизиться к нему. Он молился и вел аскетичный образ жизни. Каждый отдельный эпизод оформлен как отдельная глава, которая может быть совершенно разной по объему. Значимые события расписываются подробно. Одно из таких — разговор Дмитрия Донского и Сергия Радонежского перед Куликовской битвой. Из беседы понятно, что князь сомневается в победе и не решается наступать. Старец же видит будущее и убеждает Дмитрия начать сражение. Действительно, Дмитрий Донской побеждает и в честь этого возводит новый монастырь.
    Третья часть композиции — финал, который описывает смерть Сергия Радонежского. Это одна из самых больших по объему глав. В ней подробно рассказывается о подготовке старца в мир иной. Затем сама смерть и погребение.

    Послесловие характеризует святого с самой лучшей стороны. Опять говорится о его кротости, смирении, доброте, провидении. В тексте появляются эпизоды, в которых проявляются посмертные чудеса Сергия.

    Много глав посвящено основанию монастырей и назначению в них игуменов. Всего Сергием Радонежским и его учениками было построено 40 монастырей, главами которых становились лучшие люди того времени.

    Можно отметить высокую художественную ценность произведения. При описании Сергия, его качеств, чувствуется особый лиризм, музыкальность. Автор как будто сплетает слова в узоры, используя повторы слов, единое начало предложений, контекстные синонимы.

    «Житие Преподобного Сергия Радонежского» — уникальный памятник древнерусской литературы, построенный по классическим канонам жизнеописания святых.

    Задание 2. Проанализируйте эпиграмму (одну на выбор студента) из предложенных по плану:

    1. Какие чувства выражает поэт в эпиграммах? Определите тему и идею.

    2. Опишите цель создания эпиграммы.

    3. Поясните актуальность этого жанра в современной поэзии. Свой ответ аргументируйте.

    Анализ эпиграммы П. Сумарокова «Коль мыслишь, я любовь свою к тебе скончала...» по предложенному плану. Эта эпиграмма под авторством Сумарокова об отношениях мужчины и женщины. Ситуация в эпиграмме описана от лица девушки. Если перевести её на обывательский язык, то звучать это будет так: «Если думаешь, что я тебя перестала любить, то стоит тебе знать, что я и не начинала». Сумароков в своей лирике часто описывал любовные чувства молодых людей. У автора не было потребности отмечать мотивировку, его привлекало изображение самого чувства, причины же возникновения различных состояний души он опускал. Моделью часто служили любовные отношения пастухов и пастушек.

    Актуальность жанра эпиграммы в современной поэзии мы можем проследить творчестве рэп исполнителей. Например, творчество группы «Каста», остро и метко высмеивает и выносит напоказ пороки современного общества, власти, отдельных людей. Очень вызывающе звучат их строчки из песни «Выходи гулять», описывающие митинги и демонстрации в нашей стране в настоящее время. Да и весь альбом «Об изъяне понятно» состоит будто бы из эпиграмм о современной власти и обществе. Говоря о эпиграммах и современности нельзя не упомянуть о таком исполнителе как Иван Алексеев, более известный под сценическим псевдонимом Noize MС. Его громогласный трибьют Егора Летова «Всё как у людей» вызвал бурю в СМИ. В этом треке также есть всё, и о политике, и об обществе, и о свободном слове в творчестве.
    4. Попробуйте сочинить эпиграмму, по одной из предложенных тем:

    Эпиграмма о новом фильме:

    В Тюмень приехал режиссёр, позвал людей на площадь.

    Сказал: «Снимаем сцену мы, вы будете массовкой.

    Себя узреть смогёте вы в киношке на экранах».

    Забыл сказать тот фильмодел, что это всё реклама.
    ЗАДАНИЕ 3. Проанализируйте одну главу из предложенного перечня произведений следующему плану:

    1. Укажите жанровое определение повести. Обоснуйте свой ответ.

    2. Определите датировку произведения и «приметы времени» в нём.

    3. Опишите содержание и проблематику, особенности изображения традиционных для отечественной словесности тем (тема воспитания, тема «отцов и детей», тема любви и др.).

    4. Раскройте специфику композиционной структуры произведения.

    5. Определите ключевые (главные) эпизоды.

    6. Охарактеризуйте образ главного героя.

    7. Место произведения в истории русской литературы.

    8. Опишите, чем выражена авторская позиция (мнение автора, его отношение к описываемой ситуации, поднятой проблеме).

    9. Поясните, чем определено видение автора в решении поставленных в произведении проблем.
       ОТВЕТ

      Я выбрал произведение «Последний Новик или Завоевание Лифляндии» под авторством Лажечникова, первую главу. Жанровое определение: исторический роман. К признакам данного жанра можно отнести исторический сюжет, то что историческая правда в нём сочетается с художественной, исторический факт — с художественным вымыслом, настоящие исторические лица — с лицами вымышленными, вымысел помещён в пределы изображаемой эпохи. Всё повествование ведётся на фоне исторических событий. Впервые издан в четырёх частях, в течение 1831—1833 годов. В самом же романе повествование идет о 18 веке. Доказательством этому служит упоминание конфликтов Карла XII и Петра I. В романе несколько сюжетных линий, которые с разных сторон показывают любовь к родине и слава очень идеализированного царя Петра I. В первой главе автор коротко затрагивает тему «отцов и детей», упоминая, что вспомнили об обидах и несправедливости к Лифляндии лишь те, кто их застал, а молодежь шла под знамёнами Карла XII и готова была дальше за него сражаться не смотря ни на что. Композиция первой главы весьма специфична. Сначала идет традиционное вступление, в которой нам дают описание места действия повествования и недавних событий, которые запустили сюжет произведения. А в конце главы идет лирическое отступление автора, который решает нам поведать, почему его занимает именно это место и время, а не какое-то иное, более яркое и живописное. В главе описывается три эпизода: 1) как Карл XI «разграбил» Лифляндию и забрал множество собственности в государеву казну; 2) как Рейнгольд Паткуль пытался вернуть дворянам их имущество и укрылся от власти Швеции под крылом Петра I ; 3) как постепенно полководцы Шереметьевы захватывали земли Лифляндии. В первой главе главного героя как такого нет, он появится позже. Само произведение сразу после своего первого издания в полном виде роман имел успех как у читателей, так и у критиков. В частности, В. Г. Белинский оценил «Последний Новик» как «произведение необыкновенное, ознаменованное печатию высокого таланта», не лишенное некоторых недостатков, не удивительных, впрочем, для первого произведения в своём роде. На волне успеха, Лажечников через министра народного просвещения преподнёс экземпляр романа императору Николаю I и его супруге, которые также оценили произведение и пожаловали автору бриллиантовый перстень. Авторская позиция четко сформулирована самим автором: «На случай вопроса, почему избрал я сценой для русского исторического романа Лифляндию, которой одно имя звучит уже иноземным, скажу, что ни одна страна в России не представляет народному романисту приятнейшего и выгоднейшего места действия.». Автор хочет пробудить любовь к отчизне у читателя, даже если он, читатель, не на Родине находится. По мнению автора, где бы вы ни были, имя отчизны торжествует и чувствуется даже сильнее.


    ЗАДАНИЕ 4. Напишите эссе на тему «Мой любимый автор-земляк» на примере произведений 10-21 вв. 

    НЕТЛЕННОСТЬ ИМЕНИ И ПОЭЗИИ 

    Флор Васильев! Как много чувств и мыслей для чи­тателей и почитателей его творчества слилось в этом имени: неповторимый, истинно национальный поэтичес­кий талант, высокость и широта души, обаяние самой личности.

    Флор Васильев — автор более двадцати книг на уд­муртском и русском языках, отмечен и высокими прави­тельственными наградами.

    Нет поэта с нами, но не улетели бесследно его «дни-листы». И земляки, и те, кто живут за пределами его родины, ощущают его присутствие. Оно сказывается во всём: в культурной жизни республики, в организацион­ных делах Союза писателей Удмуртии, в самой атмосфе­ре нашего литературного бытия. Время не отдалило от нас живого Флора Васильева и, как это ни парадоксаль­но, — в чём-то даже приблизило. Как художник слова он предстал перед читателем 80-90-х гг. ещё крупнее, зна­чительнее и завершённее в своих идейно-художествен­ных, нравственных и философских исканиях. А челове­чески — мы все ещё слышим его негромкий голос, видим его светлую улыбку, блеск его умных и проницательных глаз.

    С полным основанием можно говорить о васильев­ском периоде в развитии удмуртской поэзии не только в аспекте того места, которое он занимает в ней, но осо­бенно в плане влияния на молодую развивающуюся поэ­зию.

    …………………

    Прошло немало лет, как не стало Флора Ивановича, а новые его книги, изданные в Москве («Вкус солнца», «Дороги», «Родное»), в Удмуртии («Улытозям мон улонэз кырзай» – «Всю жизнь я славу жизни пел», «Кылбуръёс» – «Стихи») идут и идут к читателю. Веду речь не о формальной публикации его сборников с не известны­ми ранее стихами, а об активном восприятии читателем идейных и философских посылок поэта. Непреложный факт: Флор Васильев воспринимается как наш современник, как художник умный, смелый, мыслящий, активно начав­ший художественным словом перестройку социального об­щежития и душ, человеческих задолго до апреля 1985 года.

    Его поэзия набирает взрывную силу, хотя мы называ­ли её «тихой».

    Флор Васильев во весь голос говорит о нравственном, экологическом неблагополучии общества.

    Страстный поборник прав человека и правды о чело­веке, он был «язычником» в своем преклонении перед гармонией природы, в поисках гармонии и в жизни лю­дей.

    Словно предчувствуя безвременный уход из жизни, поэт спешил оставить людям “половодье” своих чувств и мыслей, свою доброту, щедрость сердца и веру в победу Деяния, Истины, Любви.

     

    Когда умру, услышит кто-то пусть:

    Звенит родник и голоса на пашне,

    И день грядущий помнит день вчерашний,

    А радость жизни заглушает грусть.

    Перевод Н. Злотникова

    В облике Ф. Васильева счастливо сочетались поэт на­стоящий, как говорили в старину, «милостию Божьей», и человек светлого сердца, высокого разума.

    Удмуртский народ заслуженно может гордиться, что наряду с Г. Верещагиным, Кузебаем Гердом, М. Петро­вым он дал большой российской многонациональной и европейской поэзии Флора Васильева.

    Флору Васильеву посмертно присуждена Государствен­ная премия Республики, но он по праву достоин и зва­ния Народного поэта Удмуртии.

    ЗАДАНИЕ 5. Прочитайте фрагмент произведения А.Г. Битова «Пушкинский дом»:

    «Мы склонны в этой повести, под сводами Пушкинского дома, следовать освященным, музейным традициям, не опасаясь перекличек и повторений, — наоборот, всячески приветствуя их, как бы даже радуясь нашей внутренней несамостоятельности. Ибо и она, так сказать, «в ключе» и может быть истолкована в смысле тех явлений, что и послужили для нас здесь темой и материалом, — а именно: явлений, окончательно не существующих в реальности. Так что необходимость воспользоваться даже тарой, созданной до нас и не нами, тоже, как бы ужалив самое себя, служит нашей цели.

    Итак, мы воссоздаем современное несуществование героя, этот неуловимый эфир, который почти соответствует ныне самой тайне материи, тайне, в которую уперлось современное естествознание: когда материя, дробясь, членясь и сводясь ко все более элементарным частицам, вдруг и вовсе перестает существовать от попытки разделить ее дальше: частица, волна, квант, — и то, и другое, и третье, и ничто из них, и не все три вместе… и выплывает бабушкино милое слово «эфир», чуть ли не напоминая нам о том, что и до нас такая тайна была известна, с той лишь разницей, что никто в нее не упирался с тупым удивлением тех, кто считает мир постижимым, а — просто знали, что тут тайна, и полагали ее таковой.

    И мы разливаем этот несуществующий эфир в несохранившиеся бабушкины склянки, удивляясь, что тогда каждому уксусу соответствовала своя непраздная форма; мы с удовольствием отмываем слово «флакон» в тепловатой воде, любуясь идеей грани, пока из нее не сверкнет, мыльно и хрустально, луч детства и не осветит радужно желтоватую скатерку, связанную в чьём-то далёком и немыслимом рукодельном детстве, анисовые капли и градусник со старинным цветом ртути, не изменившимся до сих пор лишь в силу преданности таблице элементов и химической верности… И этот радужный луч осветит чью-то тонкую замотанную шею, мамин поцелуй в темя и великий роман «Три мушкетера». И как удивляемся мы внезапной, такой непривычной неспешности и любовности собственных движений, подсказанной всего лишь формой и гранью этих склянок, таинственно прорывающей и останавливающей нашу суету…»

    Вопросы:

    1.  Поясните смысл этих размышлений героя.

    2. Опишите связь размышления и философской темы (существование человека) в произведении «Пушкинский дом».


     ОТВЕТ:

    Перед нами необычная сцена создания героя. Автор размышляет о том, что своего героя он создает в привычных рамках ушедшей эпохи. Склянки, о которых пишет автор, это форма героя, а эфир, содержание, это характер, которым он наделит своего героя. «Тара» — это некий шаблон героя для литературного произведения. В основе размышлений неизменность бытия и повторение всего, что было до нас. Таким образом, автор дает нам понять, что наша жизнь лишь «существование», а не жизнь как таковая.

    ЗАДАНИЕ 6. В 2003 году на экранах дебютировал художественный фильм «Прощание в июне» по одноименной пьесе А. В. Вампилова, режиссёр С. Ломкин.   Представьте, что вы режиссёр, который снимает ремейк к кинофильму «Прощание в июне». Укажите основной актёрский состав (опишите характер двух главных героев). Ваш ответ представьте в виде таблицы 1.

    № п.п.

    Исполнитель роли (актер)

    Особенности характера актера, внешности, манеры игры

    1.

    Александр Горчилин (Колесов)

    Весёлый, интересный, честный. Критическое мышление. Юноша с обманчивой внешностью хулигана. Иногда может не заметить, как кого-то обидел. Около 25 лет.

    2.

    Таисия Вилкова (Таня)

    Красивая девушка около 20 лет. Недоверчивая, но наивная. Кажется холодной, но на самом деле сразу бросается с головой в чувства. В конце произведения начинает понимать, что для любви нужно два человека и в следующем своем увлечении будет осторожнее.

    ЗАДАНИЕ 7. Литературная премия — поощрение достижений в области литературного творчества, которое регулярно и по определенным правилам, сформулированным в уставе премии, назначает круг экспертов, выбирая одного или нескольких призёров из списка кандидатов. Представьте, что вы учредитель литературной премии «Брависсимо!». Лауреатами премии в разных номинациях стали:


    •     Б. А. Ахмадулина


    •     И. А. Бродский


    •     А. А. Вознесенский


    •     В. С. Высоцкий


    •     Е. А. Евтушенко


    •     Н. А. Заболоцкий


    •     Б. Ш. Окуджава


    •     Н. М. Рубцов


    •     А. А. Галич


    ОТВЕТ: Сразу стоит прописать несколько условий, при которых описывается эта премия: премия присуждена посмертно, а не при жизни автора; премия присуждается за общий вклад в литературу, а не за конкретное произведение.

    Эта премия возникла на перепутье литературы и музыки. Её лауреатами стали авторы популярнейших стихов, положенных на музыку. Строчки поэтов до сих пор на устах многих граждан нашей огромной страны и не теряют своей актуальности. Это стихи вне времени.

    Номинация «Новая рифма»

    За новаторство в поэзии, неожиданные обороты, не повторяющиеся рифмы, почти не встречающиеся у других поэтов.

    Думаю, именно такая премия могла бы достаться Белле Ахмадулиной.

     

     

     

     





     

     

    Пермь - 2022


    написать администратору сайта