практика. Занятие 2 Задание я выбрала произведение Житии и хождение Даниила, игумена Русской земли
Скачать 19.9 Kb.
|
Практическое занятие №2 Задание 1. Я выбрала произведение «Житии и хождение Даниила, игумена Русской земли». Композиция начинается традиционно, со вступления. Во вступлении мы видим обычные для того времени литературные обороты, принижающие автора в глазах читателя и восхваляющие Бога. На протяжении всего произведения используются обороты, подчеркивающие, что всё, что описано, дано Богом и даже сама возможность понять и описать увиденное. Сама суть повествования напоминает современный путеводитель, но со странным и непривычным слогом. Много внимания уделено расположению географических объектов (острова, страны, города) и особенностям разных местностей. Также важное место в повествовании занимают упоминания святых, где находятся, какова история святого и какое чудодейство посмертно они оказывают на прихожан. Повествование наполнено чувствами и эмоциями автора, но также видно, что автор был умен и обладал большим кладом знаний в разных сферах жизни. Люди в произведении представлены так: либо это христиане, либо иноверцы, что оскорбляют и досаждают христианам честным. Описаний конкретных людей, не святых, не так много. Например, старый муж в монастыре Святого Саввы и король Балдуин. Говорится о них коротко. Хождение Даниила принято считать первым в жанре хождение, так как это самое древнее из сохранившихся в своем жанре. Из этого мы можем сделать вывод, что произведение само по себе закладывает традиции записи хождений и является образцом для других подобных произведений того времени. Задание 2. Анализ эпиграммы П. Сумарокова «Коль мыслишь, я любовь свою к тебе скончала...» по предложенному плану. Эта эпиграмма под авторством Сумарокова об отношениях мужчины и женщины. Ситуация в эпиграмме описана от лица девушки. Если перевести её на обывательский язык, то звучать это будет так: «Если думаешь, что я тебя перестала любить, то стоит тебе знать, что я и не начинала». Сумароков в своей лирике часто описывал любовные чувства молодых людей. У автора не было потребности отмечать мотивировку, его привлекало изображение самого чувства, причины же возникновения различных состояний души он опускал. Моделью часто служили любовные отношения пастухов и пастушек. Актуальность жанра эпиграммы в современной поэзии мы можем проследить творчестве рэп исполнителей. Например, творчество группы «Каста», остро и метко высмеивает и выносит напоказ пороки современного общества, власти, отдельных людей. Очень вызывающе звучат их строчки из песни «Выходи гулять», описывающие митинги и демонстрации в нашей стране в настоящее время. Да и весь альбом «Об изъяне понятно» состоит будто бы из эпиграмм о современной власти и обществе. Говоря о эпиграммах и современности нельзя не упомянуть о таком исполнителе как Иван Алексеев, более известный под сценическим псевдонимом Noize MС. Его громогласный трибьют Егора Летова «Всё как у людей» вызвал бурю в СМИ. В этом треке также есть всё, и о политике, и об обществе, и о свободном слове в творчестве. Эпиграмма о новом фильме: В Тюмень приехал режиссёр, позвал людей на площадь. Сказал: «Снимаем сцену мы, вы будете массовкой. Себя узреть смогёте вы в киношке на экранах». Забыл сказать тот фильмодел, что это всё реклама. Задание 3. Я выбрала произведение «Последний Новик или Завоевание Лифляндии» под авторством Лажечникова, первую главу. Жанровое определение: исторический роман. К признакам данного жанра можно отнести исторический сюжет, то, что историческая правда в нём сочетается с художественной, исторический факт — с художественным вымыслом, настоящие исторические лица — с лицами вымышленными, вымысел помещён в пределы изображаемой эпохи. Всё повествование ведётся на фоне исторических событий. Впервые издан в четырёх частях, в течение 1831—1833 годов. В самом же романе повествование идет о 18 веке. Доказательством этому служит упоминание конфликтов Карла XII и Петра I. В романе несколько сюжетных линий, которые с разных сторон показывают любовь к родине и слава очень идеализированного царя Петра I. В первой главе автор коротко затрагивает тему «отцов и детей», упоминая, что вспомнили об обидах и несправедливости к Лифляндии лишь те, кто их застал, а молодежь шла под знамёнами Карла XII и готова была дальше за него сражаться не смотря ни на что. Композиция первой главы весьма специфична. Сначала идет традиционное вступление, в которой нам дают описание места действия повествования и недавних событий, которые запустили сюжет произведения. А в конце главы идет лирическое отступление автора, который решает нам поведать, почему его занимает именно это место и время, а не какое-то иное, более яркое и живописное. В главе описывается три эпизода: 1) как Карл XI «разграбил» Лифляндию и забрал множество собственности в государеву казну; 2) как Рейнгольд Паткуль пытался вернуть дворянам их имущество и укрылся от власти Швеции под крылом Петра I ; 3) как постепенно полководцы Шереметьевы захватывали земли Лифляндии. В первой главе главного героя как такого нет, он появится позже. Само произведение сразу после своего первого издания в полном виде роман имел успех как у читателей, так и у критиков. В частности, В. Г. Белинский оценил «Последний Новик» как «произведение необыкновенное, ознаменованное печатию высокого таланта», не лишенное некоторых недостатков, не удивительных, впрочем, для первого произведения в своём роде. На волне успеха, Лажечников через министра народного просвещения преподнёс экземпляр романа императору Николаю I и его супруге, которые также оценили произведение и пожаловали автору бриллиантовый перстень. Авторская позиция четко сформулирована самим автором: «На случай вопроса, почему избрал я сценой для русского исторического романа Лифляндию, которой одно имя звучит уже иноземным, скажу, что ни одна страна в России не представляет народному романисту приятнейшего и выгоднейшего места действия.». Автор хочет пробудить любовь к отчизне у читателя, даже если он, читатель, не на Родине находится. По мнению автора, где бы вы ни были, имя отчизны торжествует и чувствуется даже сильнее. Задание 4. Пьесы Вампилова, обладая энергией всевременности, все-таки были рождены в 1960-е годы, несли приметы этих лет. По ним можно проследить, как менялся моральный климат в обществе, что происходило с человеком, не желавшим терять свою внутреннюю свободу. Повзрослевшие к началу 1970-х герои Вампилова уже иные. Это герои трагические. Они не сумели реализовать идеалы молодости; лицемерие, двойная мораль, ставшие законом общественной жизни, разъедают их души. Они живут неистинной жизнью, какой, впрочем, живет все общество, фальшь которого так глубоко проникает внутрь, что деформирует человека. Он еще пытается сопротивляться, барахтается, но непоправимо изуродованы сами формы сопротивления среде, опрокинуты нравственные ориентиры, смещены критерии оценки хорошего и плохого. Герой испытывает глубокий душевный кризис, но очищенным из него не выходит. Таков герой трагикомедии “Утиная охота” (1970) Зилов, которого терзает экзистенциальная тоска по иной – настоящей – жизни. Александр Вампилов оставил не такое уж большое наследство – четыре одноактные и четыре многоактные пьесы. И тем не менее в литературе и театральном искусстве укрепилось понятие “театр Вампилова”. Это значит, что драматург создал свой уникальный художественный мир, свою эстетическую систему. Все вампиловские пьесы полифоничны, допускают разные толкования при том, что авторский идеал выражен достаточно отчетливо. Можно было бы назвать Вампилова драматургом-бытовиком. Действительно, его герои живут в повседневном быту, в окружении бытовых реалий. В сфере быта реализуется социальная картина времени. Но быт вмещает экзистенциальные проблемы бытия и раздвигается до философского понимания человеческой жизни, до проблем общечеловеческого братства или всеобщего отчуждения, потери собственного “я” или самоидентификации. Будучи отражением нравственности и идей времени, герои Вампилова несут в себе и общефилософский потенциал, что определяет их постоянную актуальность. Вампилов пришел в литературу в конце 1960-х, его пьесы появились на фоне арбузовско-розовской драматургии, разрушавшей концепцию человека-винтика. В отличие от драматургов старшего поколения, которые видели источники конфликтов в прошлом, Вампилов показал негативные тенденции в современной ему жизни, открыл нарастающую бездуховность общества. Он писал о людях, испытываемых бытом, спокойной и сытой жизнью. Эти испытания оказались драматичными, наполненными глубокими конфликтами. Позже, уже в середине 1970-х, появилась “поствампиловская” драма, или драма “новой волны”, которая расширила сферу быта в его воздействии на характер, показала бездны и провалы в жизни нового – маргинального, переходного героя. Но это был уже другой – не вампиловский герой. Драматурги “новой волны” и не пытались “спаять любовью” своих героев, как это было в пьесах Вампилова. Задание 5. Перед нами необычная сцена создания героя. Автор размышляет о том, что своего героя он создает в привычных рамках ушедшей эпохи. Склянки, о которых пишет автор, это форма героя, а эфир, содержание, это характер, которым он наделит своего героя. «Тара» — это некий шаблон героя для литературного произведения. В основе размышлений неизменность бытия и повторение всего, что было до нас. Таким образом автор дает нам понять, что наша жизнь лишь «существование», а не жизнь как таковая. Задание 7. Сразу стоит прописать несколько условий, при которых описывается эта премия: премия присуждена посмертно, а не при жизни автора; премия присуждается за общий вклад в литературу, а не за конкретное произведение. Эта премия возникла на перепутье литературы и музыки. Её лауреатами стали авторы популярнейших стихов, положенных на музыку. Строчки поэтов до сих пор на устах многих граждан нашей огромной страны и не теряют своей актуальности. Это стихи вне времени. Номинация «Новая рифма» За новаторство в поэзии, неожиданные обороты, не повторяющиеся рифмы, почти не встречающиеся у других поэтов. Думаю именно такая премия могла бы достаться Белле Ахмадулиной. |