Одинцова СД. Занятие 2 Обучающийся Одинцова Светлана Дмитриевна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна
Скачать 103.56 Kb.
|
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж" Программа среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах Дисциплина: Родная литература Практическое занятие №2 Выполнил: Обучающийся Одинцова Светлана Дмитриевна Преподаватель: Черненко Наталья Михайловна РПЗ Практическое занятие №2 (2 часа) Цель занятия: закрепление знаний о родной литературе с момента зарождения по 21-й в., совершенствование навыков ее практического применения. ЗАДАНИЕ 1 Максимальное количество баллов – 4. Раскройте способы изображения человека и особенности жанрового канона (одно произведение на выбор студента): Житии и хождение Даниила, игумена Русской земли; Композиция начинается традиционно, со вступления. Во вступлении мы видим обычные для того времени литературные обороты, принижающие автора в глазах читателя и восхваляющие Бога. На протяжении всего произведения используются обороты подчеркивающие, что всё что описано дано Богом и даже сама возможность понять и описать увиденное дана им же. Сама суть повествования напоминает современный путеводитель, но со странным и непривычным слогом. Много внимания уделено расположению географических объектов и особенностям разных местностей. Также важное место в повествовании занимают упоминания святых, где их мощи находятся, какова история святого и какое чудодейство посмертно они оказывают на прихожан. Люди в произведении предстают так: либо это христиане, либо «поганые», то бишь иноверцы, что оскорбляют и досаждают христианам честным. Описаний конкретных людей, не святых, не так много. Например, старый муж в монастыре Святого Саввы и король Балдуин. Говорится о них коротко. Хождение Даниила принято считать первым в жанре хождение, так как это самое древнее из сохранившихся в своем жанре. Из этого мы можем сделать вывод, что произведение само по себе закладывает традиции записи хождений. Определите композицию и сюжет произведений, выделив традиционные мотивы и новаторство. ЗАДАНИЕ 2 Максимальное количество баллов – 4. Проанализируйте одну эпиграмму (на выбор студента) из предложенных по плану: Какие чувства выражает поэт в эпиграммах? Определите тему и идею. Опишите цель создания эпиграммы. Поясните актуальность этого жанра в современной поэзии. Свой ответ аргументируйте. Попробуйте сочинить эпиграмму, по одной из предложенных тем: О книге, самостоятельно мной прочитанной. О новом фильме. О взаимоотношениях наших одноклассников. Об отношениях между моими братьями и сёстрами. Ответ Анализ эпиграммы П. Сумарокова «Коль мыслишь, я любовь свою к тебе скончала...» по предложенному плану. Эта эпиграмма под авторством Сумарокова об отношениях мужчины и женщины. Ситуация в эпиграмме описана от лица девушки. Если перевести её на обывательский язык, то звучать это будет так: «Если думаешь, что я тебя перестала любить, то стоит тебе знать, что я и не начинала». Сумароков в своей лирике часто описывал любовные чувства молодых людей. У автора не было потребности отмечать мотивировку, его привлекало изображение самого чувства, причины же возникновения различных состояний души он опускал. Моделью часто служили любовные отношения пастухов и пастушек. Актуальность жанра эпиграммы в современной поэзии мы можем проследить творчестве рэп исполнителей. Например, творчество группы «Ленинград», остро и метко высмеивает и выносит напоказ пороки современного общества, власти, отдельных людей.. Эпиграмма о новом фильме: В Тюмень приехал режиссёр, позвал людей на площадь. Сказал: «Снимаем сцену мы, вы будете массовкой. Себя узреть смогёте вы в киношке на экранах». Забыл сказать тот фильмодел, что это всё реклама. Перечень эпиграмм для анализа по установленному плану В. К. Тредиаковского «На человека, который, вышел в честь, так начал бы гордится, что прежних своих равных другов пренебрегал бы». П. Сумарокова «Коль мыслишь, я любовь свою к тебе скончала...» И. Ф. Богдановича «Вкус возраста» В. В. Капниста «Ты под ручной заклад...» И. И. Дмитриева «Он врал — теперь не врет» ЗАДАНИЕ 3 Проанализируйте одну главу из предложенного перечня произведений (на выбор студента) по следующему плану: Укажите жанровое определение повести. Обоснуйте свой ответ. Определите датировку произведения и «приметы времени» в нём. Опишите содержание и проблематику, особенности изображения традиционных для отечественной словесности тем (тема воспитания, тема «отцов и детей», тема любви и др.). Раскройте специфику композиционной структуры произведения. Определите ключевые (главные) эпизоды. Охарактеризуйте образ главного героя. Место произведения в истории русской литературы. Опишите чем выражена авторская позиция (мнение автора, его отношение к описываемой ситуации, поднятой проблеме). Поясните, чем определено видение автора в решении поставленных в произведении проблем. ЗАДАНИЕ 4 Ответ Мусса Джалиль Песни поэтa – это cтраницы его жизни, тревoжнoй и пoлнoй рoмантики в юности, наполненной радостью творчества, большой общественной работой в предвоенные годы, героической на фронте, в подполье, в мрачные часы ожидания смерти. Вся биография Мусы Джалиля - это отражение того бурного и неповторимого времени, в котором ему довелось жить. Можно сказать, что судьба поэта была одновременно и типичной, и уникальной. Беспримерному подвигу Джалиля, героической борьбе поэта-патриота в подполье, его соратникам посвящены книги и спектакли, кинофильмы и музыкальные произведения на его родине. В стихотворении «Смерть девушки» поэт рассказывает о героической смерти молодой медсестры, которая сто раненых спасла от смерти и вынесла из шквального огня, водою напоив и раны их забинтовав, но была сражена осколком вражеской мины, когда ползла в сто первый раз за сто первым раненым бойцом. Когда читаешь эти строки, сразу предстаёт картина боя, когда превосходящие силы врага, пытались напором и стремительным натиском завоевать нашу страну. Поэт говорит об этом подвиге молодой девушки: Сто жизней молодая жизнь зажгла И вдруг сама погасла в час кровавый… ЗАДАНИЕ 5 Максимальное количество баллов – 3. Прочитайте фрагмент произведения А.Г. Битова «Пушкинский дом»: «Мы склонны в этой повести, под сводами Пушкинского дома, следовать освященным, музейным традициям, не опасаясь перекличек и повторений, — наоборот, всячески приветствуя их, как бы даже радуясь нашей внутренней несамостоятельности. Ибо и она, так сказать, «в ключе» и может быть истолкована в смысле тех явлений, что и послужили для нас здесь темой и материалом, — а именно: явлений, окончательно не существующих в реальности. Так что необходимость воспользоваться даже тарой, созданной до нас и не нами, тоже, как бы ужалив самое себя, служит нашей цели. Итак, мы воссоздаем современное несуществование героя, этот неуловимый эфир, который почти соответствует ныне самой тайне материи, тайне, в которую уперлось современное естествознание: когда материя, дробясь, членясь и сводясь ко все более элементарным частицам, вдруг и вовсе перестает существовать от попытки разделить ее дальше: частица, волна, квант, — и то, и другое, и третье, и ничто из них, и не все три вместе… и выплывает бабушкино милое слово «эфир», чуть ли не напоминая нам о том, что и до нас такая тайна была известна, с той лишь разницей, что никто в нее не упирался с тупым удивлением тех, кто считает мир постижимым, а — просто знали, что тут тайна, и полагали ее таковой. И мы разливаем этот несуществующий эфир в несохранившиеся бабушкины склянки, удивляясь, что тогда каждому уксусу соответствовала своя непраздная форма; мы с удовольствием отмываем слово «флакон» в тепловатой воде, любуясь идеей грани, пока из нее не сверкнет, мыльно и хрустально, луч детства и не осветит радужно желтоватую скатерку, связанную в чьём-то далёком и немыслимом рукодельном детстве, анисовые капли и градусник со старинным цветом ртути, не изменившимся до сих пор лишь в силу преданности таблице элементов и химической верности… И этот радужный луч осветит чью-то тонкую замотанную шею, мамин поцелуй в темя и великий роман «Три мушкетера». И как удивляемся мы внезапной, такой непривычной неспешности и любовности собственных движений, подсказанной всего лишь формой и гранью этих склянок, таинственно прорывающей и останавливающей нашу суету…» Вопросы: Поясните смысл этих размышлений героя. Опишите связь размышления и философской темы (существование человека) в произведении «Пушкинский дом». Ответ Автор размышляет о том, что своего героя он сoздает в привычных рамках ушедшей эпохи. Склянки, о которых пишет автор, это фoрма героя, а эфир, содержание, это характер, котoрым он наделит своего героя. «Тара» — это некий шаблон героя для литературного произведения. В основе размышлений неизменность бытия и повторение всего, что былo до нас. Таким образом автор дает нам понять, что наша жизнь лишь «существование», а не жизнь как таковая. ЗАДАНИЕ 6 Максимальное количество баллов – 4. В 2003 году на экранах дебютировал художественный фильм «Прощание в июне» по одноименной пьесе А. В. Вампилова, режиссёр С. Ломкин. Представьте, что вы режиссёр, который снимает ремейк к кинофильму «Прощание в июне». Укажите основной актёрский состав (опишите характер двух главных героев). Ваш ответ представьте в виде таблицы 1. Таблица 1. – Актёрский состав к фильму «...» (впишите название фильма)
ЗАДАНИЕ 7 Максимальное количество баллов – 4. Литературная премия — поощрение достижений в области литературного творчества, которое регулярно и по определенным правилам, сформулированным в уставе премии, назначает круг экспертов, выбирая одного или нескольких призёров из списка кандидатов. Представьте, что вы учредитель литературной премии «Брависсимо!». Лауреатами премии в разных номинациях стали: Б. А. Ахмадулина И. А. Бродский А. А. Вознесенский В. С. Высоцкий Е. А. Евтушенко Н. А. Заболоцкий Б. Ш. Окуджава Н. М. Рубцов А. А. Галич ОТВЕТ: Сразу стоит прописать несколько услoвий при которых oписывается эта премия: премия присуждена посмертно, а не при жизни автора; премия присуждается за общий вклад в литературу, а не за конкретное прoизведение. Эта премия возникла на перепутье литературы и музыки. Её лауреатами стали авторы популярнейших стихoв, положенных на музыку. Стрoчки поэтов до сих пор на устах многих граждан нашей огромной страны и не теряют своей актуальности. Это стихи вне времени. Номинация «Новая рифма» За новаторство в поэзии, неожиданные обороты, не повторяющиеся рифмы, почти не встречающиеся у других поэтов. Думаю именно такая премия могла бы достаться Белле Ахмадулиной. Пермь - 2022 |