Практическая работа № 2. Занятие 2 тема Правильность и точность словоупотребления. Употребление стилистически ограниченной лексики. Использование в речи фразеологических оборотов и слов с экспрессивной окраской
Скачать 30.69 Kb.
|
Практическое занятие № 2 ТЕМА: Правильность и точность словоупотребления. Употребление стилистически ограниченной лексики. Использование в речи фразеологических оборотов и слов с экспрессивной окраской. Вопросы: 5. Стилистические функции синонимов и антонимов. Выделяют следующие стилистические функции синонимов: Стилистические функции синонимов Важнейшая стилистическая функция синонимов - быть средством наиболее точного выражения мысли. Работая над лексикой своих произведений, писатели выбирают из множества близких семантически слов то, которое наиболее верно передает нужный оттенок смысла; работа с синонимами отражает творческую позицию писателя, его отношение к изображаемому. Синонимы могут выполнять в речи функцию уточнения. Употребление синонимов, дополняющих друг друга, позволяет более полно выразить мысль (Он словно потерялся немного, словно сробел. - Т.) Важнейшая стилистическая функция синонимов - функция замещения, когда необходимо избежать повторения слов (Орловский мужик живет в дрянных осиновых избенках... Калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах. - Т.). Необходимость избегать повторения слов особенно часто возникает при передаче диалога. Для обозначения факта речи употребляются различные глаголы (...- Душевно рад, - начал он (...). - Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас, -продолжал Николай Петрович. (...) - Так как же, Аркадий, - заговорил опять Николай Петрович (...). - Сейчас, сейчас, - подхватил отец. - Т.). Подбирая новые слова для обозначения близких понятий, писатели не механически заменяют одно слово другим, а учитывают их разнообразные смысловые и экспрессивные оттенки. Открытое использование синонимов предоставляет художникам слова большие стилистические возможности. В эмоциональной речи нанизывание синонимов служит усилению признака, действия. Сошлемся на примеры из произведений А.П. Чехова: Эта некрасивая, уродливая женщина имеет свою, в высшей степени интересную повесть («Кривое зеркало»); Через двести-триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной («Вишневый сад»). Синонимы, выстраиваясь в ряд так, что каждый следующий усиливает предыдущий, создают градацию. Этот прием использует Чехов в рассказе «Темной ночью»: Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить . Для усиления того или иного слова писатель может рядом с ним употребить и фразеологический синоним; у А.П. Чехова, например, интересны такие фразы: Мы либералы, - писал он. - Смейтесь над этим термином! Скальте зубы! («Ревнитель»); Ступай туда, откедова пришел!Вороти оглобли! («Дурак»). Попробуйте исключить из этих реплик синонимы-фразеологизмы! Без них речь становится беднее, теряет живость, динамичность. Синонимия создает широкие возможности отбора лексических средств. Но совсем не просто из множества слов выбрать единственно верное, необходимое. Стилистические функции антонимов Антонимы используются как яркое выразительное средство в художественной речи. Основная стилистическая функция антонимов - быть лексическим средством выражения антитезы. Антитеза как стилистический прием широко распространена в народном поэтическом творчестве, например в пословицах: Ученье - свет, а неученье - тьма; Антонимы способствуют раскрытию противоречивой сущности предметов, явлений [Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь (Н.); То серьезный, то потешный, нипочем, что в дождь, что в снег, - он идет, святой и грешный, русский чудо-человек (Твард.)]. Часто обращаются к антитезе публицисты (Нет на войне промежуточных тонов, бледных красок, все доведено до конца - великое и презренное,черное и белое. - Эрен.). Употребление антонимов придает публицистической речи яркую экспрессию. Противопоставление усиливает эмоциональность речи. Не случайно антонимия лежит в основе многих афоризмов [Чем ночь темней, тем ярчезвезды (Майк.); Дома новы, но предрассудки стары (Гр.); Мне грустно потому, что весело тебе (Л Явление антонимии лежит в основе оксюморона (от гр. oxýmoron - остроумно-глупое) - яркого стилистического приема образной речи, состоящего в создании нового понятия соединением контрастных по значению слов . «Плохой хороший человек» Антонимы помогают писателям показать полноту охвата явлений [И поздно желать, все минуло: и счастье и горе (Вл. Соловьев); Перед ним толпа бежала, Быль и небыль разглашала (П.)], широту временных границ [Войска идут и день и ночь, Им становится невмочь (П.)]. Сопоставление антонимов может отражать чередование действий, смену явлений, наблюдаемых в жизни [В 7 часов человечий прилив, в 17 часов -отлив (Маяк.); Помиримся. И поссоримся. При столкновении антонимов речь нередко приобретает ироническую окраску; писатели-юмористы часто используют комические антитезы[Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален (К.П.); На антонимах строятся каламбуры: Где начало того конца, которым оканчивается начало? Задания: Задание 1. Составьте конспекты «Стилистические функции синонимов» Важнейшая стилистическая функция синонимов — быть средством наиболее точного выражения мысли. Окружающие явления и предметы, их свойства, качества, действия, состояния познаются нами со всеми их особенностями, понятие называется словом, наиболее подходящим для выражения нужного значения. Так возникают ряды синонимов, позволяющих с предельной точностью детализировать описание явлений действительности. Работая над лексикой своих произведений, писатели выбирают из множества близких семантически слов то, которое наиболее верно передает нужный оттенок смысла; работа с синонимами отражает творческую позицию писателя, его отношение к изображаемому. Изучить варианты стилистической правки художественных текстов можно по авторским черновикам и разным редакциям. Интересны синонимические замены М. Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени». В повести «Княжна Мери»: Я стоял сзади одной толстой {пышной)[1] дамы, осененной розовыми перьями. Употребив определение «толстая» вместо «пышная», писатель подчеркнул свое презрительноироническое отношение к представительнице «водяного общества». В другом случае: Я никогда не делался рабом любимой женщины, напротив; я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть... или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным (упрямым) характером? Семантические оттенки, различающие синонимы упорный —упрямый, указывают на предпочтительность первого. В повести «Максим Максимыч» при описании портрета Печорина сделана такая синонимическая замена:...Его запачканные (грязные) перчатки казались нарочно cuiumbLMU по его маленькой аристократической руке... Лермонтов посчитал слово грязные неуместным в контексте. А. С. Пушкин, описывая впечатление Дубровского от встречи с враждебно настроенным Троекуровым, вначале употребил такие слова: Заметил злобную улыбку врага, но потом два из них заменил синонимами:... ядовитую улыбку своего неприятеля. Это исправление сделало высказывание более точным. Все это случаи скрытого использования синонимов, потому что в самом тексте синонимы как таковые отсутствуют. Мы видим уже стилистически обработанный материал, где слова употреблены в точном соответствии с их значением и эмоционально-экспрессивной окраской, но за каждым словом можно подразумевать синонимический ряд слов-конкурентов, из которых автор выбирал наиболее подходящие. И только изучение рукописей вводит нас в творческую лабораторию писателя, позволяет проследить, как шел отбор лексики. Различные стилистические функции в речи получают синонимы при открытом их использовании, т. е. при употреблении в тексте нескольких синонимов одновременно. Синонимы могут выполнять в речи функцию уточнения. Употребление синонимов, дополняющих друг друга, позволяет более полно выразить мысль (Он словно потерялся немного, словно сробел. — Т.). Один из синонимов в таких случаях может сопровождаться словами, подчеркивающими его значение (Так вышло, что необщительный, даже нелюдимый художник оказался у Невредимовых. — С.-Ц.). Синонимы используются и в функции разъяснения [Я употребляю его (.слово «обыденный») в том смысле, в котором оно значит: обыкновенный, тривиальный, привычный. —Т.]. При употреблении специальной лексики, иноязычных слов, архаизмов, которые могут быть непонятны читателю, писатели часто поясняют их синонимами (Началась анархия, то есть безначалие. — С.-Щ.). Как правило, синонимами поясняются узкоспециальные термины в научно-популярной литературе (Эти случайные, или, как говорят, пекулярные, скорости измеряются в диске немногими десятками километров в секунду). Синонимы могут быть использованы для сопоставления обозначаемых ими понятий; в этом случае автор обращает внимание на различия в их семантике (Врача пригласить, а фельдшера позвать. — Ч.). В особых случаях синонимы выполняют функцию противопоставления (Он, собственно, не шел, а влачился, не поднимая ног от земли. — Купр.). Важнейшая стилистическая функция синонимов — функция замещения, когда необходимо избежать повторения слов (Орловский мужик живет в дрянных осиновых избенках... Калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах. — Т.). Разнообразить речь помогают и близкие по значению слова, не принадлежащие к синонимам (Лорд Байрон был того же мненья; Жуковский то же говорил. — П.). Необходимость избегать повторения слов особенно часто возникает при передаче диалога. Для обозначения факта речи употребляются различные глаголы (... — Душевно рад, — начал он. <...> — Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас, — продолжал Николай Петрович. <...> — Так как же, Аркадий, — заговорил опять Николай Петрович. <...> — Сейчас, сейчас, — подхватил отец. — Т.). Подбирая новые слова для обозначения близких понятий, писатели не механически заменяют одно слово другим, а учитывают их разнообразные смысловые и экспрессивные оттенки. Открытое использование синонимов предоставляет художникам слова большие стилистические возможности. В эмоциональной речи нанизывание синонимов служит усилению признака, действия. Сошлемся на примеры из произведений А. П. Чехова: Эта некрасивая, уродливая женщина имеет свою, в высшей степени интересную повесть («Кривое зеркало»); Через двести-триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной («Вишневый сад»). Синонимы, выстраиваясь в ряд так, что каждый следующий усиливает предыдущий, создают градацию. Этот прием использует Чехов в рассказе «Темной ночью»: Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить. Для усиления того или иного слова писатель может рядом с ним употребить и фразеологический синоним; у А. П. Чехова, например, интересны такие фразы: Мы либералы, — писал он. — Смейтесь над этим термином! Скальте зубы! («Ревнитель»); Ступай туда, откедова пришел! Вороти оглобли! («Дурак»). Попробуйте исключить из этих реплик синонимы-фразеологизмы! Без них речь становится беднее, теряет живость, динамичность. Для создания градации можно использовать не только синонимы, но и слова, связанные общностью значений, не доходящей до синонимии. Например: Настанет день — печальный, говорят! — Отцарствуют, отплачут, отгорят, —остужены чужими пятаками, —мои глаза, подвижные, как пламя. И — двойника нащупавший двойник — сквозь легкое лицо проступит — лик (Цв.). Анализируя разнообразные стилистические функции синонимов, следует помнить, что благодаря устойчивым связям в пределах синонимии, отражающим системные отношения в лексике, каждое слово, имеющее синоним, воспринимается в речи в сопоставлении с другими словами синонимического ряда. Экспрессивно окрашенные слова как бы «проецируются» на их стилистически нейтральные синонимы. Например, встречая в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева разговорные слова в речи Базарова, читатель мысленно сопоставляет их со стилистически нейтральными, отмечая демократический стиль речи героя. Так, крестьянскому мальчику Базаров объясняет: Если ты занеможешь и мне тебя лечить придется... (а не заболеешь); А я завтра к батьке уезжаю (а не к отцу). У Ф. М. Достоевского лексика «предельного значения» производит на читателя сильное впечатление благодаря возможности скрытого сопоставления эмоционально-экспрессивных слов с ослабленными и стилистически нейтральными синонимами (В ужасе смотрел Раскольников на прыгавший в петле крюк запора; Вдруг в бешенстве она [Катерина Ивановна] схватила его [Мармеладова] за волосы и потащила в комнату;...плюнул и убежал в остервенении на самого себя). Выбор синонимов в художественной речи зависит от особенностей стиля писателя. В связи с этим А. М. Пешковский писал: «Сплошь и рядом оценить выбор автором того или другого синонима можно только при рассмотрении данного текста на фоне всего произведения или даже всех произведений данного автора»[2]. Синонимия создает широкие возможности отбора лексических средств, но поиски точного слова стоят автору большого труда. Иногда нелегко определить, чем именно различаются синонимы, какие они выражают смысловые или эмоционально-экспрессивные оттенки. И совсем не просто из множества слов выбрать единственно верное, необходимое. Задание 2. Исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов: Стоимость абонента на цикл лекций о современном искусстве 200 рублей. – Стоимость абонемента на цикл лекций о современном искусстве 200 рублей. Розыск мужа не обвенчался успехом. – Розыск мужа не увенчался успехом. Сценарий нового дефективного фильма будет опубликован в очередном номере журнала. – Сценарий нового детективного фильма будет опубликован в очередном номере журнала. Где здесь натуральная контора – мне с ребёнка копию снять. – Где здесь нотариальная контора – мне с ребёнка копию снять. Весь иллюстрированный материал он хранит в специальной папке. – Весь иллюстративный материал он хранит в специальной папке. Мне необходимо пойти в библиотеку и составить списки рекомендательной литературы. – Мне необходимо пойти в библиотеку и составить списки рекомендованной литературы. Взаимопонимание обобщает людей, делает их ближе, добрее, доверчивее. – Взаимопонимание объединяет людей, делает их ближе, добрее, доверчивее. Задание 3. Найдите ошибки в предложениях, отредактируйте их: Он привык беречь каждую минуту времени. Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методичной литературой. В прошлом году выдался неурожайный год. Они стали заниматься рисованием и нарисовали много картин. Беседа, которую мы с вами провели, подошла к завершающему концу. Лично я считаю, что выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле. Наружная внешность героини достаточна привлекательна. У него были незаурядные, выдающиеся организаторские способности. Он привык беречь каждую минуту. Писателя интересуют взаимоотношения участников движения. Он снова ощутил, что его охватило болезненное чувство одиночества. В своей работе руководители учреждений опираются на новейшую методическую литературу. Прошлый год выдался неурожайный. Они стали заниматься рисованием и написали много картин. Беседа, которую мы с вами провели, подошла к концу. Лично я считаю, что выступающие будут говорить о деле. Внешность героини достаточна привлекательна. У него были выдающиеся организаторские способности. Задание 4. Составьте словосочетания с приведенными ниже паронимами: 1) оплатить — заплатить, 2) предоставить — представить, 3) одеть — надеть, 4) опасный — опасливый, 5) технический — техничный. Оплатить квитанции – заплатить за интернет Предоставить документы – представить ситуацию Одеть сестру – надеть перчатки Опасный подъем – опасливый человек Технический процесс – техничный артист Задание 5. Устраните речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением паронимов. Журналист до сих пор в заключении. Его духовное состояние вызывает тревогу. Эти лидеры хотят играть заглавную роль в предстоящих выборах. Решимость поступков президента перестала шокировать общественность. Ситуация углубляется тем, что строить точные прогнозы развития событий трудно. Инспектор рассудил неправоту арбитра. Число закоренелых москвичей растет с каждым годом. Во время спора он занял двойную позицию. Оратор дал очень дипломатический ответ на вопрос из зала. Журналист до сих пор в заключении. Его душевное состояние вызывает тревогу. Эти лидеры хотят играть главную роль в предстоящих выборах. Решительность поступков президента перестала шокировать общественность. Ситуация усугубляется тем, что строить точные прогнозы развития событий трудно. Инспектор обсудил неправоту арбитра. Число коренных москвичей растет с каждым годом. Во время спора он занял двойственную позицию. Оратор дал очень дипломатичный ответ на вопрос из зала. Задание 6. Из данных сочетаний выберите правильные: 1) играть значение — играть роль, 2) уделять внимание — уделять значение, 3) поднять тост — произнести тост, 4) оказать впечатление — произвести впечатление. 1) Играть роль 2) Уделять внимание 3) Произнести тост, 4) Произвести впечатление. Задание 7. Устраните тавтологию. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. Это новая конструкция двери, не имеющая подобных аналоговых конструкций на мировом рынке. Между этими тренажерами не существует существенной разницы. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше желающих. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное состояние одиночества. Это новая конструкция двери, не имеющая аналогов на мировом рынке. Между этими тренажерами нет существенной разницы. Задание 8. Найдите избыточные выражения (плеоназмы). Устраните недочеты. Мне вернули бракованную вещь. Андрей познакомился с Верой на выставке. Прейскурант висел на стене перед входом в зал. Кондратьев написал автобиографию год назад. Дебют молодой певицы был весьма удачен. Фирма объявила о вакансии на место главного бухгалтера. Президент фирмы призвал всех к сотрудничеству. Ее мимика была чрезвычайно выразительна. Больной был немедленно госпитализирован. |